Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Пшенникова Ю. И.
аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий экономист ЗАО «Невские электрические сети»

Роль долговой политики в перспективном финансовом планировании

Главной стратегической целью развитых стран является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В его прямой ответственности – повышение доступности и качества бюджетных услуг; удовлетворение потребностей граждан в сфере образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуга; вопросы пенсионного и социального обеспечения. В этой связи необходимо максимально эффективно использовать все инструменты и формы государственной политики, и именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.
Основными направлениями бюджетных расходов Российской Федерации на 2007 г. являются:
– рост уровня заработной платы в бюджетной сфере;
– повышение жизненного уровня пенсионеров;
–улучшение системы поддержки материнства в целях повышения рождаемости;
– реализация национальных проектов;
– государственная поддержка агропромышленной сферы;
– строительство и модернизация автомобильных дорог.
Для достижения стратегических целей развития страны важно удлинение горизонта бюджетного планирования. Граждане, предприятия, регионы должны быть уверены в том, что принимаемые государством обязательства будут выполняться не только в очередном году, но и во все последующие годы.
Приоритеты тех или иных направлений бюджетной политики, формы и методы ее реализации во многом зависят от стадий бюджетного процесса: прогнозирования доходов и расходов; формирования, регулирования, исполнения бюджета; контроля за соблюдением установленных правил.
В этой связи все большее внимание в системе государственных финансов уделяется вопросам перспективного финансового планирования. Бюджетный кодекс Российской Федерации * (БК РФ) предусматривает разработку перспективного финансового плана на три года, из которых:
– первый год – год, на который составляется бюджет;
–следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики *.
На практике весьма трудно прогнозировать доходы бюджета на три года вперед, не имея четкой информации о политических и экономических изменениях в будущем. Поэтому, в отличие от проекта бюджета, перспективный финансовый план должен разрабатываться в различных сценарных условиях.
Перспективное финансовое планирование позволяет территории учесть будущие потребности в финансовых ресурсах для обеспечения, прежде всего, непрерывности инвестиционных программ и принятия обоснованных решений относительно необходимых займов. Он должен строиться на основании определенных нормативных параметров бюджета, согласованных между региональными исполнительной и законодательной властями, определяющими нормативы на объемы статей бюджета и соотношения между ними. Эти параметры бюджета включают сбалансированность текущего бюджета в абсолютном выражении в отношении к объему расходов на обслуживание долга. Общий объем долга не должен превышать пределов, установленных БК РФ. Должна быть определена максимальная подверженность валютным рискам, а также предусмотрены другие нормативные соотношения.
При разработке перспективного финансового плана важно рассчитывать различные варианты, отличающиеся сценариями прогноза экономического развития территории, планами по развитию налоговой системы, вариантами управления долгами территории, приоритетами в области финансирования расходов.
Стабильная доля доходов и расходов федерального бюджета в среднесрочной перспективе свидетельствует о проведении взвешенной и ответственной бюджетной политики, не допускающей роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.
Такая динамика базовых параметров позволяет обеспечить решение актуальных социальных и экономических задач без угрозы для устойчивости бюджетной системы. При этом объем расходных обязательств должен быть прогнозируемым и стабильным, не зависящем от неконтролируемых внешних условий. Так, в общих расходах федерального бюджета РФ на 2005–2006 гг. отмечено незначительное колебание удельного веса расходных статей, на основании которых были спланированы соответствующие показатели на 2007г. (табл. 1).
Таблица 1
Распределение расходов федерального бюджета в 2005–2007 гг.
Составлено автором по материалам: Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2005г.» от 23.12.2004г. № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2005г.), приложение № 7; Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2006г.» от 26.12.2005г. № 189-ФЗ (ред. от 01.12.2006г.), приложение № 8; Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2007г.» от 19.12.2006г. № 238-ФЗ, приложение № 8.
При формировании программ внутренних и внешних государственных заимствований Министерство Финансов РФ руководствуется перспективным финансовым планом и основными направлениями долговой политики, одобренными Правительством РФ.
В последние годы долговая политика Правительства РФ направлена на снижение государственного долга, прежде всего, путем его досрочного погашения средствами Стабилизационного фонда. Возможность проведения социально-экономической политики в условиях значительного по размерам и постоянно растущего профицита федерального бюджета явилась предпосылкой решения задач в сфере государственных заимствований, поставленных перед Правительством РФ на 2004–2006 гг. В результате исполнения в 2004–2006 гг. долговой политики РФ в соответствии с финансовой стратегией Правительства РФ были решены следующие задачи:
1) Снижены размеры государственного долга РФ.
Так, объем государственного долга РФ на 01.01.2006 г. составил в абсолютном выражении 3 трлн. 076,8 млрд. руб. * и уменьшился на 1 трлн. 112,8 млрд. руб. по сравнению с его величиной на 01.01.2004 г. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 31,7% на начало 2004 г. до 14,2% на 01.01.2006 г., т.е. на 17,5%.
2) Закреплена тенденция замещения внешних заимствований внутренними.
Доля внутреннего долга в общем государственном долге РФ увеличилась с 16,3% на 01.01.2004 г. до 27,7% на начало 2006 г. – увеличение на 11,4 процентных пункта, при соответственном сокращении внешнего долга.
3) Создан отдельный сегмент рынка государственных внутренних заимствований для «пассивных» инвесторов – рынок государственных сберегательных облигаций (далее – ГСО).
Тем самым был учтен существенный прирост объема пенсионных накоплений, которые в ближайшие годы будут вкладываться в государственные ценные бумаги. Это может негативным образом сказаться на рынке ГКО-ОФЗ из-за снижения ликвидности рынка и концентрации ценных бумаг у «пассивных» инвесторов. Министерство финансов в 2006 г. создало новый сегмент рынка государственных ценных бумаг, выпустив ГСО.
4) Проведено в 2006 г. * досрочное погашение несекъютизированного остатка задолженности РФ перед членами Парижского клуба на 14,8 млрд. долл.
На наш взгляд, целями долговой политики на 2007–2009 гг. должны быть:
1) Дальнейшее сокращение размеров государственного внешнего долга РФ путем замещения внешних заимствований внутренними;
Так, в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» * предельный объем внешнего государственного долга на 01 января 2008 г. установлен на 41% меньше соответственного предельного объема на 1 января 2006 г. В то же время предельный объем внутреннего долга увеличен на 19% по сравнению с предыдущим годом.
2) Ускорение темпов социально-экономического развития страны в результате использования инструментов долговой политики в части государственных гарантий;
3) Осуществление стерилизации излишней денежной массы, и дальнейшая борьба с инфляцией путем использования инструментов Долговой политики;
4) Дальнейшее развитие рынка ГСО во избежание негативных последствий вложения большого объема пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ.
Для достижения указанных целей Долговой политики необходимо:
1)Повысить ликвидность рынка государственных внутренних заимствований;
2) Расширить доступ хозяйствующих субъектов РФ к ресурсам мировых финансовых рынков;
3) Увеличить объемы государственных гарантий, предоставляемых для поддержки социально-значимых проектов.
В 2007–2009 гг. основными источниками погашения государственных долговых обязательств, на наш взгляд, будут средства, привлеченные за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке и поступления от приватизации федерального имущества и земельных участков.
Согласно оценкам Министерства Финансов РФ, государственный долг, выраженный в государственных ценных бумагах, значительно увеличится к началу 2008 г., а по своему объему превысит внешние долговые обязательства РФ (рис.1),
Сокращение абсолютных и относительных размеров государственного долга РФ, а также удлинение сроков погашения заимствований, позволят существенно снизить риски невыполнения государством принятых на себя долговых обязательств. В результате инвестиционные рейтинги страны, присвоенные ей крупнейшими рейтинговыми агентствами мира, могут быть повышены.
Направление долговой политики в сторону замещения внешнего долга внутренними заимствованиями позволяет снизить зависимость платежеспособности РФ от внешних факторов и повысить долговую устойчивость страны.
Рис.1. Рост государственного внутреннего долга на фоне сокращения внешнего долга
Составлено автором по материалам: Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2004г.» от 23.12.2003г. № 186-ФЗ (ред. от 10.11.2004 г.), Ст.ст. 108,119; Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2005 г.» от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2005 г.), Ст.ст. 86,92; Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2006 г.» от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ (ред. от 01.12.2006 г.), Ст.ст. 84,87; Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2007 г.» от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ, Ст.ст. 95,97.
Достижение целей и задач долговой политики на 2007–2009 гг. необходимы для дальнейшего развития государственного внутреннего фондового рынка РФ, который является важнейшей составной частью финансового рынка и производных финансовых инструментов.
Обеспечение высокого и устойчивого экономического роста, являясь основой решения социально-экономических проблем, позволит повысить уровень качества жизни населения страны, а также решить главные стратегические цели, стоящие перед Правительством РФ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия