Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Пилипенко В. И.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук

Звягина Е. М.
аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Налоговая политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия на рынке пассажирских автомобильных услуг

Различные аспекты повышения конкурентоспособности являются предметной областью многочисленных исследований отечественных и зарубежных специалистов. Большинство авторов соглашаются, что исходным пунктом формирования конкурентоспособности товара или услуги является их качество и цена [1]. Вопросы оценки качества автотранспортных пассажирских услуг многогранно рассматриваются в отраслевой литературе и тезис о том, что предоставление качественных услуг не является дорогим удовольствием [2], с нашей точки зрения абсолютно верен, так как невыполнение договорных обязательств, систематическое нарушения графика движения, некомфортабельные условия перевозок влекут за собой дополнительные расходы предприятия.
Налоговые платежи являются затратной составляющей и влияют на цену транспортной услуги. Если учесть тот факт, что на рынке пассажирских автомобильных услуг в основном работают малые предприятия-перевозчики, то объектом пристального внимания следует признать вопросы, связанные с обеспечением успешного и устойчивого функционирования малых предприятий. Повышенная зависимость предприятий малого бизнеса от факторов внешней среды – гражданского, налогового и отраслевого законодательства, крупного бизнеса, спроса населения и пр. – обусловлена ограниченностью в финансовых ресурсах и профессиональных работниках. Предлагаемые государством в качестве компенсирующего фактора льготные условия кредитования, налогообложения, регистрации предприятий не создают в полной мере адекватных условий для эффективного ведения малого бизнеса. Так, например, применение специальных налоговых режимов приводит к значительному ограничению числа контрагентов предприятия, так как последние лишаются права на возмещение из бюджета НДС по работам и услугам, полученным по договорам с предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения и ЕНВД. Введение упрощенной системы так же провоцирует информационный голод для менеджеров предприятий, поскольку учетные системы не подготавливают необходимой информации для принятия управленческих решений.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятий, функционирующих на рынке автомобильных пассажирских перевозок в условиях повышенной зависимости малых автотранспортных предприятий от внешних рисков и, в первую очередь, системы налогообложения, необходимо определить механизмы организации и функционирования системы управления налогообложением предприятия, включающей в себя: определение места в общей системе управления предприятием, специальных инструментов, форм и методов функционирования, а также исполнителей. Необходимо отметить, что в отечественных научных изданиях рассматриваются проблемы постановки налогового менеджмента [3], однако вопросы практической адаптации системы управления налогообложением предприятия посредством формирования налоговой политики пока еще остаются недостаточно изученными.
На этапе налогового планирования экономический субъект для полноценной и качественной реализации выбранной стратегии, с учетом потенциальных трудовых, финансовых и информационных ресурсов, а также отраслевых стандартов и устава предприятия формирует налоговую политику. Под налоговой политикой следует понимать документ, отличный от учетной политики для целей налогообложения, куда учетная политика входит как один из составных элементов. Налоговая политика, в свою очередь, является частью экономической политики предприятия. В ней фиксируется технология процесса налогового регулирования и порядок взаимодействия всех участников процесса. Там же раскрываются регламент функционирования налоговой политики (при каких обстоятельствах, в каких хозяйственных операциях, в какой период, как часто, как именно и кто). На рис. 1 раскрыты состав и содержание налоговой политики автотранспортного предприятия.
В качестве основных механизмов налоговой политики следует использовать учетную политику предприятия и методы ситуационного и балансового налогового планирования. Этапы налогового планирования включают в себя:
1. Формирование налогового поля и расчет налогового бремени организации, т.е. совокупности налогов, которые надлежит уплачивать организации, их ставки и льготы. Для этого составляется налоговый календарь – таблица, характеризующая налоговое поле организации. В эту таблицу помещается весь перечень подлежащих уплате налогов, сборов и других налоговых платежей. Каждый налог детализируется по следующим элементам: плательщики налога; объект обложения; налоговая база; ставка налога; сроки уплаты; порядок исчисления; нормативы распределения платежа по уровням и звеньям в бюджетной системе; льготы и особые условия исчисления налога; источник платежа; бухгалтерская проводка; соответствующий налоговый регистр.
Однако принять правильное решение в части выбора схемы налогообложения невозможно без полного и ясного представления о том, как будет развиваться бизнес в предстоящий период. Выбор схемы налогообложения зависит от разработанной программы развития организации:
– на краткосрочный период (1 год), поскольку такая программа предопределяет динамику основных параметров – объема перевозок, состава и структуры себестоимости, инвестиций в основные и оборотные средства и т.п.;
– на среднесрочный период (2–3 года). В будущем могут потребоваться дополнительные сведения для обоснования данных о доходах и расходах, база данных о нормативах, уменьшающих налоговые отчисления, и т.п.;
– на долгосрочный период (5 лет), поскольку такие данные необходимы для определения амортизационной политики, в том числе по объектам нематериальных активов, оценки динамики объектов обложения налогом на имущество, для расчета стоимости деловой репутации организации и т.п.
2. Образование системы договорных отношений. Определение налогового поля организации тесно связано с выбором договорных отношений и использованием современных форм ведения бизнеса в условиях ограниченности ресурсов, таких как аутсорсинг и контрактация.
3. Подбор типичных хозяйственных операций. В соответствии с используемым методом бухгалтерского учета на основании предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы выбирают типичные операции и действия, которые предстоит выполнять организации в планируемом году.
4. Определение возможных хозяйственных ситуаций. С учетом выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок определяют реальные хозяйственные ситуации, охватывающие все виды деятельности организации и реализуемые в двух и более сравнительных вариантах.
5. Предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций. По итогам сравнительного анализа проводят предварительный отбор оптимальных по финансовому результату и по суммарным налоговым платежам вариантов, которые оформляют в виде блоков бухгалтерских проводок.
6. Составление журнала хозяйственных операций. Из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляют журнал хозяйственных операций, который и служит реальной основой бухгалтерского и налогового учета. В случае выбора упрощенной системы налогообложения автоперевозчики имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме, т.е. вести бухгалтерский учет только основных средств (чаще всего к таковым у автоперевозчиков относятся автобусы, микроавтобусы и автомобили-такси), а учет доходов и расходов отражать в системе внеучетных записей – без бухгалтерских проводок. Соответственно блоки 3–6 при упрощенной системе налогообложения значительно сокращаются.
7. Сравнительный анализ. Проводят исследования хозяйственных ситуаций и их уточненный сравнительный анализ. Различные ситуации сопоставляют по полученным финансовым результатам, налоговым платежам и возможным потерям, обусловленным штрафными и другими санкциями.
Этот блок требует повышенного внимания. Во-первых, из-за серьезности целого ряда санкций и существенного размера потерь, которые необходимо исключить. Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты и получить определенный выигрыш в чем-то другом, например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений и т.п.
После проведения анализа хозяйственной ситуации с помощью ситуационного метода целесообразно перейти к высшей ступени обобщения – к комбинированным расчетам и анализу. Для этого используют численные балансовые методы налогового планирования и их комбинации, такие как метод микробалансов и комбинированный балансовый метод.
В процессе планирования деятельности организации на очередной год при разработке финансового плана (финансового бюджета) налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета.
Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании. К примеру, в стратегии может быть записано, что в ближайшей перспективе компания будет интенсивно развиваться за счет собственных средств, следовательно, ее задача – генерирование прибыли, а это означает увеличение налогов. Но согласно этой же стратегии подавляющая часть прибыли будет направлена на приобретение основных средств, поэтому за счет большей суммы амортизации в будущем организация сократит величину налога на прибыль. Чтобы делать такого рода прогнозы, необходимо составлять бюджет по налогам. Один из возможных вариантов налогового бюджета включает в себя следующие этапы.
Первоначально осуществляется систематизация информации о налогах и налоговых платежах за предыдущий год, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых (по отчетному году) условиях налогообложения. Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки (налогового бремени) организации.
На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов, который показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налоговой базы или ставки налога.
На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей. При этом, кроме нормативов и льгот, следует обратить внимание на использование установленных законодательством отсрочек и рассрочек налоговых платежей в бюджет.
Учитывая социальную значимость автомобильного транспорта, его предназначение удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках, можно рекомендовать автотранспортным предприятиям активно использовать форму инвестиционного налогового кредита при разработке налогового бюджета.
На четвертом этапе налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна заплатить организация. Это позволит избежать просрочек и пеней.
Рис. 1. Состав и содержание налоговой политики автотранспортных предприятий
Последний этап – построение налогового бюджета. Бюджет по налогам наиболее эффективен в рамках существующей системы финансового бюджетирования. Как один из операционных бюджетов, он должен согласовываться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в бюджет таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного чистого денежного потока и может быть реализована на основе определения коэффициента достаточности чистого денежного потока (Кддп ):
Значение коэффициента должно быть больше единицы, – в противном случае денежных средств для уплаты налогов у организации будет недоставать, что влечет за собой дополнительные штрафные санкции и уплату пеней за просрочку налоговых платежей.
Последовательность расчета предполагает сначала определение коэффициента достаточности чистого денежного потока организации до проведения налоговой оптимизации (Кддп до) и после ее проведения (Кддп по).
Завершающим этапом реализации налоговой политики предприятия является анализ экономической эффективности налогового менеджмента предприятия, нацеленного на реализацию стратегии компании и оптимизацию налогообложения с учетом издержек на ее осуществление.


Литература
1.Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий). Электронный ресурс. Режим доступа (http://www.cfin.ru/press/marceting/2000–2/03.stml); Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом.–2003. – № 4; Воронов А.А. Оценка и конкурентоспособность продукции. – Краснодар, 2003; и др.
2.Пассажирские автомобильные перевозки: Учеб. для вузов /Под ред. В.А. Гудкова. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – С. 337.
3.Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004; Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000; Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика /Под ред. А.В. Брызгалина. – Екатеринбург: Изд-во «Налоги и финансовое право», 2005. – С. 304; и др.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия