Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Хузина Г. Г.
старший преподаватель Института экономики, управления и права (г. Казань),
кандидат экономических наук


Трансформационный процесс и механизм его воздействия на производство в России

Трансформационный процесс в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого осуществляется преобразование социально-экономических отношений. Экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В экономической литературе сложился неоднозначный подход к пониманию трансформационного процесса, а его определение носит дискуссионный характер.
И.В. Манахова сущность трансформационного процесса в экономике представляет как период до условного выхода страны на новый уровень устойчивого экономического роста, а также период до стабилизации социальных и политических структур, которые коренным образом меняют структуру национального хозяйства, темпы развития производства, поведение субъектов, взаимодействие экономических институтов [1, с. 62].
И.С. Матеров трансформационный процесс определяет как преобразование структуры спроса в соответствии с поведением потребителя, по мере создания институциональной среды, отвечающей рыночной экономике [2, с. 21].
А.В. Мартынов в сущности трансформационного процесса видит динамичные перемены в экономике на макроуровне, отражающие итоговые результаты экономической деятельности и их влияние на другие стороны жизни общества, а также структурные экономические изменения во взаимосвязи с наиболее существенными социальными и институциональными изменениями [3, с.5]. Данный автор игнорирует существование трансформации на микроуровне, то есть у конкретного субъекта производства.
Считаем, что трансформационный процесс – это процесс смены административно-плановой системы хозяйствования новой, рыночной системой, в процессе реализации которого национальная экономика выбирает собственный путь развития. В зависимости от внутренних и внешних факторов, влияющих на общественное развитие, а также национальных особенностей конкретного государства и определяется модель трансформационного процесса.
Ядром становления новой экономики России является развитие частной собственности. На сегодняшний день существуют различные сочетания форм собственности: индивидуально-частная, партнерски-частная, акционерная, государственная и смешанная. Институт собственности выступает как сочетание различных форм собственности, являющихся базой для различных форм предпринимательских структур – от индивидуального предприятия до партнерств, акционерных обществ, совместных и прочих организационно-правовых форм. По формам собственности и по формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, сохраняющую при этом основные черты частной собственности.
Всех субъектов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают государственные институты.
Перечисленные элементы экономической системы России представляют ее как модель смешанной экономики, стержнем которой является именно рыночная модель, сохраняющая все атрибуты рыночного развития и функционирования [4, с. 29].
Определение экономической модели России как «смешанной» не вызывает серьезных возражений. Попытки научного подхода к объяснению «смешанной экономики» обнаруживают ряд проблем, относительно трактовки ее содержания. Предлагаемые определения существенно отличаются по своему содержанию. В целом, «смешанная экономика» содержит множество различных моделей экономических систем и в зависимости от критерия смешанности можно выделить три вида смешанной экономики: планово-рыночную, социалистически-капиталистическую и надэкономически-экономическую.
В работах по экономике смешанная экономика характеризуется как переходное состояние от одной системы к другой. В ней наблюдаются элементы старой и новой, «будущей» системы. Некоторые авторы считают, что для России характерна модель планово-рыночной экономики [5, с.274], становление которой происходит под воздействием рыночных механизмов, таких как: либерализация цен, торговли и внешнеэкономической деятельности. При этом каждый из элементов рыночного механизма воздействует на производственный процесс, вызывая в нем необходимость внутренних преобразований.
Проанализируем воздействие каждого механизма на отечественное производство. Как известно, стержнем трансформационного процесса является разгосударствление собственности, поэтому основным рыночным механизмом выступает процесс приватизации, а именно акционирование, как наиболее распространенный путь преобразований собственности в России. Согласно данным обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2003 г., в России насчитывалось 32266 акционерных обществ, из которых 19407 открытые акционерные общества, а 12859 закрытые акционерные общества [6, с. 112].
Происходящий процесс акционирования активно воздействуют на структуру собственности. Изменения в структуре собственности определяют возможности развития акционерных обществ, содействуют их образованию или, наоборот, сдерживают. Именно от структуры изменений собственности зависят социально-экономические последствия акционирования. Этот процесс связан с формированием частной собственности в коллективной ее форме и с трансформацией государственной собственности. Процесс акционирования «пропитан» атмосферой рыночных отношений и характеризуется повышенным вниманием к доходу, к практике ценообразования, к издержкам производства. Большее внимание обращается на проблемы инновационного развития, направление и объемы инвестиций, рентабельность акционерного общества, динамику прибылей, распределение доходов – все это оказывает самое непосредственное влияние на развитие структуры собственности. В результате, как отмечают экономисты, проявляется общая закономерность – движение форм хозяйствования предопределяет прогрессивную эволюцию структуры собственности [7, с. 128]. При этом процесс преобразования государственных предприятий в частные, как правило, связан с введением свободных цен, то есть с механизмом либерализации цен. Процесс либерализации цен необходимо рассматривать в разрезе трех секторов экономики: экспортный (энерго-сырьевой); внутренний и монопольный рынок.
В экспортном (энерго-сырьевом) секторе российской экономики цены не зависят от либерализации цен внутри страны, а определяются уровнем либерализации внешнеэкономической деятельности страны, т.е. степенью доступности России на рынки тех или иных зарубежных государств. Поскольку основным экспортируемым товаром в России являются энерго-сырьевые ресурсы, то их цены определяются на мировом рынке в соответствии с экономическим законом спроса и предложения.
Политика либерализации цен особо проявилась в секторе экономики, ориентированном на внутренний рынок, который включает почти всю обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, платные услуги. Продукция внутреннего рынка реализуется по относительно низким ценам, обусловленным низкими доходами как входящих в него предприятий, так и большей части населения. Либерализация цен в явном виде проявилась именно в данном секторе экономики, поскольку в экспортном секторе цены определяются под воздействием государств-импортеров продукции.
Процесс либерализации цен не коснулся напрямую сектора по производству монопольной продукции, но он дополнился либерализацией торговли.
Для развития эффективных рыночных отношений и усиления конкурентной среды в экономической системе государства необходима четко работающая антимонопольная система, поддерживающая промышленное развитие и формирование здоровой конкуренции. В России государственное регулирование можно классифицировать как регулирование деятельности естественных монополий и антимонопольное регулирование экономической концентрации.
В отношении субъектов естественных монополий Федеральная служба по тарифам России (ФСТ России) применяет следующие методы регулирования:
– ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;
– определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо установление минимального уровня их обеспечения. Такой способ применяется в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии. При этом принимается во внимание необходимость защиты прав и законных интересов граждан, а также вопрос обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей [8, с. 136].
Следовательно, по сегодняшний день хозяйствующие субъекты российской экономики продолжают испытывать воздействие трансформационного процесса и, в первую очередь, таких его механизмов, как разгосударствление собственности, либерализация цен, торговли и внешнеэкономической деятельности, положительно влияющих на реструктуризацию и развитие отечественного производства. Этому процессу способствует и осуществление производственной модернизации (ввод производственных мощностей, внедрение принципиально новой продукции), рост экспорта, привлечение внешних и внутренних инвестиций, что оказывает положительное влияние на повышение благосостояния населения.


Литература
1.Манахова И.В. К вопросу о построении модели устойчивого развития национальной экономики. – В кн: Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. – М., 2003. – С. 62.
2.Матеров И.С. Экономический рост в России: возможности ближайших лет //Вестн. Моск. ун-та. – 2005. − № 1. – С. 21.
3.Мухаметшина Г.Г. Сущностная характеристика трансформационного процесса в экономике. – В кн: Трансформация экономической и философской мысли в социально-экономической системе России. – Казань:КГУ, 2005. – С. 199.
4.Пороховский А.А. О российской модели рыночной экономики //Вестн. Моск. ун-та. – 2005. – № 1. – С. 29.
5.Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций. – М.: Экономика, 2004. – С. 274.
6.Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России //Вопр. экономики. – 2007. – № 1. – С. 112.
7.Мокичев С.В. Трансформационная экономика. – Казань: КГУ, 2002.
8.Астапов К.Л. Регулирование деятельности естественных монополий в Российской Федерации. – В кн.: Ломоносовские чтения – 2003. – М., 2003. – С. 136.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия