Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Серова А. В.
соискатель кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Развитие глобального комплекса финансовых услуг

1. Основные элементы процесса финансовой глобализации мировой экономики
Развитие глобального комплекса финансовых услуг определяется тремя основными тенденциями этого рынка – информатизацией, глобализацией и сдвигами в менталитете потребителей.
Информатизация сферы финансовых услуг связана, прежде всего, с развитием глобальных информационных систем, позволяющих использовать электронную подпись, электронные деньги и мгновенно переводить средства практически в любой регион. Развитие системы удаленного доступа, мобильной связи, электронных технологий обслуживания пластиковых карт снижает себестоимость услуг и комиссионные сборы, позволяет осуществлять платежи и пополнять свой счет в режиме самообслуживания, без помощи операторов.
Применение программных продуктов нового поколения позволило упорядочить финансовый бизнес, привлечь новых клиентов, обеспечить оперативный сбор, анализ и обобщение информации из разных служб и филиалов при высокой прозрачности и эффективности информационной логистики. Это ведет к ускоренному развитию всех направлений бизнеса, способствует автоматизации корпоративных услуг, розничного обслуживания, финансовых рынков, управленческих систем, учета и отчетности, управления внутрихозяйственной деятельностью, а также страхования.
Благодаря современным информационным технологиям почти все банковские процессы автоматизированы, а вся информация хранится в базах данных и резервируется на электронных носителях. Повсеместно используется Интернет, выстраиваются беспроводные локальные сети, появляется возможность дистанционного управления счетами. В ряде финансовых компаний проведена автоматизация одновременно функционирующих рабочих мест интегрированного бэк-офиса, хранилища данных и витрин данных.
Особое внимание уделяется созданию адекватной системы управления информационной безопасностью, способной контролировать все процессы производства и потребления финансовых услуг на базе международных стандартов по информационной безопасности. Среди наиболее известных в финансовой сфере отечественных разработчиков выделяются компании «Банковские информационные системы – БИС», «Диасофт», «Инверсия», «Кворум», «Форс», «Центр Финансовых Технологий – ЦФТ», «1С» и R-Style Softlab.
Глобализация финансового рынка усиливает его гомогенность, формируется однородность субъектов по виду и содержанию их деятельности, ассортименту производимых услуг и товаров. Информатизация резко ускоряет движение больших масс капитала, что облегчает привлечение внешних финансовых ресурсов, но одновременно усиливает глобальные риски. Усиливается финансовая интеграция, происходит объединение субъектов рынка, расположенных в разных регионах и странах. Параллельно происходит и финансовая конвергенция – взаимопроникновение и ассимиляция субъектов финансового рынка с образованием единой многофилиальной организации. Все чаще эти субъекты выступают посредниками при распространении продуктов и услуг других операторов и т.д. [4].
По данным Mc Kinsey мировые финансовые активы в 2005 г. выросли на 12% и достигли 140 трлн.долл. (акции – 44 трлн.долл., банковские депозиты – 38, частные услуги – 35, госдолги – 23 трлн.долл.). В 1980 г. эти активы были примерно равны мировому ВВП, в 1995 г. превосходили его в 2, в 2004 г. – почти в 3, в 2005 г. – в 3,16 раза. В США это соотношение в 1995–2005 гг. выросло с 3,0 до 4,05, в ЕС – с 1,9 до 3,03, в России к 2007 г. достигло 1,55, капитализация фондового рынка в 2001–2006 гг. выросла с 20 до 100% ВВП. К 2010 г. ожидается увеличение мировых финансовых активов до 214 трлн.долл. – в 3,4 раза больше ВВП. Опережающий рост сферы финансовых услуг по сравнению с другими секторами экономики ускоряет перемещение капиталов в наиболее выгодные сферы приложения.
В России уменьшение зависимости от нефтегазового сектора в условиях снижения экспортных цен означает, что основной движущей силой развития экономики становится развитие финансовой системы, секторов потребительских товаров и услуг, включая торговлю (в 2006 г. объем потребления в долларовом исчислении вырос на 27%), транспорта, связи и строительства с соответствующим расширением инвестиционного спроса.
2. Влияние финансовой глобализации на экономическое развитие России
Доля иностранного капитала в российской банковской системе в период 2000–2006 гг. выросла с 5–6 до 12–13%. Типичен пример Society Generals, которая через дочернюю структуру приобрела «Русфинанс» (потребительское и автокредитование), «Дельтакредит» (ипотека). После вступления России в ВТО зарубежные страховые компании смогут действовать в России непосредственно, а банки – через дочерние фирмы. Это усилит конкуренцию, но ускорит освоение российскими компаниями передовых технологий и требований к качеству услуг.
Глобализация финансовой системы усиливает опасность кризисов, связанных с краткосрочными финансовыми спекуляциями, внезапным выводом портфельных инвестиций. Она до сих пор была выгодна, в первую очередь, высокоразвитым странам, которые таким образом получали доступ к новым рынкам, где они приобретали неоспоримые конкурентные преимущества. Выгоды от финансовой глобализации в России до сих пор получали только сырьевые экспортеры и обслуживающие их компании. Отметим, что в этом секторе занято всего 10% работников.
Финансовая система России пока еще не стала эффективным механизмом превращения сбережений в инвестиции, их перелива в наиболее эффективные производства и региональные зоны роста. Тем не менее, Россия пошла на либерализацию государственной финансовой политики, определяющей валютный курс и трансграничное движение капитала.
Рейтинг России по классификации агентства Fitch к 2007 г. достиг уровня Китая, Мексики и ЮАР, превысив рейтинги Бразилии и Индии. Реальный курс рубля в 2006 г. повысился на 9%. Об укреплении позиций рубля свидетельствует сокращение наличности у населения на 10 млрд.долл. Расширился объем и ассортимент финансовых услуг, предоставляемых российским субъектам без суверенных гарантий. Так, Сбербанк в 2007 г. получил синдицированный кредит от 30 зарубежных банков (включая ABN Amro, Barellays Capital, S.P.Morgan, Sumitomo Mitsui и других первоклассных кредиторов) в размере 1,5 млрд.долл. по невысокой ставке (LIBOR+0,3%). Увеличились не только портфельные, но и долгосрочные прямые инвестиции в российскую экономику (к 2007 г. они достигли 30 млрд.долл.). Сняты ограничения на доступ иностранного капитала к акциям большинства российских компаний и на трансграничное движение капиталов.
Либерализация себя оправдала. В 2006 г. впервые за 15 лет вместо оттока имел место чистый приток капитала, хотя россияне впервые получили возможность инвестировать в ценные бумаги на зарубежных торговых площадках, а банки получали крупные займы, направляя их на межбанковский и кредитный рынок.
3. Торговый баланс и реальный курс рубля в условиях финансовой глобализации
Формирование российского сегмента глобального финансового рынка и возможности превращения рубля в конвертируемую и резервную валюту исследованы в ряде публикаций [5]. Этот процесс неразрывно связан с повышением эффективности административно-правового регулирования [2] и уточнением компетенции и полномочий контролирующих органов [3]. Совокупный объем прямых инвестиций российских компаний за рубежом превышает сегодня величину прямых инвестиций нерезидентов в России. Однако главной причиной вывоза капиталов остается недоверие бизнеса к государству, связанное с высоким уровнем коррупции, нечеткостью и произвольным толкованием налогового и таможенного законодательства.
Закон о валютном регулировании, вступивший в действие с 2007 г., заменил более тысячи подзаконных актов. Введен закрытый список ограничений на вывоз капитала, отменены индивидуальные разрешения, нарушавшие принцип равной конкуренции, разрешено свободное открытие счетов за рубежом в странах ОЭСР, отменена обязательная продажа валютной выручки.
По опыту Италии, Казахстана и ряда других стран проводится амнистия капиталов, вывезенных из России в годы финансовой нестабильности (по оценкам – до 130 млрд.долл.), при единовременной уплате налога на доход (13%). Квитанция об уплате налога освобождает от налоговых претензий.
По данным WSJ Market Data Group, курс рубля по отношению к доллару растет гораздо быстрее, чем в других странах. Турция, ЮАР и Венгрия сумели значительно расширить экспорт несырьевых товаров благодаря снижению курса своих валют. Китай, который вышел на 4-е место в мире по ВВП – вслед за США, Японией и ФРГ, отверг требования ревальвации юаня, хотя его активное сальдо в торговле с США (более 120 млрд.долл.) и ЕС гораздо больше, чем у России.
По данным Института открытой экономики, в 2001–2006 гг. реальный эффективный курс (РЭК) российского рубля укрепился почти вдвое и превысил свой исторический максимум 1996 г. Это повышает относительный уровень конкурентоспособности отечественных производителей-экспортеров, но снижает его для отечественных производителей, конкурирующих с импортной продукцией. ЦБ учитывает РЭК как отношение индекса потребительских цен России и пересчитанного в рубли средневзвешенного индекса потребительских цен во всех странах – торговых партнерах России. При этом вес каждой страны и ее валюты определяется по доле этой страны во внешнеторговом товарообороте России. Однако индекс потребительских цен отражает стоимость всех потребительских товаров и услуг, а динамика цен на экспортное сырье и импортируемое оборудование от них сильно отличается. Веса валют в их общей корзине также неточны. Доля американского доллара оценивается ЦБ РФ лишь в 10%, соответственно доле США в товарообороте России, однако цены на нефть также фиксируются в долларах США.
Следует учесть, что в ближайшие годы ожидается переход от положительного сальдо баланса по текущим операциям к нулевому, что снизит устойчивость национальной валюты. Возникнет угроза девальвации рубля, как средства восстановления положительного сальдо баланса текущих операций («девальвационно-инфляционная спираль»). Формирование «зоны влияния» рубля, создающего механизм внешней поддержки обменного курса российской валюты, наталкивается на противодействие внешних сил.
К 2008–2009 гг. по оценкам Минфина возникнет разрыв между объемом пенсионных накоплений и объемом рынка государственных ценных бумаг, в которые эти накопления могут быть инвестированы. К 2014 г. этот разрыв достигнет значения от 33 до 40% от объема пенсионных накоплений. Государственный бюджет столкнется с ускоренным нарастанием процентных платежей по обязательствам перед пенсионными фондами. Это может вынудить бюджет отказаться от индексации в соответствии с уровнем инфляции доходности по этим обязательствам. Рост процентных ставок зарубежных финансовых рынков уменьшит привлечение компаниями заемных средств из-за рубежа. Серьезную угрозу могут представлять кризисы на рынке кредитов и корпоративных облигаций.
В 2005–2006 гг. доля убыточных предприятий сократилась с 40,7 до 36%, в 2006–2007 гг. этот процесс продолжился, однако многолетнее функционирование фирм с отрицательным или нулевым балансом не может быть признано нормальным. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий и организаций (без субъектов малого бизнеса, сельского хозяйства, банков, страховых и бюджетных организаций) вырос в 2005–2006 гг. в рублевом исчислении в 1,8 раза, однако их кредитные обязательства росли гораздо быстрее.
В этих условиях спорной представляется точка зрения, согласно которой курсовая политика должна быть ориентирована, прежде всего, на обеспечение стабильности финансовой системы страны, на устойчивый рост инвестиций. Укрепление курса рубля, выгодное импортерам, поставит на грань выживания большую часть предприятий малого и среднего бизнеса, хотя это облегчит импорт нового оборудования и технологий и заставит многие российские компании либо снизить издержки и модернизировать производство, либо уйти с рынка.
В 2006 г. более половины ввезенного капитала составили не инвестиции в обновление производства, а ссуды и займы для покупки новых активов (в т.ч. скупки частных компаний государственными), т.е. передела собственности. Так как активы приобретались по внутренним счетам, а средства привлекались трансгранично, то на эту величину и произошло изменение баланса. Это ограничивает возможности монетарных властей по аккумулированию средств для сдерживания возможных колебаний на валютном рынке.
Внезапное резкое сокращение притока внешних капиталов нередко сопровождается снижением курса национальной валюты. Девальвация в сочетании с сокращением зарубежного финансирования ведет к разрыву импортно-экспортных технологических цепочек, что, в свою очередь, порождает спад производства. Так, доля иностранных банков в экономиках США и Японии составляет не более 5–6%, в Индии, Южной Корее, Кувейте они вообще отсутствуют, хотя желающих туда попасть немало. В странах ЦВЕ эта доля составляет 80–90%, т.е. национальная банковская система разрушена, что соответствует экономической стратегии государства на обеспечение полной интеграции в ЕС.
Главная задача современного российского государства и частных российских банков состоит в том, чтобы предотвратить захват слишком большой ниши иностранными финансовыми институтами на отечественном финансовом рынке, причем сделать это необходимо, в основном, экономическими, а не административными мерами. В связи с этим государство увеличивает свое участие в банковской системе. Очевидно, что оно сохранит свою долю в Сбербанке, ВТБ, а также в ряде специализированных финансовых институтов.
4. Роль государства в регулировании конкурентоспособности национальной банковской системы: мировой опыт и уроки для России
Финансовая стратегия государства ориентируется на то, чтобы организации с российским участием стали сильными и конкурентными, чтобы форма присутствия нерезидентов не выходила за рамки дочерних банков или организаций с участием иностранного капитала.
Стратегия государства должна создавать условия, при которых финансовым организациям будет выгодно капитализироваться, переходить на международные стандарты, становиться транспарентными. Для этого целесообразно упростить систему нормативов, освободить их от налогов на прибыль, идущую на увеличение капитала, совершенствовать систему рефинансирования.
Интересен опыт развитых стран в решении вопроса повышения конкурентоспособности отечественных банков. Так, ФРС США не является правительственным органом и обладает абсолютной независимостью в разработке финансовой стратегии и контроля над экономикой, действуя как корпорация, принадлежащая коммерческим банкам, которые купили ее акции. Хотя не все коммерческие банки имеют эти акции и являются членами ФРС, все банки находятся под ее контролем и подчиняются регламенту, который превратил финансовые институты в единую систему.
В каждом из двенадцати административных округов США находится федеральный банк, выполняющий функцию центрального по отношению ко всем коммерческим банкам округа. Количество кредитов, которые коммерческий банк может выдать, регулируется федеральным банком, обязывающим поднадзорные институты поддерживать в центральном банке определенный резерв за счет части своих активов. Размер резерва постоянно меняется, и величина его зависит от количества денег, находящихся в обращении. Кредитоспособность коммерческих банков регулируется также с помощью изменения ставки рефинансирования, операций с ценными бумагами и другими методами.
В последнее десятилетие в ряде стран проводились банковские реформы, содействующие формированию глобальной банковской стратегии, приспосабливающие комплекс финансовых услуг к условиям глобализации. В 90-х гг. в странах ОЭСР произошла революция в банкинге, управлении рисками и рынком капитала, создана по сути дела новая финансовая система.
Получили развитие глобальные финансовые группы, активизировались инвестиционные функции банков. На мировом рынке усилилась роль хеджевых и пенсионных фондов, располагающих громадными ресурсами. Контролируя ценообразование на нефтяном и других рынках, они получают спекулятивные доходы от скупки и перепродажи фьючерсных контрактов, имеют возможность дестабилизировать финансовую систему многих стран.
5. Формирование конкурентоспособности на основе маркетинга банковских продуктов в условиях глобализации
В ряде стран кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью, сделками с недвижимостью, участвовать в капитале предприятий. Банковский, страховой, пенсионный сегменты, трастовый рынок и рынок инвестиционных фондов зачастую законодательно отделялись друг от друга, хотя их границы пересекаются. В последние годы банки внедряются на страховой рынок, страхуя валютные и кредитные риски, а страховые компании – на банковский рынок, предлагая полисы накопительного страхования. Однако названные сегменты все же отличны друг от друга, т.к. основными субъектами банковского рынка являются банки, страхового рынка – страховые компании, пенсионного – пенсионные фонды и т.д.
Все чаще банки оказывают услуги, не связанные напрямую с движением финансовых активов (предоставление финансовой информации, сдача в аренду сейфов, оказание маркетинговых услуг и т.д.). Поэтому рынок сбыта банковских и других финансовых услуг выходит за традиционные рамки финансового и денежного рынка.
Основными критериями структурирования рынка финансовых услуг являются такие, как ассортимент услуг, субъекты рынка, целевые группы потребителей, территориальные границы рынка. Услугу при этом можно определить как любую выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению материальным имуществом. Так, в законодательстве РФ под банковской услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, включая деятельность по оказанию клиенту помощи, содействие в получении прибыли; квалифицированные советы; управление денежными средствами [1].
Финансовая услуга как экономическая категория выражает экономическое отношение между производителем и потребителем по поводу совершения первым определенных действий в интересах последнего в сфере наличного и безналичного денежного обращения и кредита.
Наиболее эффективный комплекс финансовых услуг на территории СНГ, как это подтверждают зарубежные оценки [6], действует в Казахстане. Хотя по своим размерам этот комплекс слишком мал для страны с площадью 2,7 млн. кв.км и ВВП более 30 млрд.долл. (банковские депозиты составляют 16% ВВП), по ряду параметров он превосходит российский комплекс. Российский сектор финансовых услуг лишь начал проводить необходимые реформы.


Литература
1.О защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 177-ФЗ.
2.Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений /Академич. правовой ун-т при Ин-те гос-ва и права РАН; под ред. М.М.Славина. – М.: М3-Пресс, 2001. – 218 с.
3.Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия. /Под ред. А.П. Гуляева. – М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. – 208 с.
4.Кузнецова Н.П., Чернова Г.В. Конвергенция в сфере финансовых услуг //Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. – 2001. – № 4.
5.Шавшуков В.М. Формирование российского сегмента глобальных финансов. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 366 с.
6.Small but elegant //The Economist. – 2003. – 31 мая.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия