Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сокольских Е. В.
докторант Владимирского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук


Механизм формирования инвестиционной политики региона по привлечению реальных инвестиций в промышленные и сельскохозяйственные предприятия

Под инвестиционной политикой (стратегией) региона в части привлечения реальных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и сельского хозяйства автор подразумевает совокупность подходов и решений администрации Владимирской области, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях производства, институциональную определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций, а также создание с помощью налоговых и других льгот благоприятного режима для инвесторов в этих отраслях.
Понятие «механизм» во многих словарях трактуется как система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности 1.
Под понятием же «системы» в экономической литературе понимается совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как нечто целое 2. Структура системы – это совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами. Цель – это субъективный образ желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему неудовлетворительного состояния системы.
Если говорить о модели содержания стратегии развития, то ее можно представить совокупностью функциональных стратегий (политик), стратегически значимых проектов и программ. Сверх указанного состава необходимо отметить такие элементы, как операции и действия.
Любой проект по своей сути есть какой-либо замысел, воплощенный в форму описания. Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.
Действительно, проект в рамках стратегического управления можно рассматривать как реализацию стратегии с помощью модели черного ящика, на входе которого находятся результаты анализа внешней и внутренней среды, а на выходе – результат достижения стратегических целей. Сам по себе проектный подход больше ориентирован на результат, чем на исполнение функций. В этом плане у него больше шансов вписаться в стратегическое управление, чем у функционального подхода. И тем не менее проекты целесообразно разрабатывать в рамках единой стратегии, либо отдельных функциональных стратегий, или отдельных межфункциональных (комплексных) программ.
Всякая программа (по определению) представляет собой план намеченных действий по решению какой-либо проблемы. Это запланированные практические действия для достижения долгосрочных стратегических целей. Они включают планы действий с временным графиком их выполнения и четким описанием необходимых ресурсов.
Таким образом, программы детализируют выработанные стратегии и определяют не только необходимые действия по достижению обозначенных целей, но и необходимые для этого ресурсы. Они соотносятся как часть и целое, т.е. стратегию можно представить системой программ.
Чтобы построить механизм трансформации стратегии в программы, рассмотрим вначале их состав.
В структурировании программ могут быть использованы различные способы группировок. Например, возможна их классификация по таким показателям, как: 1) степень важности (федеральные программы, президентские, региональные, муниципальные); 2) функциональная направленность (экономические программы, социальные, инвестиционные); 3) совокупность отдельных объектов (программы реконструкции памятников, заботы о детях).
В том случае, если программа развития комплексная, состоящая из нескольких подпрограмм, то она охватывает все основные аспекты развития. В комплексной программе имеет место не только состав программ и подпрограмм, отражающий существо стратегии, но и обозначены связи между программами, подпрограммами и стратегической целью.
Конкретизация политик, программ и проектов заключается, как правило, в разработке планов организованных действий, т.е. в разработке планов мероприятий и определении ресурсов, необходимых для их выполнения.
Как и любые планы, планы мероприятий включают в себя цели, содержание, объем и методы работы, а также их последовательность и сроки выполнения. Другими словами, оперативная часть стратегии, находящаяся на уровне декомпозиции, следующим за проектами и программами, содержит операции, наполняющие проекты и программы. Операции, в свою очередь, являются системами для таких элементов, как действия, определяющие содержание операций.
Таким образом, можно выстроить стратегическую цепочку формирования стратегии развития по привлечению реальных инвестиций на промышленные предприятия региона, отображающую как видимую иерархию, так и возможную последовательность разработки стратегии. Большое значение имеет детализация подсистем общей стратегии развития в части разработки мероприятий и определении необходимых ресурсов для реализации системного содержания стратегии.
Механизм инвестиционной политики региона по привлечению реальных инвестиций в промышленные и с/х предприятия на практике должен представлять собой реализацию определенного перечня подпроектов и подпрограмм, составляющих функциональное единство, в рамках установленных мероприятий.
Подпроекты и подпрограммы должны детально описывать содержание одного отдельного мероприятия, предлагаемого в рамках стратегии развития. В каждой подпрограмме должны обозначаться локальные задачи, содержание и ресурсы, необходимые для их выполнения.
Каждая программа может включать в себя следующие составляющие: 1) основание разработки; 2) заказчик; 3) разработчик; 4) правовая основа; 5) цели и задачи; 5) ожидаемые результаты; 6) сроки и этапы реализации мероприятий; 6) участники и исполнители мероприятий; 7) финансирование работ; 8) контроль.
По мнению автора, все мероприятия стратегии должны осуществляться в контексте политических (стратегических) перспектив развития экономики региона в целом, поэтому важное значение имеет статистическая и научно-исследовательская работа в части определения этих перспектив развития. Администрации региона через соответствующую систему мер необходимо очень точно определять вектор направленности своей инвестиционной политики в части привлечения реальных инвестиций в промышленность и сельское хозяйство.
В целях группировки мероприятий в механизме инвестиционной стратегии по привлечению реальных инвестиций в приоритетные отрасли региона, проблемное поле по содержательному признаку мероприятий необходимо разделить на следующие группы:
– в области нормативно-правового регулирования деятельности предприятий и организаций;
– в сфере организации привлечения реальных инвестиций на предприятия и организации;
– в сфере информационного обеспечения инвесторов о состоянии предприятий и организаций региона;
– в сфере государственного экономического стимулирования притока реальных инвестиций на предприятия и организации;
– государственная поддержка в установлении партнерских связей между предприятиями (организациями) и инвесторами;
– в сфере государственного содействия продвижению товаров и услуг отраслей промышленности и сельского хозяйства региона на рынки;
– прочие дополнительные мероприятия.
1. Мероприятия в области нормативно-правового регулирования деятельности предприятий и организаций
Мероприятия в этой сфере предполагают развитие правового обеспечения инвестиционного процесса и его активизации для привлечения инвестиций в отрасли промышленности и сельского хозяйства. Администрации области необходимо стимулировать создание новых производств данных отраслей на базе незагруженных мощностей предприятий (организаций) и незанятого персонала с выводом из-под налогообложения неиспользуемого имущества с аннулированием пеней и штрафов перед областным бюджетом, использовать рассрочку долгов, уменьшить выплаты по таможенным платежам.
2. Мероприятия в сфере организации привлечения реальных инвестиций на предприятия и организации
Мероприятия в этой сфере предполагают обеспечение четкой координации действий между органами государственной власти, отобранных на основе конкурса кредитных учреждений, консалтинговых, страховых и лизинговых компаний и самими предприятиями – на основе экономической целесообразности и взаимовыгодности при реализации одобренных инвестиционных проектов.
Необходима также активизация совместной работы администрации области, представительств России за рубежом (в странах СНГ и Европы (Италия, Германия и др.)) с потенциальными иностранными инвесторами, готовыми вкладывать в отрасли региональной промышленности и сельского хозяйства.
Это предполагает проведение рекламно-имиджевых мероприятий, направленных на популяризацию промышленного и сельскохозяйственного потенциала и инвестиционных возможностей региона.
Через эти представительства администрация области должна решать организационные вопросы, связанные с возможным приемом иностранных гостей, обеспечением их на территории области офисами, рекламой и т.п. Аналогичные ответные шаги со стороны государств–партнеров по обмену опытом, скорее всего, также будут предприняты.
3. Мероприятия в сфере информационного обеспечения инвесторов о состоянии предприятий и организаций региона
Мероприятия данной сферы предполагают получение оперативной и полной инвестиционной информации о состоянии предприятий различных отраслей (ежегодное пополнение данных по данному вопросу). Необходимым здесь является статистическая и научно-исследовательская работа, обеспечивающая, во-первых, достоверность этой информации, а во-вторых, выявление тенденций развития отраслей промышленности и сельского хозяйства в целом по региону.
Для этого администрацией области должна вестись кропотливая работа по созданию и оптимизации многоуровневой, построенной на принципах формирования сложных запросов, базы данных. Необходимо осуществить комплексную автоматизацию процессов сбора, накопления, обработки и распространения необходимой экономической информации, предназначенной непосредственно для потенциальных инвесторов.
Содействие администрации области необходимо также коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий (организаций), продаже акций, конверсии производства и т.д.
Предприятиям региона должна быть предоставлена аналитическая информация о потенциальных инвесторах, подготовлены конъюнктурные обзоры их предложений и инвестиционных проектов.
Возможен также выпуск специализированных информационных изданий и справочников по различной тематике на сайте областной администрации. Таким образом, будет обеспечено информационно-консультационное обслуживание организаций (государственных и частных, российских и иностранных).
4. Мероприятия в сфере государственного экономического стимулирования притока реальных инвестиций в предприятия и организации региона
Мероприятия в этой сфере предполагают содействие администрации региона в развитии финансово-кредитной и инвестиционной составляющей поддержки отраслей региональной промышленности и сельского хозяйства. Одним из наиболее важных мероприятий выступает разработка и реализация адресной инвестиционной программы Владимирской области. Кроме того, необходимо обеспечить предоставление субсидий за счет средств областного бюджета части процентных ставок по кредитам, привлекаемым отраслями промышленности и с/х.
Усилить интерес потенциальных инвесторов может предоставление государственных гарантий областного бюджета, предоставление налоговых льгот потенциальным инвесторам в конкретные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Возможно даже финансирование проектов, использующих наукоемкие технологии в данных отраслях посредством предоставления бюджетных кредитов.
Конечно же, приоритетом для предприятий всех отраслей промышленности является замена изношенной техники и оборудования, автоматизация производственного процесса, увеличение производственных площадей с расширением номенклатуры продукции. Администрации области необходимо развивать инвестирование в основной капитал предприятий на базе применения лизинговых схем или использования схем, вытекающих из лизинговых.
5. Государственная поддержка в установлении партнерских связей между предприятиями (организациями) и инвесторами
Установление и развитие прямых партнерских отношений с регионами РФ, а также зарубежными странами – одна из наиболее эффективных и конкретных форм сотрудничества. За многие годы такие отношения сформировались, однако в настоящее время необходим как поиск новых партеров, так и интенсификация существующих партнерских отношений, перевод их на качественно новый, более высокий по содержанию и эффективности уровень, что позволит:
– наладить контакты предприятий промышленности и сельского хозяйства с потенциальными инвесторами путем участия в международных выставках, форумах и т.д.;
– найти иностранных партнеров за рубежом, в том числе с использованием новейших информационных систем;
– содействовать организации деловых визитов иностранных инвесторов.
Положительным моментом для администрации области будет разработка Программы сотрудничества с иностранными государствами, реализация которой позволит обеспечить совместное решение инвестиционных проблем предприятий (организаций) региона.
6. Мероприятия в сфере государственного содействия продвижению товаров и услуг отраслей промышленности и сельского хозяйства региона на рынки
Для успешной реализации мероприятий данной сферы администрации области необходимо провести экономический мониторинг среди предприятий приоритетных отраслей промышленности и сельского хозяйства с целью выявления перспективных видов продукции, а также определения перспективных предприятий-экспортеров.
Важнейшим условием обеспечения эффективности деятельности по продвижению товаров и услуг на внешние рынки является проведение оценки готовности предприятий и организаций к работе на внешних рынках. Это предполагает определение потенциала предприятий, который позволит обеспечить предлагаемые или экспортируемые товары и услуги серьезными конкурентными преимуществами.
Также значимым инструментом продвижения на внешние рынки товаров и услуг предприятий Владимирской области является организация конференций, семинаров, направленных на привлечение внимания наиболее важных целевых групп – потенциальных экспортеров и представителей иностранных фирм, желающих наладить контакты с отечественными производителями, а также консалтинговых компаний и др.
Проведение подобных мероприятий необходимо проводить при активной поддержке структурных подразделений администрации Владимирской области.
7. Прочие дополнительные мероприятия
К прочим мероприятиям следует отнести обеспечение долгосрочной конкурентоспособности товаров и услуг отраслей региональной промышленности и сельского хозяйства. Создание предпосылок обеспечения высоких темпов активного экспортоориентированного развития требует реализации комплекса взаимоувязанных мер, направленных на формирование эффективной системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Одним из направлений в реализации этой задачи могли бы стать существующая Президентская программа подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства и Методический совет при филиале Международного института менеджмента «ЛИНК» г. Владимира по подготовке специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Формирование инвестиционной политики региона происходит исходя из целевых установок инвестиционной составляющей общей стратегии развития промышленного и сельскохозяйственного комплексов. На практике этот механизм представляет собой реализацию определенного перечня проектов и программ, составляющих функциональное единство, в рамках установленных мероприятий.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия