Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Никитина О. А.
доцент, заведующий кафедрой экономики курортологии филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары

Стратегические приоритеты формирования специальных экономических зон туристско-рекреационного типа

Для современного этапа развития России характерно неравномерное развитие территорий, даже в рамках отдельного субъекта Федерации. В большинстве административных центров формируется подавляющая часть доходов региональных бюджетов и уровень фактической безработицы на 30–40% ниже, чем на остальной территории регионов. По мнению В.Лексина, «если значения социально-экономических параметров «региональных столиц» исключить из одноименных параметров регионов, то окажется, что территории субъектов Федерации, оставшиеся без столиц, статистически будут различаться значительно меньше, чем полные субъекты» [6, с.85]. Чувашия, как и многие регионы России, потеряла в 90-е гг. двадцатого века основную часть своего прежнего индустриального потенциала, не отвечающего современной рыночной специфике. В результате чего произошло обвальное высвобождение рабочей силы по всей республике. Однако значительное число рабочих, инженеров, служащих нашли работу в другом секторе – сервисной экономике, оказавшейся местом приложения труда для многих тысяч людей. В г. Чебоксары высвобожденные работники освоили сектор таких услуг, как операции с недвижимостью, разнообразный консалтинг, туристская сфера, игорный бизнес, охранная деятельность, ресторанное дело, торговля, сотовая связь, транспортные услуги, парикмахерские услуги, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, отдельные виды медицинских услуг (массажные и стоматологические услуги), страхование и т.д. За период с 1990 по 2006 г. баланс трудовых ресурсов Чувашской Республики изменился значительно [7, с.62]: среднегодовая численность занятых в промышленности и строительстве снизилась к 2006 г. на 68,8% по сравнению с 1990 г., в сельском и лесном хозяйстве – на 31,2%. А в таких отраслях экономики, как торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки, среднегодовая численность занятых выросла за эти годы в два раза. Таким образом, масштабы развития экономики сервиса предопределили развитие экономики республики. Кроме того, значительно стала развиваться рекреационная отрасль, а в ряде административных территорий республики рекреационные предприятия становятся бюджетообразующими (Заволжский район – СКК «Чувашия»; Сюктерский район – СКК «Солнечный берег», СКК «Волжанка», СКК «Волжские зори» и др.) (рис.1).
Рис.1. Доля различных предприятий в «Заволжье» Чувашской Республики в общей сумме налоговых поступлений в бюджет муниципального образования
Развитие инфраструктуры туризма и отдыха на этих территориях в первую очередь связано с малым предпринимательством, ориентированным на дальнейшее развитие рекреации (сезонные аквапарки на пляжах, летние кафе, конноспортивные станции, анимационные детские городки, экскурсионное обслуживание, разнообразные виды однодневного отдыха, рыболовные и охотничьи хозяйства, разведение дичи на домашних фермах для охотохозяйств, рестораны национальной кухни и др.). Особо следует отметить, что в этой деятельности участвуют также местные жители, изначально в меньшей степени ориентированные на бизнес. Такие внутрирегиональные контрасты характерны сегодня для всех депрессивных территорий Чувашии, не имеющих источников рыночного саморазвития, в связи с чем местное малое предпринимательство может стать «определенным потенциалом для их экономического оживления» [8, с.79]. Его развитие стимулирует изменение инфраструктуры водоснабжения, жилищно-коммунальных служб, транспортного сообщения, способствует созданию новых рабочих мест, закреплению населения на сельских территориях, а также привлечению внешних инвесторов и т.п. По мнению А. Швецова, «все регионы и муниципальные образования независимо от их нынешнего состояния будут вовлекаться в борьбу за привлечение инвесторов, за удержание «своих» или переманивание «чужих» предприятий, за сохранение численности постоянных жителей, рост их занятости и благосостояния, за увеличение потока туристов» [8, с. 71].
С точки зрения государства развитие санаторно-курортной отрасли в Чувашии длительное время считалось бесперспективным. Однако за последнее двадцатилетие Республика Чувашия создала достаточно перспективное санаторно-курортное хозяйство. Значительно обогатились природные лечебные ресурсы санаториев. Современное поколение жителей Республики уже имеет возможность получать бальнеологическое курортное лечение в местных санаториях, т.к. по физико-химическому и лечебному свойствам минеральные воды Чувашии соответствуют минеральным водам уникальных курортов России, таких как Мацеста, Нижнеивкино, Углич, Ижевские минеральные воды и др. Достойное место среди бальнеоресурсов Чувашии занимают и сапропели озера Когояр. По своему составу грязевый раствор сапропеля этого озера соответствует уникальным высокозольным железистым сапропелям озера Соленое в Архангельской области (курорт «Сольвычегодск»). С 2001 г. в республике официально признаны как курорты республиканского значения бальнеогрязевый курорт «Заволжье» и бальнеоклиматический курорт «Волжские зори». Региональный санаторно-курортный комплекс Чувашской республики на сегодня располагает 35 специализированными средствами размещения, в которых принимало лечение в 2006 году около 65 тыс. человек. Структура оздоровительных учреждений Чувашской Республики представлена на рис.2.
Рис. 2. Структура лечебных учреждений Чувашской Республики
(по состоянию на 01.01.2007, в процентах)
В настоящее время Чувашия достаточно широко позиционирует себя как республика, предоставляющая качественный санаторно-курортный продукт в круглогодичных многопрофильных бальнеогрязевых санаториях и оздоровительных учреждениях. Поэтому формирование санаторно-курортной отрасли может стать для нее одним из дополнительных источников рыночного развития экономики туризма. Достаточные природно-рекреационные ресурсы и формирующийся санаторно-курортный комплекс могут стать потенциалом для экономического оживления многих административных территорий региона. Однако Чувашская Республика с точки зрения стратегического планирования развития туристско-рекреационной отрасли – это слабо структурированное и не объединенное единой целью образование, в рамках которого несогласованно, руководствуясь своими совпадающими или не совпадающими интересами, действуют не связанные формальными отношениями многочисленные объекты, социальные группы и экономические агенты. То есть отсутствует скоординированная региональная политика. Поэтому среди выделяемых направлений развития отрасли должны быть взаимоувязаны стратегические цели всех участников этого рынка, и в то же время каждый из них может иметь самостоятельное значение для экономики региона в целом. Основным требованием к созданию и использованию механизма регулирования туристской деятельности в регионах является обеспечение необходимых условий для создания высокодоходного многопрофильного курорта, полностью отвечающего критериям мировых стандартов [4, с.66]. В настоящее время система правового и административного регулирования курортной и туристской сферы республики не отвечает современным требованиям, более того, она фактически препятствует развитию отрасли, и, несмотря на колоссальный потенциал, туристско-рекреационная деятельность пока еще остается малоэффективной [4, с.67].
В то же время, по мнению ряда исследователей [1, 3, 9], именно рекреационный фактор оказывает существенное влияние на территориальную и отраслевую структуру хозяйствования многих районов и стран, и на сегодняшний день можно обозначить следующие проявления туризма как фактора регионального развития:
– проблемные районы (отсталые и депрессивные, сельские, приграничные, нового освоения);
– морские и речные бассейны для круизного туризма;
– курорты и лечебно-оздоровительный туризм.
Для устойчивого развития регионального туризма наиболее благоприятными формами должны стать исторически сложившиеся его виды, а также рекреации на этих территориях. В связи с этим нами были исследованы особенности регионального туризма и произведена оценка инфраструктурной концентрации туристского рекреационного потенциала территорий на примере муниципальных и территориально-административных образований Чувашской Республики (см. табл.1).
Таблица 1 Рейтинговая оценка готовности административно-территориальных единиц Чувашской республики к приему туристов и оказанию услуг
* В состав санаторно-курортного комплекса включены санатории, пансионаты, базы отдыха и детские оздоровительные лагеря
По результатам анализа рейтинговых оценок выделены в качестве детерминирующих региональных туристских объектов и видов туризма: санаторно-курортный комплекс, экологический туризм, этнографический, приключенческий туризм (охота и рыбалка), культурно-познавательный туризм, придорожный сервис. Вместе с тем, рассматривая территорию Республики Чувашии, отметим неравномерность распределения курортно-туристского потенциала на ее территории, различный уровень развития объектов туристской, санаторно-курортной, социально-культурной и транспортной инфраструктуры. Для оценки современного состояния туризма в регионе и перспектив его развития требуется дальнейшее совершенствование методов комплексного анализа рекреационного использования территорий. Одним из ключевых методов в нем является региональное рекреационное зонирование – членение территории региона по однородности признаков и характеру рекреационного использования. Поэтому нами с целью систематизации и более детального подхода к прогнозированию развития курортно-туристского комплекса республики проведено функциональное зонирование ее территории, которое позволило выделить следующие зоны.
I. Приволжская рекреационная зона – «Приволжье» (включает в себя территории гг. Чебоксары и Новочебоксарска, Моргаушского, Чебоксарского, Цивильского, Мариинско-Посадского и Козловского районов).
II. Присурская рекреационная зона «Присурье» (включает в себя верхнюю подзону (Верхнее Присурье: г. Алатырь, Алатырский и Порецкий районы – и нижнюю подзону (Нижнее Присурье: Ядринский, Красночетайский, Шумерлинский районы).
III. Рекреационная зона «Чăваш вăрманĕ» (включает в себя территории Шемуршинского, Батыревского, Ибресинского и Яльчикского районов).
IV. Акцентные зоны (узлы) развития придорожного сервиса.
На базе проведенных нами исследований, используя методику «узлового» районирования [5], была создана карта туристских районов Чувашии (рис.3).
Рис. 3. Туристские районы Чувашской республики
Проведенные исследования позволили определить туристские районы с указанием преобладающих видов туризма и типов природопользования (необходимых в дальнейшем для экономической оценки потребления туристских ресурсов, их регулярного мониторинга и постоянного обновления).
1.Приволжский рекреационный район, состоящий из двух подрайонов:
а) Приволжский северный многофункциональный рекреационный подрайон, включающий территории гг. Чебоксары и Новочебоксарска, часть Моргаушского, Чебоксарского административных районов. Приоритетные виды туризма – историко-культурный, лечебно-оздоровительный; типы природопользования – туристско-оздоровительный и туристско-познавательный;
б) Северо-Восточный район, включающий территории Цивильского, Мариинско-Посадского и Козловского районов. Приоритетный вид туризма – лечебно-оздоровительный; тип природопользвания – туристско-оздоровительный.
2.Центрально-Восточный рекреационный район, состоящий из трех подрайонов:
а) Широтно-линейный (с приоритетным развитием придорожного сервиса), включающий часть территории Ядринского, Моргаушского, Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов;
б) Меридионально-линейный (с приоритетным развитием придорожного сервиса), включающий территории Цивильского, Канашского, Комсомольского, Батыревского и Шемуршинского районов;
в) Ареальные подрайоны, разделенные на центрально-южный и восточный участки, cпециализирующиеся преимущественно на этнографическом, экологическом и лечебно-оздоровительном туризме; тип природопользования – туристско-оздоровительный.
3.Присурский рекреационный район, вся территория которого отличается низкой антропогенной нагрузкой, где главным объектом туризма является р. Сура. Район делится на два подрайона:
а) западный, включает территории Алатырского и Порецкого районов; виды туризма – этнографический и культурный; тип природопользования – туристско-познавательный;
б) юго-западный, включает территории Ядринского, Красночетайского, Шумерлинского районов; виды туризма – спортивный, экологический, лечебно-оздоровительный; типы природопользования – туристско-спортивный, туристско-оздоровительный.
4.Юго-Восточный рекреационный район, состоящий из двух подрайонов. Первый (4А) включает территории Шемуршинского и Батыревского районов; виды туризма – экологический и лечебно-оздоровительный; тип природопользования – туристско-оздоровительный. Второй (4Б) включает территории Яльчикского и Батыревского районов; вид туризма – этнографический; тип природопользования – туристско-познавательный.
Проведенное функциональное туристское районирование Чувашской Республики позволило наглядно продемонстрировать потенциальные возможности каждого района в туризме, так как для наиболее эффективного развития отрасли необходимо формирование устойчивой системы туристских зон и туристских центров республики. В ходе районирования нами были выявлены приоритетные регионы для развития, обладающие наиболее мощным и мало используемым потенциалом. Наиболее перспективный – это Приволжский рекреационный район, где расположены курорты республиканского значения и имеется хорошо развитая туристская и транспортная инфраструктура. Также особый интерес представляют Присурский рекреационный район и Юго-Восточный рекреационный район с уже имеющимися в этих зонах санаторно-курортными и туристско-оздоровительными комплексами местного и ведомственного подчинения. Таким образом, с точки зрения функционального подхода (с учетом объектов, средств, видов рекреационных занятий) территорию Чувашской Республики можно рассматривать как территориальный рекреационный специализированный регион с ведущей санаторно-курортной отраслью, богатыми природными лечебными ресурсами, развитыми транспортными коммуникациями и другими объектами социально-культурной и туристской инфраструктуры.
Рассматривая организационно-экономические особенности развития регионального санаторно-курортного комплекса, следует отметить, что в современных условиях инвестиционные ресурсы играют важнейшую роль в его стабилизации и развитии. Таким образом, связь развития туризма (санаторно-курортный комплекс нами рассматривается как подсистема туризма) и регионального развития в целом – двухсторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другой стороны, научно обоснованная государственная и региональная политика может стимулировать развитие туристско-рекреационного комплекса, тем самым улучшая общую социально-экономическую ситуацию в регионе. Однако следует отметить в этой взаимосвязи еще один важный аспект, а именно экологическое обеспечение устойчивого развития региона, которое предполагает управление природно-антропогенными процессами в целях воспроизводства природного и туристского его потенциала. Сохранение и эффективное использование природных лечебных и рекреационных ресурсов является важнейшей экономической парадигмой тех регионов, ко­торые ими богаты. Необходимо решение таких задач, как четкое определение стратегии использования рекреационного потенциала, совершенствование соответствующей законодательной базы, нала­живание экономического механизма повышения эффективности потребления природно-рекреационных ресурсов туристкой дестинации. Послед­няя из задач может быть решена за счет усиления рыночных стиму­лов сбережения природно-рекреационных ресурсов, возможности получения прямой экономической выгоды от продажи прав на их использование с низкой нормативной ценой. Осуществле­ние такой стратегии значительно повышает показатели эффектив­ности экономики и снимает многие экологические проблемы.
Новым решением развития региональных рекреационных комплексов может стать создание особых экономических зон [2, с.512], например, туристско-рекреационного типа (ОЭЗТР). Важным отличием ОЭЗТР от других видов специальных экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ОЭЗТР – это особая, имеющая четко зафиксированные границы территория, в преде­лах которой инвесторам (как отечественным, так и зарубежным), желающим осуще­ствить прямые инвестиции в целях создания и совершенствования туристского про­дукта, предоставляются разнообразные льготы. ОЭЗТР специализируется на таких видах бизнеса, как туризм и рекреация, которые не загрязняют и не разрушают природную среду. ОЭЗТР может представлять собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных комплексов, расположенных на данной территории, имеющих разную отраслевую и ведомственную принадлежность, но ориентированных на удовлетворение туристских и рекреационных потребностей.
Новый взгляд на развитие санаторно-курортного комплекса республики как детерминанты туристского спроса в регионе потребовал и разработки новой стратегии регионального рекреационного развития. Полагаем, что базой для создания особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа может стать территория Приволжского рекреационного района (см. рис.3). Возможности ее создания оценивались нами по следующим показателям обеспеченности этой территории туристско-рекреационными ресурсами:
1) природные национальные парки и заповедники;
2) недвижимые памятники истории и культуры;
3) музеи, профессиональные театры;
4) лечебно-оздоровительные местности;
5) месторождения минеральных вод и лечебных грязей;
6) санаторно-курортные учреждения;
7) физкультурно-оздоровительные базы отдыха и детские оздоровительные лагеря;
8) наличие адекватного транспортно-логистического окружения (региональный доступ, контактные точки и т.п.).
Для обеспечения согласованного функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа необходимо наличие регионального структурного плана ее развития, который, по нашему мнению, должен состоять из следующих элементов:
1) концепции комплексного развития особой экономической зоны:
– планирование развития услуг по размещению туристов (гостиницы, пансионаты, санаторно-курортные учреждения, базы отдыха и т.д.), транспортной сети по обслуживанию туристов, комплекса придорожного сервиса, услуг по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, санаториях, пансионатах, кемпингах и т.п.), услуг по обеспечению туристско-экскурсионного обслуживания и организации досуга туристов, услуг, направленных на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах, ярмарках, выставках), разработки и добычи природных лечебных ресурсов, обеспечения ОЭЗ квалифицированными трудовыми ресурсами, перечня предполагаемых инвесторов (резидентов ОЭЗ) с указанием планируемых объектов и объемов инвестирования;
2) характеристики туристско-рекреационного потенциала территории, на которой планируется создание ОЭЗ:
– наличие сложившейся туристско-рекреационной специализации территории (сформировавшихся туристических потоков, устоявшегося туристического имиджа территории);
– отсутствие на территории под ОЭЗ экологически вредного производства;
– уровень криминогенной ситуации;
– степень безопасности на транспорте на территории, планируемой под ОЭЗ, и на территориях, по которым пролегают маршруты доставки туристов;
– уровень безопасности на территории, с учетом наличия и периодичности чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера;
3) оценки ожидаемых последствий создания и функ­ционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа путем планирования:
– проектной емкости учреждений санаторно-курортного комплекса на территории ОЭЗТРТ;
– количества создаваемых рабочих мест в первые пять лет функционирования ОЭЗТРТ;
– прироста числа туристов по итогам функционирования ОЭЗ;
– дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от функционирования ОЭЗ ТРТ (объем дополнительных доходов в бюджеты разных уровней за весь период функционирования зоны);
– объема привлекаемых инвестиций в развитие туристско-рекреационной деятельности за весь период функционирования;
– оценки возможных экологических последствий развития туризма на данной территории.
На современном этапе предполагается развитие санаторно-курортного комплекса как основной «точки роста» для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Заволжье» на территории выделенного нами полифункционального Приволжского рекреационного района Чувашской Республики. На начальном этапе создания ОЭЗТРТ основные расходы по проектированию зоны, созданию базовой инфраструктуры должна взять на себя принимающая сторона, то есть Чувашская Республика, в которой формируется зона. Финансирование создания ОЭЗТРТ должно осуществляться из разных источников: государственных, региональных или муниципальных бюджетов с привлечением отечествен­ных частных капиталов и прямых зарубежных инвестиций. Для этого необходимо создать в пределах зоны привлекательный инвестиционный и предпринимательский климат. Инвесторам в ОЭЗТРТ должны быть предоставлены соответствующие льготы:
1) особый таможенный режим: товары и оборудование, ввозимые для потребления туристами внутри зоны, должны освобождаться от импортных таможенных пошлин;
2) налоговые льготы (освобождение от налогов или взимание их по пониженным ставкам);
3) субсидии, предоставляемые в виде установления заниженных цен на коммунальные услуги;
4) снижение платежей за аренду земли, зданий и сооружений.
Инвестиционная поддержка должна стать важнейшей долговременной составляющей развития санаторно-курортного комплекса в системе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Заволжье». В настоящее время в республике завершается формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской и санаторно-курортной его инфраструктуры. Предполагаемая проектная вместимость курортно-оздоровительных комплексов и учреждений отдыха в ОЭЗТРТ «Заволжье» определена нами исходя из территориальных ресурсов и экологической емкости территории, с учетом площадок, потенциально пригодных для размещения санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха и туризма (табл.2). Инвестиции на создание объектов санаторно-курортного лечения и длительного отдыха будут привлечены из консолидированного бюджета, а также из внебюджетных источников за счет средств инвесторов и резидентов. Структура инвестиций по источникам финансирования на период 2008–2020 гг. (в процентном отношении) представлена на рис.4.
Перечень некоторых индикаторов ожидаемой эффективности от создания ОЭЗТРТ «Заволжье» представлен в таблице 3. Рассчитанные индикаторы свидетельствуют о значительных изменениях в сфере туристских услуг региона: прогнозируется увеличение мест размещения, увеличение количества предоставляемых услуг, создание новых рабочих мест. Это позволяет судить о том, что создание ОЭЗТРТ «Заволжье» будет достаточно эффективным фактором развития санаторно-курортного комплекса и позиционирования Чувашской Республики как санаторно-курортного региона.
Таблица 2 Прогноз проектной емкости санаторно-курортных и оздоровительных учреждений отдыха и туризма ОЭЗТРТ «Заволжье» на 2020 г. (мест всего/в т.ч. новое строительство)
Таблица 3 Некоторые индикаторы ожидаемой эффективности создания ОЭЗТРТ «Заволжье» в ЧР
Рис. 4. Структура инвестиций в рамках создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Заволжье» (в %).


Литература
1. Александров А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. – М., 1996.
2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М., 1999.
3. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие.– М., 2006.
4. Джанджугазова Е.А. Экономические аспекты развития туристско-рекреационного регионального комплекса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика. – 2005. – №3. – С.66–76.
5. Лейзерович Е.Е. Экономические микрорайоны России (сетка и типология). М., 2004.
6. Лексин В. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни // Вопросы экономики. – 2006. – №7. – С.84–94.
7. Статистический ежегодник Чувашской республики. 2004: Стат. Сборник // Комитет государственной статистики Чувашской республики. Чебоксары, 2004.
8. Швецов А. Либерализация государственной региональной политики // Вопросы экономики. – 2006. – №7. – С.73–83.
9. Экономика и организация туризма. Международный туризм /Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. /Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – 2-е изд., стер. – М., 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия