Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Виноградова Е. Б.
директор департамента экономики, доцент кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,
доктор экономических наук


Теоретическая модель определения потребности народного хозяйства в научно-педагогических кадрах высшей квалификации

В данной работе приводятся общие подходы методического характера к расчету числа научно-педагогических работников высшей квалификации, необходимого и достаточного для развития народного хозяйства, включая структуры микроуровня. В проводимом исследовании мы не акцентируем внимание на отраслевой принадлежности работников, учет которой мог бы придать представленному подходу некоторую специфичность Наша задача состоит в том, чтобы выработать общий алгоритм расчетов.
В статье речь пойдет о работниках, обладающих учеными степенями и, в отдельных случаях, учеными званиями, то есть о кадрах высшей квалификации (КВК).
Потребность в подобных работниках постоянно присутствует в экономике и динамично развивается. Но при моделировании процессов, возникающих на рынке труда КВК, необходимо учитывать специфику процесса их подготовки, обладающего высокой ресурсоемкостью. В этих условиях требование минимизации затрат приобретает особенное значение, что и определяет необходимость обращения к научному потенциалу методов моделирования.
Подготовка кадров, имеющих ученые степени и звания, осуществляется на основе требований, предъявляемых и рынком, и государством (народным хозяйством). Специфика производства в этой сфере состоит в том, что при принятии решений, необходимо учитывать не только кадровые запросы, но и потребности общества и отдельных хозяйствующих субъектов в инновациях и инновационных технологиях. Ответственность за принятие решений в этой системе лежит на организациях, в деятельности которых отражаются интересы их собственных структурных подразделений, рынка кадров и народного хозяйства в целом.
Потребность в научных кадрах существует объективно, в связи с необходимостью обеспечения образовательного процесса. Последний требует наличия преподавателей, в качестве которых выступают люди с более высоким, нежели студенты или слушатели, уровнем знаний и с высшей квалификацией, что и порождает спрос на них. Тем более это справедливо в отношении сертификации, которая невозможна без опережающего разрыва знаний в отношениях «экзаменатор – слушатель». Другой источник спроса на сотрудников уровня КВК связан с научно-исследовательской деятельностью и определяется потребностью в проведении научных исследований, осуществлении трансферта знаний и технологий, инфраструктурного обеспечения и так далее.
Отметим, что величина потребности в кадрах высшей квалификации определяется, как минимум, двумя факторами: с одной стороны, динамикой объемов научной работы и подготовки кадров различной квалификации, а с другой – потенциалом одного специалиста высшей квалификации как исполнителя и научного руководителя. Указанный потенциал, в свою очередь, зависит от технологии и организации работ по подготовке КВК, их информационной оснащенности, готовности подготовленных кадров к применению инноваций. При решении проблемы оценки этой величины возможно применение экспертно-интуитивного подхода, а также использование его фрагментов.
1. Носители и формы выражения спроса на кадры научно-педагогического состава высшей квалификации
Спрос на сотрудников научно-педагогического профиля высшей квалификации возникает со стороны государственных структур, организаций и учреждений как федерального, так и регионального и муниципального уровней, частных структур и организаций, индивидуальных носителей спроса, профессиональных организаций, партийных организаций, международных организаций и других субъектов общества и экономики. Следует, по-видимому, различать понятия «потребность» и «спрос» на научно-педагогические кадры высшей квалификации. Потребность (П) можно понимать как определенное число специалистов, необходимое в соответствии с программой (программами) развития организации в разрезе специальностей и необходимых квалификаций. В отличие от нее, спрос (С) можно представить как потребность, обеспеченную ресурсами финансового, информационно-интеллектуального и вещественно-материального характера. Потребность и спрос определяются на данный момент времени t.
Соотношение между потребностью и спросом (Пt и Ct), возникающими в организации в определенное время, таким образом, не будет однозначным. Так, спрос может оказаться необеспеченным ресурсами (Пt > Ct), соотношение между ними может быть сбалансированным (Пt =Ct) и иррациональным (Пt < Ct), когда уровень финансирования ресурсной базы оказывается выше потребности в ней. В реальных условиях последнее условие не имеет места. В целях дальнейшего анализа примем отношение равным или меньшим единице.
Потребность в КВК количественно вытекает из технологии научного и образовательного процессов, которая представляет собой совокупность операций, выполняемых с применением труда научно-педагогического персонала соответствующих ученых степеней и званий. Эта совокупность характеризуется трудоемкостью, которая, в свою очередь, зависит от ресурсообеспеченности данных операций. Очевидно, что спрос не может быть больше, чем потребность, как было показано выше. Спрос и потребность зависят также от объемов деятельности. Выражение спроса требует уточнения довольно длинного перечня параметров:
а) Носитель спроса НС, их минимум шесть, их перечень представлен в начале раздела.
б) Специальность (научная и экономическая) С. Отметим, что только в номенклатуре научных специальностей их насчитывается 632 пункта, в том числе 19 из них относятся к экономике.
в) Уровень научной квалификации УНК – магистр, кандидат и доктор наук, то есть минимум три.
г) Дата, на которую определяется спрос ДС – определяется границами (временными рамками) планируемого периода.
д) Объем изучаемого вида деятельности ОВД – определяется применительно к носителю спроса.
е) Ресурсовооруженность научного сотрудника РВНС определяется на конкретную дату ДС.
ж) Результативность научного сотрудника С-й специальности и УНК-го уровня научной квалификации на ДС в условиях предполагаемого ОВД при ожидаемой РВНС – РНС.
В принципе, в экономике и обществе нужны не носители ученых степеней, а носители знаний с навыками их трансферта и умением их трансформировать в новую технику, материалы, высокие технологии. Если стандарт присуждения научной степени автоматически предусматривает наличие таковых навыков и умений, то вопрос о показателе и оценках системы планирования подготовки научно-педагогических кадров «высшей квалификации» снимается. Если же подобного соответствия нет, то объективность оценок становится сомнительной.
Примем в качестве допущения, что при формировании спроса отсутствует сколько-нибудь заметное предпочтение спроса в отношении отдельных учреждений. Тогда можно предположить, что спрос на кадры формируется одним из следующих способов (или их сочетаниями):
а) исходя из штатного расписания организационной структуры предприятия (учреждения);
б) исходя из прогноза объема деятельности и результативности труда.
В первом случае все проблемы определения спроса «погружаются» в «таинство» составления штатных расписаний, а во втором случае на него влияют объективность характеристик зависимости результативности труда от его ресурсовооруженности и реализуемость прогноза объема деятельности. Расчет подобных зависимостей должен предшествовать определению спроса на КВК. Примерный вид функции зависимости результативности труда научных кадров от уровня ресурсовооруженности их труда представлен на рис. 1.
Рис. 1. Семейство кривых РТУ= f (РВТУ, ОВД)
2. Факторы потребности в научно-педагогических работниках высшей квалификации
Факторы потребности понимаются как причины ее изменения за период или к какому-то моменту времени. Они могут увеличивать или, наоборот, сокращать потребность (спрос) на ту или иную категорию кадров высшей квалификации. Потребности и спрос могут расти, сокращаться либо оставаться неизменными. Рост их величины происходит в тех случаях, когда увеличиваются объемы деятельности, либо растет удельный вес более наукоемких видов деятельности, а также когда по различным причинам увеличивается выбытие (отток) сотрудников. Одним из факторов роста спроса на КВК может выступать прямой заказ на подготовку научных сотрудников по приоритетным направлениям для зарубежных носителей спроса как одно из проявлений глобализации. Сокращение потребности в научно-педагогических работниках может выступать следствием сокращения объемов деятельности, повышения возрастной устойчивости, опережающего роста результативности труда ученых (в сравнении с сокращением объемов деятельности и т.д.).
3. Теоретическая модель определения потребности в кадрах высшей квалификации
Моделирование кадровой составляющей потенциала вуза основано на достаточно широкой постановке задачи, дающей возможность применения результатов ее решения на поле проблем множества отраслей, специальностей, разнообразных видов деятельности с учетом фактора времени. Потребности народного хозяйства, рассматриваемые в общем виде, включают и кадровые потребности высшей школы.
Потребность народного хозяйства в КВК уровня кандидата наук (КН) по специальности С в год t выразим в виде величины ЧtКН, С.
Ее структура складывается из двух величин: потребности для научно-технической деятельности (1) и потребности для образовательных нужд (2). Последняя, в свою очередь, определяется необходимостью подготовки специалистов (ПС) в соответствии с учебными планами (2а) и научно-педагогических консультантов (НПК) преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов (2б).
Отсюда может быть построено первое балансовое соотношение:
Аналогично будет выглядеть балансовое соотношение для потребности в докторах наук:
В последующем, при переходе к суммированию по принятым переменным и, в частности, в пределах специальностей (С), следует учитывать, что существуют две номенклатуры специальностей, а именно номенклатуры научных специальностей (НС) и номенклатуры специальностей (профессий).
Уравнение (**) корректнее записать в следующем виде:
Аналогичной корректировки потребует и уравнение (*).
Основная методическая сложность заключается в факторном представлении слагаемых «Ч».
Для определения потребности в кадрах высшей квалификации «кандидатского» уровня в сфере научно-технической деятельности (НТД) необходимо установить плечевой момент или период времени (t), признак (шифр, номер списка) научной специальности (НС), характер и масштабы научно-технической деятельности, для которых требуются кадры, их ресурсообеспеченность и результативность исполнения сотрудниками своих функций (Ррез = f(p–o) – результаты – суть функции ресурсооснащенности). Последний функционал может быть представлен подобно графику (рис. 1 ).
Представляется, что и представлены в рублевом выражении с «привязкой» Р к работающему субъекту. Возможно также представление этих величин в информационном выражении (bit), в этом случае потребуется эксперимент с оценками. Не исключается экспертное назначение рассматриваемых величин на эвристической основе. Таким образом, сложности будут перенесены на подбор экспертов.
Численность научных сотрудников – преподавателей – кандидатов наук в период (момент) t для подготовки специалистов заданных профессий и квалификаций будет зависеть от численности студентов и емкости учебных планов. При моделировании поведения этого показателя мы столкнемся с двойной номенклатурой – научных специальностей и профессий. Если объем образовательной деятельности будет выражен в часах учебной нагрузки, то для расчета потребности в научно-педагогических кадрах высшей квалификации потребуются данные о структуре нагрузки в разрезе научных специальностей, профессионально-квалификационном разрезе и т.д. Кроме этого, необходимо будет знать норматив годовой учебной загрузки одного преподавателя с ученой степенью и ученым званием. Деление объема суммарной нагрузки на указанный выше норматив дает значение необходимой общей численности. Данные о структуре потребности в КВК дадут возможность рассчитать ее значения с дифференциацией по необходимым позициям.
В результате, мы получаем норматив необходимой численности кадров КВК, представленный в следующем виде (****).
НУГН – норматив учебной годовой нагрузки одного преподавателя (среднее для заданной научной специальности).
Наконец, последнее, третье слагаемое характеризует потребность в кандидатах наук для организации научно-педагогического консультирования персонала, занятого первичной (вузовской) подготовкой специалистов. Здесь, вероятнее всего, может применяться экспертный подход – через назначение коэффициента увеличения второго слагаемого Чкн,нсо(nc),t. Аналогичные рассуждения возможны и в отношении определения потребности в кадрах высшей квалификации «докторского» уровня.
Далее «соберем» выражение типа (***) в общую модель потребности (*****):
Таким образом, может быть представлена потребность в кандидатах наук научной специальности НС. Просуммировав ее по «НС», получаем общую потребность в кандидатах наук. Далее возможно подключение имитационно-динамической модели, описывающей движение научно-педагогических кадров высшей квалификации.


Литература
1. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. – М.: Изд-во «Экономика», 2003. – 428 с.
2. Виноградова Е.Б. Состояние и перспективы развития научно-педагогического потенциала вуза. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. – 32 с.
3. Волкова В.Н. Структуризация целей в системе управления высшей школы. – СПб: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 80 с.
4. Мосичева И.А., Мудрова Е.Б., Пахомов С.И., Стриханов М.Н. Проблемы и методы управления структурой кадров высшей квалификации в системе высшего образования /Науч. ред. А.В. Федотов. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005. – 176 с.
5. Садовничий В.А. Кадры для науки //Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – С. 710.
6. Спиридонова С.Л., Терехов А.И. Об управлении возрастной структурой в непрерывной модели движения кадров. (Препринт) – М.: ЦЭМИ, 1989. – 22с.
7. Модель экономико-математическая //Экономическая энциклопедия. – М.: Экономика,1999. – С. 438–439.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия