Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Бляхман Л. С.
главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета.
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Петров А. Б.
Генеральный директор ЗАО «Агротехмаш»,
кандидат экономических наук


ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глобализация мировой экономики приводит к развитию основного объекта хозяйственного управления. В индустриальном обществе таким объектом было предприятие - имущественный комплекс, располагавший производственными и финансовыми активами и способный преобразовать производственные ресурсы в товар, нужный рынку. В ХХ веке главным хозяйственным объектом стали фирмы, включающие несколько предприятий. Товарно-материальные потоки между ними регулировались высшими менеджерами по поручению собственников, в плановом порядке.
В постиндустриальном информационном обществе основным объектом хозяйственного управления становится глобальная интегрированная технологическая цепь.
Товарное производство представляет собой специализированное производство товаров и услуг для внешних покупателей. Поэтому технологические цепи как система организационно-экономических отношений между поставщиками материальных ресурсов (сельское хозяйство и добыча сырья), обрабатывающей промышленностью и конечными потребителями возникли еще на заре товарного производства, на его ремесленной и мануфактурной стадии.
Интегрированная технологическая цепь, которая стала основным объектом управления во второй половине XX века, представляет собой планомерно организованную на основе долгосрочных контрактов сеть предприятий и организаций, участвующих в разработке, производстве, реализации (а в машиностроении - и в послепродажном обслуживании), а также утилизации конечной продукции. Создание этих цепей связано с процессом слияний и поглощений фирм.
Можно выделить следующие особенности интегрированных технологических цепей.
1. Устойчивый характер кооперации, определяемый усложнением конечной продукции (особенно в машиностроении), ее растущей наукоемкостью и длительным научно-производственным циклом. Так, в создании современного самолета, корабля, трактора, автомобиля и т.д. участвует до 300 предприятий и организаций, а от начала разработки до начала серийного производства проходит несколько лет.
2. Межотраслевой принцип кооперации, связанный с участием в технологическом процессе не только производственных, но и маркетинговых (обосновающих целесообразность создания новой продукции и рынков ее сбыта), научно-технических (прикладные исследования, опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные разработки), сбытовых и сервисных (дилеры, лизинговые фирмы, центры технического обслуживания, утилизации и т.д.), финансовых организаций (кредитование, расчеты и т.д.).
3. Глобальные масштабы кооперации, обусловленные интеграцией региональных и национальных рынков, а также снижением серийности производства сложного оборудования, что требует расширения географии приема заказов.
4. Повышение планомерности кооперации: сознательное установление объема, сроков и технических условий поставок до начала производства на основе организационно-плановых, а не чисто рыночных методов, основанных на учете изменения соотношения спроса и предложения и, соответственно, цен.
Главной особенностью интегрированных технологических цепей является то, что происходит производство и реализация в основном специфических активов: комплектующих изделий, оборудования, инструмента, технологий, ноу-хау и других нематериальных активов, которые созданы по заказу головной организации данной цепи, предназначены для изготовления конкретной продукции и не могут быть реализованы на свободном рынке для широкого круга потребителей. Это требует применения не обычных конкурентных, а особых сетевых форм организации научно-производственного цикла.
Сеть представляет собой совокупность "узлов" и отношений, связывающих эти узлы. В экономике под сетью понимается способ регулирования взаимозависимости участников единого технологического процесса (отличающийся от координации их деятельности с помощью рыночных механизмов), основанный на кооперативной "игре", особых отношениях.
Переход от чисто рыночных к сетевым отношениям кооперирующихся фирм в конце XX века назван сетевой революцией (chain revolution). За последние годы по этой проблеме издано более 100 монографий, преимущественно в США, Великобритании и ФРГ. Эти работы посвящены анализу особенностей конкуренции в сетях и при-роде менеджмента снабженческих сетей (supply chain management), природе кооперативной стратегии в сетях, динамике межфирменного сотрудничества в межфирменных сетевых альянсах (1, 2, 3).
Исследование ОЭСР подтвердило, что сетевая организация создает новую инновационную систему, обеспечивающую не только научно-технические, но и организационные изменения. Главное достоинство сетей - распределение рисков и обретение фирмами гибкости, необходимой в условиях быстрого изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому корпоративные сети привлекают гораздо больше прямых иностранных инвестиций, чем традиционные компании, сопоставимые по стоимости активов. Индустриальные сети создают близкое родство (proximity) между фирмами, принадлежащими разным собственникам (4, 5, 6, 7).
В 2002 г. опубликованы исследования ОЭСР, доказывающие, что сети играют роль кластера, двигающего вперед всю инновационную экономику стран ЕС (8, 9). Большинство монографий подготовлено в университетах Великобритании и других стран ЕС, которые рассчитывают с помощью стратегических альянсов как новой формы корпоративных объединений преобразовать стихию конкуренции, реализовать преимущества европейской интеграции, изменить саму природу взаимоотношений в бизнесе, переводя его на сознательно организуемые начала.
Американские экономисты пишут о новом "сетевом веке", анализируя усилия крупных корпораций по созданию глобальных сетей под своим руководством. Управление стратегическими взаимоотношениями фирм рассматривается как ключ к успехам в бизнесе, а динамика сетей - как основа международного маркетинга. В США обращается особое внимание на формирование глобальных сетей (net-worlding), объединение в их рамках не только производственного, но и инновационного бизнеса, комплексное управление качеством про-дукции в сетевых структурах.
Для разработки концепции управления интегрированными технологическими цепями используются методы теории кооперативных игр, стратегического менеджмента и механизма принятия решений.
Формирование интегрированных технологических цепей - объективный исторический процесс, вызванный глобализацией и информатизацией экономики, обусловившими выделение из состава фирм и учреждений обслуживающих и заготовительных подразделений (outsourcing) (10, 11).
В условиях глобализации внешняя среда деятельности фирм существенно изменяется:
- национальные рынки потребительских товаров, природных ресурсов, средств производства, капиталов, информации и технологий, рабочей силы все более интегрируются друг с другом и включаются в единый мировой рынок, где иностранные фирмы действуют на равных правах с отечественными, а передача информации и расчеты осуществляются в реальном режиме времени через Интернет;
- объем и условия реализации товаров и услуг, (в том числе требования к качеству и цены) все чаще определяются не на рынке, как это было раньше, а еще до начала производства, на основе долгосрочных контрактов с конкретными заказчиками;
- в общей массе товаров все большую роль играют не стандартные материальные блага (продовольствие, сырье и топливо, массовая техника и т.д.), а услуги (информационно-маркетинговые, инжиниринговые, консультационные, учебные и т.д.), научно-техническая продукция (патентные и беспатентные лицензии, компьютерные программы и т.д.), сложные технические комплексы по индивидуальным заказам;
- цены определяются затратами на единицу потребительского эффекта, а не на единицу продукции, по мере насыщения рынка и расширения среднего класса растет роль неценовой конкуренции, цены существенно дифференцируются для различных сегментов рынка;
- в структуре издержек производства увеличивается доля трансакционных (на подготовку, заключение, юридическое сопровождение и страхование контрактов), сопряженных (в другие отрасли и сферы деятельности) и авансированных (на НИОКР, обучение кадров и т.д.) затрат;
- развиваются виртуальные (основанные на долгосрочных контрактах, а не владении имуществом и создании общих органов управления) компании - предпринимательские сети и другие объединения крупного и малого бизнеса;
- наряду с массовым производством глобальных товаров (напитки, лекарства, косметика, видеокассеты, быстрое питание и т.д.) и стандартных деталей увеличивается мелкосерийное и индивидуальное производство по заказам конкретных потребителей, а также многоассортиментное производство (номенклатура товаров и услуг растет гораздо быстрее числа фирм);
- резкое удешевление и увеличение многообразия компьютерной техники позволяют связать все рабочие места даже в малых фирмах в единую информационную сеть, подключенную в глобальный Интернет.
Российские производители в 90-х гг. нередко вели ценовые войны друг с другом, от которых выигрывали лишь оптовики, которые резко увеличивали свою прибыль, не меняя розничных цен. В сетевых структурах фирмы имеют возможность планировать цены с учетом интересов партнеров, не нарушая антикартельные законы.
Речь идет о переходе от затратного (себестоимость и плановая рентабельность) к ценностному методу, поскольку затратный метод полностью отдает предприятия во власть рынка, особенно при недостатке оборотных средств и жесткой конкуренции, а маркетинговая информация используется лишь для того, чтобы держать цены немного ниже конкурентных и тем самым сохранить за собой узкую нишу, относительно свободную от конкурентов. В условиях глобальной конкуренции эта стратегия себя не оправдывает, а значительное снижение цен не ведет к увеличению спроса: потребители рассматривают такое снижение как признак низкого качества продукции.
Ценностный метод базируется не на затратах, а на оценке отношения покупателей к данному товару. От "котлового" учета затрат при этом переходят к измерению прямых затрат (direct costing), при котором постоянные расходы покрываются за счет увеличения оборота, а цена изменяется в зависимости от объема продаж. Маркетинговый отдел определяет емкость рынка и эластичность спроса, постоянно корректируя объем производства и цены, добиваясь оптимального соотношения затрат, объема продаж и прибыли.
Информатизация и глобализация трансформируют механизм спроса, предложения и ценообразования, поведение потребителей и производителей на рынке, процессы максимизации прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, сам промышленный цикл и механизм экономического роста. Облегчается функционирование технологических цепей как целостной системы, усиливаются взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и отраслевых технологий, ускоряется формирование межотраслевых комплексов (энергетического, нефтегазохимического, лесопромышленного, агропромышленного, авиакосмического, телекоммуникационного, горнометаллургического и др.) в качестве интегрированных объектов управления. Развиваются индивидуальный маркетинг (на основе создания и поддержания связи с каждым отдельным клиентом), маркетинг с обратной связью (feedback marketing), микросегментация рынка (детализированный подход к изучению запросов мелких групп заказчиков) и массовая индивидуализация отношений с клиентами (mass customization), трансакции в реальном времени (оплата счетов одновременно с поставкой товаров и услуг).
Важнейшим элементом внутренней инфраструктуры фирмы становится "брандмауэр" (firewall) - устройство, контролирующее доступ к локальной сети, анализирующее содержание поступающих извне пакетов данных, противостоящее воздействию извне на отдельные протоколы и приложения.
Создаются виртуальные предприятия - сообщества территориально разделенных работников, которые общаются при помощи электронных средств при минимальном личном контакте, на основе развития информационных технологий.
Можно выделить четыре основных этапа развития информационных технологий.
1. Электронный обмен данными и документами в стандартной безбумажной форме (с конца 60-х гг. ХХ в.).
2. Электронный перевод денежных средств и оптимизация механизма электронных платежей с помощью банковских компьютерных сетей (с начала 70-х гг.), а затем и операций на фондовом рынке (с конца 80-х гг.) (4).
3. Электронная коммерция на базе Интернета, обеспечивающая куплю - продажу товаров и услуг, взаимодействие покупателей и продавцов вне зависимости от их географического местоположения. Это позволило покупателям более обоснованно определять свою потребность в продукции, а затем сопоставлять все возможные варианты ее приобретения с учетом цены, качества, уровня обслуживания и надежности производителя. Покупатель получает при этом важнейшую информацию о запросах рынка.
4. Электронное управление глобальными технологическими цепочками - от разведки и добычи сырья до реализации готовой продукции.
Четвертый этап - это новый этап информационной революции. В начале ХХI века крупные ТНК получили возможность управлять всем экономическим процессом, включающим маркетинг, разработку технологий и продукции, ее производство, транспортировку, обслуживание потребителей, устранение вредных воздействий на окружающую среду. При этом они получают прибыль на всех этапах этого цикла, интегрируя производство и товаров, и услуг. Создание электронных площадок позволяет интегрировать и все функции управления бизнесом - от маркетинга и разведки природных ресурсов до управления поставками, финансовыми потоками и компьютерным делопроизводством.
В итоге принципиально изменились тенденции специализации в машиностроении, других отраслях: развивается специализация на ключевой компетенции (core competence) - узком технологическом профиле, позволяющем выпускать достаточно широкий ассортимент изделий на базе общего гибкого технологического процесса, переналаживаемого оборудования и т.д. Другим фирмам, в соответствии с их ключевой компетенцией, передаются не только вспомогательные и обслуживающие операции, но и производство комплектующих изделий, деталей, инструмента и т.д.
Эта проблема в последние годы также стала важнейшей темой экономических исследований. В 1997-2002 гг. за рубежом по ней опубликовано около 100 крупных работ. В частности, аутсорсингом (outsourcing) объясняется существенное увеличение числа фирм в 90-х гг. На его основе создаются бизнес-группы, базирующиеся на долгосрочных контрактах и совместном контроле интегрированного технологического цикла.
Основным следствием аутсорсинга является возрастание роли менеджмента материальных потоков, поскольку они теперь осуществляются между независимыми фирмами, а не внутри корпорации. Фирмы все чаще освобождаются не только от заготовительных, ремонтных, транспортных и других производственных цехов, но и от функций по управлению человеческими ресурсами. Передача этих функций специализированным организациям повышает качество услуг и снижает их стоимость. То же относится к обучению кадров, обслуживанию зданий, в т.ч. государственных учреждений, офисной техники, других видов услуг.
Все это коренным образом меняет методы управления и стратегию принятия решений не только в частных фирмах, но и в государственных и региональных органах управления. Государственные чиновники освобождаются от необязательных для них функций и могут сосредоточиться на обслуживании граждан и бизнеса.
Для России до сих пор были характерны обратные тенденции - приобретение крупными финансовыми группами и корпорациями смежных и несмежных производств, создание многопрофильных конгломератов, а не сетевых технологических цепей.
В развитии технологических цепей в машиностроении можно выделить 4 основных этапа.
1. Технологическая цепь внутри предприятия на базе единичного (операционного) разделения труда, управляемая производственной службой (отделом) на основе организационно-плановых методов. Внешняя кооперация на основе рыночного механизма контролировалась отделом снабжения, а сбыт продукции - коммерческими службами. Такая система преобладала в развитых странах до начала XX века, а в малом бизнесе сохранилась до сих пор.
2. Межотраслевые технологические цепи в рамках вертикально интегрированного концерна (холдинга) на базе частного разделения труда получили распространение с первой половины XX века. В составе корпораций выделились в качестве особых бизнес-единиц - управления комплектации и внешнеторговые фирмы. Сфера действия организационно-плановых методов управления материальными потоками существенно расширилась в процессе слияний и поглощений смежных предприятий, а также приобретения долей в капитале фирм-поставщиков (середина XX века).
3. Сетевая организация и интеграция технологических цепей самостоятельных фирм, расположенных в различных регионах мира, на основе долгосрочных устойчивых контрактов, как правило, без собственности на материальные активы участников цепи, но при активном использовании нематериальных активов (трансфер технологий и ноу-хау, товарных знаков и т.д.). Для управления потоками товаров и услуг на основе интеграции систем снабжения, кооперации и сбыта создаются специальные посреднические фирмы с логистическими центрами (конец XX века).
4. Учреждение конкурирующими фирмами электронных торговых площадок (cosourcing), позволяющих управлять технологическими потоками целой отрасли на основе сочетания организационно-плановых и рыночных методов. Развитие логистических центров в качестве базовых элементов глобальной мезоэкономики (начало XXI века).
Основной тенденцией на современном этапе является переход от дальнейшего укрупнения холдингов на базе слияний и поглощений к сетевой организации технологических потоков. (12, 13, 14).
Компьютеризация позволила обеспечить реальную хозяйственную самостоятельность заводов, заменить децентрализованное распределение заказов по заводам централизованным управлением товарными потоками со стороны логистической службы корпорации.
Глобализация и информатизация экономики, специализация фирм на ключевых компетенциях сделали неэффективным дальнейшее укрупнение вертикально интегрированных корпораций. Слияния потеряли свою магическую силу.[1 ]
Отношения головных подрядчиков и субподрядчиков в сетях устойчивее, глубже и сложнее. Они представляют собой стратегический альянс, участники которого:
- вырабатывают общую стратегию или, по крайней мере, общую цель, обмениваясь идеями и ноу-хау;
-фирмы, образующие сеть, выступают как единый субъект конкуренции, поощряя сотрудничество в достижении общей цели, более эффективно используя ресурсы, снижая трансакционные издержки и затраты на контроль материальных потоков, но в то же время предоставляя всем партнерам самостоятельность в хозяйственной деятельности;
-стратегическим центром сети становится крупнейшая компания, заключающая с внешними фирмами долгосрочные контракты, которые выходят за рамки обычных отношений субподряда. Эти центры формируют стратегию, развивают ключевые компетенции партнеров, координируют их деятельность, организуют трансфер технологий и ноу-хау, заимствуя у партнеров идеи для создания новых технологий;
-в отличие от обычной системы стратегического менеджмента, основанной на линейной модели поведения фирм, стратегия сетей централизует самоорганизующиеся процессы на динамической основе, не предполагающей устойчивого равновесия. Стратегический центр собирает и анализирует информацию о новых требованиях потребителей, новых технологиях, в т.ч. в смежных отраслях, имеющихся на глобальном рынке ресурсах, действиях конкурентов и на этой основе, совместно с партнерами, подбирает набор видов деятельности сети, позволяющих гибко реагировать на запросы рынка и производить максимальную добавочную стоимость;
-функции управления товароматериальными потоками в сети обычно передаются специальной фирме.
Особое значение имеет создание электронных площадок, позволяющих сети на данном сегменте рынка выбирать наиболее эффективных поставщиков и находить покупателей в любом регионе мира. Интегрированная система, оснащенная суперкомпьютерами, позволяет органам управления технологической цепью разрабатывать и обновлять номенклатуру продукции и нормы расхода ресурсов в соответствии с заказами клиентов, оперативно управлять всей технологической цепью: информация - материалы - производство - сбыт - послепродажное обслуживание. Это резко сокращает не только трансакционные, но и организационно-плановые издержки, интегрируя электронную коммерцию, организацию работы с поставщиками и клиентами, управление производством, финансовыми потоками, распределение функций между структурными единицами, управление персоналом и нововведениями (в административном блоке).


[1] Waters R. Mergers lose their magic. FT, 8.09.2001.

Литература

1. Global logistics and distribution planning: strategies for management.
D.Waters (ed.) 3 rd ed. L., 1999. - 398 p.
2. Doyson S. Etal. Logistics and the extended enterprise: benchmarks and best practices for the manufacturing professional. N.-Y., 1999. - 230 p.
3. Tooney S. Inventory management: principles, concepts and techniques. Boston, 2000. - 228 p.
4. Turner C. The information economy business: strategies for competing in the digital age. L., 2000.
5. Bressler S. Communities of commerce: building internet business communities
to accelerate growth, minimize risk and increase customer loyalty. N.-Y., 2000.
6. B.Geis G. Digital Deals strategies for selecting and structuring partnership. N.-Y., 2001. - 303 p.
7. Industrial networks and proximity. M.Green, R.McNaighton (eds.). Aldershot (UK), 1998. - 257 p.
8. Innovative clusters: drivers of national innovation systems. Paris, OECD, 2001. - 419 p.
9. The dynamics of industrial collaboration: a diversity of theories and empirical approaches. A.Plurxet, C.Voisin, B.Bellon (eds.). Cheltenham (UK), 2002. - 270 p.
10. Remoe S. Dynamising national innovation Systems. Paris, OECD, 2002. -96p.
11. Gates M. Robbert A. Outsourcing of commercial activities: impacts on civil service emplyees. Santa Monica (CA), 1997. - 111 p.
12. Outsourcing management functions for the acquisition of federal facilities. Wach., 2000. - 136 p.
13. Brown S. Strategy customer care: an evolutionary approach to increasing customer value and profitability. N.-Y., 1999. - 305 p.
14. Clampitt P. Communicating for managerial effectiveness Thousand Oaks (Ca). 2001. - 289 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия