Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Киюцина О. М.
ассистент кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института

Методические подходы к оценке торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия

В современных экономических условиях одной из приоритетных задач развития оптовых предприятий является повышение эффективности их торгово-хозяйственной деятельности. Для ее решения требуется обоснование и внедрение управленческих решений, основанных на выявлении резервов совершенствования коммерческой деятельности. В качестве инструмента, регулирующего данные процессы и отношения, выступает объективная и адекватная существующим условиям оценка хозяйственной деятельности предприятия. При этом в современной экономической литературе методологическая база использования этой аналитической процедуры отражена недостаточно полно, что и определяет актуальность данного исследования.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть методологические основы оценки торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия на базе виртуального подхода, для реализации которого нами была разработана программа оценки [3].
Экономической оценке в последние годы уделяется большое внимание, как в России, так и в зарубежных странах. Из зарубежных авторов наибольший вклад в разработку данных проблем внесли С. Майерс и Р. Брейли, изучавшие вопросы оценки финансовой деятельности предприятий; Д.Нортон и Р. Каплан, разработавшие концепцию сбалансированной системы оценочных показателей, которая нашла применение в стратегическом менеджменте. Все чаще к вопросам экономической оценки обращаются отечественные аналитики, например, В.В. Ковалев, А. Гинзбург, О.В. Грищенко. Однако зарубежные модели в настоящее время применяться в России не могут по причине существенных различий в формировании информационной базы, а отечественные специалисты, как правило, рассматривают данный вопрос применительно к одной стороне деятельности предприятия – финансовой, причем без учета специфики функционирования организации. Таким образом, можно говорить о том, что проблемы и методология оценки деятельности предприятия, в особенности оптового, на сегодняшний день в экономической литературе освещены недостаточно.
Оценка является одним из направлений осуществления экономического анализа, углубляющим и переводящим его на новый, более качественный уровень. Оценка существенно отличается от экономического анализа. Экономический анализ представляет собой метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них, он осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определяющих те или иные результаты основных экономических пропорций и соотношений [1, с. 41]. В отличие от этого оценка состоит в определении цены, ценности; мнения о ценности, уровне или значении [1, с. 646]. Оценка также может быть определена как заключение о наблюдаемом явлении, основанное на определенном критерии; аналитическая процедура, в процессе которой происходит преобразование количественной информации в качественные выводы [2, с. 125].
В соответствии с вышеуказанными определениями мы и рассматриваем оценку торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия. При этом, так как оценка является одной из граней экономического анализа, используемые данной отраслью науки подходы могут применяться и в целях ее осуществления.
Для оценки торгово-хозяйственной деятельности оптовых предприятий из множества научных подходов целесообразно использовать такие подходы, как интеграционный, системный и виртуальный.
Интеграционный подход нацелен на исследование взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами системы. При осуществлении оценки торгово-хозяйственной деятельности мы считаем необходимым изучение взаимосвязи между составными элементами внешней и внутренней среды предприятия, что позволяет своевременно выявлять его потенциальные возможности и угрозы, соотносить и корректировать стратегические планы в соответствии с развитием внешней среды.
Одним из основных факторов внешней среды оптового предприятия является уровень развития товарного рынка, на котором оно функционирует. При этом можно выделить два основных аспекта нахождения оптового предприятия на товарном рынке: региональный и отраслевой.
Выделение регионального аспекта связано с необходимостью учета специфических черт, присущих отдельным экономическим регионам и оказывающих существенное влияние на деятельность предприятий. Отраслевой аспект предполагает изучение состояния и тенденций развития той отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, т.е. оптовой торговли. Поскольку предприятия каждой отрасли экономики имеют сходные черты (единую нормативно-правовую базу хозяйствования, идентичные технологические процессы и т.п.), подобная оценка позволит осуществить позиционирование предприятия на рынке, соотнести показатели его деятельности со среднеотраслевыми, оценить уровень конкуренции, своевременно изменить приоритеты стратегического развития в соответствии с изменением условий функционирования.
Системный подход предполагает исследование торгово-хозяйственной деятельности как сложной системы элементов, состоящей из двух подсистем: позиционирования предприятия во внешней среде с точки зрения его места на товарном рынке и оценки торгово-хозяйственной деятельности как элемента внутренней среды. В свою очередь, исследование данных подсистем предполагает использование системного подхода к изучению каждой из них.
Позиционирование оптового предприятия на товарном рынке предполагает осуществление исследования по следующим направлениям:
1. изучение состояния и тенденций развития оптовой торговли;
2. соотнесение тенденций развития оптовой и розничной торговли;
3. оценка влияния оптовой торговли на потребительский рынок;
4. оценка состояния и тенденций развития сегмента товарного рынка, на котором функционирует оптовое предприятие.
Торгово-хозяйственную деятельность также следует рассматривать как систему элементов, направления изучения которой отражены на рис. 1.
Рис. 1. Система элементов оценки торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия
Виртуальный подход заключается в использовании новейших технических, технологических, программных средств при осуществлении оценки торгово-хозяйственной деятельности. На сегодняшний день в процессе функционирования оптовых предприятий формируется автоматизированная информационная система, одной из составных частей которой выступает программное обеспечение. Как показывает практика, в настоящее время в России отсутствуют или имеют ограниченное хождение программы анализа, учитывающие специфику деятельности в оптовой торговле. Хотя функции некоторых программ предполагают самостоятельное формирование расчетной базы показателей анализа и оценки, для этого требуется наличие обязательных условий, таких как профессионализм специалистов, осуществляющих постановку задачи анализа и решение поставленных задач; наличие взаимопонимания между ними (рис. 2). Особенно важно последнее условие, так как при отсутствии специальных знаний у аналитика он не может осуществить проверку адекватности решения поставленных задач. В то же время, в современных российских условиях зачастую встречается несоблюдение одного или нескольких из перечисленных условий, что ведет к существенному искажению результатов анализа.
Рис. 2. Стороны разработки автоматизированной информационной системы оценки торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия
Необходимость разрешения указанной проблемы требует создания специализированного программного обеспечения для оптовых предприятий, которое позволяло бы осуществлять как широкомасштабный анализ деятельности, так и оценку отдельных аспектов функционирования.
При решении задачи разработки программного обеспечения оценки торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия должен использоваться ряд принципов:
– выявление информационных потребностей пользователей;
– определение способов наиболее эффективного удовлетворения этих потребностей;
– объективность отражения процессов товарного обращения, развития торговой деятельности и использования хозяйственных ресурсов;
– единство (унификация) информационной базы;
– разработка вариантов решения задач на ПК;
– ограничение объема первичной информации;
– разработка программы для нужд управления.
В качестве основных можно выделить следующие потребности пользователей: простота использования, высокая скорость формирования отчета, точность оценки, наглядность, возможность распечатки выходных сводных форм (таблиц и диаграмм), гибкость (возможность изменения под потребности конкретного пользователя).
Реализация данного подхода к оценке требует существенного информационного обеспечения и использования специфических показателей, расчет которых позволяет получить достаточно точную количественную оценку торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия. Пример содержания информационного обеспечения оценки и соответствующих показателей приведен нами в табл. 1.
Использование виртуального подхода позволяет существенно ускорить процесс оценки, что дает возможность аналитику уделить больше внимания выявлению проблемных моментов в деятельности оптового предприятия, разработке вариантов их решения и обоснованию экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий, а менеджеру – получить наглядное представление о формирующихся на предприятии тенденциях, более оперативно реагировать на изменение ситуации, что способствует повышению качества принятия управленческих решений.
Виртуальный подход к оценке был реализован в компьютерной программе «Экономическая оценка торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия» [3], разработанной на основе авторской методики.
Таблица 1 Информационное обеспечение и показатели виртуального подхода к оценке торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия
В заключение отметим, что оценка торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия основывается как на общесистемных, так и на прикладных методах анализа. Особенностью предлагаемой методики является то, что при ее применении используются прикладные методы как традиционного экономического анализа, так и специфические методы, заимствованные из различных отраслей и сфер знаний, такие как SWOT-анализ, СТЭП-анализ, метод дерева целей, интервьюирования и др.
Таким образом, оценка торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия предстает как одна из сторон экономического анализа, которая позволяет углубить его и перевести на новый, более качественный уровень.


Литература
1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.
2. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: Теория, методология, практика оценки: монография / Н.Н.Терещенко, О.Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 229 с.
3. Экономическая оценка торгово-хозяйственной деятельности оптового предприятия: программа для электронно-вычислительных машин. Свидетельство о регистрации 2006610546 от 14.06.06. Роспатент. Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» / Киюцина О.М.; заявитель и правообладатель ГОУ ВПО «КГТЭИ».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия