Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Крумгольц Д. В.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа в долгосрочной перспективе

Для обеспечения устойчивого развития и выхода топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) Северо-Запада России на передовые рубежи необходимо принять комплекс экономических мер, а также мер правового регулирования, не только на уровне округа, но и России в целом. Эти меры должны соответствовать одобренной Правительством Российской Федерации «Энергетической стратегии развития России на период до 2020 г.». К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса на долгосрочную перспективу могут быть отнесены следующие:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственного регулирования развития ТЭК. Существующее налоговое законодательство, особенно введенные в действие с 01.01.2002 г. изменения и дополнения в часть вторую Налогового Кодекса (налог на добычу полезных ископаемых), предполагает единый подход к налогообложению, без учета качества запасов и условий их освоения, что резко снижает инвестиционную привлекательность проектов. В связи с этим, необходима разработка эффективной системы рентных платежей с целью обеспечения более благоприятного инвестиционного климата.
Вышеуказанные изменения в налоговой системе приведут к снижению доходной части бюджетов регионов. Особенно сильно пострадают регионы с высокой долей нефтяной и нефтегазовой промышленности в структуре экономики, например в Северо-Западном федеральном округе (далее – СЗФО) такие регионы как Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Калининградская область. Общие потери регионов СЗФО в 2007 г. прогнозируются на уровне 1940 млн. руб. [1]
Однако введение налога на добычу полезных ископаемых может иметь ряд положительных сторон: снижается число налогов, упрощается порядок налогообложения, уменьшается налоговое бремя. С другой стороны, предлагаемое распределение поступлений от этого налога между уровнями бюджетной системы приведет к нарушению финансовых интересов регионов, специализирующихся на добыче полезных ископаемых.
Также в совершенствовании нуждаются принципы ценообразования на продукцию отраслей ТЭК. Требуется устранить серьезные перекосы в политике цен на энергоресурсы. Так, низкие цены на газ на внутреннем рынке не только не позволяют обеспечить самофинансирование газовой промышленности, но и подрывают экономические основы развития угольной промышленности. Подобная ситуация приводит к неоправданно высокой доли газа в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) европейской части страны. Очевидно, необходимо постепенно увеличивать цены на газ на внутреннем рынке, что создаст основу экономическим стимулам для перехода части энергетического хозяйства страны на другие виды топлива. Этот процесс должен проходить постепенно, чтобы дать возможность части энергетических предприятий произвести соответствующую замену оборудования.
Серьезные перекосы существуют и в ценообразовании на электроэнергию. Существующие различия в степени энергообеспечения в различных регионах Северо-Запада России приводят к почти 2-х кратной разнице уровней цен. Так, по состоянию на 01.08.2005 г. в рамках объединенной энергосистемы «Севзапэнерго», тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в Республике Карелия были ниже в 2,5 раза по с равнению с Архангельской областью. Подобная ситуация является существенным тормозом в формировании единого экономического пространства Северо-Западного федерального округа.
Особое внимание необходимо уделить государственному регулированию разработки месторождений на шельфе северных морей. Ряд из них расположен на континентальном шельфе России, который входит в зону федеральной юрисдикции и должен управляться на уровне всего федерального округа. [2]
2. Формирование концептуально-программного обеспечения развития ТЭК. В развитие «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» должна быть разработана «Государственная программа развития ТЭК». Определяющим подходом при ее формировании должен стать принцип самофинансирования отрасли.
Реформирование системы энергетики округа должно вестись в соответствии с решениями Госсовета РФ и Правительства РФ. Для СЗФО, как единого целого, пока еще отсутствует системное рассмотрение состояния и перспектив развития ТЭК, не разработана концептуально-программная база. Для устранения этого пробела целесообразно в рамках Основных направлений стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 г. начать подготовку Концепции развития газонефтедобывающей и перерабатывающей промышленности округа. Необходимо определить организацию (организации), которая проводила бы подобные работы и осуществляла мониторинг ТЭК. [1]
Программные документы должны предусматривать:
– дальнейшее развитие электроэнергетики путем коренной реконструкции, модернизации и нового строительства тепловых и атомных станций;
– реформирование электроэнергетики в целях повышения надежности энергоснабжения потребителей с выходом на новый технологический уровень при производстве, транспортировке и потреблении, в первую очередь, в промышленном производстве и коммунальном хозяйстве;
– совершенствование централизованного теплоснабжения путем коренной реконструкции систем, прежде всего, в крупных городах.
Целесообразно начать разработку долгосрочной окружной программы лицензирования на право пользования недрами. Программа должна учитывать интересы всех регионов, входящих в округ и определять систему управления ресурсами Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Калининградской области (включая шельфы Балтийского, Баренцева и Печорского морей). Главная цель программы – обеспечение стабильности уровней добычи, своевременной подготовки запасов и полноты вовлечения в разработку запасов лицензионных участков. Последнее обстоятельство предполагает формирование лицензионных участков по портфельному принципу (запасы различного качества и условия их комплексного освоения).
Учитывая крайнюю важность ввода в разработку новых месторождений нефти, газа и угля, в целях совершенствования структуры ТЭБ страны целесообразно привлекать недропользователей к формированию ТЭБ, как на федеральном, так и на региональном уровне.
3. Развитие нефтегазовой промышленности в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новой крупной экспортной базы.
На ближайшую перспективу принципиальными для развития ТЭК могут быть работы в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, занимающей по запасам нефти 4–5-е место в России. Несмотря на высокую разведанность недр – более 50% провинция обладает значительным потенциалом для наращивания добычи сырья. К настоящему времени здесь открыто более 200 месторождений нефти и газа, из которых около 50 находится в освоении. В освоение нефтегазовых ресурсов только Тимано-Печорской провинции до 2010 г. необходимо направить более 150 млрд. руб. [1]
Структура текущих запасов и прогнозных ресурсов нефти и газа свидетельствует о большей предпочтительности для освоения территории Ненецкого автономного округа. Ресурсный потенциал округа позволяет, как минимум, удвоить добычу в регионе, а по максимальному варианту при благоприятных экономических условиях довести ее до 20–25 млн. тонн в год. Эти цифры подтверждаются экономической оценкой выявленных и разведанных в автономном округе нефтяных месторождений. Важным вопросом является вовлечение в промышленный оборот запасов попутного нефтяного газа (растворенного в нефти), который может с успехом использоваться в энергетике. [3]
4. Осуществление важнейших инфраструктурных проектов, обеспечивающих развитие ТЭК. Топливно-энергетические ресурсы округа достаточны для обеспечения потребностей всех входящих в него субъектов Российской Федерации на ближайшую и долгосрочную перспективу, при условии существенного повышения объемов поисково-разведочных работ, опережающей подготовки объектов для поисков новых месторождений углеводородов и вовлечении новых месторождений в освоение. Все это требует вложения больших средств в реализацию инфраструктурных проектов. Строительство и реконструкция нефтепроводов в рамках Балтийской трубопроводной системы позволит направить на экспорт значительные объемы нефти Тимано-Печорской провинции и обеспечить транзит в Европу нефти, добываемой в других регионах России и Казахстане. Создание необходимой транспортной инфраструктуры для освоения газовых месторождений на шельфе Баренцева моря (в первую очередь – Штокмановского) позволит обеспечить рост экспортных возможностей и провести газификацию Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелия. В газификации также нуждаются отдельные районы Республики Коми.
5. Активизация энергосберегающей политики, снижение энергоемкости экономики. Повышение уровня конкурентоспособности экономики возможно на основе снижения энергоемкости ВВП, при одновременном росте потребления энергии в абсолютном исчислении на душу населения. Энергоемкость единицы ВВП России должна быть снижена с 1,13 кг условного топлива /долл. США в настоящее время до 0,63–0,71 кг у.т. /долл. США в 2010 г. К 2015 г энергоемкость единицы ВВП необходимо снизить до уровня 0,51–0,59 кг у.т. /долл. США. Необходимо стимулировать применение энергосберегающих технологий, позволяющих экономить до 40–50% топлива и альтернативных видов топлива: торфа, отходов лесной промышленности, а также гидроэлектростанций (главным образом в сфере ЖКХ).[1]
6. Сохранение и развитие угольной промышленности, углубленной переработки угля, развитие углехимии и нефтехимии. Обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности.
Помимо ядерного топлива и газа в выработке электроэнергии необходимо развивать использование других видов топлива, прежде всего твердого. Это в первую очередь касается топлива Печорского угольного бассейна, общие ресурсы энергетических углей которого оцениваются в 300,5 млрд. т, из них кондиционных – 209,5 млрд. т.[1]. Строительство крупной конденсационной угольной электростанции межрайонного значения позволит использовать уголь на месте его добычи, создать экологически чистое производство электроэнергии на базе котельного оборудования мирового уровня с применением отработанной угольной технологии, позволяющей использовать в полном объеме угольную золу, обеспечить выдачу электроэнергии в дефицитные по электроэнергии районы, близкие к республике: Ненецкий автономный округ, Архангельскую, Вологодскую энергосистемы.
7. Наращивание экспорта электроэнергии в целях получения дополнительных источников финансирования. Для повышения эффективности экспорта электроэнергии из Республики Коми важным является создание мощной межсистемной связи постоянного тока ЛЭП-500 кВ в широтном направлении Коми – Архангельск – Карелия, заложенной в схему развития электроэнергетической системы Северо-Запада до 2020 г. Эта связь может быть использована и для экспорта избытков электроэнергии из энергосистемы Республики Коми в энергообъединение скандинавских стран NORDEL, что позволит Коми энергосистеме непосредственно подключиться к создающемуся в настоящее время рынку электроэнергии Балтийского кольца.
8. Для того чтобы ТЭК Северо-Западного федерального округа стал прочным фундаментом экономического развития округа и страны в целом, необходимо обеспечить значительные инвестиционные вливания в электроэнергетику. Основным источником финансирования инвестиций будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов. Низкие, по сравнению с другими европейскими странами, тарифы на электроэнергию не способствуют привлечению зарубежных инвестиций, и, по оценке специалистов, будут оставаться такими же до 2010 г. Вследствие этого следует ориентироваться на собственные инвестиции энергопредприятий, в первую очередь, за счет включения этих затрат в тарифы. (1)
В этой связи государство должно обеспечить требуемый уровень капиталовложений за счет проведения такой политики, которая позволяла бы при эффективном функционировании производственных структур топливно-энергетического комплекса стимулировать инвестиционную активность в этой сфере.


Литература
1.Основные направления стратегии социально-экономического развития СЗФО РФ на период до 2015 года /С.Д. Воронцова, М.Н. Григорьев, С.М. Климов, Л.П. Совершаева, Е.Г. Слуцкий, А.В. Хазова, А.М. Ходачек. – СПб.: Знание, 2003.
2.Совершенствование законодательства РФ о недрах: Матер. регион. конф. (27–28 янв. 2005 г.). – СПб.: ВСЕГЕИ, 2005. – С.125.
3.Нефтегазовый комплекс России: кризис мотивации //Нефтегазовая вертикаль: национальный отраслевой журнал. – 2006. – №16. – С. 16–22.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия