Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ермаков Д. Н.
профессор кафедры социального страхования факультета социального страхования, экономики и финансов Российского государственного социального университета (г. Москва),
доктор политических наук,
кандидат исторических наук


Роль негосударственных пенсионных фондов в реализации региональной инвестиционной политики

Огромное значение в развитии экономики региона имеет инвестиционная политика. Региональную инвестиционную политику можно определить как совокупность действий участников рынка по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе *. Сущность данной политики – в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и усовершенствовании. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций, а также методы распределения капиталовложений.
Целями региональной инвестиционной политики являются: достижение экономической самостоятельности и безопасности региона; рациональное размещение производительных сил в регионе; укрепление индустриальной базы; выделение выгодных инвестиционных проектов; экономический рост.
К базисным принципам региональной инвестиционной политики относятся принципы: эффективности (инвестирование должно приносить прибыль); структурного равновесия (инвестиции должны равномерно распределяться в рамках регионального инвестиционного проекта); целенаправленности (реализация проектов, имеющих конкретное обоснование); общественной значимости (обязательность учета интересов общества, ответственность в принятии решений и реализации программ).
Механизмы реализации региональной инвестиционной политики включают в себя систему инвестиционных ресурсов, институтов и инструментов, задействованных в региональном инвестиционном процессе, а также комплекс мер организационного, правового, экономического характера, регулирующих данный процесс. Следует подчеркнуть, что механизм реализации региональной инвестиционной политики необходимо рассматривать как часть целостной инвестиционной системы, действующей на федеральном уровне и охватывающей регионы. Среди субъектов данной системы – органы федеральной власти, региональные и муниципальные органы, хозяйствующие субъекты (как государственные, так и негосударственные), граждане РФ.
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования региональная инвестиционная политика базировалась на принципах децентрализации инвестиционного процесса.
Для реализации региональной инвестиционной политики необходим соответствующий механизм, т. е. своего рода система, определяющая порядок функционирования и взаимодействия всех факторов инвестиционного процесса. Он представляет собой конкретный вид хозяйственного механизма деятельности региона, определяющего совокупность различных инструментов и методов воздействия на реализацию стратегии капиталовложений. Трансформации ресурсов НПФ в инвестиции региона связаны с решением проблемы вхождения фондов в состав данного механизма.
В наиболее общем виде механизм реализации инвестиционной политики регионов включает в себя: а) разработку и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс; б) предоставление гарантий сохранности частного капитала; в) предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам; г) создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности; д) содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов; е) выдачу гарантий и поручительств коммерческим банкам и иным финансовым институтам, финансирующим инвестиционные проекты; ж) мобилизацию средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг; з) содействие становлению институтов региональной инвестиционной структуры.
Многие звенья данного механизма взаимодействуют с финансовыми институтами как регионального, так и федерального уровней, включая НПФ, функционирующие на территории региона.
Механизм реализации инвестиционной региональной политики состоит из следующих блоков: нормативного, организационного, информационного, управленческого и финансового.
Ядро нормативного регулирования региональной инвестиционной политики составляет комплекс законов об инвестировании федерального уровня *. Следует отметить, что инвестиционная деятельность НПФ в регионах регулируется и специальным законодательством о негосударственных пенсионных фондах, разрабатываемым как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Помимо собственно инвестиционного законодательства на процессы инвестирования оказывает влияние и правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность – налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, финансовое законодательство, законодательство о реструктуризации естественных монополий *.
Стремление увеличить инвестиционную привлекательность региона заставляет местные власти принимать региональное инвестиционное законодательство, где закладывались бы основы инвестирования в экономику региона. Можно констатировать, что на региональном уровне активизировался законотворческий процесс по регулированию инвестиционной деятельности *.
В ряде регионов принято специальное инвестиционное законодательство. Всего субъектами Федерации разного уровня – республиками, краями, областями, автономными образованиями – принято более 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе более 60 законов в этой сфере *.
Рассмотрим это на примере Ханты-Мансийского АО, в котором созданы благоприятные условия для успешной трансформации ресурсов НПФ в инвестиции региона.
В Ханты-Мансийском АО, где уровень инвестиционной активности достаточно высок, для создания привлекательного инвестиционного климата создана соответствующая нормативно-правовая база *.
Удачным примером регионального инвестиционного законодательства является закон «О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа». Он не просто повторяет нормы и принципы регулирования, заложенные в федеральном законе, но и дополняет их с учетом специфики области.
Закон «О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах определяет ряд специфических условий на территории округа. К ним относятся: цели предоставления налоговых льгот; критерии формирования льготных категорий налогоплательщиков; виды, основания и условия предоставления льгот по налогам; ограничения по предоставлению льгот по налогам и порядок определения экономических оснований льгот по налогам. Все это напрямую связано с инвестиционной деятельностью в регионе.
В соответствии с данным Законом в Ханты-Мансийском автономном округе действуют налоговые льготы для вкладчиков, участников и НПФ в части средств, направляемых в местный бюджет. Постановлением Правительства автономного округа – Югры («Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов») определен порядок предоставления субсидий из бюджета округа для компенсации инвесторам части затрат. Не компенсируются кредиты (целевые займы), выданные за счет средств бюджета округа.
В Ханты-Мансийском автономном округе введен в действие закон «О негосударственных пенсионных фондах на территории ХМАО», устанавливающий порядок аккредитации НПФ и филиалов, действующих на территории округа, создан региональный орган, контролирующий деятельность НПФ.
Следствие созданного благоприятного климата на законодательном уровне – рост инвестиций. По данным Росстата, в 2005 г. рост инвестиций в основной капитал Ханты-Мансийского АО достиг 228445,1 млн руб. * В феврале 2006 г. рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента по обязательствам ХМАО в иностранной валюте с «BB» до «BB+» и рейтинг по российской шкале – с «ruAA» до «ruAA+». Все это говорит о высокой инвестиционной привлекательности не только экономики Ханты-Мансийского АО, но и его законодательной базы.
Остановимся на организационном блоке механизма реализации региональной инвестиционной политики. Под ним подразумевается совокупность организационных процедур и структур, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают функционирование и развитие инвестиционных процессов в регионе, в том числе и инвестирование ресурсов негосударственных пенсионных фондов в экономику региона *.
Сегодня регионы прилагают значительные усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Поволжье). Формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в Татарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской, Самарской областях), задачи которых – разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов и пр.
Например, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры «Об инвестиционно- экспертном совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определен порядок отбора инвестиционных проектов и принятия решений об оказании государственной поддержки, а также решений по иным вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов за счет средств бюджета автономного округа, инвестиционно-экспертным советом.
Сложность решения проблемы региональных финансов определяется не только «формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий)» *.
Основная особенность финансовой составляющей инвестирования в регионе заключается в том, что здесь действуют несколько самостоятельных финансовых подсистем: государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований; отдельных юридических и физических лиц, хозяйствующих субъектов. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени являются объектом региональной инвестиционной политики через инструменты налогообложения, финансирования регионального и муниципального заказа и т. п.
Анализ существующей финансовой системы инвестирования в регионах позволяет сделать вывод о ее неустойчивости. В настоящее время для многих субъектов РФ и муниципальных образований характерны острая финансовая, в том числе и бюджетная, недостаточность, постоянная нехватка денежных средств. В результате свертывается инвестирование на предприятиях, сужается бюджетное финансирование инвестиционных проектов. Многие регионы еще являются дотационными, их финансовые ресурсы и финансовое положение в большой мере зависят от федерального бюджета, а именно от Федерального Фонда финансовой поддержки регионов.
Региональные инвестиционные проекты предполагают наличие разнообразных участников, поэтому и ресурсы финансирования также многообразны. В этой связи источники финансирования данных проектов можно классифицировать по разным основаниям (внутренние и внешние, государственные и негосударственные и пр.).
Регионы ищут новые источники для инвестирования в региональную экономику, и средства НПФ могут стать одним из таких источников. В этом плане интересен опыт Ханты-Мансийского автономного округа, где второй год значительная часть пенсионных резервов одного из крупнейших в России Ханты-Мансийского НПФ успешно инвестируется в жилищное строительство. До конца этого года объем средств, направляемых в эту сферу Ханты-Мансийским НПФ, возрастет с 2,5 млрд руб. до 5 млрд руб. На средства пенсионных резервов фонда возводятся дома в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске и других городах Югры.
Следует отметить, что администрация округа понимает, что в финансовых институтах и в их совместном функционировании заложен большой потенциал, который необходимо использовать для развития региона. Так, Ханты-Мансийский банк и Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд реализуют совместный проект для получателей дополнительных пенсий (губернаторских надбавок) – «Пенсия с процентами» *.
Кроме того, в целях создания системы негосударственного пенсионного обеспечения для работников, занятых в муниципальных организациях и учреждениях, муниципальные власти платят пенсионные взносы из бюджета муниципального образования в НПФ, отобранные по конкурсу.
В то же время власти заинтересованы в использовании финансовых ресурсов, привлеченных через систему негосударственного пенсионного обеспечения, в качестве источника финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Получается, что муниципальные средства, задействованные в системе НПФ, дают и социальный (повышая будущие пенсии работникам муниципальной сферы), и экономический эффект (через реальные инвестиции).
Процесс реализации стратегии инвестиционной региональной политики дает хороший результат при четкой организации его выполнения. Поэтому важной составляющей механизма реализации данной политики является управленческий блок. Его анализ предполагает учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на принимаемые решения при формировании региональной политики инвестирования; изучение основных направлений самой инвестиционной политики, ее оптимальности и эффективности, а также рассмотрение организационных мероприятий по управлению инвестиционным процессом.
Для инвестирования пенсионных активов должны быть разработаны региональные инвестиционные проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры, с определенными финансовыми гарантиями и поддержкой со стороны региональных властей.
Подобная программа разработана и успешно реализуется в Ханты-Мансийском АО. В соответствии с распоряжением Правительства автономного округа разработана Программа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2002–2012 гг. Заказчиком программы выступает Департамент социальной защиты населения автономного округа, разработчиком – Ханты-Мансийский НПФ.
Целями программы являются: обеспечение на комплексной основе достойного уровня доходов населения автономного округа после окончания периода активной трудовой деятельности и выхода на пенсию; создание устойчивой, долгосрочной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения автономного округа. Данная система предполагает накопительные принципы привлечения средств организаций различных отраслей экономики, бюджетных средств автономного округа и муниципальных образований, а также личных доходов населения.
Программой предусмотрено: формирование системы управления, регулирования и контроля региональной системы НПО; информационно-просветительское обеспечение, развитие консультационно-обучающей инфраструктуры; создание стимулирующих условий по развитию фондов и внедрению пенсионных программ (планов) организаций и частных лиц; развитие инфраструктуры финансового рынка.
Что касается информационной составляющей механизма реализации инвестиционной политики в регионе, то информационный блок позволяет через справочную, аналитическую, техническую и рекламную и т. п. информацию представить все инвестиционные процессы, происходящие в регионе *.
Инвестиционная политика в регионе предполагает использование целого набора инструментов, которые можно рассматривать как рычаги прежде всего финансового механизма для воздействия на процесс трансформации ресурсов НПФ в инвестиции региона. Эти инструменты могут иметь как административный, так и чисто экономический характер. В первом случае они используются субъектами региона, исходя из властных полномочий, т. е. реализуя управленческую функцию данным процессом, о чем уже говорилось выше. Во втором случае речь идет о методах, способах, формах экономического (в первую очередь финансового) воздействия на инвестиционный процесс.
В широком смысле слова финансовые инструменты – это средства, приемы, способы, формы финансового воздействия на инвестиционный процесс. Как правило, при формировании инвестиционных ресурсов обычно рассматривают несколько основных методов финансирования отдельных проектов. К ним следует отнести: самофинансирование; систему бюджетного финансирования; акционирование; кредитное финансирование; лизинг и селенг; привлечение иностранных инвестиций; смешанное финансирование; проектное финансирование.
Интересы развития региональной и национальной экономики требуют наиболее полного использования внутреннего финансового потенциала. Разрыв между сбережениями и инвестициями отчетливо свидетельствует о наличии достаточно высоких объемов потенциальных ресурсов в регионе, не используемых сегодня для инвестирования в силу неразвитости механизма капитализации сбережений. Особое внимание при этом должно быть уделено привлечению ресурсов негосударственных пенсионных фондов в качестве инвестиций в регионы.
Основными элементами сформировавшейся за последние годы региональной инвестиционной политики являются: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; предоставление инвесторам (в пределах своих полномочий) различных льгот и стимулов; создание организационных структур по содействию инвестициям; гарантии и поручительства банкам; аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов; поддержка инвестиционных проектов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия