Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Комашко О. А.
аспирант кафедры менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института

Социально-экономическая сущность консалтинговых услуг и особенности их реализации

В последние годы наблюдается бурный рост и развитие независимых консалтинговых организаций, которые обладают штатом постоянно работающих консультантов, результатом труда которых являются консалтинговые услуги, потребляемые предприятиями и организациями, нуждающимися в изменениях. Эти услуги (вместе с услугами внутренних консалтинговых служб) представлены на рынке консалтинговых услуг, обладающих собственной спецификой и закономерностями.
В мировой практике к деловым (бизнес-услугам) или профессиональным услугам по экономике и управлению [2] принято относить:
Аудит;
Бухгалтерское обслуживание;
Юридическое обслуживание;
Управленческое консультирование;
Инжиниринг;
Деловую информацию;
Рекламу и отношения с общественностью;
Тренинг;
Рекрутмент;
Обеспечение информационными технологиями;
Инвестиционное обслуживание.
Деловые услуги представляют собой виды деятельности, осуществляющие макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики, занятые обслуживанием основного и инфраструктурного производства, государственным управлением. Деловые услуги, представляя собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, таким образом, являются альтернативой централизованной форме управления народным хозяйством. Являясь методом внедрения научных знаний в экономику, деловые услуги выполняют те функции ее реализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление и планирование.
Анализ рынка консалтинговых услуг в России и ее регионах позволяет утверждать, что существующая структура статистического учета и различные информационные материалы не всегда однозначно соответствуют смыслу консалтинга, однако основные тенденции в области консультационной деятельности могут быть определены. Аналитические данные показывают, что в России наблюдается рост общего объема оказанных консалтинговых услуг. Резкий скачок произошел в 2004 г., когда этот объем вырос на 47% по сравнению с 2003 г. Динамика роста совокупной выручки крупнейших консалтинговых групп Российской Федерации показывает увеличение в 2005 г. на 4,6 млрд. руб. по сравнению с предыдущим годом, причем наибольший удельный вес (в структуре выручки) приходится на IT-услуги, которые демонстрируют высокие темпы роста. Что касается объемов представленных консалтинговых услуг, то здесь лидирует консалтинг в области маркетинга и связей с общественностью, а также в области управления и подбора персонала (IT-консалтинг – на третьем месте) [7].
Роль деловых услуг в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление создает основу для роста экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения.
К функциям деловых услуг можно отнести:
– формирование компонентов систем управления (кадры, информация, техника управления);
– осуществление текущего обслуживания процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров, постановка учета, юридическая и информационная помощь);
– оказание услуг по управленческому консультированию;
– создание, распространение, внедрение управленческих нововведений.
Деловые услуги через разветвленную сеть организаций влияют на формирование стандартов, предъявляемых качеству управления; адресно распространяют информацию о перспективных разработках в области структур процессов и методов управления. Профессионалы, оказывающие деловые услуги, выступают в роли «дополнительного», временного работника, которого не всегда целесообразно иметь в постоянном штате предприятия, что способствует сокращению затрат и лучшему использованию ресурсов на управление.
Таким образом, важная роль деловых услуг предопределяется, во-первых, тем, что они создают необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных), во-вторых, тем, что они способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса. Такая двойственная роль деловых услуг вытекает из выполняемых функций одинаково необходимых как для основных, так и для инфраструктурных составляющих. Воспроизводя рыночные отношения, они создают среду обитания предпринимательских структур.
Развитая сеть деловых услуг делает неэффективным образование ряда собственных обслуживающих производств на функционирующих предприятиях, а также предоставляет возможность создавать новые предприятия без существенных затрат. А это означает комплексное вовлечение всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в хозяйственный oбopoт, что влияет на рост товаров народного потребления, услуг, создание дополнительных рабочих мест, оказывает положительные сдвиги в науке и культуре. В свою очередь, развитие предпринимательства способствует становлению конкурентных начал, деконцентрации производства, развитию деловых услуг.
Все перечисленные выше деловые услуги объединяет независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения отдельных научных и профессиональных знаний.
Отличие состоит в том, что часть деловых услуг (управленческое консультирование) предполагает предоставление советов и рекомендаций (консультирование), а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т.д.) предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия [2].
Часть услуг не вписывается в вышеуказанное понятие внешних профессиональных услуг, поскольку существуют и так называемые внутренние консультанты, которые составляют штатную консультационную структуру в ряде фирм. С внешними консультантами их роднит относительная независимость от административной структуры организации. В работе внешних консультантов практикуются формы, близкие к работе внутренних консультантов, в частности абонементное обслуживание.
В настоящее время большинство фирм и индивидуальных профессионалов, предоставляющих деловые услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области. Такое переплетение видов профессиональной деятельности по оказанию деловых услуг приводит, к тому, что всю эту отрасль ошибочно называют консалтингом.
На практике, стремясь сохранить клиентов и приобрести новых, консалтинговые фирмы и отдельные консультанты расширяют перечень оказываемых услуг, включая в него сопутствующие консалтингу услуги. Нередко консультанты занимаются и реализацией собственных рекомендаций. Например, консалтинговая фирма, специализирующаяся в области бухгалтерского учета и налогообложения, дав рекомендации восстановить бухгалтерский учет, может провести обучение бухгалтера консультируемого предприятия (сопутствующая услуга) и восстановить учет своими силами (реализация рекомендации). В обоих случаях фирма будет действовать в рамках существующих законов.
Изложенное выше не только не позволяет дать расширенную трактовку консалтингу, но и приводит к выводу о не тождественности понятий «консалтинг» и «деятельность консалтинговой фирмы». Деятельность консалтинговой фирмы – значительно более широкое понятие, чем консалтинг, и включает в себя собственно консалтинг, сопутствующие консалтингу услуги и реализацию выданных рекомендаций.
Наконец, существуют неспециализированные многопрофильные предприятия, занимающиеся помимо всего прочего и консалтингом. Качество оказываемых консультаций обычно там ниже среднего, однако на ситуацию на рынке консалтинговых услуг они могут влиять.
Имеется множество определений понятия консалтинговой деятельности. Можно выделить два основных подхода к консультированию. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [8]. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений» [4]. Можно считать эти два подхода взаимодополняющими. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации» [11]. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC) [3]. В нашей стране раньше это называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг – это понятие рыночной экономики, следовательно, оно отличается от научно-внедренческой деятельности так же, как рыночная экономика отличается от планово-централизованной. С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности целесообразно проанализировать изменения существующих формулировок управленческого консультирования и изменения основных принципов консалтинговой деятельности. Если в начале девяностых годов в них содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консалтинговых услуг в России, то по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности. Рассмотрим ряд определений консалтинга зарубежных и отечественных ученых.
Чакыров К. определяет консалтинг как высококвалифицированную помощь руководителям, направленную на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области [13].
Рапопорт ВШ. определяет консалтинг как разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях [12].
Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. определяют консалтинг как деятельность и профессию, содержанием которой является помощь руководителям в решении проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта [14].
Новосибирские ученые [5] характеризуют консалтинг как определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является организационное изменение или проект его внедрения.
Прокопенко И. дает определение консалтинга как услуги, оказываемой независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем [10].
Посадский А.П., Хайниш С.В. дают следующее определение консалтинга. Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений [9].
Алешникова В.И. вводит понятие бизнес-консалтинга и дает ему следующее определение. Бизнес-консалтинг – обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы [1].
В работах Песоцкой Е.В. и Муравьева А.М. [6] отмечается, что услуги управленческого консалтинга представляют собой особую форму рыночного предложения, занимающего специфическое рыночное пространство (рынок услуг управленческого консалтинга) и входящего в состав единого рынка услуг. Эти услуги могут оказываться внешними или внутренними (по отношению к консультируемой организации) консультантами, а также иметь симбиозную форму, которая может быть идентифицирована как комбинированный консалтинг.
В использовании услуг комбинированного консалтинга скрыты мощные резервы повышения качества управленческой деятельности. Комбинируя масштабные теоретические и методические знания, универсальные навыки, способность к использованию метода научной интуиции, вызванную богатым практическим опытом, независимость и беспристрастность, свойственные внешним консультантам, с глубоким знанием внутренних проблем консультируемой организации удается создавать интеллектуальные продукты, способные преобразовать экономико-организационные и управленческие процессы в организации, а также обосновать и провести изменения, неизбежные в возрастающей экономической динамике.
Таким образом, в большинстве формулировок определения консалтинга, выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик консалтинговой деятельности.
Автор придерживается следующего определения консалтинговой деятельности:
Деловой консалтинг – это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному решению проблем организацией-клиентом. Квалифицированный консультант строит свою деятельность на принципах, представляющих собой совокупность характеристик, основных правил и методов консалтинговой деятельности, которые следует учитывать, консультируя организацию.
Характерными чертами консалтинговой деятельности являются следующие:
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты, проходя через многие организации, учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и знакомы с анализом возникающих проблем, владеют инструментами их решения.
Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они – только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.
В-третьих, консультирование – это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы.
Таким образом, конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений. Основной задачей консалтинга является выявление, анализ и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.


Литература
1. Алешникова В.И. Консалтинг в России. – Киев: Ассоциация «Укрконсалтинг», 1996.
2. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие /Под ред. А.П. Посадского. – М.: Джангл, 1998.
3. Кузнецов С.И. Акционерные общества: управление, финансы. Анализ. – Саратов, 1999.
4. Менар Клоуд. Экономика организаций. – М., 1996.
5. Основные положения программы: Материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13 01 88. Новосибирск, 1988.
6. Песоцкая Б.В., Маслов А.Н., Муравьев A.M. Комбинированный управленческий консалтинг в условиях инновационной экономики /Труды вольного экономического общества России. – М., СПб.: 2006. – Т.69.
7. Песоцкая Е.В., Муравьев A.M. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика //Экономическое возрождение России. – 2006. – №3.
8. Петров А.Н., Демидова Л.Г. и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. – СПб.: Знание, 2000.
9. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. – М.: Финстатинформ, 1995.
10. Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. – М., 1988.
11. Промышленность России: Антикризисные стратегии предприятий /Под ред. Д.Н. Сергеева. – СПб.: Корвус, 1996.
12. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления (практический опыт и рекомендации). – М.: Экономика, 1988.
13. Чакыров К. Управление и нормативное регулирование консультационной деятельностью. – М.: МНИИПУ, 1990.
14. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование теория и практика. – М.: Экономика, 1988.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия