Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шеховцева Л. С.
профессор Российского государственного университета им. И. Канта (г. Калининград),
кандидат экономических наук


Концепция конкурентоспособности региона

Процессы глобализации и регионализации, с одной стороны, и ограниченность факторов экономического развития (инвестиций, квалифицированной рабочей силы и других), с другой стороны, объективно порождают конкуренцию между регионами за создание благоприятных условий ведения бизнеса и проживания населения. Инвестиции в производство и трудовые ресурсы закономерно поступают в наиболее привлекательные, конкурентоспособные регионы как места функционирования бизнеса, работы и жизни людей.
С повышением уровня и качества жизни людей возрастает значение не только экономических, но и социальных, экологических и других аспектов конкурентоспособности регионов. Люди выбирают места обучения, лечения, отдыха, проживания по всему миру в зависимости от соотношения «цена–качество». Доступность услуг расширяет сферу конкуренции регионов за пределы только экономического пространства.
В этих условиях именно конкурентоспособность становится решающим фактором инновационного развития экономики и одной из основных целей стратегии развития региона.
В последнее время, несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы усилилась. Значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса исследована в теории международной конкуренции М. Портера [5].
Базовый подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе концепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она включает два аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторную оценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминант регионального ромба. В основу результирующей оценки конкурентоспособности региона можно положить определение М. Портера. Конкурентоспособность региона – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями [5].
Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что конкурентоспособность на уровне региона определить значительно трудней, чем на уровне предприятия [8, с. 197–205]. Во-первых, потому, что конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, потому, что само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени. В ЕС экономика считается конкурентоспособной, если ее население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе.
Для определения индикаторов измерения конкурентоспособности регионов ЕС Европейской комиссией используется методика бенчмаркинга. В качестве примера можно рассмотреть индикаторы, применяемые в Отчетах об экономической и социальной интеграции:
– экономика (ВРП на душу населения, занятость по отраслям, количество заявок на европейский патент на 1 млн. чел.);
– рынок труда (уровень безработицы, застойная безработица, уровень занятости населения в возрасте 15–64 лет);
– демография (численность населения, плотность населения на один квадратный метр, процент населения в возрасте до 15 лет, 15–64 и более 65 лет);
– образование (образовательный уровень лиц в возрасте 25 –59 лет).
Современные исследователи отмечают, что понятие конкурентоспособности региона было введено в научный оборот сравнительно недавно в работах М. Портера, И. Бусыгиной, Л.С. Шеховцевой, Г.А. Унтуры и других [2, с. 23–38].
Среди известных работ, в которых предлагаются конкретные показатели оценки конкурентоспособности региона, можно назвать публикации А.З. Селезнева, Л.С. Шеховцевой, В.Е. Андреева, С.Г. Важенина, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркина (для федерального округа), С.В. Казанцева.
В монографии А.З. Селезнева исследуются проблемы конкурентоспособности России [7]. Конкурентные позиции регионов на уровне рынков предлагается определять на основе тринадцати показателей. К ним относятся показатели: мощности производимого на территории региона сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов; обеспеченности производственной, рыночной и социальной инфраструктурой; степени износа оборудования и перспективы его замены; отдаленности поставщиков и потребителей основной массы ввоза-вывоза (не менее 60% объема); наличия транспортных скоростных магистралей, морских и речных портов, инфраструктуры международной связи; экологической обстановки; обеспеченности высококвалифицированными кадрами и др. Экспериментальные расчеты не представлены.
Нами предлагался экспериментально апробированный программно-целевой подход к оценке конкурентоспособности на основе региональных детерминант [9, с. 11–16]. Цели первого уровня «дерева целей» представляют собой четыре типовых детерминанта: формирование факторов производства и условий бизнеса в регионе, стимулирование спроса, развитие комплексов (кластеров) родственных отраслей, выбор и реализация стратегий. На втором уровне представлены 18 подцелей, детализирующих цели первого уровня: подготовка квалифицированных кадров; формирование научных и специальных знаний; привлечение инвестиций; повышение доходов населения; поддержка конкурентоспособных отраслей и др. Результаты экспериментальных расчетов оценок важности данных показателей (на примере Калининградской области) подтвердили корректность методического подхода, предлагаемого для выбора приоритетных направлений формирования конкурентоспособности региона.
В последующих работах автора концепция конкурентоспособности была развита в различных аспектах (10).
В.А. Андреев предлагает оценивать социально-экономическую конкурентоспособность региона на основе взвешенных рангов двух групп показателей: уровня жизни и инвестиционной привлекательности сравниваемых регионов (4). Параметр уровня жизни включает в себя показатели: взвешенных рангов покупательной способности населения; доли населения, живущего ниже прожиточного минимума; уровня безработицы. Индикатор инвестиционной привлекательности представлен взвешенными показателями реальных инвестиций, инвестиционного потенциала, инвестиционного риска, удельного веса убыточных предприятий. Экспериментальные расчеты выполнены на примере Владимирской и Ярославской областей.
С.Г. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин предлагают оценивать конкурентоспособность федеральных округов (макрорегионов) по следующим параметрам их экономического поведения: затраты на рабочую силу и их структура, интенсивность обновления основных фондов, конъюнктура инвестиционного рынка, инновационная мобильность (2). Анализ этих показателей выполнен по Уральскому Федеральному округу в сравнении с некоторыми другими округами и регионами РФ. Интегральная оценка конкурентоспособности округа отсутствует.
С.В. Казанцев предлагает оценивать конкурентоспособность регионов по отношению ВРП региона к ВВП страны в душевом исчислении [3, с. 191–199]. Оценка факторов конкурентоспособности основана на относительных показателях, таких, как территория региона, капиталовложения, основные фонды, денежные доходы, плотность железных дорог и автодорог, кредиты, количество занятых в НИОКР. Приведены результаты по трем укрупненным группам регионов.
Сравнительный анализ подходов к оценке конкурентоспособности региона показывает отсутствие полноты и единства в определении понятия конкурентоспособности региона, преобладание изучения отдельных аспектов конкурентоспособности над интегральными оценками. Исследования не опираются на базовое понятие «регион» и не охватывают разные функции этого территориального образования: экономическую, социальную и др.
Таким образом, теоретические и практические проблемы формирования конкурентоспособности региона, несмотря на их значимость, разработаны недостаточно и касаются в основном отдельных аспектов этой проблемы.
При системном подходе к конкурентоспособности региона можно выделить несколько направлений ее изучения, и прежде всего, следующие: 1) результативное, рассматривающее результаты функционирования региона по его конкурентоспособности; 2) факторное, рассматривающее источники развития региона и создания его конкурентоспособности; 3) процессное, учитывающее условия воспроизводства населения, товаров и услуг, регионального потенциала и др. Эти направления вытекают из миссии и функций региона, которые составляют основу определения понятия «регион».
Регион – это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и др.) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства.
Конкурентоспособность региона – это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях.
Экономические процессы в регионе протекают непрерывно, в едином потоке, поэтому процессы замыкаются: результаты конкурентоспособности часто становятся ее факторами, а факторы опять влияют на результаты. В процессах реализуются функции региона и получаются результаты (новое состояние системы), которые в свою очередь влияют на процессы. Учитывая это, возможно рассмотрение (а в последующем и измерение) нескольких аспектов конкурентоспособности.
Рассмотрим факторный аспект конкурентоспособности региона. Под фактором конкурентоспособности будем понимать движущую силу этого явления, определяющую его характер или отдельные черты [1, с. 1263].
В рамках задачи формирования факторов конкурентоспособности региона это понятие целесообразно рассматривать как способность создавать условия для устойчивого развития территории путем стимулирования и воздействия на отдельные аспекты конкурентоспособности.
Для выделения факторов формирования конкурентоспособности региона и анализа возможности воздействия региональных органов власти на них целесообразно использовать модель регионального ромба, построенную на основе концепции национального ромба М. Портера.
Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка, и в первую очередь от конкуренции фирм. Но конкурентные преимущества фирм создаются и удерживаются в тесной связи с местными условиями.
Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирмы можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (факторам, детерминантам), образующим региональный ромб: параметры факторов; условия спроса; родственные и поддерживающие отрасли; стратегии фирм, их структура и соперничество.
В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.
Так, например, первый детерминант − факторы и условия производства – формируется за счет квалифицированных кадров, капитала, научных знаний и технологий, экономической информации, инфраструктуры отраслей (транспорт, телекоммуникации), инфраструктуры рынка, инвестиционного климата.
Второй детерминант – спрос на внутреннем рынке – характеризуется структурой внутреннего спроса, его объемом и характером, механизмами передачи предпочтений внутреннего рынка на зарубежный. Самыми важными свойствами внутреннего спроса являются те, которые обеспечивают начальный стимул для инвестирования и внедрения новшеств, достаточных для успешной конкуренции в отрасли.
Третьим важным детерминантом, определяющим преимущества в отрасли, является наличие отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые сами являются конкурентоспособными на национальном и мировом рынках. Конкурентоспособность прямо зависит от кооперации региональных производств, создания вертикально и горизонтально интегрированных сетей (кластеров), инновационно активных фирм. Региону нужны не просто инвестиции, а капитальные вложения в новые растущие отрасли, которые повышают значения мультипликатора и акселератора, создают синергетический эффект и снижают региональные риски.
Четвертым детерминантом, определяющим конкурентоспособность региона, являются стратегии развития региона и конкурирующих фирм, уровень их менеджмента. Уровень управления, организованности приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономических систем разного уровня. На региональном уровне управление наполняется новым содержанием, поскольку глобальная конкуренция и действия дилеров международных компаний на региональном рынке ограничивают возможности воздействия региональных властей и менеджмента компаний.
Кроме этих типовых факторов конкурентоспособности регионов в каждом территориальном образовании следует выделять специфические детерминанты. Например, для Калининградской области, окруженной странами ЕС, к ним можно отнести формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области, совершенствование механизма ОЭЗ.
Рассмотрим конкурентоспособность региона с точки зрения достижения результата.
Регион как организационная система должен эффективно выполнять свои целевые функции (предназначение, миссию) во внешней и внутренней среде. В условиях конкуренции это свойство экономической системы может быть охарактеризовано конкурентоспособностью.
В аспекте результативности конкурентоспособность любого объекта, включая регион и его составляющие элементы, означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка, т.е. способность эффективно функционировать на рынке, во внешней среде.
Функции региона, как показали предыдущие исследования, определяются следующими факторами: интересами населения, делового сообщества (бизнеса), государства (органов управления), а также потребностями обеспечивающих подсистем или элементов региональной системы (инфраструктуры, институтов, безопасности и экологии региона). В результате интегральная, общая конкурентоспособность региона зависит от конкурентоспособности ее составляющих: населения (трудовых ресурсов, гражданского общества), бизнеса, органов управления, инфраструктуры, институтов, безопасности и экологии региона. Таким образом, конкурентоспособность региона в целом представляет собой интегральный результат конкурентоспособности всех составляющих региональную систему элементов: социальной, экономической, управленческой, институциональной подсистем, безопасности и экологии региона.
Поэтому, исходя из аспекта результативности, можно дать определение составляющих элементов конкурентоспособности региона. Так, экономическая конкурентоспособность означает способность региона создавать условия эффективного функционирования региональной экономики; социальная конкурентоспособность – это способность региона создавать условия для эффективного функционирования социальной подсистемы и т. д.
Именно на многообразие аспектов конкурентоспособности обратил внимание Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ в мае 2003 года, в котором говорилось: «Конкурентоспособным должно быть у нас все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура» [6].
Регион занимает срединное положение (мезоуровень) в иерархии экономических систем и сочетает свойства макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Поэтому конкурентоспособность региона может исследоваться на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Понятие конкурентоспособности региона, учитывающее разные аспекты и уровни рассмотрения, может быть дано на основе модификации определения, предложенного А. З. Селезневым [7]. Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими, экологическими и другими факторами положение региона и его отдельных подсистем, отраслей, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Данное понятие включает разные уровни конкурентоспособности региона: макро-, мезо- и микроуровень. На макроуровне конкурентоспособность региона рассматривается в целом по территориальному образованию (интегрированная конкурентоспособность) или по ее составляющим (экономическая конкурентоспособность, социальная, управленческая и другие) и может использоваться для межрегиональных сопоставлений как внутри страны, так и с другими странами. На мезоуровне конкурентоспособность региона анализируется по его внутрирегиональным составляющим: территориальным комплексам, секторам экономики, отраслям, муниципальным образованиям. На микроуровне конкурентоспособность региона исследуется по конкретным типам и сегментам рынков, по отдельным товаропроизводителям и группам товаров, по внутриотраслевым и внутримуниципальным образованиям. На микроуровне экономическая конкурентоспособность региона – это, прежде всего, способность региональных производителей продавать свои товары, увеличивать или сохранять доли на внутренних и внешних рынках, достаточные для расширения и развития компаний, для роста уровня жизни в регионе, для поддержания сильного и эффективного государства.
Конкурентоспособность региона можно анализировать и в других аспектах. При учете фактора времени может рассматриваться текущая и перспективная конкурентоспособность, при учете типа поведения региона как экономического субъекта – оперативная, тактическая и стратегическая конкурентоспособность. Рассмотрим определение этих видов конкурентоспособности, имея в виду, что регион одновременно может быть и субъектом, и объектом формирования конкурентоспособности.
Текущая (фактическая) конкурентоспособность характеризует фактическое (существующее) состояние или положение субъекта (объекта) в текущий момент времени. Перспективная конкурентоспособность отражает возможное (прогнозируемое, будущее) состояние или положение субъекта (объекта) в перспективный момент времени.
Оперативная конкурентоспособность означает состояние или положение субъекта при инерционном развитии и пассивном поведении. Стратегическая конкурентоспособность выражает состояние или положение субъекта (объекта) с точки зрения возможности достижения им стратегических целей развития при активном (проактивном) поведении. Стратегическая конкурентоспособность региона характеризует способность к своевременным и полноценным изменениям внутренней и внешней среды, обеспечивающим эффективное достижение целей развития. Она связана с возможностью региона эффективно создавать новые функции, товары, услуги, производить старые с новым качеством, на новом технологическом уровне и обеспечивать развитие региона на инновационной, интенсивной основе.
Таким образом, конкурентоспособность региона является сложным, многогранным явлением и может быть рассмотрена в различных аспектах, зачастую переплетающихся между собой:
– по элементам экономической системы: ресурсная, факторная, результативная, потоковая и др.;
– по функциям системы: экономическая, социальная, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и другие виды конкурентоспособности;
– по уровням экономической системы: макро-, мезо-, микроконкурентоспособность;
– по отношению к стране пребывания: внутренняя и внешняя конкурентоспособность;
– по фактору времени: текущая и перспективная конкурентоспособность;
– по типу поведения: оперативная, тактическая и стратегическая конкурентоспособность.
Согласно концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности (как и страны в целом) происходит по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторов производства; конкуренция на основе инвестиций; конкуренция на основе нововведений; конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия – застой и спад.
В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.


Литература
1. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.И. Прохорова. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». – СПб.: «Норинт», 2004. – с. 1263.
2. Важенин С.Т., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона //Регион: экономика и социология. – 2004. – № 3. – С. 23–38.
3. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности //Регион. – 2004. – № 1. – С. 191–199.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг территории. – М.: РАГС, 2002.
5. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
6. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. //Российская газета. – 2003. – 17 мая.
7. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. – М.: Юристъ, 1999.
8. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход // Регион: экономика и социология. – 2005. – № 2. – С. 197–205.
9. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания //Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – С.11–16.
10. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия