Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Марковская Е. А.
преподаватель кафедры мировой и отечественной экономики, аспирант кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола)

Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в республике Марий Эл

Во многих странах в последние два десятилетия в основном малые и средние предприятия обеспечивают рост занятости населения и увеличение ВВП. В развивающихся странах именно эти предприятия стали способствовать снижению бедности и нищеты. В странах с переходной экономикой такие компании выступают индикаторами в сфере изменения структуры собственности, качественного роста бизнес-культуры и предпринимательского поведения. Достаточно сказать, что в развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП. В настоящее время вклад малого бизнеса в ВВП таких стран, как США, Япония, Великобритания, Германия составляет порядка 50–55%% (в Российской Федерации – около 12%).
Малое предпринимательство становится все более заметным явлением и в экономике России. По состоянию на 1 апреля 2006 г. в России было зарегистрировано 1,33 млн. юридических лиц, занятых в сфере малого бизнеса, а также 2,6 млн. индивидуальных предпринимателей. За I квартал 2006 г. число малых предприятий увеличилось на 4,5%, то есть появилось почти 55 тыс. новых малых предприятий. Еще более впечатляющей выглядит статистика занятости населения. За этот же период общая численность занятых на малых предприятиях по стране выросла на 5,1% и составила 8 млн. чел. По итогам I квартала 2005 г. численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 400 тыс. чел. В результате, как видим, малый бизнес был и остается крупнейшим поставщиком новых рабочих мест. Растет и удельный вес малых предприятий среди компаний по общему объему занятых. Сейчас их доля составляет 16,6%. Кроме того, если к этому объему добавить работающих по договорам найма у индивидуальных предпринимателей, то оказывается, что в малом бизнесе занято 16,7 млн. чел., или 25% всего экономически активного населения страны. В результате объем поступлений налоговых платежей в бюджет возрос на 37% и составил – 11 млрд. руб. Поскольку эти налоги поступают в региональные и местные бюджеты, то региональные власти становятся заинтересованной стороной и оказывают содействие развитию малого предпринимательства на местах. Статистические данные свидетельствуют о том, что сектор малого бизнеса в Российской Федерации постоянно развивается, заметно улучшая социально-экономическую ситуацию в стране.
Предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и играют заметную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны, составляя основу, так называемого, среднего класса. Повышается профессиональный уровень предпринимателей, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции легкой и пищевой промышленности. Вместе с тем, доля производственного сектора у них по-прежнему невелика, недостаточно внедряются передовые технологии, а конкурентоспособность большинства продукции малых предприятий остается низкой, что не может не вызывать тревоги у общественности страны перед вступлением России в ВТО.
Как показывает международный опыт, интенсивное развитие сектора малого и среднего бизнеса невозможно без целенаправленной политики государства. Поэтому одной из важнейших задач государства является создание более благоприятных экономических условий для развития предпринимательства. На рынке финансовых ресурсов ощущается явный недостаток инвесторов, заинтересованных в инвестициях, а на потребительском рынке слабо растет платежеспособный спрос, отсутствует современная материальная база для производства высокотехнологичного и конкурентоспособного товара и т.д. Поиск рынков сбыта производимой продукции становится главным фактором выживания малых предприятий на российском рынке.
Для осознания обществом новой роли сектора малого и среднего бизнеса становится необходимым формирование положительного имиджа российского предпринимателя. Имеется в виду освобождение этого сектора предпринимательства от искусственных ограничений, препятствующих дальнейшему их развитию и включение этого сектора в политический процесс, соответствующий его экономическому и социальному значению.
В Республике Марий Эл малое предпринимательство выступает в качестве важной сферы хозяйственной деятельности, в которой наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.
С 1995 г. Правительство Республики Марий Эл осуществляет целенаправленную работу по поддержке малого и среднего бизнеса. За последние годы сформирована основа республиканской политики его поддержки. Наряду с федеральными программами, были приняты республиканские программы по осуществлению поддержки малого предпринимательства на 2000–2001 гг., 2002–2004 гг. и на 2005–2007 гг. В настоящее время Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл разрабатывает программу поддержки малого бизнеса на 2008–2010 гг. Работа над основными направлениями новой программы ведется с учетом оценки статистических данных результатов реализации предыдущих программ. На основе постоянного мониторинга деятельности предприятий малого бизнеса работниками министерства стало возможным оперативно отслеживать и эффективно реагировать на происходящие изменения в этой сфере.
По данным Федерального органа государственной статистики на территории республики на 1 января 2007 г. было 4274 малых предприятий, зарегистрировано 13,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Правда, количество субъектов малого предпринимательства не достигло прогнозируемого значения – 4600, но Министерство экономического развития, промышленности и торговли республики отмечает, что в течение 2006 г. наблюдалась положительная динамика в развитии среднего и малого бизнеса. Средняя численность работающих на малых предприятиях выросла за 2005 г. на 4,8%. и достигла 38,4 тыс. чел. Среднемесячная заработная плата за этот же период увеличилась на 40,9% и равна 5406,8 руб., но по-прежнему остается ниже среднереспубликанского уровня, составляя 82,9% от средней заработной платы, сложившейся по республике (6526 руб.).
Удельный вес малых предприятий в общих инвестициях всех предприятий республики равен 11,5 %, а их оборот за 2006 г. составил 26 млрд. руб. с ростом к 2005 г. на 56,8%. Доля оборота малых предприятий в общем обороте по полному кругу организаций республики составила 34,2%. За 2006 г. малыми предприятиями республики на развитие экономики и социальной сферы направлено 889,0 млн. руб. инвестиций, что составляет 155,9% к уровню 2005 г. Удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций предприятий и организаций республики за 2006 г. составил 9,6% (в 2005 г. – 8,2%).
Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от субъектов малого бизнеса, уплачивающих налоги по специальным налоговым режимам, за 2006 г. в сумме 374,7 млн. рублей означают прирост лишь за один год на 39,5%. Удельный вес этих налогов в общем объеме налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет республики, составил 9,3% (в 2005 г. – 8,4%). При этом фактически в 2006 г. мероприятия, реализуемые в рамках республиканской программы поддержки малого предпринимательства, профинансированы в объеме 1,99 млн. руб., в 2005 г. – 1,97 млн. руб. На один бюджетный рубль привлечено 3,34 руб. предпринимательских средств, что на 0,31 руб. выше, чем в 2005 г.
Благодаря общему улучшению климата для развития предпринимательства, обусловленного реализацией принятых мероприятий, а также осуществлением государственной политики на федеральном уровне, сегодня в Республике Марий Эл сегмент малого бизнеса в экономике занимает все более весомое место. Однако эффективное развитие этого сектора в республике сдерживается отсутствием инновационных ресурсов, слабостью отделов коммерциализации в научных организациях республики по продвижению новых идей. Для исправления ситуации в рамках целевой программы поддержки малого предпринимательства на 2005–2007 гг. проводится обучение граждан основам предпринимательской деятельности, выставочной деятельности и информационной поддержке по продвижению новых идей. Особое значение в данной ситуации отводится учебно-методическому центру «Лидер», на базе которого прошли стажировку уже свыше 50 фирм, на которых создано около 700 новых рабочих мест, а также открывшийся 8 декабря 2006 г. в Йошкар-Оле бизнес-инкубатор по разработке и обсуждению новых инновационных предложений.
Предпринимателям необходима поддержка, особенно в первые годы их деятельности, когда бизнес проходит стадию становления, и нахождение фирм в бизнес-инкубаторе «под крылом» местных специалистов до 3-х лет оказывает положительное влияние. Вопросы о степени востребованности произведенного товара и его продвижения на потребительском рынке являются основными при планировании предпринимательской деятельности. Решение именно этих вопросов ставит в тупик начинающего предпринимателя, зачастую заставляя его отказываться от ранее задуманного. Поэтому наиболее востребованными оказались консультации в области бухгалтерского учета, правовые консультации и вопросы по продвижению продукции.
В деле совершенствования развития малого предпринимательства большое значение имеет диверсификация производства, но для этого необходимо значительное увеличение вложений в основные средства предприятия, то есть обеспечение доступа к свободным финансовым средствам. Поэтому одной из основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса на современном этапе, выступает недоступность кредитных ресурсов коммерческих банков и лизинговых схем по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения по средне- и долгосрочным проектам. Для решения данной проблемы проводятся мероприятия в рамках программы «Микрокредитование в Республике Марий Эл» за счет компенсации части процентной ставки по кредиту. Для реализации этой цели подписано соглашение между Правительством Республики Марий Эл и Российским банком развития. Низкая пока результативность предпринятых мер в развитии малого бизнеса была отмечена правительством Республики Марий Эл. По словам заместителя главы правительства, министра экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, анализ выполнения республиканской программы по поддержке малого предпринимательства на 2005–2007 гг. показал ее слабые стороны в части взаимоотношений с кредитными организациями. Далеко не все банки активно сотрудничают с малыми предприятиями. Причина известна: отсутствие залога для получения кредита. В первую очередь необходимо изменить деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства. Дело в том, что направленные в него средства уходят в основном на оборотные операции субъектов торговли, что противоречит самой идее развития малого и среднего бизнеса. Эти средства должны вкладываться в основные фонды, приобретение оборудования по лизингу, модернизацию производства. Именно с этой целью субъектам малого бизнеса и компенсируются из бюджета республики значительная часть процентной ставки по привлеченным кредитам. Одновременно правительству предстоит проработать вопрос о создании залогового фонда и республиканского информационного центра с общедоступным реестром современного высокотехнологичного и качественного оборудования с возможностью его приобретения по лизинговым схемам.
Оценка деятельности сферы малого бизнеса, а также причин, препятствующих его более интенсивному развитию, дает возможность разрабатывать и проводить политику по его стимулированию и поддержке. Существующая нормативно-правовая база позволяет более гибко воздействовать на динамику развития малого предпринимательства по сравнению с крупными и средними предприятиями на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования через систему налогообложения. Поэтому ее рассмотрению при анализе эффективности поддержки малого предпринимательства на уровне субъектов РФ следует уделить более пристальное внимание.
Для решения проблем развития малого предпринимательства на федеральном уровне целесообразно обозначить следующие направления:
– оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства (принятие федерального закона «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации»);
– совершенствование мер по государственной поддержке и защите малого предпринимательства;
– разработка механизмов финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения малого бизнеса.
Наряду с федеральной целевой программой органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления целесообразно разработать региональные и муниципальные программы развития МП, учитывающие местные приоритеты и специфику.


Литература
1.Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005–2008 годы.
2.Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005–2007 годы.
3.Бондаренко В. Где и как лоббируют интересы МСП //Бизнес для всех. – 2003. – № 13.
4.Кредиты малым предприятиям //Бизнес для всех. – 2005. – № 34.
5.Малый и средний бизнес и стандартизация – Тема Всемирного дня качества 2006. www.siora.ru
6.Налоги душат малый бизнес //Аргументы и факты. – 2002. – № 12.
7.Ракитская Г.Я. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере //Социальная политика /Под ред. Н.А. Волгина. – М.: 2003. – С. 89–90.
8.Старт проекта ЕС: Поддержка инновационных экспортно-ориентированных малых и средних предприятий URL // http://www.siora.ru
9.Малое предпринимательство Республики Марий Эл: Стат. сб. – Й-Ола, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия