Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Зуева О. Н.
заведующий кафедрой товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Влияние домашних хозяйств на эффективность организаций торговли и сферы услуг

Развитие в России рыночных отношений, переход к методологии учета и статистики, принятой в международной практике, потребовали изменения самого представления о сущности и границах экономической деятельности и о ее результатах, изменения системы показателей, используемой для характеристики и оценки экономических процессов, методики их расчета и трансформации сложившейся системы информации. Выделение в системе национальных счетов сектора «Домашние хозяйства» дает возможность определить его вклад в создание и использование ВВП, его участие в образовании и распределении доходов, расширяет возможности анализа уровня жизни населения. Совокупность домашних хозяйств рассматривается в качестве одного из трех важнейших субъектов национальной экономики наряду с производственными и коммерческими организациями и государством. Экономическое поведение домохозяйств задается рамками объективных экономических условий в стране, менталитетом и традициями, выработанными в предыдущие годы, идентификацией себя с определенными социальными слоями.
Именно домохозяйства занимают особое стратегическое положение, обладают в определенном смысле суверенитетом, поскольку в пределах своих денежных доходов свободны покупать товары и услуги в наборе, наиболее подходящем для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора обусловливает поведение всех субъектов рыночных отношений, служит основой для конкуренции, придает направление и упорядоченность функционированию экономики и государственной политики в целом. Экономика должна надлежащим образом адаптироваться к изменениям предпочтений потребителей.
Об этом свидетельствует один из главных ключевых принципов, заложенных в философии менеджмента качества и реализованных в международных стандартах серии ИСО 9000, который включает ориентацию на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания [1]. Существует два совершенно разных уровня анализа, касающегося изучения домашних хозяйств. Первый уровень – макроэкономический анализ – сводит воедино более 52 млн. домашних хозяйств России и рассматривает их как единую совокупность. При этом макроэкономические исследования охватывают такие величины, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.
Следует подчеркнуть, что мощность потока товаров и услуг, идущего от предприятий торговли (услуг) в домохозяйства, весьма существенна. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. фактическое конечное потребление домашних хозяйств равнялось 9394 млрд. руб., или 56,1% к ВВП [2]. Расходы домашних хозяйств только на покупку товаров и оплату услуг составили 7497 млрд. рублей (44,8% к ВВП). При этом собственно товарный поток равен 5707,2 млрд. руб. (34,1% к ВВП), поток услуг – 1789,8 млрд. руб.(10,7% к ВВП).
Второй уровень – микроэкономический анализ – имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением их поведения. Данный анализ необходим для того, чтобы увидеть с самого близкого расстояния некоторые очень специфические компоненты исследуемой экономической системы.
Согласно методологическим подходам домашние хозяйства оказывают значительное влияние, прежде всего, на сферу розничной торговли, развитие которой в свою очередь также влияет на потребительское поведение населения, затрагивает интересы миллионов человек, способствует решению важнейших социально-экономических и институциональных задач. Являясь неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики, торговля выступает своеобразным индикатором развития общества и оказывает непосредственное воздействие на ее эффективность [3]. Данный сектор рынка отличается высокими темпами роста, что привлекательно для инвестирования.
Отрасль торговли, ее развитие или свертывание, размещение и число розничных торговых организаций зависят от двух главных факторов: изменения численности населения; изменения уровня его реальных доходов, т.е. платежеспособного спроса. В совокупности действие этих факторов приводит к изменению объемов товарооборота и физической величины товарной массы, проходящей через каналы розничной торговли.
Демографическая ситуация в РФ в последние годы имеет неблагополучную тенденцию, наблюдается абсолютное и относительное сокращение численности населения городов. Динамика физического объема продажи товаров за последние пять лет составляет 44,3% при среднегодовом темпе прироста 7,6%. Следовательно, за десять лет прирост товарной массы, проходящей через различные каналы и формы реализации розничной торговли, удваивается и составляет 108%. Таким образом, несмотря на сокращение численности населения, платежеспособный спрос в целом по стране возрастает, и в адекватной степени увеличивается объем товарной массы, реализуемой организациями розничной торговли.
Тенденции развития российского рынка характерны и для Свердловской области, на территории которой по состоянию на 01.01.2006 г. функционирует 20,7 тыс. объектов торговли: 14,4 тыс. магазинов (70% от общего числа объектов), 6 тыс. объектов мелкорозничной сети, 71 торговый центр и 220 объектов, действующих на принципах аренды. Непродовольственные магазины в составе торговой сети занимают 46,5%, продовольственные – 38%, смешанные – 15,5% [4].
Динамика оборота розничной торговли свидетельствует о высоких среднегодовых темпах прироста на протяжении 2001–2005 гг., которые составили в фактических ценах 33,3%, что выше аналогичного российского показателя, установившегося за последние пять лет на уровне 24,2%. Доля оборота Свердловской области в общероссийском розничном товарообороте в 2005 г. равна 3,3%, что позволило выйти на пятое место среди субъектов РФ, а среди областей Уральского региона – на второе, уступив Тюменской области.
Для рационализации движения материальных потоков необходимо учитывать внедрение системы связи и информационного сопровождения. В этом Россия еще существенно отстает от многих стран мира. Доля информационно-вычислительного обслуживания в издержках обращения крупных и средних организаций в розничной торговле составляет примерно 0,4%, в оптовой торговле – 0,7%. Причем подавляющая часть информации используется не в русле подготовки и решения логистических задач, а в области бухгалтерского учета, оплаты (продажи) товаров, расчетов налоговых платежей и различных взносов в бюджет и внебюджетные фонды. В связи с этим количественный рост системы информационно-вычислительного обслуживания, радикальное качественное изменение необходимы как неотъемлемые элементы реальной организации и осуществления сквозных процессов движения материальных потоков при функционировании хозяйствующих субъектов.
Рынок систем и программного обеспечения для управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management – BPM) в настоящее время характеризуется высокими темпами роста. По оценкам аналитиков, в 2005 г. в среднем продажи данных систем выросли на 11%, в перспективе они будут составлять десятки процентов.
Концепция управления эффективностью бизнеса сводится к следующему положению: ни один ключевой показатель сам по себе не может дать полную картину деятельности предприятия, необходима сбалансированная модель с набором внешних и внутренних данных, ориентированная на соответствующие факторы успеха и четко демонстрирующая причинно-следственные связи, обусловленные стратегией.
В нашем исследовании сегментация торговой сети, предприятий общественного питания, сферы услуг муниципальных образований Свердловской области проводилась с помощью самообучающихся карт Кохонена аналитического пакета Deductor 4.4. фирмы Base Groups Labs. Система включает в себя современные технологии обработки бизнес-информации, начиная от порядка создания хранилища данных, построения OLAP системы и заканчивая применением инструментов Data mining для извлечения знаний из структурированных данных [5].
Исходные статистические данные, включающие наименование муниципального образования, товарооборот розничной торговли и оборот общественного питания, численность населения и домашних хозяйств, количество объектов торговли и предприятий общественного питания, общая торговая площадь, а также торговая площадь продовольственных и непродовольственных магазинов, объем платных услуг населению были импортированы в аналитическую систему и подвергнуты анализу с помощью обработчика карты Кохонена.
Рис. 1. Атлас карт Кохонена для массива «Потребительский рынок муниципальных образований Свердловской области» на 01.01.2006 в абсолютных показателях

Анализ карты «Матрица расстояний» позволил выделить три кластера, которые обозначены цифрами от нуля до двух и представлены различными цветами (рис. 1). Нулевой и второй кластеры имеют незначительную мощность, большая часть предприятий отнесена к первому кластеру. Нулевой кластер характеризуется высокими значениями всех принятых для исследования показателей и принадлежит муниципальному образованию г. Екатеринбург. Второй кластер имеет значения показателей, занимающих промежуточное положение. Первый кластер содержит большинство муниципальных образований и характеризуется низкими значениями параметров. Незначительные вариации можно наблюдать в областях, прилегающих ко второму кластеру.
Следовательно, большинство муниципальных образований имеют схожие характеристики, и для них необходима разработка типовых стратегий развития.
Для оценки эффективности торговой сети, предприятий общественного питания, сферы услуг потребительского рынка муниципальных образований введены следующие относительные показатели:
1) среднедушевой объем товарооборота;
2) среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие;
3) среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади продовольственных магазинов;
4) среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади непродовольственных магазинов;
5) удельный вес торговых площадей непродовольственных магазинов;
6) среднедушевой объем товарооборота и платных услуг;
7) среднегодовой объем оборота общественного питания на одно предприятие;
8) среднедушевой объем платных услуг.
На основе анализа карты «Матрица расстояний» определены пять кластеров (Рис.2). Нулевой кластер, образованный 11 муниципальными образованиями занимает промежуточное положение и разделяет карты на две части.
Для данного кластера характерны средние показатели эффективности, в том числе среднедушевой объем товарооборота от 11,4 тыс. руб. в Каменском районе до 35,6 тыс. руб. в Верхнесалдинском районе, среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие имеет диапазон 2,41–8,08 млн. руб.
Эффективность использования торговых площадей в продовольственных магазинах выше, чем в непродовольственных: так, среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади продовольственных магазинов в 8 муниципальных образованиях превысил аналогичный показатель по непродовольственным магазинам и составил 0,09–0,29 млн. руб. Среднедушевой объем товарооборота и платных услуг имеет диапазон 17,38–54,42 тыс. руб., среднегодовой объем общественного питания на одно предприятие составил 0,79–2,93 млн. руб., объем платных услуг на одно домохозяйство в среднем равен 12 тыс. руб.
Рис. 2. Атлас карт Кохонена для массива «Потребительский рынок муниципальных образований Свердловской области» на 01.01.2006 в относительных показателях

В первый кластер вошли 10 муниципальных образований, для него характерны средние показатели эффективности, в том числе среднедушевой объем товарооборота 11,35–34,02 тыс. руб., среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие составил 2,39–9,88 млн. руб. Эффективность использования торговых площадей выше для продовольственных магазинов по сравнению с непродовольственными, среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади продовольственных магазинов в 6 населенных пунктах выше и составляет в среднем 0,14 млн. руб., при этом удельный вес торговых площадей непродовольственных магазинов в среднем равен 53%. Среднедушевой объем товарооборота и платных услуг имеет диапазон 17,52–41,76 тыс. руб., среднегодовой оборот общественного питания на одно предприятие равен 0,61–2,37 млн. руб., объем платных услуг на одно домохозяйство незначительно отличается и составляет 15,62 тыс. руб.
Второй кластер, образованный 12 муниципальными образованиями, включающими города Ирбит и Камышлов, а также десять районов Свердловской области, имеет низкие показатели эффективности, в том числе среднедушевой объем товарооборота 8,06–23,19 тыс. руб., среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие составил 1,33–4,49 млн. руб., среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади продовольственных магазинов выше, чем для непродовольственных, доля торговых площадей непродовольственных магазинов составила 49,4%, среднедушевой объем товарооборота и платных услуг имеет диапазон 9,86–30,60 тыс. руб., среднегодовой объем оборота общественного питания на одно предприятие от 0,07 до 1,36 млн. руб., объем платных услуг на одно домохозяйство – 7 тыс. руб.
Третий кластер, образованный двенадцатью районами Свердловской области, имеет самые низкие показатели эффективности, в том числе среднедушевой объем товарооборота 6,53–13,58 тыс. руб., среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие – 1,8 млн. руб. Отличительной особенностью этого кластера является более эффективное использование торговых площадей непродовольственных магазинов по сравнению с продовольственными, во всех муниципальных образованиях среднегодовой объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади непродовольственных магазинов выше, чем продовольственных, при этом удельный вес торговых площадей непродовольственных магазинов в среднем составляет 39,9%. Среднедушевой объем товарооборота и платных услуг имеет диапазон 6,79–20,16 тыс. руб., среднегодовой объем общественного питания на одно предприятие незначителен и составляет 0,15–2,48 млн. руб., объем платных услуг на одно домохозяйство в среднем равен 3,1 тыс. руб.
Четвертый кластер, образованный десятью городами Свердловской области, в их числе Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Асбест, Верхняя Пышма, Заречный, Карпинск, Краснотурьинск, Серов, Североуральск, имеет самые высокие показатели эффективности, в том числе среднедушевой объем товарооборота от 21,98 тыс. руб. в Карпинске до 113,16 тыс. руб. в Екатеринбурге, среднегодовой объем товарооборота на одно предприятие также имеет широкий диапазон 5,17–27,55 млн. руб. Эффективность использования торговых площадей продовольственных магазинов данного кластера превышает аналогичные показатели непродовольственных магазинов во всех муниципальных образованиях. Среднедушевой объем товарооборота и платных услуг также характеризуется самыми высокими показателями, например, в Екатеринбурге 137,55 тыс. руб. Среднегодовой оборот общественного питания на одно предприятие равен 1,22–4,36 млн. руб., объем платных услуг на одно домохозяйство составляет в среднем 27 тыс. руб.
Поскольку границы всех кластеров почти совпадают с границами карты объема платных услуг на одно домохозяйство, этот показатель является доминирующим в сегментации предприятий в многомерном пространстве признаков.
В целом разбивка муниципальных образований на кластеры позволяет сформировать целевые перспективные программы развития для предприятий торговли и сферы услуг с учетом региональной специфики и резервов для повышения исследуемых показателей. Повышение эффективности сферы обращения, наиболее рациональная организация путей товародвижения, сокращение товаропроводящих звеньев, оптимальное размещение торговых и снабженческо-сбытовых организаций, непрерывный технический прогресс в этой сфере, повышение скорости товарооборота, рентабельности – важнейшие факторы дальнейшего развития сферы торговли и услуг. Этому способствует использование в управлении экономико-математических методов и вычислительной техники.


Литература
1. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: ГОСТ Р ИСО 9004-2001. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 48 с.
2. Российский статистический ежегодник – 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – С.32.
3. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции – М.: «Люкс-Арт», 1995. –С.3.
4. Социально-экономическое положение Свердловской области в 2005 году //Областная газета. – 2006. – 4 февраля. – С.4–5.
5. Дюк В., Самойленко А. Data mining: Учебный курс. – СПб: Питер, 2001. – 368 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия