| | Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ЭКОНОМИКА СТРАН ЕврАзЭС В 2002 ГОДУ | | Уркумбаев М. Ф. Почетный председатель компании "КАЗФОСФАТ"
| |
| | Перед представителями реального сектора экономики стран-членов ЕврАзЭС поставлен вопрос: как сегодня следует заниматься бизнесом? Любой компании, которая не сумеет приспособиться к новым глобальным условиям, предстоят тяжелые времена. Интернационализация и глобализация мировых рынков навсегда изменили представление о том, как должны вестись дела.
Интернационализация означает, в частности, расширение контактов между странами через различные объединения в нашем Сообществе и через ассоциацию "Деловой совет ЕврАзЭС". В деловой сфере интернационализация - это потоки товаров и капитала из одной страны в другую. Применительно к современным компаниям границы между странами уже не имеют прежнего значения. Идет процесс создания в рамках Сообщества единого экономического пространства. Но пока развиваются лишь двусторонние, редко трехсторонние взаимоотношения между компаниями.
В ЕврАзЭС необходимо принять решение о предоставлении льгот на потоки товаров и капитала, на первом этапе хотя бы для членов ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС". В противном случае Сообщество постигнет участь других международных объединений, в организации и учреждении которых наши страны участвовали, но эффект от которых для конкретных компаний был нулевым.
Процесс интернационализации и глобализации в деловой сфере неотвратим.
Возьмем нашу компанию "Казфосфат", продукция которой поставляется в Россию, Беларусь и в некоторые другие страны. Все начинается с длительной процедуры согласования и получения лицензий на экспорт-импорт или транзит через территорию России и Беларуси. Разрешения Министерства природных ресурсов России на транзит желтого фосфора через ее территорию по каждому направлению и каждому контракту выдается после получения сведений о регистрации вещества в российском Регистре потенциально опасных химических веществ и справки Минздрава России, затем - после получения письма Постоянного комитета по контролю наркотиков. Срок получения разрешения доходит до 50 дней. Если прибавить к ним еще 40 дней на получение лицензий и согласования с рядом министерств в Казахстане, то о деловом процессе, выполнении контрактов в срок и конкурентоспособности предприятия не приходится говорить. Компания теряет рынок, имидж. Необходимо, хотя бы в порядке эксперимента для членов ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС", принять решение о сокращении бюрократических процедур.
Тарифные ставки на железных дорогах стран ЕврАзЭС должны определять предельный уровень тарифа на фрахтовый год. Вместе с тем, железнодорожная администрация каждой страны имеет право на снижение объявленного уровня тарифа путем предоставления скидок и установления специальной сквозной ставки. Поэтому, учитывая, что "Деловой совет ЕврАзЭС" создан для углубления интеграционных процессов в Сообществе, следовало бы решением глав правительств предоставить компаниям, входящим в него, первоочередные скидки и установить специальные сквозные ставки. Такая тарифная политика привела бы к созданию единого тарифного транспортного пространства, позволила бы учитывать конъюнктуру мирового товарного рынка и рынка транспортных услуг, способствовала бы свободному перемещению товаров по территории стран ЕврАзЭС и повышению эффективности железнодорожных перевозок. К сожалению, уровень действующих сегодня транзитных тарифов, по сравнению с грузовыми тарифами во внутригосударственном сообщении, в среднем выше более, чем в 1,5 и даже 2 раза.
Если решить хотя бы эти проблемы, то ЕврАзЭС, а также и ассоциация "Деловой совет ЕврАзЭС" станут реально привлекательными для всех компаний, успешно работающих в наших странах.
В будущем мы должны использовать опыт, накопленный в прошлом. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. В достижении этой цели во многом могут помочь и экономические форумы, первый из которых прошел в феврале 2003 года. Подобные мероприятия надо проводить регулярно: сейчас - ежегодно, а через 5-7 лет - один раз в два года. | |
|