Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Никитина С. П.
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Балтийского института экологии, политики и права (г.Санкт-Петербург)

Промышленная политика как важнейшая составная часть системы государственного регулирования экономики

Развитие отечественной экономики и преобразования, связанные с ее переходным состоянием, сопровождаются серьезными количественными и качественными трансформациями. Количественные изменения находят выражение в экономическом росте, который поддерживается отраслями национального производства, а качественные – в соответствующих структурных сдвигах в экономике. При этом говорить об устойчивом поступательном экономическом развитии имеет смысл лишь в том случае, когда количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными изменениями в структуре экономики. Это касается, прежде всего, промышленного производства, которое имеет исключительно важное значение для устойчивого развития страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Обеспечение устойчивого развития и решение задачи повышения эффективности отечественного производства напрямую зависит от проводимой государством экономической политики, в основе которой должна лежать долгосрочная концепция развития промышленности, разработанная на основе комплексного анализа текущей социально-экономической ситуации, с учетом структуры и динамики основных макроэкономических показателей, как на внутреннем, так и на международном уровне.
Исходя из системного понимания политики, как области деятельности, направленной на реализацию конкретных целей и задач в интересах тех или иных субъектов, будем определять промышленную политику как систему методов государственного регулирования по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение долговременного устойчивого развития отечественной экономики и ее промышленного производства. Основные цели, задачи, механизмы реализации и оценки промышленной политики можно представить в виде блок-схемы (рис. 1).
Сложность и комплексность стоящих перед отечественной промышленностью задач предполагает последовательность, четкость и гибкость в их решении.
Промышленная политика в такой ситуации должна выполнять двоякую роль, и рассматриваться как инструмент тактического и стратегического управления. Поэтому мы считаем, что разработка эффективной и действенной промышленной политики должна проводиться последовательно и предусматривать несколько взаимосвязанных этапов:
– формирование концепции промышленной политики, определение ее сущности, основных задач, принципов и целевых ориентиров, оценку ресурсов и факторов экономического развития;
– определение основных приоритетных направлений;
– разработку конкретного содержания предпринимаемых мер, определение методов и механизмов их осуществления, основных этапов реализации;
– выбор системы критериев и показателей, используемых для характеристики ситуации в производственной сфере и оценки эффективности реализуемых мер;
– анализ полученных результатов, извлечение опыта и перспективное прогнозирование.
Таким образом, система экономического регулирования предполагает следующую взаимосвязь и последовательность формирования основных положений: концепция – факторный анализ и прогнозирование – основные направления развития – поэтапные программы – экономическая и административная система регулирования – оценка эффективности реализуемых мер. При этом ключевую роль в формировании результатов играют связи «регулирующее воздействие – эффективность».
Рис.1. Промышленная политика. Проблемно-реализационный блок
Как показала отечественная практика, методы рыночного регулирования самостоятельно не способны обеспечить эффективное использование ресурсов, стабильный экономический рост и устойчивое развитие промышленного производства. Для решения этих задач необходима активизация роли государства как эффективного регулятора экономических процессов.
На наш взгляд, сущность промышленной политики определяется ее основными целями, задачами и положением в системе государственного регулирования экономики.
Современный промышленный комплекс как объект исследования и управления является сложной многосоставной системой, характеризующейся:
– наличием большого количества элементов (государственных, региональных, местных органов власти, хозяйствующих субъектов различных форм собственности, корпоративных объединений и союзов, бизнес-сообществ);
– широким разнообразием связей между ними (межрегиональными, внутрирегиональными, международными).
Обеспечение стабильности и эффективности функционирования подобной системы представляет собой сложный многоуровневый процесс, который предполагает многовариантность и комплексность решаемых задач, разнообразие критериев оценки и, следовательно, наличие различных подходов в выборе методов и средств их решения.
Анализ факторов, являющихся позитивными с точки зрения обеспечения интересов экономической безопасности и устойчивого развития отечественной промышленности, говорит о том, что у России есть сильные стороны в отношении:
– ресурсного обеспечения (территориальный и сырьевой потенциал, численность населения, качество трудовых ресурсов);
– развития транспортной инфраструктуры (протяженность автомобильных и железнодорожных сетей);
– выпуска продукции обрабатывающих отраслей;
– производства цветных металлов;
– увеличения объемов экспорта;
– роста числа ОАО и стоимости акций и некоторых других направлений, которые поддерживаются благоприятной экономической конъюнктурой, факторами политической и экономической стабилизации, увеличением доходов населения и корпораций и перспективами дальнейшего роста внутреннего спроса.
В то же время рассмотренные нами тенденции промышленного и экономического развития говорят о наличии целого ряда негативных факторов, на борьбу с которыми должен быть направлен комплекс мер, реализуемых в рамках государственной и региональной промышленной политики. Это, прежде всего:
– сохраняющаяся экспортно-сырьевая ориентация отечественной экономики;
– структурный инвестиционный кризис, характеризующийся общим недостатком инвестиций и их сильной региональной и отраслевой дифференциацией;
– изношенность основных фондов и риск возникновения техногенных катастроф;
– кризис научно-технической сферы, вызванный дефицитом бюджетного финансирования и ограниченным участием в этом процессе частного бизнеса;
– региональная асимметрия, приводящая к росту количества проблемных регионов, распаду экономики на экспортно-ориентированные и внутренне-ориентированные сектора и регионы;
– большие масштабы теневой экономики.
В заключении необходимо отметить, что разработка основных направлений развития промышленности, повышение эффективности ее деятельности является одной из главных задач государства на современном этапе. При этом ведущее место в системе государственного регулирования экономики должно отводиться промышленной политике, как деятельности, отвечающей долгосрочным целям и интересам страны, реализуемой на различных уровнях при участии государственных и частных структур.


Литература
1.Архангельский В.Н. Факторное прогнозирование развития промышленного региона и промышленная политика. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
2.Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям. / Под ред. Е.М. Примакова и В.Л. Макарова. – М.: Наука, 2004.
3.Шавшуков В.М. Глобализация и место России в мировой экономике // Проблемы современной экономики. – 2005. – №2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия