Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Мисакян М. Н.
доцент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Кокушкина И. В.
доцент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Теории прямых иностранных инвестиций: практическое значение для переходных экономик

Переходная экономика обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стабильном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования присущих ей институтов, связей и отношений. Развитие переходной экономики происходит путем возникновения качественно новых организационно-экономических структур и соответствующих им отношений, вытесняющих старые. В результате возникают новые макро- и микроэкономические закономерности и тенденции, инициируются социальные и политические изменения, определяются соответствующие им цели и задачи экономической политики.
В западной литературе переходная экономика обычно понимается как система, в которой совершается переход от командного типа управления социально-экономическими процессами к рыночному. В то же время Россия (с 2002 г.) и Украина (с 2005 г.) уже имеют статус стран с рыночной экономикой. Поэтому применять понятие «переходная экономика» к этим странам следует с известными оговорками и детализацией их экономических характеристик.
Согласно «Докладу о мировых инвестициях 2006» [1], к переходным экономикам относят страны Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) и Содружества Независимых Государств (СНГ). При этом эксперты ЮНКТАД считают, что 1 мая 2004 г., после вступления в Европейский Союз (ЕС), восемь стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) завершили свой переходный процесс. Таким образом, в настоящее время переходными считаются двенадцать стран СНГ и восемь стран ЮВЕ: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Черногория, Румыния, Сербия [2].
В странах с переходной экономикой для эффективного завершения рыночной реструктуризации, обеспечения стабильно высоких темпов экономического роста и эффективного интегрирования в мировую экономику, чрезвычайно актуально привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Без ПИИ затруднительно завершить переходный процесс при сравнительно малых объемах внутренних ресурсов. В то же время, конкуренция в сфере привлечения ПИИ в настоящее время становится все более жесткой. Поэтому переходные экономики, для которых столь важны ПИИ, должны совершенствовать свой инвестиционный климат, особенно в аспекте формирования действенной и эффективной инвестиционной политики.
Среди переходных экономик в 90-е – начале 2000-х гг. относительный успех в привлечении ПИИ имели лишь несколько стран ЦВЕ (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, которые, как было отмечено выше, с 2004 г. не считаются переходными экономиками) [3], и СНГ (Россия, Казахстан, Украина, Азербайджан). Это, в основном, обусловлено привлекательным инвестиционным климатом: выгодным географическим положением, наличием природных ресурсов (страны СНГ), приватизационными возможностями 90-х гг. (страны Центральной Европы), а также эффективной государственной политикой. Но в настоящее время, когда наиболее развитые страны вышли из этой группы, доля притока ПИИ в переходные экономики, как видно из таблицы 1, в общемировых притоках незначительна.
Таблица 1
Притоки ПИИ в переходные экономики (млрд. долл. США)
Источник: UNCTAD, World Investment Report 2006, UNCTAD Investment Brief, 2007, #1 – www.unctad.org/wir

*Предварительные оценки
Анализ опыта успешных в привлечении ПИИ стран [4] показывает, что для активного привлечения и эффективного использования ПИИ необходимо, в первую очередь, усовершенствовать государственную политику, которая может основываться на некой конкретной модели, максимально соответствующей специфике данной страны.
Теории ПИИ отражают основной спектр мотивов поведения инвесторов на мировом рынке, а также позволяют определить степень и формы влияния ПИИ на динамику и механизм экономического развития различных стран. На этой основе государства могут осуществлять продуманную стратегию, направленную на стимулирование притока ПИИ и повышение эффективности их использования. Ученые-экономисты считают, что для построения собственной базы привлечения ПИИ, которая является необходимым, но не достаточным фактором экономического успеха, политикам стран, находящимся на этапе становления рыночных отношений, необходимо знакомиться с международными исследованиями, которые призваны обеспечить теоретический базис при разработке национальной инвестиционной стратегии.
Теоретические основы ПИИ начали формироваться в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. Ранее экономисты ограничивались анализом конкретных ситуаций реализации ПИИ, так как такого рода инвестиции не играли большой роли в международных экономических отношениях. Только в 60-х гг. ХХ в. с кризисом и распадом колониальной системы и экспансией иностранных инвестиций в страны «третьего мира» теории ПИИ начали совершенствоваться, хотя до сегодняшнего дня нет ни одного исчерпывающего объяснения или единственной теории, раскрывающей причины динамики ПИИ. Экономическая наука все еще не обладает точным аналитическим инструментарием, который позволил бы предвидеть поведение отдельных экономических субъектов и влиять на международные потоки капитала и технологий.
Наиболее полная классификация теорий и концепций ПИИ содержится в работе американского экономиста П. Фишера [5]. В соответствии с ней в таблице 2 приведен перечень основных теорий и концепций ПИИ, а также их краткое содержание.
Таблица 2
Основные теории ПИИ
Составлено по: Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М., 1999. С. 25–39.
На основе изучения положений и выводов теорий ПИИ и с учетом особенностей переходных экономик, можно определить условия и критерии применимости теорий ПИИ для этого типа стран. Они представлены в таблице 3. С их помощью можно будет более эффективно выбирать определенные теории ПИИ для каждой конкретной ситуации, и использовать положения этих теорий при разработке государственной политики привлечения и эффективного использования ПИИ.
Таблица 3
Условия и критерии применимости теорий ПИИ для переходных экономик
Из таблицы 3 видно, что для стран СНГ все рассмотренные теории, в принципе, применимы. А в странах ЮВЕ наиболее целесообразно было бы применение элементов таких теорий, как «Цикл международного производства товара», «Олигополии и ПИИ», «Эклектическая парадигма», «Путь инвестиционного развития страны».
На примере Армении мы намерены применить положения конкретных теорий ПИИ. Отметим, что проблематика ПИИ имеет сложную природу, поэтому применение теорий или использование некоторых элементов концепций зарубежных исследователей на практике требует глубокого анализа конкретной ситуации. Для этого необходимо выделить некоторые важные особенности экономического положения и развития данной страны.
Армения является малой страной с малым рынком. Здесь отсутствуют значительные запасы природных ресурсов как, например, в России, Казахстане или Азербайджане. Но в то же время объемы производства и потребления стабильно растут. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение 2001–2005 гг. среднегодовой реальный прирост ВВП в Армении составил 12,1% [6]. Основной направленностью внешнеэкономической политики Армении является привлечение экспортно-ориентированных иностранных инвестиций и увеличение объема производства импортозамещающих товаров, продолжение применения либерального торгового режима в целях обеспечения свободной конкуренции на внутреннем рынке и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке [7]. Внешнеэкономическая политика Армении строится на базе стабильных и взаимовыгодных отношений. Намечается углубление отношений с государствами–членами СНГ, США, странами Европейского союза, Китаем. В центре внимания – региональное сотрудничество с Ираном, Грузией и Россией [8]. Армения является членом основных международных и региональных экономических организаций, в т.ч. ВТО, МВФ, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГИ, Мировой Банк, Совет Европы и т.д. С 1999 г. действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией, имеющее целью улучшить экономическое сотрудничество и торговлю между ними.
Инвестиционная политика Армении многими экспертами данной области считается одной из самых либеральных среди стран СНГ. Инвестиционный климат Армении стабильно улучшается на фоне серьезной государственной поддержки процессу привлечения ПИИ. Армения прилагает большие усилия в направлении повышения привлекательности для иностранного капитала. Хорошей перспективой для привлечения ПИИ в Армению является наличие узкоспециализированных уникальных сфер производства, направленных на удовлетворение растущего и диверсифицированного мирового спроса. В стране существуют несколько традиционных областей хозяйства, где она имеет эксклюзивные преимущества, связанные с природно-климатическими условиями страны и специальными технологиями, применяемыми в производстве ряда товаров и услуг. К этим областям можно отнести производство коньяка и винно-водочных напитков, выращивание и последующая обработка фруктов и овощей, которые имеют особенный вкус, недавно разработанные технологии в области медицины, горная промышленность и металлургия, проектирование электроники высоких технологий, электроэнергетика, туризм и т.д. Важно также отметить, что страны, которые имеют большую диаспору в других государствах, что весьма характерно для Армении, как правило, более успешны и в привлечении ПИИ.
Внешнеэкономическая политика Армении по сравнению с другими странами СНГ считается более либеральной. Например, согласно ежегодному исследованию «Index of Economic Freedom» (Heritage foundation«Wall Street Journal»), в 2006 г. по уровню экономической свободы Армения занимает 27-е место в мире. Для сравнения, Россия занимает 122-е место, Украина – 99-е, Грузия – 68-е, Азербайджан – 123-е [9].
Одновременно у Армении существует ряд конкретных проблем, которые негативно влияют на развитие инвестиционного взаимодействия [10]. В частности, к ним относятся:
1.Политическая нестабильность в регионе (карабахская проблема, политическая нестабильность в Грузии и т. д.): существующая региональная политическая нестабильность, по мнению многих инвесторов и экспертов, является определенным недостатком инвестиционного климата Армении. Тем не менее, расширение присутствия НАТО в закавказском регионе повысило геополитический и экономический интерес к Армении, которая находится на стыке двух мусульманских миров [11];
2.Декларативный характер некоторых статей экономического законодательства Армении об иностранных инвестициях и государственных гарантиях иностранному капиталу;
3.Недостаточная развитость банковской системы и фондовых рынков: маломощность и слабое участие национальных банков в развитии реального сектора экономики;
4.Низкий уровень платежеспособного спроса населения Армении. В этой связи уместно отметить, что хотя наличие дешевой рабочей силы традиционно относят к позитивным моментам инвестиционного климата, но, с другой стороны, низкий уровень доходов населения сужает рынок сбыта готовой продукции и негативно влияет на инвестиционный климат страны;
5. Неразвитая информационная инфраструктура инвестиционной деятельности. Прежде всего, это относится к недостатку информации о потенциальных партнерах, необходимой для выяснения целесообразности и возможности заключения соглашений об экономическом сотрудничестве.
В любой теории ПИИ, в принципе, можно найти отдельные положения и доводы, которые могут быть учтены во время разработки государственной политики Армении в области иностранного инвестирования. Но, согласно таблице 3, реалиям экономики Армении в большей степени соответствуют условия и критерии практического применения лишь нескольких теорий ПИИ, а именно «Эклектическая парадигма», «ПИИ и конкурентное преимущество наций», «Путь инвестиционного развития страны», «Парадигма летящих гусей».
Например, «Эклектическую парадигму» Дж. Даннинга очень полезно будет применить для достижения многих практических целей на пути привлечения ПИИ. Оценка своих L-преимуществ (природа и набор местных факторов и рынков) и их сравнительный анализ с тем, что есть у конкурентов стран-реципиентов ПИИ, а также изучение О-преимуществ (природа и набор конкурентных преимуществ для иностранных инвесторов) и I-преимуществ (максимально возможная степень интернализации компаний) потенциальных иностранных инвесторов даст возможность более эффективно работать в области поиска иностранных инвесторов, более эффективно вести переговоры с ними и убеждать их в выгодности вложения капитала именно в данной стране (особенно в тех отраслях, где Армения имеет уникальные преимущества). Кроме того, анализ своих L-преимуществ лишний раз напомнит политикам о недостатках в этой области, что приведет к применению соответствующих мер по их устранению: повышению L-преимуществ в экономической, политической и правовой сферах.
Далее, при разработке государственной концепции привлечения иностранных инвестиций следует принять во внимание «бриллиант конкурентного преимущества» М. Портера, учитывая особенности экономического развития Армении («состояние факторов») и меры правительственной интервенции. Национальная политика привлечения ПИИ должна включать специальную программу повышения конкурентоспособности страны.
При разработке инвестиционной стратегии можно также использовать теорию «Путь инвестиционного развития наций». Согласно этой теории, Армения находится на второй фазе своего инвестиционного развития. Реальная оценка текущей ПИИ-позиции страны, изучение основных особенностей данной позиции позволит определить принципы эффективной инвестиционной политики, реализация которой ускорит вступление Армении в последующие фазы своего инвестиционного развития.
Что касается «Парадигмы летящих гусей», то в рамках этой теории следовало бы обратить внимание на следующие вопросы:
– углубление региональной и международной экономической интеграции и ее использование для уменьшения экономического отставания;
– дальнейшая либерализация национальной экономики;
– совершенствование инвестиционного климата.
Таким образом, применение отдельных элементов теорий ПИИ при разработке национальной инвестиционной концепции государства будет способствовать разработке и реализации эффективной инвестиционной политики, увеличению притока ПИИ в национальную экономику и повышению эффективности их использования.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Для использования теорий ПИИ в разработке национальной инвестиционной стратегии необходимо выявление условий и критериев их применения в конкретных странах.
2.Применение положений экономических теорий ПИИ при формировании инвестиционной политики стран с переходной экономикой может значительно повысить ее эффективность.
3.В целом, следует подчеркнуть, что основой формирования инвестиционной политики в переходных экономиках должна стать не отдельная концепция или теория ПИИ, а сочетание элементов нескольких теоретических подходов, критерии и условия применимости которых максимально соответствуют данной конкретной ситуации.


Литература
1.UNCTAD, World Investment Report 2006, page II.
2.Однако следует учитывать, что с 01.01.2007 г. Болгария и Румыния стали членами ЕС, и, видимо, также получат рыночный статус в документах ЮНКТАД.
3.Мисакян М.Н. Привлечение иностранных инвестиций в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. – 2004. – Вып. 4.
4.Мисакян М.Н. Привлечение иностранных инвестиций в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) //Вестн. С.-Петерб. ун-та. – 2004. – Вып. 4.
5.Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М., 1999. – С. 23–43.
6.Monthly Economic Trends in Armenia. – 2006 // www.edrk.am
7.Мисакян М.Н. Армения и ВТО: оценка сотрудничества //Страны с переходной экономикой в системе ВТО /Под ред С.Ф. Сутырина. – СПб, 2005. – С. 6–16.
8.Обзор торговой политики Республики Армения /Исполнительный комитет СНГ. – М., 2006. – С. 17–18.
9.См.: www.heritage.org/index.
10.Кокушкина И.В., Мисакян М.Н. Прямые иностранные инвестиции в странах СНГ: современные проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. – 2006. – Вып. 4.
11.Кокушкина И.В., Мисакян М.Н. Армения в системе международных инвестиционных отношений: история, современное состояние, перспективы //Актуальные проблемы экономической науки. – СПб, 2004. – Вып. 2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия