Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Шипунов К. Б.
депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета


Принципы управления занятостью в условиях рыночной экономики

Занятость и безработица рассматриваются в условиях рыночной экономики как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости, при этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы.
С учетом новой рыночной ситуации в России должна формироваться система управления занятостью. Необходимо органически встроить эту систему в рыночный хозяйственный механизм и привести сложившиеся формы и методы обеспечения занятости в соответствие с принципами и целями управления экономикой.
В научной литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, до сих пор нет единства мнений и по поводу содержания основных принципов управления занятостью в новых рыночных условиях [3; 5; 6; 7 и др.]. Некоторые из обсуждаемых в литературе принципов, по существу, являются правилами поведения органов управления занятостью. В иных управление занятостью сводится к определению универсальных принципов управления.
Между тем принципы управления – это важнейшая категория управления занятостью. Безукоснительная их реализация относится к числу наиболее эффективных основ совершенствования управленческих процедур. В широком смысле слова под принципами управления занятостью следует понимать основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности в системе занятости, вытекающие непосредственно из наиболее общих законов и закономерностей управления. В узком смысле слова принципы управления занятостью представляют собой правила, основные положения и нормы, которым должны следовать исполнительные органы власти в процессе управления.
Принципы управления отражают объективный характер развития занятости. В то же время они имеют правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Согласно российскому Закону о занятости цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда [1].
Принципы управления должны четко соответствовать характеру связей в системе занятости, отражать основные направления регулирования занятости, а также требования к организационному построению органов управления и методам их работы.
Важно подчеркнуть, что содержание самих принципов управления занятостью может меняться, поскольку изменение конкретно-исторических условий объективно приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, к изменению содержания самих принципов.
На наш взгляд, в современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу лишь в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, получаемых работниками в виде дохода от своей трудовой деятельности.
Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости продиктована новыми требованиями к формированию и реализации трудового потенциала в условиях рыночной экономики, необходимостью кардинального улучшения организации профориентации, подготовки и переподготовки кадров, а также усилением внимания к развитию личности отдельного работника и формированию условий для его самореализации. На правительственном уровне выдвинут тезис о том, что целью и смыслом всех реформ и действий по укреплению государства и власти должен быть человек. Зарплата должна расти, чтобы работающие люди жили достойно [9].
Формирование системы эффективной занятости предполагает, таким образом, создание экономических и социальных условий для воспроизводства рабочей силы в соответствии с критериями качества жизни, целями социально-экономического развития страны, требованиями рыночной экономики.
Создание государством условий для формирования эффективной занятости в условиях рыночной экономики состоит, главным образом, в осуществлении косвенной корректировки поведения экономически свободных участников общественного производства. Меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных и стимулирующих мер. В арсенале подобных мер не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы работников, предпринимателей, территорий.
Принципы управления занятостью объективны, они отражают реальность, существующую независимо от сознания руководителя. Тем не менее каждый из принципов отчасти субъективен, так как это идея, субъективное построение, которое осуществляет каждый руководитель в процессе управления на уровне его теоретических и практических познаний.
Представляется возможным сформулировать основные принципы содействия формированию эффективной занятости. Определение принципов управления занятостью должно быть основано на раскрытии механизма воздействия на занятость, в основе которого лежит регулирование процессов развития занятости в желаемом направлении с помощью мер государственного характера. В основе рассматриваемых принципов должна лежать позиция активного и заинтересованного участия субъектов социально-трудовых отношений в формировании модели эффективной занятости.
Очевидно, что классификация принципов занятости по сравнению с другими экономическими системами имеет специфический характер, который обусловлен ролью человека в этой системе. Соответственно она должна основываться на отражении различных сторон отношений, возникающих в процессе управления занятостью, а принципы должны соответствовать как частным целям развития определенных групп работников, так и общей цели повышения эффективности занятости.
В условиях рыночной экономики принципы управления занятостью населения базируются, на наш взгляд, на соблюдении принципа личной и экономической свободы работников. Экономической базой для реализации данного принципа является многообразие форм собственности, а также право работодателя самому решать вопрос о количестве и качестве рабочей силы. Существование рынка труда обусловливает свободу движения заработной платы, отсутствие ограничений для ее роста. Заработная плата является главным регулятором в отношениях между покупателем и продавцом рабочей силы, ее уровень определяется по согласованию сторон.
Существует множество принципов управления занятостью, но при всех обстоятельствах оно должно осуществляться на основе строгого соблюдения нормативно-правовых актов. В российских условиях в настоящее время уже утвердился ряд основополагающих принципов управления, которые мы предлагаем рассмотреть более подробно. К ним относятся принципы системности, эффективности, комплексности, научности, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала и т. д.
Целеполагание представляет собой определение целей управления занятостью и соответствующих им задач управления, приоритетных направлений развития, тенденций развития всех видов политики, в том числе кадровой. Таким образом, принцип целеполагания предполагает выявление не только целей управления, но также разработку оптимальных направлений управления, форм и методов их достижения.
Принцип системности означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Системный подход является наиболее эффективной методологической основой совершенствования управленческих процедур в системе занятости. Общие принципы и конкретный инструментарий системного подхода используются при разработке и реализации совокупности мер по совершенствованию отдельных сегментов занятости: молодежи, женщин, инвалидов, созданию новых рабочих мест, организации управления развитием инфраструктуры рынка труда и т. д. Общие методологические основы системного анализа, их применение к исследованию экономических явлений и процессов достаточно полно представлены в трудах российских и зарубежных ученых, включающих разработку теоретических сторон системного подхода к управлению [2; 5; 8; 10].
Новые тенденции в использовании системного подхода для решения проблем организации управления занятостью состоят в утверждении качественного подхода, применение которого связано с изучением конкурентоспособности отдельных социальных групп работников. При таком подходе занятость изучается как многоцелевая и целенаправленная система, имеющая неоднородные внешние и внутренние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей и многообразные стратегии их достижения.
Принцип комплексности предполагает рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии, с учетом всестороннего охвата управляемой системы, всех ее сторон, направлений и свойств. Например, представляется возможным учесть все особенности структуры занятости: образовательные, возрастные, этнические, конфессиональные, профессиональные, общекультурные и другие. Реализуя этот принцип, субъект управления обеспечивает взаимную увязку решаемых задач и координацию взаимодействия различных организационных структур системы управления.
Принцип научности требует научного обоснования всех аспектов управленческой деятельности: организационной структуры управления, принципов контроллинга и маркетинга персонала и т. д. Этот принцип базируется на использовании научных идей, активном исследовании научных проблем управления рабочей силой, персоналом, многоцелевыми, комплексными коллективами, максимальном использовании средств вычислительной техники. Научность обеспечивается правильно выбранной методологией, использованием новейших результатов теоретических исследований, применением проверенных методов, отвечающих целям разработки. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза и прежде всего комплекса наук об управлении.
При разработке направлений управления занятостью необходимо также руководствоваться принципом эффективности, который предполагает выбор рациональных направлений и мероприятий развития занятости и отдельных ее подсистем с общественных и региональных позиций. Данный принцип охватывает большой круг проблем – от экономической эффективности управления занятостью (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т. д.
Принцип рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Рациональное сочетание указанных начал на уровне государства означает обеспечение определенного соотношения между центром и регионами, на уровне предприятия – соотношения прав и ответственности между руководителем и коллективом. Отметим, что преобладание централизма характерно для условий экономического или политического кризиса, этнической напряженности и возникновения других форс-мажорных ситуаций. В условиях рыночных отношений, развития частного сектора приоритетные позиции управления кадрами перемещаются непосредственно на локальный уровень, то есть на уровень хозяйствующих субъектов.
Важное значение для формирования эффективной модели управления занятостью имеет, кроме того, реализация принципов преемственности, вариантности, иерархичности и т. д.
Перечисленные общие принципы управления занятостью получают конкретизацию в других, более частных принципах, выраженных в конкретных правилах, нормах, функциях управления персоналом. Основываясь на методологических положениях работ классиков теории управления (принципы научного менеджмента Фредерика Тейлора, принципы управления в теории эффективности Гарринсона Эмерсона, принципы управления в теории администрирования Анри Файоля и т. д) [11–14], на уровне управления персоналом предприятия можно выделить принципы иерархии, порядка, справедливости, гуманизма, демократизма, единоначалия, профессионализма, исполнительской дисциплины, регламентации, субординации, обратной связи и т. д.
В условиях рыночных отношений характер и формы закрепления принципов управления должны иметь достаточно гибкий характер для того, чтобы можно было избежать догматизации и излишней жесткости процедур управления. В заключение отметим, что рассмотренные нами принципы не являются догмой. Отражая объективную действительность, принципы управления занятостью развиваются вместе с совершенствованием экономической системы по мере развития рыночных отношений.


Литература
1.Закон РФ № 1032-1 (ред. от 29.12.2006) «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991
2.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981.
3.Бухалков М. И. Управление персоналом : развитие трудового потенциала : Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4.Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью на местном уровне. – М.: Финансы и статистика, 2002.
5.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М., 2000.
6.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
7.Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
8.Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. — М.: Экономика, 1983.
9.Путин В. Заведомо невыполнимые социальные обязательства государства – тяжелый недуг, от которого мы постепенно излечиваемся //Человек и труд. – 2002. – № 1. – С.5.
10.Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
11.Тейлор Ф.У. Принципы и методы научного менеджмента. 1911.
12.Управление – это наука и искусство /А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992.
13.Файоль А. Общее и промышленное управление. – Л.-М., 1924.
14.Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М., 1921.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия