Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Пустовалов М. Н.
советник заместителя губернатора Псковской области

Развитие отраслей социальной сферы в современной России

Наиболее актуальной проблемой экономики России в XXI в. стало развитие отраслей социальной сферы. Глубокие экономические и политические преобразования в нашей стране с начала 90-х гг. привели к тому, что государство было вынуждено наиболее остро взглянуть на проблему развития социальной сферы. И прежде всего на необходимость регулирования наиболее значимых ее отраслей: образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры [4].
2000–2006 гг. по сравнению с предыдущим периодом характеризовались устойчивыми темпами развития социальной сферы, интенсивной поддержкой со стороны государства и возрастающим внутренним потребительским спросом населения на платные услуги.
В настоящее время положительные тенденции в этой отрасли сохраняются. Это:
– обновление материально-технической базы учреждений социальной сферы;
– развитие частных коммерческих и некоммерческих образовательных и медицинских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта;
– осуществление мероприятий по модернизации сферы социальных услуг в области образования, здравоохранения и культуры;
– возрастание регионального и социального неравенства в обеспеченности населения услугами образования, здравоохранения, культуры и др.
В области образования продолжался процесс стабилизации и выхода из финансового кризиса, в результате чего улучшилось состояние материально-технической базы, началось обновление парка учебно-лабораторного оборудования, пополнение фондов библиотек образовательных учреждений.
Принятая в 2001 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила направления развития российской системы образования в соответствии с задачами перехода России к демократическому и правовому государству. Реализация концепции позволила значительно увеличить объемы бюджетного финансирования и реконструировать практически полностью систему образования в России [8].
Был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), который направлен на совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-го класса общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, повышение доступности выс­шего профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания.
В 2006 г. в эксперименте приняли участие 78 субъектов РФ (в 2001 г. – 18 субъектов). Более 500 тыс. абитуриентов поступили в вузы по результатам ЕГЭ.
В результате эксперимента ЕГЭ разработана и апробирована технология проведения ЕГЭ в различных модификациях: создана база контрольно-измерительных материалов; создана инфраструктура из 78 региональных и федеральных центров обработки информации.
С 2002 г. проводится эксперимент по отработке механизма финансирования высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Анализ результатов эксперимента выявляет в настоящее время ряд существенных проблем, среди которых следует отметить подготовку специалистов в соответствии с требованиями обучающихся, но без учета потребностей рынка труда региона.
Продолжилась работа по разработке нормативного правового акта по созданию системы государственного субсидирования в сфере образования. Субсидии будут предоставляться студентам учебных заведений, обучающимся на бесплатной основе и изъявившим желание отработать определенное количество лет на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики. Введение государственных субсидий в области образования позволит создать условия для закрепления молодых специалистов в социальной сфере – образовании, здравоохранении, государственном секторе ряда других отраслей экономики и сфере управления.
В целях привлечения внебюджетных источников, обеспечения доступности получения высшего профессионального образования осуществлялась работа по определению механизма образовательного кредитования. Кроме того, проходила работа по переходу от распределительной системы стипендиального обеспечения к адресной социальной поддержке студентов (академические и социальные стипендии).
В области здравоохранения в 2000–2006 гг. продолжалась работа по реформированию отрасли в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (постановление Правительства РФ №138 от 5 ноября 1997 г.), реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1096 от 11 сентября 1998 г. (действует в редакции постановления Правительства РФ № 550 от 24 июля 2001 г.) [5].
Основной целью государственной политики в области здравоохранения определено улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.
В целях обеспечения государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, совершенствования нормативной правовой базы, оптимизации структуры сети лечебно-профилактических учреждений, повышения эффективности организационно-финансовых механизмов в здравоохранении, обеспечения прозрачности финансовых потоков и легализации платных медицинских услуг осуществлялась разработка нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны здоровья населения, организации здравоохранения, предоставления медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Одним из приоритетных направлений расходования средств было финансирование охраны материнства и детства, объемы которого увеличились по всем направлениям функциональной бюджетной классификации.
Продолжена дальнейшая работа по совершенствованию оказания медицинской и санаторно-курортной помощи, реализуются отраслевая программа развития сестринского дела в РФ и мероприятия концепций развития телемедицинских технологий и охраны здоровья населения. [9].
Благодаря государственным гарантиям укрепления финансовой базы территориальных программ, объемы медицинской помощи у большинства субъектов приблизились к нормативным. При этом сохраняется несбалансированность поступлений (доходов) и соответствующих расходов в рамках выполнения государственных обязательств по указанной программе в результате дефицита страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Принятое постановление Правительства РФ № 158 от 17 марта 2003 г. «О дополнительном финансировании в 2003 г. расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам» позволило с помощью средств Пенсионного фонда привлечь дополнительные средства на финансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам в рамках Программы ОМС в регионах, заключивших соответствующие соглашения с Пенсионным фондом РФ.
В 2004–2006 гг. продолжалось совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы предоставления медицинской помощи, в том числе с целью легализации и расширения объема платных медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями независимо от формы собственности.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», а также проекты постановлений: «О порядке финансового обеспечения в 2006 г. расходов на выполнение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующих учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации)»; «О мерах по обеспечению проведения закупок диагностического оборудования для организаций первичной медико-санитарной помощи в целях обеспечения муниципальных учреждений» и «О мерах по обеспечению проведения закупок санитарного автотранспорта, в том числе реанимобилей, для учреждений (отделений) скорой медицинской помощи и санитарной авиации». Подготовлены предложения по улучшению работы системы, касающейся лекарственного обеспечения льготных категорий населения и их санаторно-курортного обеспечения, и др.
Реализация национального проекта в сфере здравоохранения будет осуществляться путем развития первичной медицинской помощи с акцентом на ее профилактическую направленность, а также обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В решении социальных проблем большое значение в последние годы приобретает обеспечение российских граждан доступным и комфортным жильем. Особое внимание в области жилищного строительства привлекает разработка и реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в рамках которого предусматривается развитие ипотечного кредитования, субсидирование приобретения жилья молодыми специалистами на селе, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, стимулирование спроса и предложения на рынке жилищного строительства [8].
С целью ограничения роста тарифов на услуги организаций Распоряжением Правительства РФ № 859-р от 23 июня 2005 г. утвержден план подготовки проектов постановлений Правительства РФ, необходимых для реализации положений федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Готовится проект распоряжения Правительства Российской Федерации по внесению изменений в вышеупомянутое распоряжение (далее – проект). В соответствии с указанным федеральным законом Федеральная служба по тарифам уполномочена осуществлять государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
В проекте плана подготовки нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, предусматривается разработка проектов постановлений Правительства РФ по совершенствованию основ ценообразования и правил регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, упорядочивающих отношения этих организаций с органами регулирования субъектов РФ и местного самоуправления, по определению порядка финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Также были определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку единой системы отчетности организаций коммунального комплекса и периодичности ее предоставления. Разработаны методические указания по рассмотрению разногласий между органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями коммунального комплекса, осуществлению государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения размера платы за услуги ЖКХ.
Отсутствие унифицированного подхода регулирующих органов при установлении тарифов на энергоресурсы, жилищные и коммунальные услуги создало в ряде регионов напряженную ситуацию и негативное отношение населения к проводимой в отрасли реформе.
В целях реализации Федерального закона № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Федеральная служба по тарифам приказом № 853-Э/4 от 29 декабря 2005 г. утвердила предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по субъектам РФ на 2006–2007 гг. [9]. Политика управления ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволит снизить издержки, внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии, привлекать инвестиции в целях модернизации основных фондов предприятий ЖКХ.
Постановлением Правительства РФ № 541 от 29 августа 2005 г. «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» на 2006 г. установлен стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
Реализация указанных мер по ограничению роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и формированию необходимых условий для эффективного функционирования рынка доступного жилья позволит в ближайшие годы существенно улучшить жилищные условия российских граждан.
В области культуры основной задачей стало сохранение культуры и искусства Российской Федерации, ее национальных традиций, единого многонационального культурного потенциала и условий для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство, сохранение возможности доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры.
Формирование гражданского общества обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев, творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные условия для развития отечественной культуры. Появились определенные типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, 51,0 тыс. массовых библиотек, 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивов. Под охраной государства находятся около 8,5 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционируют более 50,0 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей [3].
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. № 955 была утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2001–2005 гг.)», в рамках реализации которой удалось частично преодолеть спад и добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в сфере культуры.
В современных условиях становления рыночных отношений и демократизации общества сфера культуры требует преобразований, на осуществление которых направлена Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2010 гг.)», целью которой является сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграцию в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
Кроме этого, осуществлялась структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на формирование и развитие системы негосударственных учреждений культуры и искусства. Путем проведения оптимизации сети бюджетных учреждений культуры, а также совершенствования методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, обеспечения прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры повышена эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на культуру.
На государственную поддержку периодической печати в 2005 г. из федерального бюджета выделено 16,0% от уровня 2000 г. Снижение данного показателя произошло в связи с принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. , который признал утратившим силу Федеральный закон №177-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет». По предприятиям книжной торговли ведения Роспечати общий товарооборот в 2005 г. составил более 39%, розничный товарооборот – более 28% к уровню 2000 г. [7].
Проанализировав развитие отраслей социальной сферы в Российской Федерации в период с 2000 по 2006 гг., можно сделать вывод, что отрасли социального назначения (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство и культура) вышли на новый уровень своего развития по сравнению с периодом конца 1990-х гг. Тем не менее для их дальнейшего роста необходима разработка более четкого механизма привлечения государственных и частных инвестиций [4].
Следует отметить, что развитие отраслей социальной сферы является необходимым условием стабильной жизни населения, вызывая увеличение доходов на душу населения, рост уровня жизни, ее качества.


Литература
1. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. – М.: КНОРУС, 2005.
2. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный дом, 2005.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. – М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Игошин Н.В. Инвестиции: организация, управление, финансирование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Инвестиции: системный анализ и управление /Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
6. Инвестиции: учебник /Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: Изд-во Проспект, 2005.
7. Новая прагматика: информационно-аналитический журнал. – Псков. – 2006. – № 12.
8. Новикова О.Е. Основные направления развития регионов России с учетом внешнеэкономических факторов. – М.: Научная книга, 2005.
9. Официальный сайт Министерства экономики и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/portal
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 955 «Об утверждении Федеральной целевой программе «Культура России (2001–2005 годы)»
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 г. №158 «О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам»
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
13. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июня 2005 г. № 859-р «Об утверждении плана подготовки проектов, необходимых для реализации положений федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия