Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сухова Д. К.
аспирант кафедры менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института

Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города

1. Особенности конкуренции и основные форматы розничной торговли в крупных городах России
В современных условиях торговля как отрасль экономики приобретает все большее значение, соединяя производство, распределение, обмен и потребление, она формирует единый хозяйственный комплекс и обеспечивает соответствие между общественными потребностями и производственными ресурсами.
В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.
Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями [10]. Розничный товарооборот в настоящее время формируется в основном коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в стационарных сетях.
Розничная торговля неизбежно превращается в один из основных факторов, отражающих уровень жизни населения, определяющих эффективность функционирования экономики города. В настоящее время перед розничной торговлей стоят большие задачи, включая требование развития, необходимость структурной перестройки розничной торговой сети, решение проблем, связанных с увеличением численности предприятий и их размещением [11].
В условиях усиления конкуренции предприятия розничной торговли предлагают потребителю новые товары и услуги. Состояние потребительского рынка на сегодняшний день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли. Под форматом понимается магазинная форма розничной торговли, ориентированная на определенную целевую группу потребителей [5].
В настоящее время в России действуют пять различных форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания: гипермаркет, супермаркет, cash & carry, дискаунтер, магазин «у дома». Два новых формата – гипермаркеты и мелкооптовые предприятия розничной торговли cash & carry, предложенные западными сетями, работают в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичны по сравнению с супермаркетами. Экономичный супермаркет делится на категории по ценовому признаку или дополняется новым видом магазина – «у дома». Магазин «у дома» (или, в современной западной терминологии, «convenience store») представляет собой продовольственный розничный магазин, который расположен в удобном месте, имеет удлиненный рабочий день, в нем реализуется ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса [1]. Рост благосостояния населения, глобальная экспансия иностранных компаний вынуждает дискаунтеров предпринимать шаги к постепенному расширению ассортимента и улучшению сервиса. Поэтому дискаунтеры привлекают потребителей не только с низким уровнем дохода, как было раньше, но и со средним и высоким доходом, иначе говоря, заново позиционируют себя, подстраиваясь под актуальные нужды потребителей.
Новые форматы объединяет использование таких приемов организации торговли и сбыта, как самообслуживание потребителей, предложение смешанного ассортимента товаров, объединение в сети под едиными торговыми марками, использование кумулятивного эффекта сетевой организации [5; 7]. В то же время в развитии российских торговых предприятий, работающих в рамках форматов, наблюдается ряд особенностей. Так, компании, действующие в формате гипермаркетов, работают в соответствии с западными стандартами. В отличие от них принципы работы предприятий таких форматов, как супермаркет, дискаунтер, «у дома», не соответствуют стандартам аналогичных иностранных форматов, прежде всего в области ценовой политики.
Например, высокая наценка, устанавливаемая на товары западными предприятиями розничной торговли формата «у дома», объясняется удобством месторасположения данных предприятий, которое рассматривается в данном контексте как услуга. Специфика российского формата «у дома» заключается в том, что уровень цен должен отвечать покупательной способности потребителей данного района.
Отсутствие определенных элементов потребительской культуры у отечественного покупателя приводит к недопониманию роли различных форматов. Посещение предприятий розничной торговли каждого формата должно быть обусловлено определенными мотивами [7; 9; 11].
2. Классификация и основные факторы формирования стратегий для различных форматов розничной торговли
Современное развитие розничной торговли характеризуется большими изменениями в типах магазинов, методах продаж и формах обслуживания. В связи с этим существующие классификации не полностью отражают тенденции развития розничной торговой сети и требуют доработки. По нашему мнению, наиболее целесообразно классифицировать розничные торговые предприятия не только по видам и типам, но и по форматам, что диктуется эволюцией развития предприятий розничной торговли.
Мы предлагаем классификацию стратегий предприятий розничной торговли, основанную на развитии подхода Бермана, с учетом специфики классификаций отечественных предприятий розничной торговли.
В качестве основных критериев из ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» нами были взяты такие критерии, как ассортимент и форма торгового обслуживания. Из классификации Бермана мы отобрали такие признаки, как цена, расположение, атмосфера и продвижение. В зависимости от содержания выбранных критериев предприятия розничной торговли определяются по типам и видам, что не дает четкого представления о том, на какие целевые группы потребителей ориентировано данное предприятие. В связи с этим возникает необходимость введения такого дополнительного критерия, как целевая группа. Данный критерий позволяет структурировать виды и типы предприятий розничной торговли как более целостные и комплексные категории – форматы. Поэтому критерии, которые характеризуют определенный тип предприятия розничной торговли, приобретают двоякое содержание. Такие критерии, как цена, атмосфера, продвижение, являются отличительной характеристикой не только самого формата, но и той целевой группы, на которую ориентирован формат. Необходимость принимать во внимание целевые группы объясняется еще и развитием рыночных отношений, созданием эффективной конкурентной среды. Возникновение новых форматов сопровождается возрастающей степенью специализации и нацеленностью форматов на соответствующие потребительские группы.
Розничная торговая сеть должна уметь выбирать подходящие форматы и обеспечивать их развитие в конкурентной среде для закрепления на рынке и последующей экспансии. Каждый формат имеет свою специфическую сферу применения. Специальная ниша может быть занята предприятиями розничной торговли, позиционирующими себя как магазины «у дома». Как видно из табл. 1, ниша, занимаемая предприятиями розничной торговли формата «у дома», оказывается непривлекательной для супер- и гипермаркетов. Это позволяет формату «у дома» быть косвенным конкурентом супермаркетам и гипермаркетам.
Характер подобной конкуренции ориентирует рынок розничной торговли на более полное удовлетворение запросов потребителей. Таким образом, конкуренция ведется в форме захвата и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут не пересекаться со старыми нишами [3; 5; 6; 7; 10].
Рыночные факторы не являются единственными при выборе стратегии предприятия розничной торговли. Не меньшее значение для ее точного определения имеет учет общих демографических тенденций, а также демографических характеристик целевого рынка фирмы, таких как численность населения, темпы его роста и прогнозы; плотность населения; размер домашних хозяйств, размер семьи; распределение доходов; социально-экономические группы населения. Демографические характеристики не являются постоянной величиной, они подвержены изменениям в зависимости от территории и временного интервала. В целях разработки оптимальной стратегии предприятия розничной торговли должны локализовать демографические данные, чтобы они соответствовали местным условиям [1; 2].
Вышеперечисленные факторы в сочетании со структурой потребления и стандартным набором потребительских корзин обусловливают различия в размерах минимума средств, необходимых для обеспечения потребностей человека, проживающего в том или ином регионе [8].
Демографические характеристики потребителей важны и для определения характеристик оптимального размещения предприятия розничной торговли. Формат предприятий розничной торговли должен соответствовать потребностям населения города, района [4].
Таблица 1
Специфика критериев стратегии ведущих форматов предприятий розничной торговли
3. Регулирование структуры торговли в Санкт-Петербурге

Одной из целей политики правительства и местных органов управления является обеспечение баланса в развитии различных форматов розничной торговли, создание благоприятных условий в этой сфере для предприятий разных размеров и организационно-управленческих форм. При разработке подобной политики используются социально-экономические и демографические показатели. Согласно Концепции развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005–2007 гг., приоритетным направлением считается «развитие сетевого принципа организации торговли, привлечения в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей». Этот приоритет определяется необходимостью покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов.
Тенденция увеличения доли крупных сетевых предприятий розничной торговли на рынке Санкт-Петербурга, являясь объективной и в целом прогрессивной с точки зрения экономического развития и качества жизни населения, имеет и ряд негативных последствий. Поэтому Правительство Санкт-Петербурга приняло Программу создания магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга. Основным требованием, предъявляемым к магазинам пешеходной доступности, является расположение в пределах территории в районах. Ассортиментный состав товаров магазина включает в себя продовольственные товары первой необходимости и сопутствующие непродовольственные товары, без реализации алкогольной продукции.
Соотношение разных форм торговли в городе в условиях рыночной экономики не может быть нормативно жестко установлено. Корректировка неблагоприятных тенденций возможна путем использования некоторых пороговых значений, в том числе по количеству торговых объектов, принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса. Корректировка тенденций должна происходить в процессе планирования использования городской недвижимости, при выделении земельных участков.
В целом политика городской власти Санкт-Петербурга направлена на:
– поддержание в городе баланса крупных, средних и мелких форм розничной торговли,
– обеспечение разнообразия форм распределения товаров, форматов организации розничной торговли,
– поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли,
– снижение административных барьеров и административного регулирования в сфере розничной торговли.
Исходя из взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов, любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга, которые нашли свое отражение в Концепции демографического развития Санкт-Петербурга. Одной из приоритетных задач регулирования демографического развития Санкт-Петербурга является адаптация экономики и социальной инфраструктуры города к демографическим процессам. На основании этого принципиальное значение приобретает вопрос о выработке мер государственной политики, направленной на поддержание и развитие определенных форматов предприятий розничной торговли, удовлетворяющих потребности целевых групп соответствующих районов города в долгосрочной перспективе.


Литература
1.Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход [текст]: пер. с англ. /Б. Берман Дж. Р. Эванс. – М.: Вильямс, 2003. – 1181 с.
2.Гилберт Д. Управление розничным маркетингом [текст]: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 571 с.
3.Годунова М. Как плетутся сети в розничной торговле // Экономика России: XXI век. – 2002. – № 3. – С. 58–61.
4.Натензон А.М. Проблемы территориальной организации сферы обслуживания и пути ее оптимизации [текст] /Ред. журн. Вестн. Моск. ун-та. Сер. География – М., 1992. – 18 с. – Деп. в ВИНИТИ 23.05.2000, №1484-В00.
5.Радаев, В.В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле //Вопросы экономики – 2006. – №10. – С. 41–62.
6.Радаев В.В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей): препр. гос. ун-та Высш. шк. экономики. Сер. Социол. рынков. – М., 2003. – С. 1–62. – препр. в ГУ ВШЭ, № WP4/2003/06.
7.Современный супермаркет: учебник по современным формам торговли. – 2-е изд. – М. : Изд-во Жигульского, 2003. – 335 с.
8.Степанова Т.Н., Мудракова Е.И. Методологические и методические основы построения минимального потребительского бюджета и бюджета высокого достатка // Уровень жизни населения регионов России. – 2000. – № 7–8. – С. 42–57.
9.Хасис Л.А. Мировая розничная торговля. Основные тенденции. – М.: Едиториал УРСС. – 2004. – 79 с.
10.Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. – М.: Едиториал УРСС. – 2004. – 78 с.
11.Чкалова О.В. Формирование и развитие розничной торговой сети в мегаполисе. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – 231 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия