Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Коробова А. Н.
начальник отдела информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, кандидат экономических наук

К вопросу оптимизации административных процессов на основе новых информационных технологий

В настоящее время, несмотря на некоторые положительные тенденции в области макроэкономики, в России сохраняется кризисное состояние системы государственного управления. Не последнюю роль здесь играет неэффективная система организации и регулирования информационных потоков, обеспечивающих функционирование административных органов. В этой связи особую актуальность приобретает разработка теоретических и практических вопросов, связанных с переходом от вертикально-иерархического принципа «дробления» информации к проблемно-кластерному типу ее организации. Принципиально новые возможности в этом плане открывает использование предоставляемых международным информационным пространством (МИП) специальных моделей, включающих инструменты реинжиниринга и оптимизации административных процессов, в частности, функций планирования и учета, создания новых возобновляемых источников бюджетных платежей и мотивации бюджетополучателей к экономии и эффективному расходованию.
Для преодоления кризисных явлений, достижения цели комфортности среды проживания и ведения бизнеса нами предлагается использовать слияние трех основных направлений функционирования МИП в замкнутом цикле. Во-первых, осуществляется поиск и выбор инструментов в МИП. Во-вторых, новые технологии позволяют эффективно, с точки зрения поставленной цели, разработать властные воздействия. В-третьих, властные действия реализуются через оптимизированные бизнес-процессы, на основе которых предоставляются персонализированные сервисы в МИП.
Первичное ранжирование и выбор технологий реинжиниринга из МИП проводится исходя из оценки степени необходимых преобразований. Некоторые исследователи (H.Smith, P.Fingar, T.Davenport и др.) предлагают рассматривать менеджмент бизнес-процессов (ВPM), как эволюцию устаревшей концепции реинжиниринга бизнес-процессов (BPR) [2]. Однако, исходя из недостаточности проработки теоретических основ реинжиниринга структур директивного управления, с одной стороны, а с другой – актуальностью подходов к реинжинирингу для изменения сложившейся негативной практики администрирования, противопоставление BPR и BPM представляется необоснованным и преждевременным в части теории и практики государственного и муниципального управления.
Общая модель МИП для внедрения BPM представлена на рисунке 1. Функционирование модели основано на гибком структурировании т.н. фасет или наборов инструментов МИП. Наполнение фасет осуществляется с помощью технологий интеллектуального поиска в МИП, обеспечивающих сканирование информационного пространства, сжатие полученной информации, выделение взаимосвязей, трендов и экстремумов технологического прогресса управления процессами в директивных органах.
Отличительной чертой модели BPM является спиральный жизненный цикл бизнес-процесса, который «раскручивается», постепенно включая в контур управления необходимые элементы вплоть до наднациональных взаимодействий. Такая спиральная модель позволяет ликвидировать изоляцию организационных структур власти, медиа-разрывы, реализовать режим «одного окна». Основным принципом этой спирали является требование разделяемой или совместно используемой среды, как ключевое на всех стадиях процесса информатизации и во всех сферах комфортного проживания. Данная среда первоначально ориентирована на персонифицированное обслуживание массового клиента и аутсорсинг в противоположность ориентации только на внутреннюю среду, характерной для иерархических организаций. Наборы инструментов МИП ранжируются по этапам модели и жизненного цикла процессов, возможностям автоматизации взаимодействия на уровне систем и машин (S2S, M2M). Предлагаемая модель ранжирования технологий МИП позволит значительно снизить трудозатраты директивных органов [1].
Рис.1. Фасеты технологий МИП для управления жизненным циклом процессов формирования и развития комфортной среды проживания

Новаторским подходом для теорий директивного управления является предлагаемое сопряжение ВPM с бюджетированием. Для интеграции преимуществ и нивелирования недостатков BPM и бюджетирования, ориентированного на результат, необходима их трансформация в среднесрочное процессно-проектное бюджетирование. Синергия достигается в результате формирования набора инструментов МИП, эффективно управляющих бюджетом, процессами и проектами, формализованными в циклах оказания услуг и комплексных целевых программах. При этом достигается прозрачность управленческих воздействий во внутренних подразделениях и внешних организациях. Также бюджетирование реализует принцип децентрализации и позволяет мотивировать поиск дополнительных источников финансирования затрат директивного органа и бюджетных организаций, повысить доходность управления территорией, снизить стоимость услуг для потребителя через тарифы или реализацию бульшего количества проектов комфортного проживания.
Особенностью модели является использование метасистемы, которая позволяет формировать сегментные группы услуг, и обеспечивать обработку жизненных эпизодов и бизнес-ситуаций. Очень важным эффектом модели является соподчинение управленческих уровней по процессам с единой точкой отчета – потребности комфортной среды. Это позволяет диаметрально изменить вектор мотивации госслужащих от top-менеджмента к комфортности среды проживания и ведения бизнеса, придав процессам свойство самоорганизации. В итоге сокращается огромный информационный поток по иерархическим структурам «сверху вниз». В соответствии с новой моделью, процессы получают восходящий характер, вплоть до наднациональных взаимодействий, образуя плоские структуры, основанные на принципах горизонтальных связей. В конечном итоге, модель позволит стимулировать сетевую организацию решения административных вопросов для достижения благоприятных условий реализации современных форм международного разделения производственного процесса и развития торговых отношений.
Модель внедрена в Зеленограде и показала значительную эффективность. Из фасет-модели МИП, связанной с оптимизацией процессов управления, на основе сформулированных требований выбраны инструменты в области многоканального предоставления услуг электронными правительствами Великобритании, США, Южной Кореи. Инструменты внедрены в модель центра по работе с населением и организациями в режиме «одного окна» (ЦОН). Модель концентрирует прием всех обращений к госслужбам от граждан и юридических лиц комфортным способом через call-центр, почту, факс, SMS, Интернет, курьером или лично. Для этого была произведена реструктуризация Единого информационно-расчетного центра Зеленограда (ЕИРЦ) и централизованы процессы обработки более 100 видов документов, выдаваемых префектурой, управами, БТИ, Департаментом жилищной политики, ДЕЗ, ЕИРЦ, ОВД. Для обеспечения горизонтальной иерархии выделены менеджеры, которые осуществляют бюджетирование и контроллинг административных процессов. Осуществленная на основе теоретических подходов оптимизация процессов обеспечила прием и выдачу документов через распределенную сеть, обслуживание без очередей, многоканальность консультаций и заказа документов, а также освободила заявителей от получения ряда промежуточных документов, – таких как распоряжение префекта, документы ЕИРЦ, БТИ. Концентрация обращений, встроенный в процессы контроль, обеспечил в ЦОН анализ, прогнозирование и упреждение конфликтов.


Литература
1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. Справ. пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра-М, 2006. – xviii, с.718.
2. Smith H., Fingar P. Business Process Management: The Third Wave. Meghan-Kiffer Press, 2003. – 312 p.
3. UN Global E-government Readiness Report 2005. From E-government to E-inclusion. – N.-Y., 2005. http://www.unpan.org/egovkb/index.aspx

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия