Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Трушкина Е. Г.
ассистент кафедры менеджмента Владимирского государственного университета

Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов Владимирской области

На сегодняшний день одной из основных проблем профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Эксперты отмечают [2], что в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет только обостряться.
Европейский образовательный мир уже более пяти лет вовлечен в Болонский процесс, основополагающая цель которого состоит в формировании общеевропейской системы образования. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат, достижение которого предполагает возможность применения и практического использования знаний выпускников. В связи с этим проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшего трудоустройства приобретают особое значение.
Владимирская область является крупным образовательным центром, включавшим на начало 2005/2006 учебного года двадцать три высших учебных заведения, тринадцать из которых относились к государственной форме собственности и были представлены как самостоятельными организациями, так и их филиалами, а остальные десять были негосударственными. Как и в целом по стране, количество студентов в вузах региона постоянно растет. Так, с 2001 по 2005 г. число лиц, поступивших на все формы обучения, увеличилось в полтора раза [2, с.20] (рис. 1).
Источник: [2, с.132]

Рис. 1. Динамика численности приема студентов государственных и негосударственных вузов (тыс. чел.)
На начало 2005/2006 учебного года численность студентов, обучающихся в вузах Владимирской области, составляла 53,7 тыс. человек, из них студентов государственных вузов – 44,1 тыс. (82,1% от общего количества обучающихся).
Число студентов вузов на 10 тысяч населения Владимирской области в 2005/2006 учебном году составило 364 человек, из них обучающихся в государственных вузах – 299 человек. Распределение студентов по отделениям в государственных и негосударственных вузах приведено в табл. 1.
Таблица 1 Распределение студентов по отделениям
Источник: [2, с.132]
Следует отметить, что подготовка специалистов в государственных вузах была до сих пор ориентирована в основном на экономические и технические специальности (рис. 2), при этом в коммерческих вузах, как и в других регионах России, в основном осуществлялась подготовка по экономическим специальностям (рис.3).
Рассчитано по: [2, с.134]

Рис. 2. Выпуск специалистов государственными вузами по группам специальностей и направлениям подготовки (%)
Рассчитано по: [2, с.134]

Рис. 3. Выпуск специалистов негосударственными вузами по группам специальностей и направлениям подготовки (%)
Недостаточный контроль над процессом открытия и содержания работы негосударственных образовательных учреждений приводит к «перепроизводству» выпускаемых специалистов относительно востребованных специальностей.
В последние годы возрос объем подготовки специалистов в государственных вузах по инженерно-техническим, гуманитарно-социальным и естественнонаучным специальностям, а также специальностям в области защиты окружающей среды, культуры и искусства, строительства и архитектуры. При этом с 2004 по 2005 г. численность обучающихся по специальностям в области образования и педагогики сократилась на 21,8 %, экономики и управления – на 22,3 %.
Вместе с тем отмечается, что при увеличении масштабов обучения в вузах области происходит сокращение занятости выпускников по полученным специальностям. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области на 1 октября 2005 г., структура распределения на работу специалистов, окончивших высшие учебные заведения, характеризуется следующими данными. Направления на работу получили 28,6% специалистов, окончивших очные отделения государственных высших учебных заведений (в том числе, в соответствии с заключенными договорами – 7,6%). Распределение на работу специалистов, окончивших очные отделения государственных высших учебных заведений по группам специальностей и направлениям подготовки1 и получивших направления на работу, представлены на рис. 4 (на 1 октября 2005 г.; человек). Доля молодежи в общей численности безработных граждан области в течение последних лет колеблется в пределах 42%, из них более 30% составляют молодые люди в возрасте 20–29 лет (рис. 5).
Рассчитано по: [2, с. 135–137]

Рис. 4. Распределение на работу специалистов, окончивших очные отделения государственных высших учебных заведений, получивших направление на работу
Рассчитано на основе материалов, предоставленных ГУ «Центр занятости населения города Владимира»

Рис. 5. Состав безработных по Владимирской области
В настоящее время к факторам, усугубляющим проблемы занятости молодежи, можно отнести низкий уровень заработной платы молодых специалистов, бесперспективность решения их социальных потребностей, таких как возможность приобретения жилья. Эффективному поиску работы молодыми специалистами также серьезно мешают отсутствие у них практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии или специальности потребностям рынка труда. Негативно сказываются на занятости молодежи преобладающая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и отсутствие у них достаточной информации о тенденциях на рынке труда и специфике поведения на нем.
Многие молодые люди начинают свой трудовой путь со статуса безработного, при этом молодым специалистам для дальнейшего трудоустройства приходится проходить профессиональную переподготовку по направлению службы занятости. Динамика обращений выпускников вузов в службу занятости отражена на рис. 6.
Рассчитано на основе материалов, предоставленных ГУ «Центр занятости населения города Владимира»

Рис. 6. Динамика обращений выпускников вузов в службу занятости (чел.)
Профессиональный состав выпускников вузов и учреждений высшего профессионального образования 2006 года, зарегистрированных в качестве безработных в г. Владимире в январе – декабре 2006 г., отражен на рис. 7.
Рассчитано на основе материалов, предоставленных ГУ «Центр занятости населения города Владимира»

Рис. 7. Выпускники вузов, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных
Как показывают данные (рис. 7), среди выпускников владимирских вузов, зарегистрированных в качестве безработных, 32% составили учителя, 24% – инженеры, 15% – экономисты, менеджеры, бухгалтеры. При этом, по мнению студентов, по-прежнему самыми престижными профессиями считаются профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера.
Анализ развития рынка труда Владимирской области и выявление проблем, связанных с профессиональной подготовкой кадров системы высшего профессионального образования, показал основные проблемы его развития. С точки зрения руководителей организаций, ключевыми проблемами при принятии на работу молодых специалистов являются несоответствие системы образования потребностям экономики страны, регионов и отдельных компаний, негибкость образовательных программ и устаревшие образовательные стандарты, а также отсутствие системы опознавания качества образования.
При оценке качества подготовки выпускников работодатели отмечают отсутствие специальных практических навыков у выпускников, а также отсутствие или низкий уровень знаний по специальности. Последняя проблема, в первую очередь, вызвана оторванностью процесса обучения от практики, отсутствием в учебных заведениях преподавателей-практиков. Также часто отмечается недостаток некоторых «технических» знаний и навыков (например, слабое знание иностранного языка); слабые компетентные навыки, например, неумение работать в команде; боязнь принимать решения, слабые коммуникативные и организаторские навыки; отсутствие навыков самоорганизации, организации и планирования, дисциплинированности; низкая способность быстро переобучаться.
Таким образом, одной из ключевых проблем трудоустройства молодежи является отсутствие четких механизмов, регулирующих взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг. Тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона.


Литература
1. Образование во Владимирской области 2006. Статистический сборник. – Владимир, 2006.
2. Смирнов С.Н., Исаев И.И. Подготовка программы поддержки социальных реформ //Социальное обеспечение экономических реформ. – М.: ИЭПП, 2002.
3. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. Статистический сборник. Образование во Владимирской области 2006. – Владимир, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия