Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Булгаков Д. В.
соискатель кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Экономические основы и особенности организации управления тылом силовых структур государства

В современных сложных международных условиях Россия вправе принимать решения по реформированию силовой организации страны, включая систему ее тылового обеспечения [1].
К внутренним факторам необходимости создания межведомственной (унифицированной) системы тылового обеспечения (МУСТО) следует отнести:
– реформирование Вооруженных Сил РФ (ВС РФ) и других силовых структур;
– рациональное (эффективное) использование экономических ресурсов, выделяемых на обеспечение национальной безопасности государства;
– адаптация и интегрирование материального обеспечения силовых структур в рыночные отношения;
– использование местной (региональной) экономической базы в целях тылового обеспечения частей и подразделений силовых структур, дислоцирующихся на определенной территории страны;
– совершенствование системы управления тыловым обеспечением силовой организации государства, придав ей динамичность, надежность и оперативность.
Перечисленные факторы определяют и главный смысл создания МУСТО, заключающийся в том, чтобы новая система была экономичной, надежной и способной эффективно решать задачи по тыловому обеспечению силовых структур государства (ССГ). Переход к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и соответствующих органов управления позволит оптимизировать систему их жизнеобеспечения, снизить затраты и на ее обслуживание и нагрузку на бюджет [2].
Выявление специфики межведомственной унифицированной системы ресурсного обеспечения (МУСРО) силовой организации государства предполагает рассмотрение тыла вооруженных сил (ВС) в качестве экономической модели, включающей в себя две взаимосвязанные стороны: производительные силы (материальное содержание) и производственные отношения (социально экономическая форма). Кроме того, в функциональном плане тыл ВС может быть представлен в виде производящей и потребляющей систем. Исходя из вышеуказанных методологических посылок, можно смоделировать собственно МУСРО как военно-экономическую систему с характерными для нее чертами (рис. 1).
Рис.1. МУСРО как военно-экономическая система
1. МУСРО – большая и сложная военно-экономическая система, которая должна функционировать в военной организации государства и экономически обеспечивать все силовые структуры общества.
2. МУСРО состоит из двух взаимосвязанных собой элементов: производительных сил (силы и средства) и производственных (военно-экономических) отношений. Материальное содержание МУСРО, облекаясь в определенную социально-экономическую форму, должно развиваться в направлении создания мощной материально-технической базы тыла и формирования высокого профессионального потенциала личного состава. В свою очередь, социально-экономическая форма тыла (военно-экономические отношения) должна совершенствоваться в направлении согласованности действий всех звеньев службы для достижения поставленных целей с учетом личных, коллективных и общественных интересов. Необходимо использовать все элементы экономического механизма функционирования МУСРО (в том числе и правовые нормы и нормативы), что будет содействовать более динамичному и устойчивому развитию производительных сил МУСРО.
3. Итоговым результатом деятельности МУСРО являются услуги, предоставляемые войскам всех силовых структур. Эти услуги могут быть представлены как в материально-вещественной форме (создание определенной продукции), так и нематериальной форме (организация и осуществление закупочно-заготовительных работ) в интересах обеспечения силовых структур необходимыми материальными ресурсами.
Несомненный интерес и в теоретическом, и в практическом аспектах представляет модель МУСРО как производящей и потребляющей системы (рис. 2).
Рис. 2. Структурно-функциональная модель МУСРО как производящей и потребляющей системы
Из содержания данной модели вытекают следующие выводы:
В МУСРО, которая образуется в результате слияния служб по видам материального обеспечения ВС со службами по видам материального обеспечения других силовых структур, руководство деятельностью различных хозяйствующих субъектов должно осуществляться из единого центра управления (ЕЦУ).
Для реализации данного положения и совершенствования организационно-экономического механизма взаимодействия службы тыла ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ необходимо создать иерархическую систему управления в составе:
– межведомственного органа управления во главе с заместителем Председателя Правительства РФ;
– исполнительного органа – управление, штаб Тыла ВС, главные и центральные управления Министерства обороны РФ (МО РФ), подчиненные начальнику Тыла ВС – Заместителю МО РФ;
– координационного органа – экспертная комиссия, образованная распоряжением Президента РФ от 17.08.2000 г. № 363-рпс; межведомственная рабочая группа, созданная постановлением Правительства РФ от 8.09.1999 г. № 1413-р.
Во-вторых, основными слагаемыми МУСРО в функциональном отношении являются две системы (подсистемы): производящая и потребляющая. К производящей системе относится материальный сектор экономики тыла, в котором создаются материально-вещественные ценности. Потребляющая система включает в себя органы управления, службы материального обеспечения и хозяйствующие субъекты служб по видам материального обеспечения.
Эти субъекты потребляют часть выделенных экономических ресурсов для функционирования самой МУСРО, а большая их доля через Центральные (Главные) управления ЕЦУ распределяется и перераспределяется непосредственно по частям и подразделениям силовых структур. Все это, в конечном счете, означает, что МУСРО осуществляет две основные функции: производственную и распределительно-потребляющую.
В-третьих, трудовая деятельность МУСРО подразделяется на: непосредственно-производительный труд, который осуществляется в сфере материального производства экономики тыла и характеризуется созданием готовой продукции, годной к конечному потреблению или к дальнейшей переработке; относительно-производительный труд, который осуществляется в нематериальном секторе экономики тыла, в ее инфраструктуре. В отличие от непосредственно-производительного труда, этот труд не создает материально-вещественных благ, но создает услугу, т.е. этот труд направлен на материальное обеспечение силовых структур. Главное экономическое пространство (поле) применения данного вида труда – экономическое обеспечение частей и подразделений силовых ведомств. Значит, труд в сфере МУСРО – есть труд производительный (абсолютно и относительно). Перефразируя слова видного английского экономиста А. Маршалла можно сказать, что всякий труд является производительным, если он достигает поставленной цели, а, следовательно, имеет какую-либо полезность [3].
Экономические особенности организации обеспечения материальными ресурсами при создании МУСРО могут быть выявлены в процессе анализа эффективности образования и функционирования данной системы [4, 5, 6].
1. Экономическая эффективность МУСРО в широком смысле слова – это комплексная характеристика потенциальных и (или) реальных результатов (интегрального эффекта) создания и использования системы с учетом степени соответствия этих результатов главным целям и показателям использования всех видов ресурсопотребления.
2. При определении общей экономической эффективности создания и функционирования МУСРО необходимо различать и использовать следующие виды эффективности:
– целевая (внешняя функциональная) эффективность как характеристика степени приспособленности системы для достижения поставленной цели;
– техническая (внутренняя функциональная) эффективность – комплексная характеристика технических возможностей и приспособленности системы к эксплуатации в различных условиях, а также ее экологичности;
– эффективность жизненного цикла системы показывает, в течение какого срока данная система может успешно функционировать, рационально выпол­нять стоящие перед ней задачи;
– эффективность управления отражает достижение поставленных задач с минимальными затратами всех видов ресурсов и в установленное время;
– военная эффективность характеризует степень реализации боевых и опе­ративно-тактических возможностей силовых структур;
– социальная эффективность акцентирует внимание на социологических, социально-психологических, межличностных отношениях в системе, позво­ляющая вскрыть внутренние источники ее самовыражения и саморазвития.
3. Эффективность МУСРО выражается через ее критерий. Он пред­ставляет собой мерило, оценку, основной принцип при определении результа­тивности труда в формируемой системе. Его можно определить как признак, на основе которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего (оптимального) варианта. Критерием экономической эффективности для мусРо является поддержание необходимого уровня опера­тивно-боевой готовности силовых структур при наименьших затратах всех ви­дов выделяемых обществом экономических ресурсов. При этом необходимо руководствоваться двумя принципами:
– при заданных ресурсах (затратах) достигается максимальный результат (3 – const; Р – max);
– при заданном результате расходуются минимальные затраты (Р – const; 3 – min).
4. Оценка экономической эффективности МУСРО (ее общего крите­рия) должна включать методику расчетов различных показателей:
– выявление суммарных затрат на создание формируемой системы. Срав­нение этих затрат с существующей системой ( Э(+) = Знс – Здс);
– отношение результата к затратам (Э = Р / 3) характеризует результат, по­лученный на единицу затрат;
– отношение затрат к результатам (Э = 3 / Р) обозначает удельную величи­ну затрат, приходящихся на единицу ожидаемого результата;
– разность результата и затрат (Р – 3) характеризует абсолютную величину превышения достигнутого над осуществленными затратами;
– отношение [(Р – 3) / 3] характеризует эффект, полученный на единицу за­трат;
– отношение [(Р – 3) / Р] отражает удельную величину эффекта, приходящую­ся на единицу получаемых результатов.
Возможны и другие приемы (способы) учета затрат и результатов при выборе эффективных вариантов МУСРО и методов рационального ее функционирования. В этой связи вытекает ряд практических предложений:
1. МУСРО должна формироваться на основе объединения служб по видам материального обеспечения ВС с органами обеспечения материальными ресурсами других силовых структур на принципах: научности, системности, комплектности и единства. Руководство МУСРО должно осуществляться из ЕЦУ, которому необходимо будет решать следующие вопросы:
– планирование совместного применения органами обеспечения материальными ресурсами всех силовых структур в мирное и военное время в кризисных ситуациях;
– координация работ по развитию региональной материальной базы в интересах ССГ различной ведомственной принадлежности в мирное и военное время;
– оперативное реагирование на возникающие потребности в материальных средствах ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ в экстремальных ситуациях и «горячих точках»;
– согласование вопросов по своевременному проведению взаиморасчетов за поставляемые материальные средства и услуги;
– организация контроля за поставками материальных ресурсов из субъектов национальной экономики, особенно по линии выполнения государственного оборонного заказа, передав функцию его размещения единому заказчику – Тылу ВС.
2. Финансирование создания МУСРО должно осуществляться за счет бюджетных средств всех силовых структур и внебюджетных фондов. Исходя из данных об оборонных расходах госбюджета РФ, на содержание всех силовых структур ассигнуется 23–25 % всех расходов. Сегодня требуются усилия по изысканию дополнительных источников по созданию МУСРО.
3. Механизм функционирования МУСРО должен включать в себя:
– создание и использование правовой нормативной базы;
– устранение параллелизма в структурных органах управления обеспечением материальными ресурсами;
– использование единых складов и баз для хранения и выдачи материальных средств;
– упорядочение системы подготовки кадров тыла в единых военно-учебных заведениях;
– определение и принятие единой системы финансирования;
– использование бюджетных и внебюджетных средств, кредитов по единому замыслу и плану;
– налаживание более рациональной системы производственной и маркетинговой деятельности субъектов (объектов) тыла;
– экономически обоснованное заключение контрактов с субъектами рынка и предоставление им лизинга;
– разработку норм и нормативов по оплате транспортных и других услуг;
– внедрение в практику обеспечения материальными ресурсами ССГ экономических рычагов и стимулов;
– организацию аудиторских проверок и ревизионных работ.
От реализации этих мероприятий можно получить значительный экономический эффект.
Таким образом, формирование МУСРО есть объективная необходимость. Она представляет собой сложную военно-экономическую систему. Это организационно-структурное звено всех силовых ведомств, выполняющее обеспечение ССГ материальными ресурсами, в котором своевременная и полная замена запасов по видам материального обеспечения, выслуживших установленные сроки хранения, является важной и сложной задачей. В виду нестабильности цен и различий по срокам хранения, объемов и номенклатуры замены запасов материально-технических средств, задача прогнозирования цен на их приобретение является актуальной [7].
Ученые отмечают, что XXI в. будет очень противоречивым: дисбаланс международной обстановки, дефицит ресурсов, экономические кризисы, противоречия роста населения и глобализация. В этих условиях необходимо надежно обеспечить оборону страны. А обеспечить надежную обороноспособность государства можно в первую очередь и, прежде всего, за счет использования экономического потенциала страны. Эта общеизвестная истина получила свое отражение в положениях военной доктрины РФ (Раздел III. Военно-экономические основы). Здесь сказано: главная цель военно-экономического обеспечения – финансовое и материально-техническое обеспечение военной организации государства.
Развитие ВС РФ, других силовых структур и их тыла, исходя из положений концепции национальной безопасности должно проходить на основе учета факторов экономического характера. К ним необходимо отнести: рост темпов экономики, реструктуризация отраслей народного хозяйства, стабилизация финансовой сферы, динамичное развитие экономики регионов, активное участие в международном экономическом и военно-экономическом сотрудничестве.
Остановимся на проблеме динамики экономического развития, ибо она является всеобщей и всеобъемлющей. Согласно заявлениям Правительства РФ социально-экономическое положение страны можно расценить как стабильное, с признаками улучшения по большинству экономических индикаторов. Рост промышленного производства составляет около 10 %, ВВП вырос почти на 7 %, а объем сельскохозяйственной продукции – на 5 %. При этом наиболее быстрый рост идет в перерабатывающей промышленности, а не в экспортно-ориентированных отраслях. С начала 2000 г. удвоились золотовалютные резервы, это абсолютный рекорд за последние 10 лет. Все это отрадные факты, если данные успехи не являются конъюнктурной тенденцией.
В соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» экономика страны характеризуется следующей динамикой макроэкономических показателей:
– среднегодовой прирост ВВП за период 2000–2010 гг. – 5 %;
– прирост потребления домашних хозяйств за весь период до 2010 г. – 82 %;
– прирост инвестиций в основной капитал – 171 %.
В «Основных направлениях» содержатся базовые принципы структурно-экономической политики государства, к которым относятся:
– конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
– минимизация и оптимизация государственного вмешательства в эконо­мику;
– открытость экономики;
– либерализация экономической деятельности на микроуровне.
Экономическая политика РФ, рассчитанная до 2010 г., предусматривает выделение таких приоритетных направлений развития народного хозяйства, как ТЭК, АПК, транспорт, производство товаров народного потребления и строительство жилья. К важнейшим проблемам национальной экономики, которые необходимо решать в текущем периоде и в краткосрочной перспективе необходимо отнести: углубление налоговой реформы; стабилизацию цен на энергоносители; упрочение финансовой системы; поддержка инвестиционной и инновационной деятельности; пресечение нелегального вывоза капитала.
Решение всех выше названных проблем позволит ликвидировать ключевые угрозы экономической и военно-экономической безопасности. Будет надежнее и прочнее обороноспособность государства. Создастся реальная экономическая база осуществления реформы военной организации общества и преобразования ВС, всех силовых структур и их тыла – образца XXI в.
В силовой организации государства сейчас насчитывается вместе с ВС РФ около 15 структур (ведомств). Все они имеют численный штат, органы управления, военную и социальную инфраструктуру, материально-техническую базу и систему тылового обеспечения. Чтобы слаженно работал весь этот сложный военный организм, необходима единая система тылового обеспечения войск, основанная на принципах научности, системности, комплексности и единства. Целесообразно создать единый центр управления этой системой.
Закономерно возникает вопрос: сумеют ли наша армия и другие силовые структуры, сокращенные до минимума, обеспечить надежную военную безопасность страны? Есть ли гарантия, что внешние угрозы не ударят по нам одновременно на протяжении 54 тыс. км границ с разных направлений?
Уповать на то, что мы способны обороняться только с использованием ракетно-ядерного оружия и думать о том, что оно позволит нам отрицать все угрозы, – это ошибка.
Проводимая в стране реструктуризация силовых структур не должна сводиться только к сокращению войск. Она предполагает: изменение структуры видов и родов ВС, частей и подразделений силовых структур, улучшение технического оснащения, формирование мобильных оперативно-тактических соединений (групп), совершенствование материально-технической базы подготовки личного состава, введение контрактной системы комплектования, повышения эффективности финансирования военных потребностей.
Для наглядности приведем таблицу о финансировании оборонных расходов (табл. 1).
Таблица 1 Финансирование оборонных расходов (% ВВП)
Из анализа таблицы видно, что запланированные объемы военного финансирования в последние годы в основном не соответствуют мировым показателям (5–12 % от ВВП), а фактические расходы свидетельствуют о явном недофинансировании плановых оборонных потребностей.
В целях более убедительной иллюстрации данного вопроса приведем еще одну таблицу (табл. 2). В последние два года по сравнению с предыдущими годами, ассигнования на содержание ВС несколько увеличились в процентном отноше­нии к расходной части бюджета.
Таблица 2 Динамика ассигнований на содержание ВС за 1996–2000 гг. 1
Если рассматривать бюджет РФ на 2001 г., то он являлся бездефицитным, а расходы в нем на оборону составляли примерно 220 млрд. руб. (18 % всех бюджетных затрат страны), или 2,8 % от ВВП. На все силовые структуры в 2001 г. было запланировано израсходовать – 23% расходной части бюджета, что составляло 275–280 млрд. руб.
Положительные сдвиги в области экономики позволяют выделять на нужды обороны все большую часть государственных бюджетных средств.
Успех дальнейшего реформирования военной организации государства, создания МУСТО предопределяются оптимистическими прогнозами развития национальной экономики РФ на более длительную перспективу. Приведем следующие контрольные цифры социально-экономического планирования, подготовленные независимыми учеными-экономистами (экспертами) (табл. 3).
Это означает восстановление в течение 10 лет показателя ВВП, приходящегося на душу населения, до имевшего места в бывшем СССР уровня, и в течение следующих 10 лет – выход на уровень самых развитых государств мира.
Исходя из характеристики экономических условий развития нашей страны, тенденции международной обстановки, основных направлений военной реформы, можно сформулировать экономические основы управления процессом формирования МУСТО на перспективу (не очень отдаленную). В обобщенном виде они получили отражение в материалах Межвузовской научно-практической конференции, проходившей в Военной академии тыла и транспорта 27–28 февраля 2001 г.
Таблица 3 Данные социально-экономического прогноза 2
1. Исходить из необходимости познания и использования экономических законов и закономерностей социально-экономического и военного строительства в целом. В условиях рыночной экономики важно знать и уметь применять на практике, особенно в процессе тылового обеспечения войск, такие законы, как закон стоимости; законы спроса и предложения; закон денежного обращения. Необходимы знания и о специфических законах военно-экономической науки: законе взаимосвязи войны и экономики, законе первоочередного производства средств вооруженной борьбы; законе оптимального соотношения экономического и военно-экономического потенциалов; законе повышения эффективности использования военно-экономических ресурсов и др. Здесь также надо иметь в виду закономерности экономического обеспечения обороноспособности страны. К ним следует отнести: экономическую мобилизацию в интересах обороны; экономическую готовность к обороне; устойчивость экономики в войне; военно-экономическое сотрудничество государств. Все эти законы и закономерности являются методологической и теоретической основой строительства МУСТО силовой организации государства.
2. В целях достижения задач реструктуризации, изменения структуры ВС, их боевого состава, коренных преобразований в других силовых ведомствах формировать единую, более совершенную систему управления обеспечением материальными ресурсами военной организации государства, создавать единую оргштатную структуру. Придать ей мобильность, живучесть и устойчивость функциониро­вания.
3. Важнейшей составляющей экономических основ формирования МУСРО является накопление и содержание запасов материальных ресурсов. В задачи единого органа должны входить: накопление, эшелонирование, размещение, обновление и текущее использование запасов материальных ресурсов. Решение этих задач будет способствовать мобилизационному развертыванию войск и ведению ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств – и на более длительный период), формированию, подготовке, перегруппировки и применению стратегических резервов, необходимых для всех силовых структур.
4. Важным экономическим элементом строительства МУСРО является обеспечение объективных потребностей в финансовых и материально-технических средствах. Это позволит формировать более современную материально-техническую базу МУСРО, оснащать ее новейшими образцами техники, совершенствовать управление и технологию процессами обеспечения ССГ материальными ресурсами, улучшать мобилизационную подготовку частей, учреждений и подразделений материального обеспечения.
5. Среди важных экономических основ создания МУСРО – налаживание его маркетинговой деятельности. Органы управления обеспечением материальными ресурсами должны разрабатывать и реализовывать маркетинговую программу – потребителя, изучать конъюнктуру рынка, находить более «дешевого» поставщика, уметь с ним грамотно и эффективно работать, применяя при этом наиболее рациональные методы и формы маркетинга.
6. Одним из основных экономических условий создания и более эффективного функционирования всех звеньев МУСРО является совершенствование и формирование его новой инфраструктуры. Без современной инфраструктуры тыла немыслима высокая отдача несения боевой службы частей и подразделений армии и флота, других силовых структур, их высокая степень боевой готовности и боеспособности.
7. Большое значение в создании и экономической деятельности МУСРО имеет использование в интересах обеспечения всех силовых структур материальными ресурсами местной экономической базы. Этой проблеме сегодня надо уделять особое внимание.
8. В экономическую задачу управления строительством МУСРО входит организация и проведение научно-исследовательских работ. Не менее важным является экономическое обоснование реализации конкретных и конкурсных основ в системе размещения госзаказа и прямых хоздоговорных связей на продукцию военного назначения, необходимой для обеспечения ССГ. Следует разработать систему показателей (нормативов) экономического стимулирования работников МУСРО по различным направлениям их деятельности.
9. В современных рыночных условиях для МУСРО, как и прежде, насущной проблемой будет оставаться проблема сохранения и развития собственного хозяйства (отдельных его видов и звеньев). В этом плане очень важна государственная поддержка и внедрение системы материального поощрения деятельности хозяйствующих субъектов служб.
10. К числу наиболее значимых экономических проблем строительства МУСРО необходимо отнести разработку и внедрение в сферу обеспечения материальными ресурсами унифицированных и стандартизированных технических средств, систем материального прикрытия, создание высокоэффективной научно-технической, технологической, информационной и ремонтно-восстановительной базы. Большое значение имеет налаживание и расширение военно-экономического сотрудничества.
11. Одним из главных экономических условий управления процессом строительства МУСРО является уровень экономико-правовой и профессиональной подготовки офицерских кадров. Без этого компонента немыслима более эффективная работа по обеспечению ССГ материальными ресурсами.


Литература
1. Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Тезисы выступлений межд. конф. – СПб: СПбГТУ, 1997.–176 с.
2. Смуров A.M., Турков А.Г. Некоторые аспекты создания межведомственной сопряженной (унифицированной) системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов //Военно-экономический вестник. – 2001. – № 10. – С. 49–58.
3. Маршал А. Принципы экономической науки. –Т.2. – М., 1993.
4. Методика оценки эффективности экономической работы служб Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: ШТ ВС РФ, 2000.–15 с.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их к финансированию: Утв. Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России от 31 марта 1994 г. №7–12/47.
6. Методические рекомендации по оценке эффективности экономической работы служб Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: ШТ ВС РФ, 2000. –10 с.
7. Организация закупок материальных средств для нужд Вооруженных Сил РФ в условиях формирования федеральной контрактной системы. – СПб: ВАТТ, 1995. – 255 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия