Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Засенко В. Е.
доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Глобальная конкуренция и конкурентоспособность торговых систем

Современный этап интернационализации, получивший название «глобализация», по характеру и последствиям развития имеет всемирный характер и предполагает использование совместных международных усилий для регулирования глобальных процессов. Глобальная конкуренция разворачивается на специфическом фоне процессов интернационализации сферы производства и обращения, когда национальный контроль над трансграничными перемещениями товаров, капиталов и трудовых ресурсов становится все менее эффективным. В глобальной электронной экономике огромные суммы капиталов, товаров переводятся из одной части мира в другую простым щелчком компьютерной мышки [3, с. 160]. Либеральная экономическая идеология, направленная на максимальное обострение глобальной конкуренции и освобождение ее от всяких регулирующих пут национальных правительств, стала фактически инструментом обеспечения мирового экономического и технологического лидерства развитых стран. Глобальное рыночное пространство становится сферой конкурентной борьбы крупных и крупнейших транснациональных компаний и банков, распространяющих свои культурные и экономические стереотипы по всему миру. Однако противоречивый характер воздействия рыночной глобализации на экономику и культуру различных стран не освобождает их от необходимости приспособления к этим процессам в интересах национальной экономики.
Адаптацию к процессам глобальной конкуренции можно измерить через систему таких показателей, как насыщенность страны персональными компьютерами и электронными средствами связи, наличием и состоянием информационной инфраструктуры, то есть всеми элементами, свойственными современному информационному обществу. В настоящее время разрыв по этим показателям между странами и отраслями чрезвычайно велик. Обходя все национальные барьеры, глобальная конкуренция не только вынуждает заведомо слабейшие страны напрягать силы для поиска и использования резервов, но и зачастую лишает их самой возможности самостоятельного развития.
Нейтрализация негативных последствий и использование позитивных возможностей глобальной конкурентной среды требует от национальных компаний разработки стратегии повышения конкурентоспособности для каждой отрасли путем поиска тех конкурентных преимуществ, которые таятся в глобальных финансово-информационных технологиях [1, с. 160]. Рассмотрим эти процессы на примере сетевого бизнеса в сфере торговли – торговых систем, которые первыми столкнулись в конкурентной борьбе с транснациональными корпорациями, активно использующими возможности стремительно растущего мирового финансового рынка.
Однородность финансового рынка в сочетании с достаточно коротким сроком жизни финансовых инструментов и значимостью используемых информационных технологий делает его более монополизированным, чем традиционные рынки обычных товаров и услуг. Сочетание процессов объединения региональных и отраслевых финансовых рынков в единый общемировой финансовый рынок порождает возникновение глобальных монополий, которые обладают значительной властью в масштабах общемировой экономики в части инвестирования.
На разных этапах развития торговли доминируют различные источники инвестирования: собственные средства, заемные, рынок облигаций, займов и другие. Российские торговые системы осуществляют инвестиции в основном за счет собственных средств и практически не используют фондовый рынок. Поэтому отечественный ритейл должен быть готовым к использованию его инвестиционных возможностей и тех требований, которые фондовый рынок будет выдвигать в будущем.
Провозглашенная политика открытого рынка заставляет отечественные розничные системы следить за процессами либерализации в рамках существующих институциональных элементов рынка, думать о путях повышения своей конкурентоспособности, так как в игру вступили крупные международные операторы ритейла («Марта», «Метро», «Ашан» и др.), которые пришли с мощными собственными и заемными ресурсами. Транснациональные торговые системы, имея доступ на международный финансовый рынок, получают дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с отечественными. Закупая огромные партии товаров в расчете на обеспечение всех представителей сети в других странах мира, они получают значительные скидки за счет больших объемов закупок, что позволяет им выигрывать ценовую конкуренцию у других, дает возможность варьировать финансовыми ресурсами в масштабах всей транснациональной системы.
Таким образом, начинают действовать такие структурные и институциональные элементы глобальной конкуренции, которые в традиционных рыночных условиях не прописаны. Все это позволяет ТНК удерживать ценовую политику, ставящую в неравные условия российских игроков, у которых пока нет таких возможностей для развития. Правда, данный путь привлечения инвестиций для развития торговли пытаются использовать «Седьмой континент», «Пятерочка» и другие отечественные компании путем выхода на рынок IPO.
Другое направление использования конкурентных преимуществ – из области функционирования глобальных информационных технологий. Одним из путей повышения конкурентоспособности торговых систем можно считать их информатизацию, обоснованный выбор информационной технологии, программных продуктов. Интеграция России в мировое экономическое пространство, расширение со стороны рынка предложений по информатизации хозяйствующих субъектов обуславливают закономерное возрастание интереса к информационным технологиям с целью выживания в условиях глобальной конкуренции.
Решение этой задачи предполагает работу в двух направлениях. Во-первых, необходим постоянный мониторинг международного информационно-технологического рынка, чтобы не проглядеть революционные инновации, которые могут получить всемирное признание. И второе направление связано с выбором путей адаптации торговых систем к глобальному рынку интеграционных информационных технологий.
Взгляды на цели, стратегии и средства информатизации по мере развития рынка информационных технологий меняются. Для торговых систем можно выделить следующие адаптационные подходы решения вопросов информатизации: комплексная информатизация, информатизация по направлениям, выборочная информатизация.
Успешность реализации данных положений, на наш взгляд, будет зависеть от двух условий. Во-первых, подключаемые системы прикладного уровня должны подчиняться выбранной торговой технологии. Например, система учета товарных запасов на оптовых складах не должна определять выбор торговой технологии. А именно под выбранную торговую технологию должна подбираться или создаваться информационная система прикладного уровня учета товарных запасов: или это ячеистая система хранения, или это система массового хранения, которая затрагивает вопросы о том, как будут складываться товары (в один или несколько этажей), какую предстоит применять погрузочно-разгрузочную технику, что влияет на расстановку стеллажного оборудования и т.д. Выстроив общую технологию, можно выбирать информационную систему, поскольку это напрямую зависит от особенностей функционирования предприятия, входящего в определенную торговую сеть.
Таким образом, в условиях глобальной конкуренции на авансцену выходят следующие составляющие, определяющие конкурентные отношения, – это конкурентоспособность предприятий, сетей, регионов и государств, которые находятся в соответствующих отношениях в зависимости от решаемых задач.
Конкурентоспособность, на наш взгляд, формируется в результате перебора различных вариантов, сочетаний существующих и возникающих конкурентных преимуществ. Все конкурентные преимущества можно подразделить на затратные, действующие на основе старых технологий, интеллектуальные и инновационные. Инновационные конкурентные преимущества предполагают внедрение радикально новых технологических и организационных решений. Торговые инновации – разработка радикальных изобретений в области торговых технологий, являющихся, как правило, процессом длительным и дорогостоящим, что мы видим на примере развития виртуальной торговли на базе внедрения интернет-технологий. Что касается интеллектуальных конкурентных преимуществ, то они характеризуют научные достижения в сфере производства, пока еще не используемые в торговле.
Глобальная конкуренция основана прежде всего на использовании инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ. Не всегда можно четко определить границу между этими видами конкурентных преимуществ. Рассмотрим это положение на примере информационного рынка.
Развитие глобальной компьютерной сети стало основой формирования бизнес-процессов, на базе которых формируется следующая структура системы интернет-торговли: сайт-витрины, интернет-магазины, торговая интернет-система [2, с. 92]. Для всех указанных типов интернет-торговли необходимо системно реализовывать следующие этапы организации этого процесса: привлечение и информирование покупателей; формирование заказов и их обработка; оплата и доставка товаров. На практике происходит следующее.
Сайт-витрины затрагивают только один этап интернет-торговли – привлечение и информирование покупателей во всем мире. Интернет-магазины плюс к первому процессу могут добавить решение вопросов, связанных с заключением торговых сделок на основе разработанных бизнес-процессов для каждой конкретной компании, занимающейся непосредственно торговлей в рамках торговых сетей или входящих в качестве структурных подразделений в холдинги, агропромышленные объединения, торгово-финансово-промышленные группы и т.д. Что касается торговых интернет-систем, то они обеспечивают проведение всех необходимых этапов при помощи Интернета и интегрированы с внутренней корпоративной системой управления движением товаров. Благодаря этому торговая интернет-система в реальном времени отслеживает товародвижение, формирует отчеты и запросы, исходя из текущего положения дел.
По-разному решаются в интернет-торговле вопросы оплаты и доставки товаров. Если оплата в сети Интернет осуществляется с помощью выбора из множества электронных платежных систем (Webmoney, Яндекс-деньги, Кибер-плат и т.д.) наиболее подходящих для компаний, то вопросы доставки товаров решаются с помощью аутсорсинга, межотраслевого разделения труда. Может быть использован и внутренний аутсорсинг. Следует отметить, что все участники аутсорсинга, как правило, информационно не интегрированы. Это положение может рассматриваться как потенциальное инновационное конкурентное преимущество.
Количественные методы измерения конкурентных преимуществ в глобальной конкуренции позволят более точно определить конкурентоспособность конкретного объекта.
Наряду с общими методами определения конкурентоспособности (параметрический, бенчмаркинг и др.) хотелось бы предложить метод, основанный на использовании операционного анализа или, как его еще называют, анализа безубыточности.
На основе трех показателей, отражающих реализацию конкурентного преимущества – постоянных, переменных издержек обращения, объемов продажи от его внедрения, определяется точка безубыточности (ТБ) по модели:

В свою очередь, маржинальный доход в рублях определяется как разница между объемом продаж и переменными издержками обращения.
Экономический смысл данного показателя заключается в том, что чем ниже точка безубыточности в объеме продаж, тем выше финансовая прочность данного конкурентного преимущества. Последняя определяется по модели:

На основе найденных значений финансовой прочности по интеллектуальным и инновационным конкурентным преимуществам определяется конкурентная привлекательность системного объекта в условиях глобальной конкуренции по следующей модели:

Коэффициенты значимости конкурентных преимуществ должны определяться человеком, принимающим решения (ЧПР), исходя из имеющегося практического опыта знания потребительского рынка.
Учитывая, что принятие инновационных решений должно поощряться, возможны следующие соотношения между данными коэффициентами.
Значимость показателей оценки конкурентной привлекательности конкурентоспособности торговых систем

Таким образом, исходя из имеющихся возможностей развития, появляются варианты проведения расчетов при выборе конкурентной стратегии, которая должна обеспечить высокую конкурентоспособность торговых систем. Использование анализа безубыточности позволяет более объективно провести водораздел между этими категориями, если ориентироваться на абсолютные размеры точек безубыточности и показатели финансовой прочности.
Как правило, наряду с интеллектуальной и инновационной финансовой прочностью существует и затратная, основанная на старых торговых технологиях. Затратная финансовая прочность может определяться как разница между общей финансовой прочностью торговой системы и приведенными выше параметрами.
В результате формируется структура финансовой прочности системы, в которой доля инновационных и интеллектуальных разработок должна в основном определять общие объемы торговли. В противном случае мы будем наблюдать эволюционное сползание к рутинерским, затратным торговым технологиям, финансовая прочность которых будет снижать конкурентную привлекательность конкурентоспособности торговых систем.
Правда, сползание это может быть быстрым или медленным в зависимости от использования такого фактора, как good will. Суть этого явления заключается в том, что существуют предприятия-рутинеры, стремящихся продлить жизнь традиционных методов в рамках новых условий хозяйствования. Такие действия основаны на несовпадении жизненных циклов реализуемых товаров, хозяйственных связей, функционирования самого предприятия. Жизненный цикл товара короче жизненных циклов хозяйственных связей, существования самого предприятия. Не сам товар является источником дополнительного дохода, получаемого предприятием, а специфические взаимоотношения последнего с окружением, внешней средой, которые имеют самостоятельную ценность.
Но продолжаться вечно это не может, так как внутренняя конкуренция все больше будет определяться требованиями глобальной, в которой будут преобладать инновационные и интеллектуальные конкурентные преимущества.


Литература
1.Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственной связи и предпринимательской деятельности. – М.: Консалт-банкир, 2002.
2.Козырьков С., Воскресенский Н., Итонтов Д. Особенности системы торговли в интернете //Современная торговля. – 2004. – № 5.
3.Практика глобализации: игры и правила новой эпохи /Под ред. М.Г.Делягина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия