Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Егоров А. С.
аспирант Всероссийской академии внешней торговли (г. Москва)

Некоторые аспекты привлечения иностранного капитала в сектор услуг

В настоящее время одним из актуальных направлений развития мировой экономики является укрепление позиций сектора услуг. Свидетельством тому служат такие макроэкономические показатели, как доля сектора услуг в общемировом ВВП, достигшая в 2005 г. 62%; растущий уровень занятости в сфере услуг, доходящий в развитых странах до 70% и до 35% – в развивающихся; а также рост доли затрат на услуги в структуре потребительских расходов населения [1, с.383]. Расширяется объем и география международной торговли услугами. Рост объемов иностранного капитала, направляемого в сектор услуг, подчеркивает повышение интереса к данному сектору среди представителей международного бизнеса (в 2005 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций в этот сектор составил 10 млрд. долл. [2, с.2]). Прогнозы, сделанные на основе стратегических планов транснациональных корпораций по всему миру, относительно темпов роста прямых иностранных инвестиций на ближайшие годы, подтверждают, что сфера услуг будет оставаться доминантной, а темпы роста стабильными [3, с.33].
Многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, оценившие перспективы роста сектора услуг, проводят активную политику привлечения инвестиций в национальный сектор услуг, с тем чтобы сделать его конкурентоспособным и экспортоориентированным. В то же время позиции России и как экспортера услуг, и как реципиента иностранного капитала в этот сектор весьма скромны, что является следствием недостаточной проработанности данного вопроса, но никак не свидетельством низкого потенциала российских поставщиков услуг на мировой арене. Наличие в стране специалистов с высоким уровнем образования и знанием иностранных языков, стремительное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий, снижение стоимости и увеличение скорости передачи данных по разным каналам связи являются предпосылками увеличения объема экспорта России на мировом рынке услуг, а также факторами, способствующими увеличению притока иностранного капитала в сектор услуг Российской Федерации.
Принимая во внимание опережающий рост практически всех показателей сектора услуг, всестороннее изучение аспектов, связанных со стимулированием развития услуг, ориентированных на экспорт, казалось бы, должно быть актуальным направлением экономических исследований в стране, которая находится в поиске новых направлений развития (диверсификации) экспорта. При этом исследований, посвященных перспективам развития сектора услуг, в России очень мало, что свидетельствует о том, что данный сектор среди многих экономистов по-прежнему не воспринимается серьезно. Однако, как известно, сектор услуг является ключевой отраслью в постиндустриальной экономике, что вызывает рост спроса на услуги в промышленно развитых странах, чью экономику можно назвать наиболее близкой к постиндустриальной. Увеличение спроса на услуги в развитых странах приводит к «внутреннему» дефициту услуг, а главное – к росту их стоимости, что стимулирует экспорт услуг из развивающихся стран. Учитывая опыт Индии, Филиппин, Индонезии, Китая и ряда других, в том числе и экономически развитых государств, доходы от экспорта услуг в которых составляют значительную часть внешнеторгового оборота и ВВП, необходимо выявить приоритетные отрасли сектора услуг и стимулировать их развитие, увеличивая их экспортный потенциал. Как известно, в мировой истории были случаи, когда страны, получающие серьезные доходы от продажи энергоресурсов, фактически оказывались неконкурентоспособными в других областях (такое явление известно под названием «голландская болезнь»). Поэтому поиск путей диверсификации экспорта товарами и услугами с большей добавленной стоимостью и являющихся конкурентоспособными на мировом рынке является важным и актуальным процессом для любой экономики, зависящей на данном этапе от экспорта энергоресурсов. В настоящее время в РФ приоритетной экспортной отраслью, рассматриваемой в качестве альтернативы природным ресурсам, является обрабатывающая промышленность. Однако современная мировая экономика, в которой происходят процессы деиндустриализации, сервисизации и гуманизации всех областей человеческой деятельности, требует новых подходов, в том числе и в отношении диверсификации экспорта, не говоря уже о том, что преодоление технического и технологического отставания в ключевых отраслях российской обрабатывающей промышленности требует значительных ресурсов и времени.
Особенность современной мировой экономической системы состоит в том, что сектор услуг наряду с промышленным сектором является значительной, а в развитых странах и превалирующей компонентой добавленной стоимости, что выводит сферу услуг в круг приоритетных направлений развития на государственном уровне. Однако, к сожалению, не всегда государственная поддержка является достаточным фактором в становлении или коренной модернизации какой-либо отрасли. Во многих случаях необходимо не просто финансирование, а финансирование, сопряженное с передачей новых технологий, знаний и опыта работы. Таким потенциалом зачастую обладает как раз иностранный капитал, который, как отмечалось выше, в современных условиях также переориентируется на сектор услуг. Модернизируются при этом и способы проникновения капитала на рынки иностранных государств, и цели, преследуемые иностранными инвесторами.
Так, например, ранее под привлечением иностранного капитала в сектор услуг понималось создание иностранной компанией в стране – реципиенте капитала филиала или дочерней компании с целью предоставления услуг потребителям на территории данной страны. В зависимости от стратегических планов и могущества компании-инвестора проникновение на рынок иностранного государства осуществлялось несколькими способами: созданием подразделения «с нуля», при помощи слияния с равной компанией или путем поглощения более слабой. Все эти способы вписываются, используя терминологию ГАТС, в третий способ поставки услуг, известный как «коммерческое присутствие» [4, с.89]. Посредством «коммерческого присутствия» иностранные компании расширяют сферу своего стратегического влияния или рынок сбыта своих услуг в разных областях, включая банковский и страховой сектор, сферу розничной торговли и строительства, транспортный и гостиничный сектор.
Особенность таких инвестиций заключается в том, что они связаны с расширением сферы деятельности «головной» компании, а услуги предоставляются потребителям страны – реципиента капитала. Исключения составляют вспомогательные сервисные компании, создаваемые специально для поддержания деятельности филиала, например, какого-нибудь крупного производства товаров или услуг; тогда эти услуги предоставляются хотя и на территории иностранного государства, но фактически для нужд компании страны – экспортера капитала (например, специальные ремонтные мастерские для обслуживания собственных транспортных средств создаются обычно компанией, занимающейся логистикой, которая открывает новое подразделение за рубежом). Хотя, учитывая современную концепцию многих компаний – отдавать производство такого рода сопутствующих услуг сторонним организациям на аутсорсинг, – такие «компании-спутники» появляются теперь все реже.
Напротив, в последнее время стали развиваться новые формы перемещения иностранного капитала, сопряженного со сферой услуг, не последнюю роль в появлении которых сыграло стремительное развитие и расширение сферы применения информационно-коммуникационных технологий. Наиболее интересной формой взаимоотношений на международном рынке услуг, получившей развитие в последние годы, является офшоринг. Офшоринг услуг заключается в переносе за границу (в страну вне базирования головной компании) производства некоторых видов услуг с целью использования сравнительных преимуществ этих мест. Под сравнительными преимуществами следует понимать менее дорогую рабочую силу, более дешевую арендную плату и коммунальные расходы и т.п.
Офшоринг находится на стадии зарождения и как явление, и как направление научных исследований, поэтому в подходах к офшорингу существуют некоторые противоречия. Хотя понятие «офшоринг» в значении производства услуг за пределами государства можно найти в западной экономической литературе с середины 90-х годов ХХ века, окончательно этот термин еще не закрепился, и трактуется разными исследователями по-разному в зависимости от того, какой критерий взят за основу. Так, например, под офшорингом могут понимать совокупность внутрикорпоративного офшоринга, технически реализуемого посредством создания иностранного филиала, производящего услуги только для нужд основной компании за рубежом, а также «внешнего» офшоринга, когда производство услуг осуществляется также в другом государстве, но уже независимой сторонней организацией [например, 5, c.8]. Внешний офшоринг было бы правильнее называть офшорным аутсорсингом, отличающимся от обычного аутсорсинга только тем, что сторонние компании, оказывающие услуги, находятся вне страны базирования головной компании. При таком подходе эти два вида внешнеэкономической деятельности объединяются по критерию производства услуги за пределами страны базирования компании. При этом не учитывается, произведены ли услуги собственными силами внутри компании или сторонними организациями. Однако такой подход кажется не вполне корректным, так как создание специального подразделения, подразумевающее вложение средств (прямых иностранных инвестиций), создание организационной структуры, подбор кадров, организацию дистанционного управления и контроля, – более сложный, комплексный процесс, который трудно сопоставить с аутсорсингом, даже если фирма – производитель услуг (аутсорсер) находится на территории другого государства. Поэтому, на наш взгляд, под словом «офшоринг» следует понимать только внутрифирменный офшоринг, не включая в это понятие офшорный (международный) аутсорсинг. За основу здесь взят критерий права собственности на компанию, поставляющую услуги для головной компании из-за границы, а также факт вложения прямых иностранных инвестиций.
Сфера применения офшоринга также претерпевает изменения под воздействием достижений науки и развития технологий. Офшоринг услуг первоначально применялся в таких областях, как обработка звонков в колл-центрах, перевод в электронную форму архивов, обработка счетов кредитных карт и страховых выплат, при взаимодействии с клиентами через службу технической поддержки. В последние несколько лет офшоринг стали использовать в таких областях, как архитектурный и компьютерный дизайн, бухгалтерский учет, учет изменения складских запасов и движения товаров, финансовый анализ, управление базами данных, разработка программного обеспечения и даже НИОКР. Перспективными направлениями считаются телемаркетинг, а также передача в офшоринг более широкого спектра финансовых услуг [6, c.54].
Отличительные черты офшоринга заключаются в нескольких аспектах, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом.
1. Целью офшоринга является не расширение зоны влияния или рынка сбыта, а минимизация издержек, поэтому иностранный капитал, сопряженный с офшорингом, попадая на национальный рынок страны-реципиента, не становится источником услуг для местных потребителей, так как «услугоприобретателем» является сама компания – инвестор.
2. Офшоринг оказывает влияние не только на рынок рабочей силы страны-реципиента, создавая дополнительные рабочие места, но и непосредственно на рынок рабочей силы страны-инвестора, эти же рабочие места сокращая. Таким образом, офшоринг при дальнейшем развитии может стать причиной нового международного разделения труда и глобальных перемен на международном рынке рабочей силы.
3. Развитие офшоринга услуг расширяет номенклатуру международного сотрудничества, в частности, международной торговли, так как формально при офшоринге происходит трансграничное оказание услуг, учитываемое в платежном балансе по статье «экспорт/импорт».
4. Развитие офшоринга увеличивает объем международного движения капитала, так как капитал приходит сначала в виде инвестиций для создания филиала компании, а далее – регулярно в виде оплаты труда работников этого филиала, то есть в виде платы за оказанные услуги.
Согласно многим научным работам, публикуемым за рубежом, масштаб офшоринга пока не настолько велик, насколько велик интерес к этому явлению, вызванный активным освещением американской и европейской прессой проблем сокращения числа рабочих мест «белых воротничков» сферы услуг из-за использования офшоринга [7, c.2]. Другой причиной повышенного интереса к офшорингу стал значительный рост экономики Индии и некоторых других развивающихся стран, в том числе и за счет специализации на экспорте услуг посредством офшоринга. Развитие офшоринга: увеличение его объемов и сфер применения, расширение географических направлений – это естественный процесс развития любого экономического явления. Вопрос заключается в том, займет ли Россия достойное место на рынке услуг, став привлекательной базой для офшоринговых компаний из промышленно развитых стран.
В любом случае развитие сектора услуг, особенно связанного с внедрением высоких технологий, должно стать одной из приоритетных задач, стоящих перед государством. При этом развитие сектора должно быть направлено как на стимулирование экспорта услуг, так и на расширение предложения услуг потребителям внутри страны.
Как представляется, привлечение капитала именно в сектор услуг является важным аспектом стимулирования национальной экономики, так как развитие сектора услуг повлечет за собой развитие других отраслей. Результаты достижений в сфере услуг распространяются на все сферы народного хозяйства. Так, например, повышение качества и расширение ассортимента бизнес-услуг или услуг в сфере ЖКХ, транспорта, связи и т. д. оказывают положительное воздействие на деловой климат в стране и создают новые возможности для работы предприятий разных отраслей промышленности, сельского хозяйства и самого сектора услуг; поэтому развитие сектора услуг можно назвать универсальным средством повышения конкурентоспособности экономики.


Литература
1. Handbook of statistics, table 7.3, UNCTAD, 2004.
2. Trade in services and development implications, UNCTAD, 2007.
3. World Investment report, UNCTAD, 2005.
4. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.
5. The share of employment potentially affected by offshoring – an empirical investigation, OECD, 2005. – 45.
6. Globalization and offshoring of software. A report of the ACM Job Migration Task Force, 2006. – 288. http://www.acm.org/globalizationreport
7. Amity M., Wei S. Fear of offshoring: is it justified? National Bureau of economic research. Cambridge, 2004. – 41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия