Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пилявский В. П.
проректор Государственной полярной академии по развитию и инновациям
кандидат технических наук, доцент


Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства

Плачевное состояние жилищно-коммунального комплекса свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.
Рассмотрим основные проблемы развития отечественного ЖКХ и пути их решения, которые сделают сферу ЖКХ безубыточной и привлекательной для бизнеса, одновременно обеспечивая социальную защиту граждан, нуждающихся в поддержке.
При проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать макроэкономические аспекты. Реформа доходов населения должна рассматриваться не как отдаленное следствие, а как обязательное условие эффективного проведения в жизнь реформы ЖКХ (как и всех других реформ, связанных с доходами населения, в том числе образования, медицины, пенсионной сферы).
Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства – самые остро стоящие сейчас перед населением, правительством и региональными властями. Эти проблемы обусловлены:
– высокой степенью износа основных фондов (степень износа – более 60%, в т.ч. износ объектов теплоснабжения – 60%, энергоснабжения – 68%; примерно 25% основных фондов полностью отслужили свой срок);
– неудовлетворительным финансовым и материальным обеспечением (отрасль убыточна);
– в целом неэффективным управлением отраслью, сохранением нерыночных принципов функционирования и дотационным характером функционирования отрасли;
– отсутствием благоприятного инвестиционного климата;
– отсутствием правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры;
– отсутствием рынка жилищно-коммунальных услуг со свойственными ему открытостью и конкурентной средой;
– отсутствием полнообъемной инвентаризации и регистрации имущества ЖКХ;
– наличием у населения не всегда оправданного ожидания помощи от государства и боязни будущих затрат на капитальный ремонт.
Эти нерешенные проблемы определили неудовлетворительное состояние в обеспеченности доступным и комфортным жильем, почему и возник вопрос реализации соответствующего национального проекта, эти же проблемы определили рост аварийности на объектах ЖКХ.
В целом по Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2005г.) износ котельных составлял 55%, сетей водопровода – 65%, сетей канализации – 63%, тепловых сетей – 63%, электрических сетей – 58%, водопроводных насосных станций – 65%, канализационных насосных станций – 57%, очистных сооружений водопровода – 54%, очистных сооружений канализации – 56%, трансформаторных подстанций – 57% (по данным Росстроя).
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 % произведенной тепловой энергии, что эквивалентно сжиганию 65–80 млн. тонн условного топлива в год. Количество аварий на объектах ЖКХ за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10–15 %, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4–6 раз ниже нормативного (по данным Росстроя). Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения Российской Федерации питьевой водой нормативного качества. Более 40% водопроводов с забором воды из поверхностных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа, а также около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% эксплуатируются 25–30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей по очистке канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб. метров в сутки. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 1,456 трлн. руб. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому программа модернизации направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.
Важным условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание полноценных рыночных отношений в сфере ЖКХ. Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ (в том числе, и для организаций иных организационно-правовых форм).
Жилищно-коммунальный комплекс страны – это мощный рынок, нуждающийся в мощных финансовых вливаниях. На этот рынок привлекается и иностранный капитал. Так, на финансирование проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» планируется кредит Международного банка реконструкции и развития в размере 200 млн. долл. При активном участии этого банка продолжается реализация ресурсоэнергосберегающих проектов по теплоснабжению и водопроводно-канализационному хозяйству общей стоимостью свыше 210 млн. долл.
Помочь привлечению денег мог бы распространенный в мире механизм концессий, позволяющий предпринимателям эксплуатировать инфраструктуру ЖКХ, которую запрещено приватизировать. По оценке Всемирного банка, в 1990-х гг. концессионеры реализовали в развивающихся странах более 600 транспортных проектов на $125 млрд., а французская Suez управляет концессионными проектами в сфере ЖКХ на $30 млрд., но в России концессии пока вне закона.
Между тем, реализация уже первых проектов в регионах свидетельствует о перспективности работы частных компаний в ЖКХ. По существующим оценкам, доходность на вложенный капитал будет колебаться в пределах 5–7%. При этом создаются возможности для вовлечения в рынок ЖКХ и предприятий смежных отраслей (речь, в частности, идет о компаниях, специализирующихся на замене теплотрасс, производстве измерительной аппаратуры для коммунального комплекса, а также на производстве и поставках специализированных труб – рынок с ежегодным оборотом в несколько десятков миллиардов долларов) [1].
При этом частные компании, действуя в сфере ЖКХ способны:
– выйти на уровень безубыточности при действующем уровне тарифов за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности;
– вовлечь в экономический оборот огромный пласт муниципальной и государственной собственности, увеличив тем самым капитальную базу экономики страны;
– более эффективно, осторожно и вдумчиво вкладывать инвестиции в отрасль.
В связи с этим крайне актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты коренной модернизации жилищно-коммунального комплекса. Первоочередной задачей в этом плане имеет принятие закона о концессионных механизмах в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Идея передачи объектов ЖКХ в управление частным структурам уже реализована во многих странах. В нашей стране крупнейший российский проект по приходу частного бизнеса в ЖКХ – ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Суть проекта состоит в том, что РКС учредит в регионах дочерние структуры, которые в той или иной форме получат в управление снабжающие ресурсами предприятия ЖКХ. Перейти к заключению соглашений на условиях концессии РКС обещает после разработки и принятия соответствующего законодательного акта. На этом примере становится очевидным, что успех процесса реформирования жилищно-коммунального комплекса целиком зависит от внесения соответствующих изменений в нормативно-законодательную базу.
Рассмотрим основные направления, по которым необходимо проводить работу, в том числе и законодательную, в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства: [2]
1. Введение в Жилищный кодекс нормы («универсальная жилищно-коммунальная услуга») по обязательному предоставлению минимального набора жилищно-коммунальных услуг в населенных пунктах Российской Федерации, гарантирующей стандартный уровень жизнеобеспечения граж­дан. Под универсальной жилищно-коммунальной услугой понимается номенклатура жилищно-коммунальных услуг, включающая предоставление электроэнергии, питьевой воды, тепловой энергии или энергоносителей, предоставление которых любому пользователю услугами ЖКХ во всех населенных пунктах на территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным.
2. Упорядочение системы финансового обеспечения льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, через ее перевод с принципа льготной оплаты на принцип получения равноценной целевой денежной помощи конкретными гражданами.
Сегодня функция социальной защиты граждан в ЖКХ возложена не на государство, а на предприятия, которые вынуждены оказывать услуги отдельным категориям граждан за свой счет, при этом часто не получая никаких компенсаций. Услуги должны оплачиваться предприятиям в полном объеме теми, кому они предоставляются. А государство должно предоставлять субсидии гражданам для полной оплаты услуг, но персонально тому, кто имеет на это право.
Схемы, когда льготы и компенсации оплачиваются из бюджета не гражданам, а предприятиям, ограничивают свободу граждан на выбор управляющей организации. Так как чиновник, распределяющий бюджетные средства, имеет возможность оказывать давление на организацию, ограничив ее в средствах. Тем самым организация будет вынуждена завышать цены.
Опыт монетизации льгот в такой сфере, как транспортная отрасль сделал данную отрасль привлекательной для бизнеса. Для того, чтобы частный бизнес в ЖКХ развивался и для того, чтобы денежные потоки, выделяемые из бюджета были контролируемыми и прозрачными, необходимо провести монетизацию льгот на жилищно-коммунальные услуги.
3. Для законодательного урегулирования проблемы реструктуризации задолженности ЖКХ необходимо принять закон «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ». Следует предусмотреть в нем реструктуризацию долгов жилищно-коммунальных предприятий, списание части их долгов (в размере не меньше суммы долгов бюджетов всех уровней перед жилищно-коммунальной отраслью), мораторий на банкротство предприятий ЖКХ, осуществление технической инвентаризации ЖКХ и выделение соответствующих финансовых ресурсов.
4. Предусмотреть отмену взимания налогов с сумм, идущих в ТСЖ и управляющие компании в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг и в фонды на текущий и капитальный ремонт.
5. Упорядочение правового регулирования отношений собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве на уровне муниципалитета, инвестора и населения. Стимулирование создания объединений собственников жилья.
5.1. В целях совершенствования механизмов создания объединений собственников жилья (в том числе, товариществ) и управления жилищным фондом целесообразно внести изменения в законодательство, касающиеся решения вопросов содержания общей собственности объединения собственников жилья, перевода ее в долевую собственность членов объединения.
5.2. Создать механизмы стимулирования создания объединений собственников жилья (а также ассоциаций объединений собственников):
– по объектам муниципального жилищного фонда, переданного в ТСЖ, законодательно оформить механизм передачи нежилых помещений из муниципальной собственности в собственность объединения;
– законодательно обязать власти проводить капитальный (выборочный капитальный) ремонт жилых помещений при передаче их из муниципальной собственности в собственность объединений;
– законодательно обязать поставщиков централизованных услуг определять тарифы только после консультаций с ассоциациями объединений жильцов;
– разработать и принять простые механизмы кредитования собственников помещений многоквартирных домов для оплаты капитального ремонта имущества, находящегося в долевой собственности. Сегодня управляющие компании готовы предоставлять собственникам рассрочку на оплату капитального ремонта, но их возможности ограничены, а гарантий возврата инвестиций нет.
– обязать власти оказывать финансовую помощь жилищно-коммунальным предприятиям (в случае ее необходимости) лишь после консультаций с ассоциациями жильцов.
5.3. Внести в Жилищный кодекс перечень организационно-правовых форм объединений собственников жилья.
5.4. Принять закон «Об управляющих компаниях в жилищной сфере».
– Государство, защищая интересы потребителя услуг ЖКК, не защищает интересы частных управляющих компании. При этом частные управляющие компании работают в условиях, когда нет защиты инвестиций частных компаний в случае, если собственники решили переизбрать управляющую организацию в период, когда вложенные инвестиции не возвращены инвестору; нет гарантий возврата задолженности собственников частной управляющей компании, если услуги подрядчиков были оплачены управляющей компанией, а собственникам была предоставлена рассрочка в случае переизбрания собственниками данной организации;
– законодательство не предусматривает ответственности собственников за техническое состояние дома в случаях, если собственники отказались принять предложение управляющей компании о сборе средств на проведение капитального ремонта, либо отказались вносить деньги на иные необходимые для полноценного содержания объекта работы (например, за содержание дополнительных квадратных метров земли, закрепленного за собственниками и т.д.). В настоящее время существует практика, когда Жилищная инспекция пытается возложить ответственность за это на частные управляющие компании;
– не существует четко урегулированного порядка и сроков передачи жилых объектов от одной управляющей организации другой, не установлена ответственность за нарушение сроков, в результате жилые дома могут передаваться несколько месяцев;
– не прописаны права и обязанности управляющих компаний, надзорные органы считают, что управляющая компания отвечает за все, не принимая во внимание экономические ограничения;
– не предусмотрены случаи и условия для расторжения или изменения договоров с собственниками;
Все перечисленные вопросы должны решаться в рамках нового закона «Об управляющих компаниях в жилищной сфере».
5.5. Принятие закона «Об обязательном страховании жилья»
Для того, чтобы обезопасить собственников от недобросовестных организаций нужно ввести обязательную систему страхования жилья, а также разработать систему страхования платежей по кредитам за капитальный ремонт.
5.6. Внесение изменений в Жилищный Кодекс, предусматривающих ответственность собственников за непринятие решений и неоплату необходимых работ в доме.
Согласно Жилищному кодексу собственники должны нести бремя содержания своего жилья. Однако нигде не предусмотрена ответственность собственников за то, что они содержат свое жилье в ненадлежащем состоянии. Более того, всю ответственность, в случае, если пострадали конструкции дома, рухнула крыша, затопило подвалы, государство пытается возложить на эксплуатирующие и управляющие компании, тогда как собственники дома не принимают решений и отказываются платить за капитальный ремонт своего дома, а также не хотят оплачивать необходимые текущие работы.
6. Принять закон о концессионных механизмах в жилищно-коммунальном хозяйстве.
7. Принять закон об энергосбережении, закрепляющий права инвестора на сэкономленные ресурсы.
Проведенный анализ позволил выделить ряд принципиальных моментов, недоучет которых явился основной причиной неудовлетворительного хода реформ в жилищно-коммунальном секторе. Очевидно, что некоторые положения реализуемой в настоящее время программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. И, если в ближайшее время не оказать содействие частному бизнесу, не создать условий для его развития, не решить вышеуказанные проблемы, никакого рынка ЖКХ в России создано не будет и зачатки управляющих компаний просто вымрут, или будут задушены административным ресурсом, что сейчас происходит в некоторых регионах страны. Жилищный фонд находится в таком состоянии, что любое оттягивание решения поставленных проблем может привести к катастрофе.
Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, а главное, придать ей позитивный характер. При этом жилищно-коммунальная сфера из тормоза экономики, каким она является в настоящее время, посте­пенно превратится в сферу динамичного развития, социальной стабильности и технического прогресса.


Литература
1.Чернышов Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2001. – №8 – С.52–64.
2. Миронов C. М. О проекте доклада «Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов» // Аналитический вестник. – 2004. – №234.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия