Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Егоров Н. Е.
заведующий отделом Региональной инновационной экономики Института региональной экономики АН РС (Я),
доцент,
кандидат физико-математических наук;

Ковров Г. С.
заведующий сектором Региональной инновационной политики Института региональной экономики АН РС (Я),
доцент,
кандидат экономических наук

Павлова С. Н.
старший научный сотрудник Института региональной экономики АН РС (Я),
кандидат экономических наук


Формирование стратегии инновационного развития республики Саха (Якутия)

Задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особую значимость. Экономика России остро нуждается в модернизации, идет старение основных фондов, нарастает технологическое отставание.
Конечной целью инновационных программ является повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий и предпринимательских услуг, т. е. оптимальное развитие промышленности, сопровождаемое подъемом ее технологического уровня до уровня, сопоставимого с развитыми странами, повышение экономической эффективности при одновременном росте занятости.
Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением в производство высоких технологий, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами.
В целях обеспечения инновационного пути развития российской экономики необходимо создание нормативно-правовой базы, способствующей эффективному использованию дополнительных стимулов для привлечения инвестиций в наукоемкие технологии. Следует также реализовать комплекс мер, включающих более активные действия государства по ускорению инновационных процессов (создание научно-инновационных зон, технопарков, бирж инноваций, системы венчурного инвестирования и др.), изменению институциональной среды бизнеса (особенно малого и среднего как наиболее мобильных и гибких форм бизнеса в рыночных условиях).
Стратегия инновационного развития определяется как система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий, современных информационных и других услуг, человеческого капитала.
Стратегические приоритеты инновационного развития должны быть ориентированы прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов. В условиях ограниченности (часто искусственно создаваемой) инвестиционных и финансовых ресурсов возрастает значение экономической оценки эффективности инновационных проектов. Главные принципы оценки инновационного проекта должны учитывать основы стратегии развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. К наиболее общим ее направлениям можно отнести: обеспечение преимущества в технологическом развитии и, соответственно, конкурентоспособности продукции; создание технологий на новых принципах переработки ресурсов при максимальном использовании имеющихся научно-инновационного и производственного потенциалов.
Стратегия инновационного развития Республики Саха (Якутия) – это согласованное видение различных участников ее реализации – органов власти, крупных компаний, среднего и малого бизнеса, научных, образовательных организаций, организаций инфраструктуры государственного и частного секторов перспектив среднесрочного и долгосрочного развития РС (Я). Инновационная стратегия определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в этом процессе.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 411 от 06.09.2006 г. принята «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», которая была одобрена Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 г.
Главными задачами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2020 г. являются:
– создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения;
– осуществление масштабной диверсификации экономики с опорой на топливно-энергетический блок, развитие существующих и создание новых направлений в минерально-сырьевом комплексе, стимулирование ювелирного и гранильного производства, создание наукоемких высокотехнологичных производств, учитывающих северную специфику, развитие черной и цветной металлургии, лесного комплекса, туризма и малого бизнеса;
– развитие материальной и совершенствование законодательно-организационной базы строительной отрасли для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов и ускорения жилищного строительства;
– развитие информационных технологий и услуг связи для создания единого информационного пространства республики, оказание качественных дистанционных услуг жителям отдаленных поселений, включая дистанционное образование, телемедицину, развитие сетевых методов управления;
– совершенствование пространственной организации экономики, включая развитие межрегиональной интеграции, преодоление избыточных контрастов в социально-экономическом развитии отдельных районов, создание и приоритетное развитие «точек роста», межрегиональных и региональных кластеров, связанное с достижением значительного синергетического эффекта от согласованного и взаимоинициирующего осуществления ряда инвестиционных проектов в различных отраслях;
– обеспечение устойчивого развития уникальных региональных экосистем. Осуществление масштабных мер по экологическому мониторингу и комплексному сценарному прогнозу развития экологической ситуации в результате осуществления не только отдельных инвестиционных проектов, но и их совокупности в различных комбинациях. Активное участие в мероприятиях Киотского протокола;
– последовательная реализация на территории Республики национальных проектов в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем, включая переселение граждан из ветхого и аварийного фонда;
– развитие социальных услуг с особым вниманием к сельским поселениям и отдаленным улусам. Разработка, законодательное и материально-инфраструктурное обеспечение новой модели самоуправления, при которой малочисленные народы получили бы больше возможностей для саморазвития и самореализации;
– рост реальных денежных доходов населения. Устойчивое демографическое развитие. Рост потребительского рынка;
– привлечение местных трудовых ресурсов в перспективные отрасли экономики. Снижение безработицы, обеспечение профессиональной занятости;
– активное взаимодействие с федеральной властью, соседними и заинтересованными регионами Российской Федерации, бизнес-структурами и институтами гражданского общества для выработки государственной стратегии и программы развития Дальнего Востока, совместного решения на основе государственно-частного партнерства задач развития транспортно-энергетического комплекса, создания транспортной и энергетической инфраструктуры.
В соответствии со Схемой главные приоритеты ускоренного развития и структурной перестройки якутской экономики на период до 2020 г. связаны с созданием условий, в том числе инфраструктурных, обеспечивающих диверсификацию экономики и развитие регионального топливно-энергетического комплекса до масштаба национального – на Дальнем Востоке России и международного – на всем Северо-Востоке Азии. Ключевым направлением наряду с развитием нефтегазодобычи, электроэнергетики (в части развития генерирующих мощностей и интегрирующих сетей электропередач), угольной промышленности, перерабатывающих нефтегазо- и углехимических производств будет развитие транспортного комплекса.
Выбор такой стратегии определяется достаточно высоким научным и инновационным потенциалом республики. Решающее значение для реализации данной стратегии имеет высокий уровень квалификации человеческих ресурсов и активность межсекторного взаимодействия промышленности, малого бизнеса и науки. Для реализации существующего потенциала и развития более успешной и конкурентоспособной экономики в регионе необходима четкая стратегия, последовательная политика и общественная поддержка.
Инновационное развитие для Республики Саха (Якутия) – это стратегия, основанная на широком внедрении новшеств, использовании возможностей, реализация которых требует применения современных стандартов и технологий. Инновационная стратегия нацелена на широкое внедрение инноваций в компаниях, в сфере взаимодействия власти и бизнеса, в области осуществления интерфейсного взаимодействия между наукой, промышленностью и другими секторами экономики.
Стратегия инновационного развития региона ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий. Инновационная стратегия определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации – создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.
Инновационная стратегия определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы развития отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов. Наличие региональной инновационной стратегии позволит региону более эффективно работать с экономическими и финансовыми партнерами (программами, фондами, инвесторами, министерствами и т. д.), создает благоприятные предпосылки для расширения взаимодействия республики с федеральными органами власти и другими регионами.
Инновационная стратегия направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений – технологий, менеджмента, маркетинга, финансов и др., повышения конкурентоспособности региональных компаний, расширения возможностей для развития бизнеса в регионе. Ключевым критерием для оценки выполнения миссии инновационной стратегии является доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства республики. Реализация инновационной стратегии должна обеспечить рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства к 2020 г. до 50%.
Выполнение миссии инновационной стратегии определяется достижением следующих задач:
– обеспечение значительного роста валового регионального продукта;
– превращение региона в один из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов, базирующийся на эффективной стратегии создания и использования знаний;
– обеспечение условий для развития существующих и создания новых компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона;
– осуществление рыночной ориентации научных организаций региона.
Выбор инновационного пути развития Республики Саха (Якутия), определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ республики. Важным конкурентным преимуществом региона является наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях республики. Высшие учебные заведения региона должны готовить специалистов высшей квалификации по всем необходимым специальностям для ведения высокотехнологичного бизнеса.
Важным фактором для успешной реализации инновационной стратегии в Республике Саха (Якутия) должна служить последовательная политика региональных органов власти по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
Инновационная стратегия включает в себя несколько приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по ее реализации:
1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций;
2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий;
3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу);
4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;
5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
Первые три приоритета определяют целевые группы воздействия инновационной стратегии. Четвертый и пятый приоритеты создают основу для реализации инновационной стратегии. Таким образом, все приоритеты рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение миссии и целей инновационной стратегии.
Направление 1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций.
Цель направления – содействовать существующим компаниям в активном использовании инноваций всего спектра направлений – технологических, инноваций в области менеджмента, маркетинга, финансов и др.
Активное использование инноваций существующими компаниями обеспечит повышение их эффективности и конкурентоспособности, поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что в конечном счете определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни.
Данное направление обладает наибольшим потенциалом для достижения целей инновационной стратегии, позволяет в сравнительно короткие сроки получить результаты, поскольку использует ресурс действующих компаний и не требует затрат на создание нового бизнеса. Республика Саха (Якутия) обладает достаточными условиями для успешной реализации этого приоритетного направления.
Направление 2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
Цель направления – создание условий для роста новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из состава научно-образовательных учреждений.
Данное направление обладает большими возможностями в Республике Саха (Якутия). Во-первых, развитие новых малых инновационных предприятий, которые используют научно-технологический потенциал, – это реальная возможность для коммерциализации разработок научных организаций. Во-вторых, новые малые предприятия создают базу для будущего экономического потенциала региона. В-третьих, рост малых инновационных компаний создает новый имидж региона, экономическое развитие которого осуществляется за счет использования знаний. Кроме того, новые предприятия – это увеличение вклада в экономическое развитие – рост налоговой базы, создание новых рабочих мест.
Направление 3. Привлечение внешних инвестиций.
Цель направления – использование конкурентных преимуществ республики (сильная наука и знания, способность использовать знания в целях экономического развития) для привлечения инвестиций в регион.
Данное направление, с одной стороны, использует результаты приоритетных направлений 1 и 2, а с другой стороны, усиливает их возможности. Привлечение внешних инвестиций – это увеличение реальных ресурсов для экономического развития региона.
Направление 4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
Цель направления – создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в регионе.
Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. Наличие этого самостоятельного приоритетного направления в инновационной стратегии обусловлено следующими причинами:
1. В Республике Саха (Якутия) отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций.
2. Существующая инфраструктура для поддержки инноваций не полностью адаптирована к потребностям целевых групп Инновационной стратегии (существующие компании, использующие инновации, начинающие малые инновационные предприятия, научные организации).
3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие региона, не работают как интегральная инфраструктура, что ослабляет ее возможности.
Направление 5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
Цель направления – максимально эффективное использование людских ресурсов для реализации различных направлений инновационной стратегии.
Способность одних людей генерировать новые идеи, а других – их объективно оценивать и принимать решения по их воплощению, их умения и навыки профессионально решать поставленные задачи в конечном счете являются определяющим фактором успеха инновационной стратегии. Поэтому данное направление – основа всех приоритетных направлений инновационной стратегии.
Механизмы реализации стратегии инновационного развития региона.
Реализация инновационной стратегии заключается в скоординированной деятельности заинтересованных организаций, представляющих различные сферы – власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор и т. д. – в осуществлении собственных инициативных проектов и мероприятий, определенных органами управления инновационной стратегии.
Для достижения целей и решения задач инновационной стратегии будут использованы следующие основные механизмы.
Ежегодный план действий.
Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников инновационной стратегии обеспечивается за счет формирования ежегодного плана действий по реализации стратегии. Выработка плана действий основывается на приоритетах инновационной стратегии, учитывает динамику процесса реализации стратегии и изменение внешних факторов и условий. Этот план действий находит свое отражение в республиканских целевых программах, прежде всего в программе «Развитие инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года», федеральных целевых программах, программах совместной деятельности с российскими и международными финансовыми организациями и фондами, международных программах и проектах.
Интегрирование возможностей различных программ и проектов.
Одним из важных механизмов реализации инновационной стратегии является согласование различных стратегических направлений и инициатив (содержащихся в федеральных, региональных, ведомственных, межведомственных программах и проектах), выполняемых различными участниками, в рамках инновационной стратегии, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.
Законодательное обеспечение.
Экономическое инновационное развитие Республики Саха (Якутия) – деятельность, затрагивающая различные сферы экономической и общественной жизни. Реализация многих направлений инновационной стратегии потребует специального правового обеспечения как на региональном, так и на федеральном уровне.
Приоритеты развития.
Важным механизмом реализации инновационной стратегии является концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Органы управления Инновационной стратегии, ориентируясь на оценки и данные мониторинга, будут регулярно определять и при необходимости корректировать приоритетные направления в экономическом развитии Республики Саха (Якутия), выявлять точки роста и представлять выявленные приоритеты для различных секторов экономики.
Ожидаемые результаты стратегии инновационного развития.
Инновационная стратегия предполагает достижение экономических и культурных изменений в Республике Саха (Якутия). Эти изменения будут носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности региона. Основные результаты инновационной стратегии определяются ее миссией, целями, приоритетными направлениями. С точки зрения целевых групп инновационная стратегия будет иметь следующие результаты.
1. Обеспечит компаниям региона:
– привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т. д.) для реализации инновационных проектов;
– создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;
– развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
– улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона;
– рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
– повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;
– рост авторитета бизнеса;
– улучшение экономической и социальной среды в регионе.
2. Позволит научным и образовательным учреждениям:
– сформировать рынок НИОКР;
– накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала;
– осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом и крупными компаниями;
– увеличить спрос на образовательные услуги.
3. Обеспечит организациям инновационной инфраструктуры:
– развитие рынка услуг;
– повышение возможностей инновационной инфраструктуры;
– подготовку квалифицированных специалистов.
Общими результатами реализации инновационной стратегии, которые повлияют на уровень жизни населения республики в целом, явятся:
– увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
– создание новых рабочих мест;
– повышение качества жизни.
– повышение эффективности власти.


Литература
1.Егоров Н.Е. Формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия). – СПб.: НПК «РОСТ», 2006. – 168с.
2.Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Якутия): Сб. науч. тр. Первого инновационного форума Республики Саха (Якутия) /Под ред. Н.В. Бекетова, Н.Е. Егорова. – СПб. – Якутск: НПК «РОСТ», 2007. – 390 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия