Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Деева Е. М.
доцент кафедры экономики и менеджмента Ульяновского государственного технического университета,
кандидат экономических наук

Кучепатова Л. Г.
аспирант кафедры управления качеством Ульяновского государственного технического университета

Субсидии в жилищно-коммунальном обслуживании населения в Ульяновской области

Сложившаяся система финансирования жилищно-коммунального хозяйства до 90-х годов была направлена на реализацию социальной политики государства, которая проявлялась в том, что до начала рыночных реформ население покрывало 18–20% реальных затрат жилищно-коммунальной отрасли, а государственный бюджет – порядка 70%.
Сформированные в 1990–1996 гг. законодательная, правовая и нормативно-методическая базы определили основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования. Решениями Правительства Российской Федерации был определен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным введением бюджетной формы социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг вместо дотирования предприятий ЖКХ.
Постановлением Правительства РФ № 621 от 26.05.97 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» были утверждены федеральные стандарты, которые легли в основу региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Постановление предусматривало следующие стандарты:
– социальные нормы жилой площади (18 м2 – на одного члена семьи, 42 м2– на семью из двух чел., 33 м2 – на одинокого жильца);
– доля расходов на квартиру в совокупном семейном доходе (16%– в 1997г., 18%–в 1998г., 19%–в 1999 и 2000 гг.);
– предельная стоимость коммунальных услуг – 11,5 руб. за 1 м2 жилья.
Исходя из этих норм регионы разрабатывали уровень платежей населения (процент от стоимости жилищно-коммунальных услуг). Указанное Постановление при его утверждении носило рекомендательный характер, а с 15 декабря 2000 г. – уже обязательный характер 1. Предполагался постепенный переход к 100-процентной оплате услуг ЖКХ населением. Первоначально полное покрытие затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан было запланировано на 1998 г. Однако в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, было предусмотрено увеличение срока перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением с 5 до 10 лет.
В 1990-х гг. в сфере ЖКХ г. Ульяновска сложилась кризисная ситуация. Для вывода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса решением Ульяновской городской думы № 197 от 19.11.1997 была принята Программа реформирования ЖКХ г. Ульяновска, которая предусматривала:
– обеспечение стандартов качества условий проживания;
– смягчение процесса перехода к экономически обоснованным тарифам и ставкам для населения;
– снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.
В Программе реформирования ЖКХ Ульяновска ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве города характеризуется как крайне тяжелая. В связи с этим было принято решение об изменении системы финансирования, переходе от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями, при условии социальной защиты малообеспеченных семей.
Для выполнения условия по поддержке малообеспеченных семей в Ульяновске в 1997 г. была принята Программа жилищных субсидий. При ее разработке использовался опыт таких городов, как Тверь, Нижний Новгород и Самара. Главной задачей этой программы было создание Центра жилищных расчетов и субсидий, который бы оказывал адресную поддержку семьям с низкими доходами.
Центр жилищных расчетов и субсидий находится при администрации города. Его структура представлена на рис.1.
Рис. 1 2. Структура Центра жилищных расчетов и субсидий г. Ульяновска
Как видно из рис. 1, Центр жилищных расчетов и субсидий выполняет роль координирующей организации. Он рассматривает жалобы, поступающие от населения в адрес отделов, производит расчет порогов совокупного дохода граждан (см. табл.1), ниже которого наступает право на получение субсидии, обрабатывает статистическую информацию, утверждает сумму субсидий. В то же время центр контролирует работу отделов «Левый берег» и «Правый берег», которые осуществляют непосредственные связи с населением, производят все расчеты по начислению пособий и формируют ведомости по начислениям (прекращениям) за месяц.
Таблица 1 3 Пороги совокупного дохода граждан в г. Ульяновске (в тыс. руб.)
Субсидия в г. Ульяновске предоставляется семьям в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (табл.2) и нормативов потребления коммунальных услуг (табл.3).
Таблица 2
Нормативы потребления коммунальных услуг (табл. 3):
– теплоэнергия (для теплоснабжения и горячего водоснабжения) – 6,7 Гкал в год на 1 чел.;
– водоснабжение и канализация – 4,5 куб. м в месяц на 1 человека;
– газ сетевой – 10 куб. м в месяц на 1 человека;
– электроэнергия–в среднем 50 кВт/ч в месяц на человека (табл.3);
Таблица 3 5 Нормативы потребления коммунальных услуг в г. Ульяновске
Кроме того, при назначении субсидии учитываются совокупный доход семьи, действующие льготы и утвержденный городской бюджет.
Субсидия предоставляется гражданам, имеющим постоянную прописку в Ульяновске и проживающим в государственном (ведомственном), муниципальном жилом фонде, кооперативном жилье и жилье товариществ собственников жилья, а также в приватизированных квартирах, расположенных в домах муниципального и государственного жилого фонда. Процедура оформления жилищной субсидии проводится в течение 10 дней со дня подачи заявителем пакета документов. Административные издержки во всех случаях финансируются администрацией г. Ульяновска.
Граждане признаются нуждающимися в получении субсидии, если социальная плата (т. е. сумма расходов на оплату жилья, рассчитанная по социальной норме площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) превышает установленную на данный период долю расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг.
Выплаты жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ульяновске производят уже шестой год. Но только после прошлогоднего повышения тарифов в отделах субсидий появились очереди. В 2001 г. в Ульяновске компенсации на 9,5 млн. руб. получили примерно 20 тысяч семей, в 2002 г. число семей возросло до 30 тыс., а общая сумма субсидий – почти до 28 млн. руб.
Одиноким пенсионерам для оформления субсидий не требуется никуда ходить – когда заработала городская программа «Одинокий пенсионер», субсидии начали сами «приходить» домой. Специалисты отделов по лицевым счетам определяют малообеспеченных и сами оформляют документы. Причем компенсацию начисляют, даже если есть задолженность по квартплате.
Средний размер субсидий в Ульяновске составляет 200 руб. В действительности размер субсидий колеблется от 40 до 1300 руб. Компенсации получает каждая многодетная семья. Основные получатели –пенсионеры и одинокие матери.
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ульяновска предусматривала постепенное повышение доли участия населения в покрытии указанных затрат до 30% к 2001 г. и соответственно, сокращение до 30% участия федерального и областного бюджетов. Остальные 42% расходов ЖКХ должен был покрывать муниципальный (городской) бюджет. Однако поступления из федерального (за исключением жилищных субсидий и дотаций по льготам) и областного бюджетов в последние 2–3 года резко сократились. Сложившееся бюджетное устройство и межбюджетные отношения не позволили и городу довести свои платежи в эту сферу до запланированных 42%, что привело к тому, что фактически в 2001 г. население покрыло около 50% затрат ЖКХ. Но и эти проценты оказались недостаточными для расчетов местного бюджета по установленным тарифам за электро- и теплоэнергию с РАО ЕЭС, что привело к ограничению (вплоть до отключения) в начале 2002 г. ряда микрорайонов города в потреблении этих видов услуг.
Строительство и ввод в эксплуатацию жилья в Ульяновске за последние 12 лет сократился в 2,6 раза (см. табл. 4). Несмотря на снижение темпов ввода в эксплуатацию жилья проблемы в жилищно-коммунальной сфере не снижаются. Жилой фонд из сборного железобетона («хрущевки») стареет не только морально, но и физически. Из-за отсутствия средств в городском бюджете капитальный ремонт в последние годы не ведется.
Таблица 4
Все это сказывается на качестве содержания жилого фонда и ведет к ухудшению его состояния.
На 30–60% возросло количество аварий и повреждений, связанных с эксплуатацией инженерных коммуникаций. Сложная обстановка сложилась в коммунальной теплоэнергетике. Дефицит мощности источников тепла по стране составляет около 13 тыс. Гкал/ч. Из-за ветхости теплосетей, износ которых достиг 60% на грани аварийности пребывает энергетическое хозяйство более 20 крупных городов, в их числе и Ульяновск.
Остры проблемы водоснабжения. На сегодня водоснабженческий дефицит характеризуется 10 млн. куб. м воды в сутки. Должниками «Ульяновск-водоканал» являются практически все предприятия и организации города. В таких условиях трудно обеспечить качество воды, соответствующее требованиям государственного стандарта.
Не хватает мощностей и неудовлетворительно технологическое состояние очистных сооружений канализации. До установленных нормативов очищается всего 42% стоков. Около 38% очистных сооружений эксплуатируются 25–30 лет и требуют реконструкции.
Идеология реформирования финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства на перспективу заключается:
– в расширении участия населения в оплате услуг;
– в сужении участия хозяйствующих субъектов за счет передачи объектов социального назначения на баланс муниципалитета;
– в сужении участия муниципалитета за счет увеличения доли населения в оплате потребляемых им услуг;
– в перспективе сужения участия федерального бюджета в дотировании населения в виде льгот отдельным категориям и жилищных субсидий по мере уменьшения части населения, имеющей доходы ниже уровня прожиточного минимума, т.е. по мере повышения уровня благосостояния населения в регионах России.
Постановлением Правительства от 15.12.2000 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000–2001 гг.» на 2001 г. установлены следующие ежегодно утверждаемые федеральные стандарты:
– доля платежей населения от стоимости жилищно-коммунальных услуг–80%;
– доля собственных расходов на жилищно-коммунальных услуги в совокупном доходе семьи – 22 %;
– предельная стоимость услуг в расчете на 1 м2 общей площади жилья (по Поволжскому району) – 10,7 руб. 7
На этом пути, однако, есть ряд нерешенных вопросов. Важнейший из них заключается в том, что законодательно не установлены предельные значения тарифов и цен на предоставляемые населению услуги. Величина прожиточного минимума, рассчитанная по установленным нормативам, применяется и определяет величину жилищных субсидий, выделяемых региону (городу) для покрытия расходов на жилищно-коммунальные услуги той части населения, которая имеет доходы ниже данного уровня. Так, например, по нормам, утвержденным Постановлением Правительства от 2.08.99 № 887, общая сумма начисленных населению Ульяновска в 2001 г. выплат по льготам (ветеранам, инвалидам, по профессиональному признаку и др.) составила 35,7 млн. руб. (по сравнению с 2000 г. указанные выплаты выросли в 2 раза); сумма «погашенных» выплат жилищных субсидий – 15,87 млн. руб. Из всех видов платежей самая высокая доля приходится на оплату отопления (26,8%), оплату жилья (19%), электроэнергии – 14,3% 8.
Практика участия бюджетов различных уровней в покрытии затрат жилищно-коммунальных услуг населению выявляет отсутствие механизма, ограничивающего фактически складывающуюся стоимость услуг, в первую очередь энергетических. Так, например, нормативные расходы на содержание 1 м2 жилья в Ульяновске, рассчитанные в 1997 г. на 2001 г., равнялись 10,7 руб., фактические же расходы в 2001 г. составляли 17,2 руб. Это обстоятельство привело к тому, что плата за квартиру в период с 1990 г. по 2001 г. выросла в 40 раз, при росте среднедушевых доходов населения всего лишь в 8,3 раза. При этом величина прожиточного минимума все ближе «подбирается» к величине среднедушевого дохода и резервы для увеличения расходов на жилищно-коммунальные услуги практически уже исчерпаны. Так, например, 50% оплаты указанных услуг населением Ульяновска соответствует прожиточному минимуму (1368 руб.) при доходе 1450 руб. Однако при этом 30% населения города имеет доходы ниже прожиточного уровня, что вынуждает Правительство России выплачивать жилищные субсидии.
Кроме текущих расходов на «плечи» населения перекладываются расходы, возникшие в результате смены системы управления отраслью ЖКХ, а также связанные с перепроектированием и «перемонтажом» коммуникаций, с установкой приборов учета тепла, воды и др., которые в прежней системе жилищного строительства и эксплуатации не проектировались.
Тарифы и в целом стоимость жилищно-коммунальных услуг все более определяют минимальный прожиточный уровень жизни населения и величину жилищных субсидий из федерального бюджета. Следовательно, создается ситуация, при которой дальнейший рост стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении темпов роста среднедушевых доходов приведет к соответствующему росту размеров жилищных субсидий. При этом совершенно очевидно, что увеличение дотации государства является косвенным способом увеличения доходов организаций, обеспечивающих население жилищно-коммунальными услугами, так как производственные расходы этих организаций никем, кроме их самих, не регламентируются. Это приводит к перекачиванию средств федерального бюджета в доходы этих организаций, и в первую очередь в бюджеты естественных монополий.
Таким образом, возникают три важнейшие задачи:
– разработка государственных нормативов по установлению предельных региональных размеров субсидий из центрального бюджета, превышение которых приводит лишь к перекачиванию государственных средств в бюджеты естественных монополий;
– разработка государственных нормативов на определение региональных источников финансовых ресурсов (бюджетной обеспеченности) для нормального функционирования определенного муниципального образования;
– введение в практику управления ЖКХ муниципальных образований разработки планово-прогнозной сметы по видам услуг на основе поясных норм расхода основных видов энергетических ресурсов, превышение которых приводило бы к уменьшению прибылей предприятий ЖКХ и естественных монополий, оказывающих социальные услуги населению.
В табл. 5 представлены данные о жилищных субсидиях, предоставленных жителям Ульяновска в 1998–2006 гг.
Таблица 5 9 Жилищные субсидии, предоставленные жителям Ульяновска в 1998–2006 гг.
Из данных табл. 5 видно, что количество семей, получающих субсидии, с каждым годом возрастает. Однако их число остается небольшим по сравнению с количеством семей, которые по своим доходам могли бы получать субсидии, что говорит о плохой работе центров субсидий. Между тем цены на жилье и коммунальные услуги в связи с реализацией программы «Переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ населением» растут постоянно, так, с 1993 г. произошло подорожание:
– технического обслуживания – в 40 раз;
– водоснабжения – в 68 раз;
– горячей воды – в 75 раз;
– электроэнергии – в 18 раз, не считая последнего повышения;
– газа – в 14 раз 10.
Заработная плата по стране выросла примерно в 12 раз, а стоимость минимальной потребительской корзины – в 45 раз.
В таких условиях необходимо установление приборов учета всех видов потребляемых услуг и ресурсов. Население должно знать, за что оно платит; работа жилищно-коммунальных служб должна быть прозрачна. Только в этом случае возможно навести порядок в этой сфере.


Литература
1. Бутаев В. Как ЖКХ из «черной дыры» превратить в «золотое дно» // Комсомольская правда. – 2003. – № 8. – С.12
2. Данные Центра субсидий на ул. Марата, 3.
3. Егорова С.Е. Программа жилищных субсидий в Ульяновске //Актуальные проблемы регулирования российской экономики: Матер. межвуз. конф. Вып. XIII. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – C.31–33.
4. Зверева Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России //Вест. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2001. – № 2. – С.74–83.
5. Кондратьева М.Н. Перспективы дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства //Планирование и прогнозирование социально-экономического развития регионов: Сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Вып. XI. – Ульяновск: УлГТУ, 2001.– C.95–97
6. Кузнецов В.В. О соблюдении муниципальных интересов в жилищно-коммунальном обслуживании населения //Вузовская наука в современных условиях (29 января–4 февраля).– Ульяновск: УлГТУ, 2001. – С.12–19.
7. Кузнецов В.В. Роль бюджетов различных уровней в реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Объективные закономерности и основные направления современного развития Российской экономики. Матер. межвуз. науч.-практ. конф. Вып. XIV. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – C.29–33.
8. Кузнецов В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципального образования. Аналитический обзор. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – С.134.
9. Кузнецов В.В., Арутюнова Л.М., Кондратьева М.Н. Жилищно-коммунальное хозяйство Ульяновска, его проблемы. //Вестн. УлГТУ. Сер. Гуманитарные науки и экология.– 1999. – № 4. – С.101–106.
10. Кузнецов В.В., Кондратьева М.Н. О соблюдении муниципальных интересов в жилищно-коммунальном обслуживании населения //Вузовская наука в современных условиях: Тезисы докл. XXXV науч.-техн. конф. УлГТУ. – Ульяновск: УлГТУ, 2001.– C.46–47.
11. Оплата жилья и коммунальных услуг (Библиотека журнала «Социальная защита»). Вып. № 22. – М.: СОЦИЗДАТ, 2001. – 128с.
12. Статистический бюллетень. Объем платных услуг населения. – Ульяновск, 2001.
13. Царев И.Г. Реформирование ЖКХ //ЭКО. – 2001. – № 5. – С. 53–67.
14. Экономическая энциклопедия. – М.: Москва, 2001.– 1160c.


1 Оплата жилья и коммунальных услуг // Библиотека журнала «Социальная защита». Выпуск № 22. – М.: СОЦИЗДАТ, 2001. – 7 с.
2 Егорова С.Е. Программа жилищных субсидий в Ульяновске. // Актуальные проблемы регулирования российской экономики. Ульяновск: УлГТУ. – 2002г.–с.31.
3 Данные Центра субсидий.
4 Егорова С.Е. Программа жилищных субсидий в Ульяновске // Актуальные проблемы регулирования российской экономики. Материалы межвузовской конференции. Выпуск XIII. – Ульяновск: УлГТУ, 2002.–C.31–33.
5 Данные Центра субсидий.
6 Егорова С.Е. Программа жилищных субсидий в Ульяновске // Актуальные проблемы регулирования российской экономики. Материалы межвузовской конференции. Выпуск XIII. – Ульяновск: УлГТУ, 2002.–C.31
7 Кузнецов В.В. Роль бюджетов различных уровней в реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Объективные закономерности и основные направления современного развития Российской экономики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Вып. XIV. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – C.29–33.
8 Там же.
9 Статистический бюллетень. Объем платных услуг населению.– Ульяновск, 2001.
10 Кузнецов В.В. О соблюдении муниципальных интересов в жилищно-коммунальном обслуживании населения //Вузовская наука в современных условиях (29января–4февраля).– Ульяновск: УлГТУ, 2001. – С.12–19.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия