Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Адамбекова А. А.
доцент кафедры финансовых рынков и банковского бизнеса Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова (г. Алматы),
кандидат экономических наук


Основные детерминанты формирования и развития пенсионного рынка Казахстана

С самого начала одной из главных целей пенсионной реформы Республики Казахстан было инвестирование аккумулируемых пенсионных взносов казахстанских граждан в реальный сектор экономики. В настоящее время практику национального инвестирования пенсионных активов можно назвать моделью формирования самых «длинных» денег, поскольку, имея большие возможности в сроках размещения, накопительные пенсионные фонды (далее НПФ) оказались наиболее мобильными на рынке срочных финансовых инструментов. Это обеспечивает им преимущественное положение перед конкурентами: банками, страховыми и инвестиционными компаниями. Сегодня НПФ обладают ресурсами, которые по своей срочности не могут сравниваться ни с ресурсами банков, ни с ресурсами остальных участников финансового рынка. В течение девяти лет функционирования пенсионного рынка обеспечено накопление значительной денежной массы, однако уровень эффективного ее размещения снижается ввиду дефицита финансовых инструментов. Основная часть инвестиционного портфеля пенсионных фондов до сих пор представлена ценными бумагами государства, доходность по которым обеспечивается за счет налоговых платежей в бюджет. В то же время, для пенсионных активов рынок должен и может найти более эффективное применение. Сложившаяся на пенсионном рынке ситуация во многом объясняется детерминирующими факторами его создания.
В основу механизма пенсионного рынка заложена накопительная пенсионная система (НПС), необходимость внедрения которой была обусловлена следующими обстоятельствами развития страны в 90-е гг.:
– кризис бюджетной системы, резко ограничивший финансовые возможности государства по индексации и выплате пенсий вообще;
– несоответствие количества работающих налого­плательщиков численности пенсионеров, а точнее опережающий рост последних в сравнении с ростом трудовых ресурсов;
– отсутствие возможности для инвестирования пенсионных отчислений из-за необходимости их незамедлительной выплаты;
– большая задолженность предприятий из-за высоких размеров обязательных отчислений (до 30%) и как следствие – уклонение от их уплаты;
– низкая заинтересованность самих граждан в обеспечении своей старости ввиду отсутствия действия принципа адресности;
– неэффективная система управления и контроля за пенсионными отчислениями;
– региональная несбалансированность финансовых потоков солидарной системы пенсионного обеспечения, снижающая заинтересованность регионов доноров в увеличении объема поступлений во внебюджетные фонды;
– двойственное подчинение административной структуры управления: как вышестоящим органам, так и местным органам власти.
Критическое состояние, в котором оказалась пенсионная система страны, требовало принятия комплекса как неотложных, так и стратегических мер по стабилизации пенсионного обеспечения в Казахстане. В результате проведения большой подготовительной работы было принято решение о создании основ для функционирования пенсионного рынка. Все обозначенные выше обстоятельства позволяют полнее представить важность осуществленных преобразований, ибо большую часть из этих проблемных вопросов государству удалось разрешить.
Важно отметить, что на становление казахстанского пенсионного рынка оказывали влияние различные факторы, определившие исторические периоды и специфические особенности его развития. Представляется, что основными из них являются следующие.
1. Активная деятельность коммерческих банков и крупных компаний, уже наметивших к тому времени планы и пути создания ФПГ, которые и стали основателями пенсионного рынка, став учредителями первых НПФ в стране. К их числу следует отнести АО «Народный банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк», АО «БанкТуранАлем», АО «ЦентрКредитБанк», АО «АТФ-Банк», АО «ССГПО», АО «Казхром», АО «Казахтелеком» и другие. Первые шесть лет (1997–2002 гг.) ученые и практики называют периодом формирования как самой структуры НПС, так и ее вспомогательной инфраструктуры, когда определились основные участники пенсионного рынка в лице крупнейших отечественных финансовых и промышленных групп, основных профессиональных участников финансового рынка. Главные признаки накопительного пенсионного рынка проявились не сразу, поскольку в первые годы его становления формировались основные черты отношений между посредниками, создавалась техническая инфраструктура, выстраивалась структура государственного контроля и надзора, строилась нормативно-правовая база функционирования пенсионного рынка. Вместе с тем, первые годы для НПФ можно оценить как самые доходные и рентабельные, что было достигнуто за счет интенсивного роста как финансового рынка в целом, так и пенсионного рынка в частности, а также других факторов: сравнительно высокой доходности практически по всем финансовым инструментам, отсутствие инструментального дефицита для инвестиционных вложений пенсионных активов, значительная курсовая разница за счет неуклонной девальвации национальной валюты и другие.
2. С 1998– по 2002 гг. пенсионный рынок функционировал довольно стабильно, обеспечивая свой инвестиционный портфель ГЦБ и номинированными в долларах США ценными бумагами. Но тенденции последних лет, ставшие следствием удорожания нефти на мировом рынке, досрочного погашения Минфином своих обязательств, профицитом бюджета, укрепления курса национальной валюты и других, вобщем-то позитивных явлений для экономики в целом, оказали отрицательное воздействие на состояние пенсионного рынка, который понес большие убытки.
3. На первоначальном этапе своего существования пенсионные фонды робко вступали в ряды институциональных инвесторов и лишь спустя три-четыре года стали более активно продвигать свои интересы на рынке. Это выразилось, прежде всего, в том, что негосударственные НПФ смогли в законодательном порядке закрепить за собой право самостоятельного инвестиционного управления пенсионными активами. Таким образом, инфраструктурное развитие пенсионного рынка выразилось в появлении и закреплении на рынке такого институционального участника, как организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами. Изменение статуса (с компаний на организации) управляющих инвестиционным портфелем НПФ было связано с правовым расширением функций НПФ (поскольку фонды получили право самостоятельно управлять своими пенсионными активами).
4. Одним из принципов проведения пенсионной реформы является право граждан выбора осуществления пенсионных накоплений в накопительных государственном и негосударственных пенсионных фондах. На первоначальном этапе государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) создавался, прежде всего, в качестве альтернативы негосударственным накопительным пенсионным фондам. По мнению Всемирного банка, ГНПФ должен был служить пенсионным фондом для тех вкладчиков, которые с самого начала не доверяли частным структурам финансового управления своих пенсионных активов. На инвестиционный портфель этого фонда были наложены более жесткие ограничения, которые должны были обеспечить большую степень безопасности активов и, соответственно, обусловливали более низкие ставки инвестиционного дохода. Вопрос возможной приватизации ГНПФ очень активно обсуждается в финансовых кругах почти с первых лет начала функционирования пенсионного рынка. Основной причиной этого стало само создание ГНПФ, как временного, для оказания содействия реализации накопительной пенсионной системы. Однако, если раньше этот вопрос поднимался только изредка, то в 2004–2005 гг. весь финансовый рынок прямо-таки ждал выхода в свет подзаконных актов, регламентирующих процесс приватизации ГНПФ. Общеизвестно, что в качестве инвесторов предполагается привлечь крупных стратегических инвесторов и международные финансовые институты. Однако, данный вопрос пока себя никак не проявил, и возможно по причине как положительных, так и отрицательных аспектов этого процесса.
5. Изначально пенсионный рынок предусматривал три регулирующих органа – Национальную комиссию РК по ценным бумагам (НКЦБ), Национальное пенсионное агентство и Национальный банк РК. Каждый из указанных надзорных органов регулировал своих «подопечных». Так, Национальный банк контролировал деятельность банков-кастоди, НКЦБ – деятельность КУПА, а Национальное пенсионное агентство – деятельность пенсионных фондов. Уже в 2000 г. НПА было преобразовано в Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов, который продолжал оставаться в подчинении Министерства труда и социальной защиты населения РК. Существующая система не была эффективной и даже не отвечала требованиям того периода. Конечно, нельзя сказать, что ситуация была схожа с сюжетом известной басни Крылова о «лебеде, раке и щуке», но тем не менее что-то похожее в регулировании данного вопроса наблюдалось. А потому все функции с созданием АФН были переданы в единый орган надзора страны, который активно совершенствует механизмы регулирования пенсионного рынка, постоянно внося в них изменения.
6. Важной в истории развития пенсионного рынка является Программа дальнейшего развития накопительной пенсионной системы на 2005–2007 гг. 1. Программа определила основные приоритеты развития НПС на среднесрочную перспективу: расширение участия населения в НПС; обеспечение эффективности уплаты обязательных пенсионных взносов путем реализации требования «один вкладчик — один фонд» по обязательным пенсионным взносам (что реализовано в 2006 г. через систему оптимизации платежей) и снижения задолженности агентов по обязательным пенсионным взносам; установление порядка исполнения государством гарантий по сохранности обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты; определение ответственности ООИУПА и накопительных пенсионных фондов, а также защита интересов вкладчиков; повышение эффективности управления пенсионными активами, выпуск долгосрочных индексированных государственных ценных бумаг, увеличение доли долгосрочных финансовых инструментов в объеме пенсионных активов, развитие проектного инвестирования и активизация рынка акций, хеджирование ценовых и валютных рисков финансовых инструментов в портфелях НПФ; развитие и повышение эффективности надзора за субъектами НПС и внедрение Принципов регулирования частных пенсионных фондов Международной ассоциацией пенсионных регуляторов (INPRS).
7. Корпоративные НПФ, возможно исчерпав все возможности дальнейшего роста, решили постепенно переходить в открытые фонды. Так, на сегодняшний день из корпоративных фондов остался только один фонд АО «НПФ Казахмыс», в то время как АО НПФ «Филипп Морис Казахстан» прекратил свое самостоятельное существование, слившись с АО «АBN AMRO НПФ».
8. На пенсионном рынке Казахстана существуют добровольные и добровольно-профессиональные взносы, за счет которых может формироваться дополнительная пенсия, которая складывается из добровольных взносов работающих и работодателей только в накопительных пенсионных фондах. Для добровольных взносов существует необлагаемый налогом минимум, который установлен в пределах 10 минимальных расчетных показателей. Таким образом, каждому гражданину предоставляется возможность увеличить свое пенсионное обеспечение. При этом действует принцип «ЕЕТ» – пенсионные деньги подлежат налогообложению только при осуществлении выплат. Значение добровольных взносов проявляется в том, что они свидетельствуют: 1) об уровне социальной защищенности работников той или иной компании и об уровне корпоративной культуры; 2) характеризуют уровень готовности казахстанского общества к полному переходу к накопительной пенсионной системе; 3) о росте доверия к НПС; 4) о росте благосостояния населения и его стремления отсрочить налоговые обязательства. Количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным пенсионным взносам увеличилось в 2005 г. на 2 179 (7,2%), за 10 месяцев 2006 г. на 667 и составило на 1 ноября 2006 г. 33 003 с общей суммой пенсионных накоплений 580,5 млн тенге (или 0,06% от суммы накоплений по обязательным пенсионным взносам). Количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам выросло за 2005 г. на 533, за 10 месяцев 2006 г. на 435 и по состоянию на 1 ноября 2006 г. составило 3 732 с общей суммой пенсионных накоплений 29,7 млн тенге.
9. Для современного пенсионного рынка Казахстана характерны разработка и реализация специальных сервисных программ для корпоративных вкладчиков: оказание услуг по присвоению СИК, консультационные услуги, рассылка вкладчикам информации по электронной почте, применение услуг аудиообслуживания по кодовому слову, предоставление выписок со счетов через сеть банкоматов и другие методы современных технологий.
10. Значительным прорывом в либерализации пенсионного регулирования следует считать принятые в конце 2006 г. Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, в соответствии с которыми были внесены значительные позитивные коррективы в пруденциальное регулирование инвестиционного управления пенсионными активами 2. Так, НПФ и ООИУПА получили возможность осуществлять размещение пенсионных активов в инфраструктурные облигации казахстанских организаций, долговые ценные бумаги, выпущенные АО «Казахстанская ипотечная компания», казахстанские ипотечные облигации, долговые ценные бумаги, выпущенные АО «Банк развития Казахстана» или под его гарантию и другие.
На пенсионном рынке, как в сегменте финансового рынка страны, имеет место еще один важный участник рынка, который, с одной стороны, не имеет прямого отношения ни к эмитентам, ни к инвесторам, ни к профессиональным участникам данного сегмента рынка. С другой стороны, этот особый участник рынка определяет очень важный процесс на пенсионном рынке – процесс обращения финансовых потоков рынка. Этот участник – агент пенсионного рынка – работодатель. Работодатели выступают на рынке именно как агенты, поскольку их нельзя причислить ни к посредникам, ни к активным участникам рынка, но и номинальными их тоже назвать нельзя. Агент по уплате обязательных пенсионных взносов, работодатель, выступает как физическое или юридическое лицо, (в том числе и иностранное юридическое лицо), исчисляющее, удерживающее (начисляющее) и перечисляющее обязательные пенсионные взносы за работников своего предприятия. Необходимость обеспечения своей старости, развитие рынка ипотечного кредитования (одним из условий которого является выписка с ИПС, подтверждающая уровень доходов граждан) стимулировали легализацию системы оплаты труда и все больший охват самозанятого населения. Количество агентов, осуществляющих перечисление пенсионных взносов, составило около 170000 единиц с количеством ИПС более 8,4 млн счетов на 1 января 2007 года.
Для пенсионного рынка характерны все основные стадии развития бизнеса: процесс становления, рост числа участников рынка, ужесточение режимов регулирования, усиление конкуренции и концентрации капитала. Тенденция снижения доходности пенсионных активов, связанная в основном с двумя факторами — общим снижением доходности по всем категориям ценных бумаг на фондовом рынке и продолжающимся укреплением тенге по отношению к доллару, – должна постепенно закончиться.
Дальнейшее развитие пенсионного рынка и решение его текущих проблем – это выпуск инфраструктурных облигаций, создание специальных инвестиционных пулов и размещение специальных облигаций под реализацию национальных социальных программ, получивших статус таковых по заключению специальной комиссии. Все эти инструменты предполагаются к выпуску и размещению только среди НПФ. Реализация всех проектов будет осуществляться под контролем комиссии из числа представителей государства, НПФ, подрядчиков. Основные преимущества данных предложений заключаются в том, что появится реальная возможность реализовать крупные проекты в стратегических отраслях и в производственной инфраструктуре.
Строительство жилищных и промышленных объектов способствует оживлению сопутствующих производств, дает импульс развитию казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, представляется целесообразным предложение по сокращению срока блокирования добровольных и добровольно-профессиональных взносов в НПФ на 5 лет, предоставив возможность вкладчикам, достигшим 50-летнего возраста, свободно управлять и использовать накопленные по данным институтам средства. В условиях налаживания деятельности ПИФов целесообразно реализовать такое предложение как возможность перевода добровольных накоплений из НПФ в инвестиционный фонд после истечения 5-летнего периода их обслуживания в НПФ. Такой срок должен стимулировать приток добровольных пенсионных взносов в НПФ и содействовать развитию деятельности ПИФов, повышению доходности от внутренних инвестиций.
В современных условиях остаются важными проблемы повышения информационной прозрачности пенсионного рынка, либерализации рынка в целом, инвестиционной деятельности НПФ и их управляющих организаций. Путей решения самой главной проблемы пенсионного рынка — инвестиционной — в настоящее время предлагается множество, в виде различных схем, механизмов и инструментов, как экономически обоснованных, так и довольно рискованных. Думается, что применение комплексного подхода к предлагаемым способам позволит разработать оптимальные методы для расширения сферы инвестирования пенсионных активов, что, в конечном итоге, будет способствовать становлению казахстанской модели пенсионного обеспечения как одной из успешных в мире.


Литература
1. Курманов Ж. Изменение задач во времени //National Business. – 2005. – № 9(23).
2. Искаков У.М., Бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники. – А.: Экономика, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия