Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Валитов Ш. М.
ректор Казанского государственного финансово-экономического института,
доктор экономических наук,
профессор

Мухаметшина Л. Ф.
аспирант Казанского государственного финансово-экономического института

Инвестиционная привлекательность Татарстана: проблемы, тенденции и Перспективы

Актуальность исследования инвестиционной привлекательности обусловлена тем, что инвестиции – это основа расширенного развития производства, в особенности это относится к инвестициям, связанным с инновационным развитием российской экономики. Привлечение инвестиционных ресурсов – одно из важнейших условий успешного развития экономики страны. Сегодня перед регионами стоит серьезная задача – улучшить инвестиционную привлекательность через управление собственным потенциалом и разработку перспективных инвестиционных проектов.
Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан составил 158,9 млрд руб., что в расчете на душу населения составляет 38,4 тыс. руб. Этот показатель выше, чем в среднем по России, на 23% [4].
Следует отметить, что в 2006 г. произошло незначительное (на 0,8 %) по сравнению с 2005 г. снижение инвестиций в основной капитал. Вместе с тем в 2005 г. данный показатель демонстрировал положительную динамику роста, достигнув отметки 121,4%. Данный факт можно объяснить сложившейся конъюнктурой исторического развития РТ, широкомасштабным строительством к празднованию 1000-летия Казани. Структурный анализ инвестиций показывает, что наибольшая доля инвестиций в республике по-прежнему направля­ется в обрабатывающий сектор экономики, нефтегазовый сектор, транспорт, недвижимость и сектор услуг. В 2006 г. в обрабатывающие производства было направлено 27,3% общего объема инвестиций в основной капитал [1].
В Республике Татарстан вложения в машины и оборудование являлись основной формой использования инвестиционных ресурсов. Такое по­ложение дел способствует развитию производства, расширению и модернизации активной части основных производственных фондов предприятий, что в услови­ях ужесточения конкурентной среды является одним из главных направлений в развитии промышленного сектора экономики. Сформировавшаяся в Республике Татарстан модель инвестиционной деятельности, характерная особенность ко­торой – превышение доли инвестиций в активную часть основных средств над долей инвестиционного потока в пассивную часть основных средств, соответствует принципам оптимальности и в долгосрочной перспективе развития будет способствовать укреплению конкурентных позиций республиканских производителей. Аналогичным образом складывается ситуация в отношении концентрации прямых иностранных инвестиций.
Следует отметить, что Татарстан является лидером среди регионов Приволжского федерального округа по объему привлеченных в 2006 г. прямых иностранных инвестиций (28% от соответствующих капиталовложений в ПФО). В общем объеме инвестиций, поступивших в 2006 г. в ПФО (3128,6 млн долл. США), на долю республики пришлось 15,5%. Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2,2 раза выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу России [4] .
В целом 2006 г. в экономику Республики Татарстан поступило 483,6 млн долл. США иностранных инвестиций. Доминирующую часть в структуре иностранных инвестиций в республике составляют прямые (133,9 млн долл.) и портфельные инвестиции (203,3 млн долл.) — около 70% от общего объема поступивших ин­вестиций (табл. 1).
Таблица 1

Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан за 1997–2006 гг., млн долл. США

Анализ данных табл. 1 показывает, что в Республике Татарстан наблюдаются колебания в привлечении портфельных инвестиций. Эта тенденция имеет как негативные, так и позитивные стороны. Портфельные инвестиции весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с целью скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения – так же быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли. С другой стороны, увеличение данного вида инвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций.
Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2006 г. выглядит следующим образом:
− в обрабатывающие производства — 75,7%;
− в операции с недвижимым имуществом — 21%;
− в предоставление прочих коммунальных услуг — 3,1%;
− в связь — 0,2%;
− в добычу полезных ископаемых — 0,5%.
Структурный анализ иностранных инвестиций, проведенный нами, свидетельствует о том, что динамика инвестиционной активности в республике характеризуется смещением в нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую и машиностроительную отрасли, т. е. наибольшая активность наблюдается в экспортоориентированных отраслях.
Общее количество стран-инвесторов Республики Татарстан увеличилось за период 1995–2006 гг. с 11 до 32. Сейчас в Татарстане работает свыше 150 компаний со стопроцентным иностранным капиталом, их суммарные активы в РТ оцениваются более чем в 2 млрд долл. Норма их прибыльности значительно превышает уровень рентабельности в среднем по России. В целом, по состоянию на 1 января 2007 г., в экономике Республики Татарстан накоплено 1794,1 млн долл. США иностранных инвестиций [4].
В Татарстане активно развивается венчурное инвестирование. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2007 г. в целях развития инфраструктуры венчурного финансирования в сфере высоких технологий создан Фонд информационных технологий (IТ-Фонд). Для создания IТ-Фонда из федерального бюджета выделено 75 млн руб., столько же выделила Республика Татарстан. Средства IТ-Фонда планируется направить на формирование имущественного комплекса закрытого паевого инвестиционного фонда «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия Республики Татарстан в сфере информационных технологий» общим объемом инвестиций 300 млн руб. [2].
Действенным шагом в направлении развития венчурного инвестирования, на наш взгляд, является регулярно проводимая в Казани венчурная ярмарка. Так, положительным результатом проведения Первой окружной венчурной ярмарки в 2005 г. стало то, что 17 компаний-экспонентов нашли стратегических партнеров, из них 6 получили предложения об инвестировании. В работе Второй окружной венчурной ярмарки в июле 2007 г. приняли участие более 400 чел. из Татарстана, России и 11 стран мира. Венчурная ярмарка стала своеобразной коммуникационной площадкой, где отечественные и зарубежные инвесторы смогли ознакомиться с инновационными компаниями малого и среднего бизнеса, предлагающими уникальные продукты и технологии.
Реальную эффективность проведения мероприятий подобного рода подтверждает тот факт, что ярмарка стала местом не только взаимного обмена информацией, но и принятия решений. Например, наиболее важным достижением Второй окружной венчурной ярмарки стало подписание соглашения о сотрудничестве между Государственной некоммерческой организацией «Инвестиционно-венчурный фонд РТ», управляющими компаниями «Тройка Диалог» и «Ак Барс Капитал», которое предусматривает объединение финансовых возможностей для развития наукоемких производств, внедрения новых прогрессивных технологий в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан.
Это свидетельствует о положительной тенденции инвестиционного развития Республики Татарстан и росте ее инвестиционной привлекательности. Можно сделать прогноз, что благодаря улучшению инвестиционного климата республики в ближайшее время будет наблюдаться рост инвестиционной активности и приток инвестиционных ресурсов существенно увеличится.
Несмотря на то, что ситуация с инвестициями в Республике Татарстан складывается самым благоприятным образом, существует целый ряд проблем, препятствующих наиболее полному использованию инвестиционного потенциала региона.
Одной из основных проблем является многообразие существующих подходов к понятию инвестиционной привлекательности предприятия [3]. Это приводит к тому, что возникает проблема адекватного применения указанного понятия на практике. В связи с этим возникает множество различных подходов к анализу и оценке инвестиционной привлекательности предприятия, в результате чего отсутствуют какие-либо соизмеримые результаты исследований, проводимых различными авторами. Как следствие отсутствия единого подхода возникает проблема разработки четкой программы повышения инвестиционной привлекательности Татарстана, в которой были бы обозначены конкретные мероприятия и определены центры ответственности. На сегодняшний день не имеется целостной картины, какие районы и отрасли республики наиболее привлекательны для инвесторов, какая работа ведется государственными ведомствами в данном направлении. Предпринимаемые действия в большинстве своем носят разрозненный и краткосрочный характер.
Помимо указанных проблем основными сдерживающими факторами роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, на наш взгляд, также являются следующие:
− по-прежнему высокая зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
− достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок рефинансирования;
− не разработанные в достаточной мере механизмы содействия иностранным инвесторам;
− недостаточно активное участие в деятельности международного фондового рынка.
Поэтому работа по дальнейшему улучшению инвестиционного климата должна быть проведена по следующим ключевым направлениям:
− достижение терминологической ясности при определении инвестиционной привлекательности, а также разработка и методическое обоснование оптимального метода ее оценки;
− разработка программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы с конкретизацией проводимых мероприятий;
− смещение инвестиционной активности с экспортоориентированных отраслей на такие приоритетные для Республики Татарстан направления, как перспективные информационные, медицинские, промышленные технологии (путем предоставления существенных налоговых льгот для инвесторов в части поступлений в республиканский бюджет, касающихся, в частности, региональной части налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, земельного и транспортного налогов);
− разработка механизмов содействия и защиты интересов инвесторов путем совершенствования системы нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, например, принятие в Республике Татарстан региональных нормативных положений о страховании инвестиций;
− содействие предприятиям Республики Татарстан в проведении мероприятий по улучшению их инвестиционной привлекательности, выходу на международные фондовые рынки.
Применение указанных мероприятий, на наш взгляд, наиболее благоприятным образом скажется на инвестиционной привлекательности Республики Татарстан. Успех реализации мероприятий во многом будет зависеть от скоординированных действий научного сообщества, парламента, исполнительной власти и бизнеса.


Литература
1.Доклад о тенденциях социально-экономического развития Республики Татарстан в 2006 году /Под ред. М.Р. Сафиуллина. – Казань: ГУ «Центр перспективных экономических исследований» АН РТ. – 2007. – 60 с.
2.Материалы Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».
3.Мухаметшина Л.Ф. К вопросу об определении «инвестиционная привлекательность» //Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики». – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2006. – С. 550.
4.Павлов Б. 2006 год – первый год, когда Татарстан начал свое дальнейшее развитие // www.intertat.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия