Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Бражник М. В.
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Организационные формы межхозяйственной кооперации и аграрно-промышленной интеграции в 70–80-х гг. ХХ века

К середине 1970-х гг. относится начало периода массового создания межхозяйственных и агропромышленных предприятий и объединений в рамках направлений, очерченных постановлением ЦК КПСС от 28 мая 1976 г. (без номера) «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» [4, с. 96–109].
К этому времени множество вариантов классификации интеграционных и кооперативных формирований, предложенных и обоснованных в экономической литературе в период 1960–1970-х гг., потребовало их научного осмысления для последующего упорядочения и унификации посредством разработки и принятия единой классификации форм межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. В середине 1970-х гг. в целях обеспечения единства учета и анализа производственно-хозяйственной деятельности межхозяйственных предприятий и объединений Госпланом СССР, Министерством сельского хозяйства СССР и Центральным статистическим управлением (ЦСУ) СССР была принята официальная классификация форм межхозяйственных и аграрно-промышленных формирований. Некоторые организационные формы из данной классификации были использованы в ряде регионов страны во второй половине 1970-х гг. и практически повсеместно на протяжении 1980-х гг. при создании управленческих систем районного уровня. Поэтому мы считаем целесообразным представление их официальной классификации в развернутом виде.
Согласно упомянутой официальной классификации, межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция были нацелены на реализацию основных организационных форм производства и управления.
Одной из ключевых форм организации хозяйства в рассматриваемый период выступили межхозяйственные предприятия (организации). Некоторые авторы, например, В.В. Алексеев [17, с. 8], в качестве разновидности формы организации производства и управления на межхозяйственной основе выделяют межхозяйственные союзы. Рассмотрим их основные характеристики.
Межхозяйственные предприятия (организации)
В состав межхозяйственного предприятия (организации) на принципах долевого участия могли входить колхозы, совхозы и другие государственные, кооперативные и общественные организации. На добровольных началах происходило объединение части финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, в результате чего образовывалось совместное имущество хозяйств-участников. Нормативное регулирование взаимоотношений между участниками кооперации осуществлялось на основе «Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве», утвержденного одноименным постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1977 г. № 291 [13]. Такие предприятия, как правило, создавались на основе выделения одного вида деятельности. Межхозяйственное предприятие, как правило, имело самостоятельный орган управления (собрание уполномоченных представителей хозяйств-участников, Совет, председателя Совета – директора межхозяйственного предприятия, ревизионную комиссию). Оно приобретало связанные с его производственно-хозяйственной деятельностью права и обязанности и являлось юридическим лицом со дня утверждения собранием уполномоченных представителей хозяйств-участников и регистрации Устава предприятия в исполнительном комитете соответствующего Совета народных депутатов [20, с. 6–8].
Высшим органом управления межхозяйственного предприятия (организации) являлось собрание уполномоченных представителей хозяйств-участников, которые избирались или назначались в равном количестве от каждого хозяйства сроком на три года [22, с. 104–105]. Органом административного управления межхозяйственного предприятия (организации) являлся Совет, состав которого определялся собранием уполномоченных представителей.
Межхозяйственные предприятия делились на сельскохозяйственные, создаваемые на средства хозяйств-пайщиков для производства сельскохозяйственной продукции, и несельскохозяйственные, создаваемые на средства пайщиков (колхозов, совхозов и других предприятий и организаций), специализировавшихся на каком-либо виде деятельности, не связанным с производством сельскохозяйственной продукции [20, с. 7].
Межхозяйственные союзы
В рамках этой организационной формы кооперации взаимодействие предприятий-участников осуществлялось на основе договорных обязательств, при этом совместного имущества хозяйства-участники не имели. В межхозяйственных союзах осуществлялось объединение хозяйств-участников для создания единой службы научно-технической информации, диспетчерской службы, для содержания специалистов, обслуживающих несколько хозяйств (по надзору за строительством и заказу проектно-технической документации, юридическому обслуживанию); а также для создания единых фондов (семян, фуража); пенсионного и социального обеспечения колхозников. Совместными усилиями хозяйств-участников на договорных началах осуществлялось строительство объектов и сооружений социально-культурного и бытового назначения, которые после завершения строительства передавались государственным органам для эксплуатации [17, с. 8].
Указанная форма имела несколько ключевых подвидов.
1. Колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, осуществлявшие производственные функции межхозяйственных предприятий.
2. Аграрно-промышленные предприятия (колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, имевшие промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции).
3. Производственные объединения в сельском хозяйстве.
4. Производственные агропромышленные объединения.
5. Научно-производственные объединения.
Указанные формы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции могли носить внутрирайонный характер (с участием части предприятий АПК района), межрайонный характер (с участием части предприятий АПК нескольких близлежащих районов) или районный характер (на основе всех или почти всех предприятий АПК района).
Межхозяйственная кооперация подразделялась на горизонтальную (внутриотраслевое кооперирование – сельское хозяйство или промышленность) и вертикальную кооперацию или интеграцию (межотраслевое кооперирование – объединение предприятий разных отраслей сельского хозяйства) [17, с. 8; 23, с. 46].
Рассмотрим специфику деятельности вышеперечисленных организационных форм межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.
Колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, осуществлявшие производственные функции межхозяйственных предприятий (организаций)
На условиях договора с другими хозяйствами колхоз или совхоз осуществлял производственные функции межхозяйственного предприятия [21, с. 149]. Таким образом, находила свое выражение одна из форм совместной деятельности по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции (таких, как откорм скота, выращивание нетелей и коров, производство кормов и семян и другой сельскохозяйственной продукции) [22, с. 108–109]. В отличие от создания межхозяйственного предприятия (организации), при котором предусматривалось образование нового предприятия на кооперативных началах, в данном случае ферма, комплекс или другое крупное специализированное подразделение создавалось, как правило, на базе специализированного колхоза или совхоза [18, с. 272]. Производственно-хозяйственная деятельность такого субъекта могла осуществляться как на его собственные средства, так и на основе использования паевых взносов участников совместной деятельности [21, с. 149]. Подобное межхозяйственное подразделение функционировало по тем же принципам, что и межхозяйственное предприятие [18, с. 272].
Таким образом, колхозы и совхозы, выполнявшие функции межхозяйственных предприятий, занимали двоякое положение, выполняя разные по характеру функции. С одной стороны, оставаясь самостоятельными предприятиями, они на свои ресурсы развивали отрасли (кроме задействованной в кооперации), самостоятельно распоряжаясь результатами их деятельности. С другой стороны, в колхозе (совхозе) имелось подразделение, созданное на межхозяйственной основе. Оно могло занимать доминирующее место в производственной деятельности данного хозяйства, наибольший удельный вес в общем объеме его производства [18, с. 273].
В рассматриваемую классификацию форм межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции не включалась такая форма кооперации, при которой колхозы и совхозы не вели совместной деятельности и не объединяли своих средств. Речь идет о постоянных производственных связях между самостоятельными специализированными предприятиями, занятыми выполнением взаимосвязанных технологических функций. Например, колхоз (совхоз), специализировавшийся на откорме крупного рогатого скота, организовывал его за счет своих ресурсов. Поставки молодняка для откорма осуществлялись другими хозяйствами, специализировавшимися на этом виде деятельности. Таким образом, имело место наличие стабильных, основанных на технологическом единстве связей между репродукторными хозяйствами и откормочным предприятием. Но поскольку хозяйства, поставлявшие молодняк, не создавали в откормочном колхозе (совхозе) межхозяйственных подразделений, то колхоз (совхоз), занимавшийся откормом скота, не выполнял функций межхозяйственного предприятия (организации). В результате, такие производственные связи между хозяйствами не относились к межхозяйственному кооперированию, что, по мнению ряда ученых, являлось необоснованным [18, с. 275].
Нормативной базой для осуществления колхозной или совхозной деятельности данными хозяйствами являлись соответственно Примерный Устав колхоза, принятый Третьим Всесоюзным съездом колхозников и утвержденный постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910 [15], с последующими изменениями и дополнениями [2] или Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное одноименным постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731 [14] (в дальнейшем: с 1 января 1988 г. – Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» [3; 5] с последующими изменениями и дополнениями [9; 16; 1]; с 1 января 1991 г. – Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I «О предприятиях в СССР» [7; 6; 10]).
Взаимоотношения указанных хозяйств с другими хозяйствами в части межхозяйственной деятельности регулировались договорами, заключенными этими колхозами, совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями с заинтересованными хозяйствами, а также решениями советов министров союзных республик и «Общим положением о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве» [11]. При этом учитывались следующие особенности, вытекавшие из Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве:
– управление в части межхозяйственной деятельности указанных колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется собранием представителей хозяйств-участников и Советом из представителей хозяйств-участников;
– продукция и прибыль, полученные колхозами, совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями от межхозяйственной деятельности, принадлежат хозяйствам-участникам. Продукция, произведенная на межхозяйственной основе, реализуется колхозом, совхозом, другим государственным сельскохозяйственным предприятием, выполняющим функции межхозяйственного предприятия, в порядке, установленном для межхозяйственных предприятий (организаций);
– на создание и расширение производственной базы колхоза, совхоза, другого государственного сельскохозяйственного предприятия, связанной с межхозяйственной деятельностью, могут направляться как их собственные средства, так и паевые (долевые) взносы хозяйств-участников в соответствии с условием договора [20, с. 9–10; 22, с. 108–109].
Создание колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, выполнявших производственные функции межхозяйственных организаций, явилось начальным этапом развития отраслевой кооперации. Вместе с тем создание кооперативных формирований на базе уже функционировавших хозяйств облегчалось наличием в их составе производственных фондов и опытных кадров. Кроме того, организация специализированного производства на основе кооперации в указанных хозяйствах, как правило, не требовала увеличения управленческого аппарата [20, с. 10].
В ходе развития межхозяйственной кооперации имели место случаи создания нескольких межхозяйственных организаций в пределах одного административного района, что приводило к дублированию функций, затрудняло руководство и согласованность производственно-хозяйственной деятельности и требовало объединения субъектов кооперации на районном уровне [22, с. 109–110].
Аграрно-промышленные предприятия (колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, имевшие в своем составе промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции)
Данная форма была представлена специализированными предприятиями, объединявшими производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и, в ряде случаев, реализацию. В структуре деятельности таких хозяйств, как правило, имело место присутствие двух секторов: сектора выработки сырья (совхоз) и сектора переработки (завод). Примером аграрно-промышленного предприятия могли служить колхозы, совхозы, птицефабрики, совхозы-заводы, межхозяйственные и другие сельскохозяйственные предприятия, имевшие в штате постоянных работников, занятых переработкой, упаковкой и хранением сельскохозяйственной продукции, и перерабатывавшие не менее 25% продукции одной из отраслей, на которых специализируется хозяйство. В зависимости от состава участников, такие предприятия могли быть колхозно-кооперативными (колхозы-заводы), государственными (совхозы-заводы) и государственно-кооперативными (созданными с участием нескольких колхозов и совхозов) [22, с. 116]. Их деятельность осуществлялась на основе тех же нормативных документов, что и ранее рассмотренная форма межхозяйственной кооперации.
Однако, в отличие от предыдущего случая, входившие в состав аграрно-промышленного предприятия сельскохозяйственные и промышленные предприятия теряли юридическую и экономическую самостоятельность и становились его внутрихозяйственными подразделениями. Аграрно-промышленное предприятие имело общий уставный фонд, баланс, расчетный счет в банке, единый производственно-финансовый план, единый орган управления и являлось юридическим лицом [18, с. 301].
К данной форме не относились хозяйства, промышленные подразделения которых занимались изготовлением товаров народного потребления, не связанных с сельскохозяйственным производством и переработкой сельскохозяйственной продукции [20, с. 11; 21, с. 150].
В отличие от обычных колхозов и совхозов, в аграрно-промышленных предприятиях под единым организационно-хозяйственным руководством в различных пропорциях сочеталось сельскохозяйственное и промышленное производство. Наиболее типичной формой аграрно-промышленного предприятия являлись совхозы-заводы (колхозы-заводы), занимавшиеся производством и переработкой винограда, плодоовощной продукции, картофеля, эфиромасличных культур, сахарной свеклы [20, С. 11].Создание единых аграрно-промышленных предприятий позволяло обеспечить возможность маневрирования людскими ресурсами и средствами механизации, сглаживания сезонности производства. Наличие единых служб и подразделений: дирекции, бухгалтерии, транспортного хозяйства, ремонтной базы и т.п. обеспечивало сокращение расходов по содержанию управленческого аппарата и вспомогательных служб [17, с. 10; 21, с. 150]. При включении отдельных аграрно-промышленных предприятий в состав объединений, первые в ряде случаев теряли хозяйственную самостоятельность и право юридического лица и функционировали на правах производственных единиц [20, с. 12].
Производственные объединения в сельском хозяйстве
Данные формирования представляли собой единые производственно-хозяйственные комплексы, деятельность которых осуществлялась на принципах хозяйственного расчета под единым плановым руководством на основе специализации, концентрации и кооперирования производства, централизации ряда производственно-финансовых функций и ресурсов в целях достижения наибольшей эффективности [20, с. 12; 21, с. 150; 22, с. 110]. Нормативной базой деятельности данных объединений являлось «Положение о производственном объединении в сельском хозяйстве», утвержденное одноименным постановлением Совета Министров СССР от 7 декабря 1978 г. № 1009 [13]. В состав объединений на добровольных началах могли входить колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия, организации по переработке сельскохозяйственной продукции, автотранспортные и другие государственные и кооперативные хозяйства [20, с. 12; 22, с. 110]. При этом по формам собственности производственные объединения (в зависимости от состава предприятий-участников) могли создаваться как на государственной, так и на кооперативной или государственно-кооперативной основе [20, с. 12–13].
Предприятия и организации, входившие в состав производственного объединения, в большинстве случаев сохраняли хозяйственную самостоятельность, права юридического лица и осуществляли свою деятельность под единым плановым и организационным руководством. При этом совхозы руководствовались Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденным одноименным постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731 [14] (в дальнейшем: с 1 января 1988 г. – Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» [3; 5] с последующими изменениями и дополнениями [9; 16; 1]; с 1 января 1991 г. – Законом СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I «О предприятиях в СССР» [9; 6; 10]), колхозы – Примерным Уставом колхоза [15] с последующими изменениями и дополнениями [2], межхозяйственные предприятия и организации – Общим положением о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве [11]. В некоторых объединениях при наличии развитых технологических связей и высокого уровня централизации отдельные государственные предприятия и организации были лишены юридической самостоятельности и функционировали в качестве производственных подразделений [19, с. 33].
Производственное объединение в сельском хозяйстве осуществляло свою деятельность по планам на основе хозрасчета, выполняло возложенные на него обязанности, несло ответственность и пользовалось правами, связанными с этой деятельностью, имело свой баланс и являлось юридическим лицом [19, с. 34].
Производственные объединения могли быть отраслевыми или территориальными. Первые создавались, как правило, на базе специализированных хозяйств одного или нескольких административных районов, вторые – на базе многоотраслевых хозяйств в пределах одного административного района [21, с. 150]. В Российской Федерации преобладали объединения, созданные по отраслевому принципу [20, с. 13].
Согласно классификации основных организационных форм межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции, в отдельных случаях в силу экономической целесообразности могли создаваться объединения колхозов, совхозов и других предприятий и организаций, работающих на принципах координации деятельности, а также по хозяйственным договорам. Указанные формирования учитывались отдельно от производственных объединений. Колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия (организации), а также другие государственные и кооперативные предприятия и организации, входившие в состав формирований, создаваемых на принципах координации, работали под хозяйственным руководством и по планам тех органов, в ведении которых они находились. Для координации деятельности таких формирований создавался совет из представителей заинтересованных предприятий и организаций [Там же].
Производственные объединения в сельском хозяйстве организовывались для производства молока, овощей, картофеля, семян, плодов, ягод, винограда, чая, табака, шерсти и другой продукции, а также для обслуживания основного производства колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий.
Управление объединением осуществлялось на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Функция руководства производственным объединением возлагалась на Совет объединения, в состав которого входили председатель (генеральный директор) объединения, его заместители, председатели колхозов, директора совхозов, руководители других входящих в объединение предприятий и организаций, представители общественных организаций, специалисты аппарата управления объединения и входивших в его состав предприятий и организаций, передовики производства. Совету объединения были предоставлены широкие полномочия в решении производственных, организационных, технических, технологических и экономических вопросов [23, с. 52–53].
Организационно-техническое руководство отдельными отраслями и видами деятельности, а также оперативное и функциональное управление осуществлялось обособленными органами управления или аппаратом управления головного предприятия. Обособленный аппарат управления создавался, как правило, в случаях большой территориальной рассредоточенности предприятий, входивших в состав объединения [20, с. 14].Более распространенным на практике являлся второй вариант. [20, с. 14; 23, с. 53].
Предусматривалось создание технико-экономического (технического) совета для рассмотрения технико-технологических, организационных и экономических вопросов, выработки рекомендаций по ним, внедрения достижений науки и передового опыта в производство [22, с. 114–115; 23, с. 53].
Производственные агропромышленные объединения
Данная организационная форма представляла собой единый производственно-хозяйственный комплекс, представленный органическим соединением сельскохозяйственных и промышленных предприятий на основе специализации, концентрации и кооперирования производства [20, с. 14; 23, с. 54]. Производственная деятельность в таких объединениях осуществлялась на основе специализации, концентрации и интеграции для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной и переработанной продукции, а при определенных условиях и по торговле ею. Основу аграрно-промышленных объединений, как правило, составляли две отрасли – выращивание сырья (совхозы и колхозы) и его промышленная переработка (заводы). В состав объединения могли входить совхозы, колхозы, межхозяйственные предприятия (организации), предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, торговые, автотранспортные и другие государственные и кооперативные предприятия и организации [20, с. 14; 23, с. 54–56].
Наибольшее распространение получили производственные аграрно-промышленные объединения, занимавшиеся производством и переработкой скоропортящейся продукции – винограда, овощей, плодов и ягод [20, с. 14].
Колхозы, совхозы и другие предприятия и организации, входя в состав объединения, сохраняли самостоятельность и права юридического лица [22, с. 117]. Колхозы при этом руководствовались Примерным Уставом колхоза [15] с последующими изменениями и дополнениями [2], а также уставами конкретных хозяйств, а совхозы и государственные предприятия – законодательными нормами [14; 3; 5; 7; 9; 1; 16; 6 и 10].
Организация управления в производственных агропромышленных объединениях в целом строилась на основе Временного положения о производственном агропромышленном (производственно-аграрном) объединении системы Министерства пищевой промышленности СССР и Положения о производственном объединении в сельском хозяйстве [19, с. 38; 22, с. 117]. Включая предприятия торговли и обслуживающих отраслей, аграрно-промышленные объединения работали по единому плану и под единым руководством. [17, с. 11].
Принципы организации аграрно-промышленного объединения предполагали внесение определенных изменений в систему управления, обусловленных централизацией отдельных производственно-хозяйственных и управленческих функций, организацию более тесных межхозяйственных и межотраслевых связей [20, с. 15].
Система управления в аграрно-промышленных объединениях была во многом схожей с применявшейся в сельскохозяйственных производственных объединениях, что объяснялось общностью основных принципов создания и функционирования указанных производственных форм. Общее руководство осуществлялось аппаратом управления головного совхоза (завода) либо обособленным аппаратом управления, возглавляемым генеральным директором (председателем) объединения. В отличие от производственного объединения в сельском хозяйстве, где в качестве головного хозяйства выступало сельскохозяйственное предприятие, в аграрно-промышленном объединении в качестве головного могло выступать и промышленное предприятие [Там же].
Научно-производственные объединения
Данная форма представляла собой единые научно-производственные и хозяйственные комплексы, в состав которых входили научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), экспериментальные и опытно-производственные хозяйства, иные сельскохозяйственные предприятия, а также пусконаладочные, монтажные и другие структурные единицы. Состав этих объединений определялся в зависимости от поставленных перед объединениями задач [20, с. 16; 22, с. 119; 23, с. 56–57].
Совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, входя в объединение, сохраняли свою самостоятельность. Колхозы и межхозяйственные предприятия (организации) участвовали в работе научно-производственного объединения на договорных началах [22, с. 119].
Научно-производственному объединению в необходимых случаях могли быть подчинены в установленном порядке отдельные совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия и организации. Их деятельность регулировалась законодательными нормами, уже приведенными нами для характеристики деятельности совхозов в составе производственных объединений, а также Общим положением о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях [20, с. 16].
Научно-производственные объединения создавались, как правило, на базе отраслевых научно-исследовательских институтов или их филиалов, специализированных совхозов, а также других организационных форм сотрудничества науки с производством [Там же].
Нормативной базой деятельности научно-производственных объединений являлись Положение о научно-производственном объединении, утвержденное одноименным постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062 [12; 8] и «Особенности применения Положения о научно-производственном объединении в сельском хозяйстве», утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 21 марта 1977 г. № 51 [20, с. 16].
Научно-производственное объединение являлось юридическим лицом, имело свой уставный фонд, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях Госбанка СССР, печать [23, с. 57]. Главные цели деятельности научно-производственного объединения состояли в разработке научных рекомендаций, конструировании и внедрении их в производство [23, с. 57].
Руководство научно-производственным объединением осуществлялось аппаратом управления его головной структурной единицы, которую возглавлял генеральный директор [23, с. 57], иначе говоря, научно-производственное объединение возглавлялось генеральным директором, являвшимся одновременно руководителем головного подразделения (научно-исследовательского института или проектно-конструкторской организации) [22, с. 119]. Предусматривалось также создание Совета в составе генерального директора, его заместителей, руководителей структурных подразделений, представителей общественных организаций. Создавался также и научно-технический Совет объединения [22, с.119].


Литература
1. О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Закон СССР от 3 августа 1989 г. № 319-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. – № 9. – ст. 214.
2. О внесении изменений и дополнений в Примерный Устав колхоза. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июля 1980 г. № 597 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1980. – № 21. – ст. 122.
3. О государственном предприятии (объединении). Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 26. – ст. 385.
4. О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1976 г. (без номера) //КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 8. 1976–1980. – 9-е изд., доп. и испр. – М.: Политиздат, 1986. – 510 с. – В надзаг.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – С. 96–109.
5. О порядке введения в действие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)». Постановление Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI //Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 26. – ст. 386.
6. О порядке введения в действие Закона СССР «О предприятиях в СССР». Постановление Верховного Совета СССР от 4 июня 1990 г. № 1530-I //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 25. – ст. 461.
7. О предприятиях в СССР. Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 25. – ст. 460.
8. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 января 1985 г. № 4. Постановление Совета Министров СССР от 18 февраля 1986 г. №237 // Собрание постановлений Правительства СССР (Отдел первый). – 1986. – № 12. – ст. 76
9. Об аренде и арендных отношениях в СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. № 10277-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1989. – № 15. – ст. 105.
10. Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР в связи с принятием Закона СССР «О предприятиях в СССР». Закон СССР от 7 марта 1991 г. № 2015-I //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 12. – ст. 325.
11. Об утверждении Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве. Постановление Совета Министров СССР от 14 апреля 1977 г. № 291 //Собрание постановлений Правительства СССР. – 1977. – № 13. – ст. 80.
12. Об утверждении Положения о научно-производственном объединении. Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1976. – № 2. – ст. 13.
13. Об утверждении Положения о производственном объединении в сельском хозяйстве. Постановление Совета Министров СССР от 7 декабря 1978 г. № 1009 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1979. – № 3. – ст. 15.
14. Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Постановление Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731 //Собрание постановлений Правительства СССР. – 1965. – № 19–20. – ст. 155.
15. Об утверждении Примерного Устава колхоза (принятого Третьим Всесоюзным Съездом колхозников). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1969. – № 26. – ст. 150.
16. Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР. Закон СССР от 31 июля 1989 г. № 304-I //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. – № 9. – ст. 202.
17. Алексеев В.В. Управление в межхозяйственных и агропромышленных предприятиях и объединениях Лекция для слушателей школ упр. сел. хоз-вом. – М.№ Б. и., 1978. – 15 с.
18. Емельянов А.М. Экономика сельского хозяйства: учебник для студентов экон. спец. вузов и университетов. – М.: Экономика, 1982. – 560 с.
19. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях / Б.И. Яковлев, С.И. Азев, Э.И. Галкина и др.; Под ред. Б.И. Яковлева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1989. – 413 с.
20. Совершенствование управления в условиях межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. – М.: Россельхозиздат, 1980. – 151 с..
21. Управление в сельскохозяйственных предприятиях / Под ред. А.В. Пошатаева. – М.: Колос, 1979. – 271 с.
22. Управление сельскохозяйственным производством. /Г.М. Лоза, Г.И. Будылкин, Г.И. Попов и др.; Под ред. Г.М. Лозы, Г.И. Будылкина. М.: Колос, 1982. – 367 с.
23. Управление сельскохозяйственным производством и основы советского права /А.В. Пошатаев, В.А. Беспалов, В.М. Зиновьев и др. – М.: Колос, 1982. – 335 с., ил. – (Учебники и учеб. пособия для сред. с.-х. учеб. заведений).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия