Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Морозов И. А.
заместитель генерального директора Центра финансового и правового обеспечения Управления делами Президента Российской Федерации (г.Москва)

Экономические показатели устойчивого развития и оценка ситуации в северо-западных регионах России

Необходимость перехода регионов Российской Федерации к устойчивому развитию диктуется тремя причинами:
1) до сих пор не преодоленным разрушением механизмов воспроизводства, затрагивающим как трудовые, так и материальные ресурсы;
2) усилением межрайонной дифференциации, сопровождающимся концентрацией финансовых ресурсов в немногочисленных центрах;
3) отсутствием институциональных условий, которые бы могли обеспечить восстановление и преумножение ресурсов, находящихся вне сферы влияния рынка.
В настоящее время в связи с разработкой региональных программ по устойчивому развитию наиболее актуальной задачей представляется организация мониторинга общественных изменений, в частности мониторинга слежения за экономическими процессами. Для этого необходима система соответствующих показателей [1–9].
Выбор адекватных индикаторов устойчивости развития представляет собой сложную теоретико-методологическую проблему. Она не может иметь стандартных решений (по причинам различий статистической базы, местных условий и т. д.). Тем не менее целесообразно искать как можно более эффективные решения в ходе экспериментирования. Одним из них является обособление нескольких уровней анализа, принятое в Европейском Союзе вместо неадекватного традиционного вычленения экономического, социального и экологического аспектов.
С учетом накопленного опыта автор предлагает рассматривать три уровня организации экономики: 1) уровень субъектов Федерации; 2) уровень организаций; 3) уровень семьи.
Для всех трех уровней разработаны свои индикаторы устойчивого развития [10]. Сущность метода, рекомендуемого автором для выбора индикаторов, сводится к нахождению в каждом конкретном случае ответов на три вопроса:
1) насколько существенное приращение информации дает использование данного показателя;
2) значителен ли вклад наблюдаемого явления в обеспечение устойчивого развития;
3) в какой мере данное явление может быть управляемо.
Естественно, что предлагаемый показатель должен удовлетворять общепринятым требованиям достоверности сведений и однородности ряда.
Исследование строится в плане сравнения 11 субъектов Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, по каждому из выбранных показателей в двух аспектах, отражающих:
1. cовременный статус наблюдаемого явления (по данным на 2000–2005 гг.);
2. изменения за рассматриваемый период (начинающийся, в зависимости от характера объекта, с 1990, 1995, 1997 или 2000 г.).
Предполагается, что для перехода к устойчивому развитию нужен, во-первых, определенный потенциал и, во-вторых, положительный тренд за достаточно длительное время. Оба фактора считаются равнозначными. Количественная характеристика субъектов Федерации на одном из трех уровней по двум аспектам завершается их ранжированием и классификацией.
Региональный уровень
Группа экономических индикаторов, характеризующих в целом регионы Северо-Запада (а также, очевидно, других федеральных округов), включает показатели по следующим темам:
а) Финансы;
б) Валовой региональный продукт;
в) Транспорт;
г) Жилищно-коммунальное хозяйство;
д) Исследования и разработки;
е) Обеспеченность природными ресурсами.
Статус региона обусловлен прежде всего структурой бюджета. В его доходной части важнейшее значение имеет соотношение собственных налоговых и неналоговых поступлений и безвозмездных перечислений из федерального центра. В табл. 1 отражена доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах, отражающая меру финансовой независимости регионов. В качестве точки отсчета представлены средние значения показателя по Российской Федерации.
Таблица 1

Доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах бюджетов (в %)
Источник: рассчитано по данным статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006».
Безвозмездные перечисления в бюджеты 11 регионов в целом обратно пропорциональны величине удельных налоговых поступлений.
Так как главные функции регионов состоят в жизнеобеспечении, в расходной части бюджетов с позиций устойчивого развития особый интерес представляют статьи, касающиеся финансирования социальных мероприятий. Вторая по важности расходная статья консолидированных бюджетов связана с финансированием жилищно-коммунального хозяйства. Затраты на его поддержание зависят в первую очередь от финансовых возможностей региона, степени урбанизации и климатических условий
В табл. 2 представлена обобщенная информация об относительном финансовом положении регионов в отношении доходов и расходов их консолидированных бюджетов (при этом делается допущение, что все показатели равнозначны).
Таблица 2

Ранжирование регионов по бюджетным доходам и расходам (ранг занимаемых мест)
Как видно из табл. 2, наилучшее финансовое положение по трем бюджетным показателям имеет Ненецкий автономный округ, ему очень значительно уступают Санкт-Петербург и Республика Коми. Третью группу образуют Мурманская и Архангельская области. В замыкающую группу входят остальные шесть регионов.
Организация наукоемкой экономики – ключевая проблема перехода на модель устойчивого развития. Так как для инновационного процесса важен прежде всего результат, очевидно, нужно отдать предпочтение показателю, характеризующему качество научно-технического творчества. Оно может быть измерено и измеряется количеством выданных патентов на изобретения.
В результате сравнительного анализа информативности выявляются следующие наиболее значимые индикаторы регионального уровня:
1) доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах консолидированных бюджетов;
2) валовой региональный продукт на душу населения;
3) отправление пассажиров железнодорожным транспортом;
4) удельный вес площади жилых домов, оборудованных канализацией;
5) количество выданных патентов на изобретения;
6) обеспеченность населения сельскохозяйственными угодьями.
По наиболее репрезентативным показателям выделяются четыре группы регионов:
– лидирующая – Вологодская и Калининградская области, Санкт-Петербург;
– средняя – Псковская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ленинградская область;
– отстающая – Новгородская, Архангельская области;
– замыкающая – Республика Карелия.
Соотношение между регионами практически не меняется при увеличении числа показателей, что свидетельствует о достаточной пригодности избранного метода сравнительного анализа.

Уровень предприятий

Для характеристики статуса хозяйствующих организаций отбираются те показатели, которые описывают явления, зависящие от их деятельности, что создает условия для перехода к целенаправленному управлению. Эти показатели дополняют индикаторы, характеризующие деловую обстановку, например численность безработных.
На уровне организаций регионы предлагается описывать с помощью системы показателей, распределенных по следующим направлениям:
– финансовое состояние;
– рентабельность сельскохозяйственного производства;
– малые организации;
– занятость;
– производство продукции;
– фонды;
– инновационный процесс;
– инвестиции;
– структура продукции промышленности;
– сельскохозяйственное производство;
– энергоемкость производства;
– экспорт продукции.
Статистика дает возможность судить о финансовом состоянии организаций по нескольким показателям. Наиболее общий из них – сальдированный финансовый результат деятельности организаций. Второй финансовый показатель – доля убыточных организаций. При сравнении данных по этим двум показателям видно, что индикатор сальдированного финансового результата как бы затушевывает существующие различия между регионами.
В связи с особым значением сельского хозяйства для обеспечения устойчивого развития необходим анализ рентабельности растениеводства и животноводства.
Устойчиво развивающаяся экономика требует также установления оптимальных пропорций между количеством крупных, средних и малых предприятий. Малые предприятия обеспечивают большую гибкость в реагировании на спрос и обладают повышенной инновационной активностью. Показателями в данном случае можно считать: 1) долю работников малых предприятий в общей численности занятых в промышленности и 2) площадь крестьянских хозяйств.
Наиболее общей характеристикой динамики промышленности являются индексы объемов производства. Даже за короткий срок среди северо-западных регионов обнаруживается сильная дифференциация: средние годовые темпы прироста промышленной продукции в округе различаются более чем на 20%.
Устойчивое развитие предполагает постоянное обновление производства. В качестве простого и вместе с тем достаточно информативного показателя масштабов нововведений можно избрать число инновационно-активных организаций. Второй инновационный показатель, который целесообразно применять, – число использованных передовых технологий.
Как правило, при характеристике размеров инвестиций в региональной экономике используется показатель удельных вложений, определенных в расчете на душу населения. Между тем известно, что наиболее привлекательными для вложений в основной капитал являются в настоящее время отрасли добывающей промышленности, вклад которых в обеспечение устойчивого развития минимален. Поэтому показатель удельных вложений должен быть дополнен другими показателями.
Инвестиционный процесс противоречив по своей природе: с одной стороны, он развивает производство, но, с другой, закрепляет его сложившуюся, далеко не оптимальную структуру. Консервативную роль играют собственные средства организаций, обычно направляемые на цели расширения производства. Изменить специализацию региональной экономики могут, главным образом, целенаправленные вложения из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. В свете сказанного определенный интерес представляет статистика, показывающая долю собственных средств в общей сумме инвестиций в основной капитал. Используя ее, мы делаем допущение, согласно которому чем меньше доля собственных средств, тем шире возможности диверсификации производства и, следовательно, тем лучше перспективы интенсивного развития.
Для обеспечения устойчивого развития особое значение имеют инвестиции в сельское хозяйство.
В структуре производства с позиций устойчивого развития следует выделить прежде всего те отрасли, которые функционируют благодаря возобновляемым природным ресурсам. С эксплуатацией последних связаны пищевая, легкая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Показатель статуса этих отраслей – доля производимой ими промышленной продукции.
Мерилом технической вооруженности экономики принято считать размеры машиностроительных мощностей. Соответствующим индикатором могут служить доли продукции машиностроения и металлообработки, учитываемые статистикой в совокупности.
Для характеристики сельского хозяйства достаточно двух показателей – производства зерна и поголовья крупного рогатого скота.
Финансовое состояние организаций во многом определяется связями с внешним рынком. Предприятия, ориентированные на экспорт, при сильной зависимости от меняющейся конъюнктуры должны обладать относительно большими возможностями для инноваций, что создает предпосылки для устойчивого развития. Исходя из этого, показателями состояния экспорта регионов могут служить, во-первых, удельный экспорт древесины и продовольствия и, во-вторых, удельный экспорт продукции машиностроения.
Сравнительный анализ информативности дает следующий ряд показателей, характеризующих предприятия (в порядке значимости):
– доля убыточных организаций;
– доля работников малых предприятий;
– уровень безработицы;
– степень износа фондов в промышленности;
– число использованных передовых технологий;
– инвестиции из средств федерального бюджета;
– использование возобновляемых природных ресурсов в промышленности;
– доля машиностроения и металлообработки в промышленной продукции;
– поголовье крупного рогатого скота;
– экспорт древесины и продовольствия.
Уровень семейного хозяйства. Общепринятым показателем оплаты труда является размер заработной платы. Однако, учитывая финансовые трудности организаций, необходимо учитывать также задолженность в выплате заработной платы. Тренды в оплате труда можно прослеживать с помощью показателя реальной заработной платы, учитывающего темпы инфляции. В качестве исходного принимается уровень 2000 г., поскольку увеличение периода в данном случае не дает новой информации. Номинальная заработная плата дифференцирована между регионами, причем существуют четырехкратные различия в уровнях.
Рост реальной заработной платы также происходит неравномерно, с опережением на юге и заметным отставанием на севере, в особенности в Мурманской области и Республике Коми.
Жилище представляет собой главный семейный капитал, поэтому логично воспользоваться статистикой площади жилья, приходящейся на одного человека, как показателем благосостояния людей. При оценке изменения жилищных условий имеет значение учет источника средств, расходуемых на строительство. В частности, удельный вес жилых домов, построенных за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья свидетельствует об уровне благосостояния населения и степени развитости свободного предпринимательства. Значения данного показателя в регионах различаются на порядок и при этом меняют знак за короткое время.
Интегральный показатель социального расслоения – коэффициент Джини, отражающий степень неравномерности доходов населения, который определяется по пяти группам населения. Этот показатель фиксирует значительные различия между регионами Северо-Запада и рост дифференциации доходов людей за короткий трехлетний период. Важным показателем благосостояния людей является доля бедных, имеющих денежные доходы ниже прожиточного минимума. Статистические наблюдения за денежными доходами свидетельствуют о росте числа бедных до 1999 г. и его последующем снижении. Оба показателя нуждаются во взаимном уравновешивании.
Таким образом, выше были в общих чертах рассмотрены три иерархических уровня экономики – субъектов Федерации, отдельных хозяйствующих организаций и семей. Каждое уровень может получить синтетическую оценку своего статуса по 7–10 наиболее информативным показателям. Выполненный анализ дает возможность перейти к выделению групп регионов по предпосылкам устойчивого развития на базе ранжирования по всей совокупности ключевых показателей. Предложенный автором подход позволяет с достаточной степенью объективности судить об экономическом статусе регионов и их положении по отношению друг к другу, что важно для подготовки и принятия решений по проектам и программам развития, распределению бюджетных средств, разработке законопроектов и т.д.


Литература
1.Бобылев С.Н. Макеенко П.А. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). – М.: ЦПРП, 2001.
2.Ретеюм А.Ю. Двенадцать лет из жизни страны. – М.: Хорион, 2004.
3.Environmental Sustainability Index. Benchmarking National Environmental Stewardship App. A Methodology. Davos, 2005.
4.Expanding the Measure of Wealth: Indicators of Environmentally Sustainable Development. World Bank Publications. – Washington, 1997.
5.Ganderton P. Indicators of Sustainable Development for the United Kingdom. HMSO, 1996.
6.Indicators of sustainable development: framework and methodologies. UN, Commission on Sustainable Development, 2001.
7.OECD Environmental Indicators: Towards Sustainable Development, 2001.
8.Sustainable Development Indicators. Eurostat, 2006.
9.Sustainable Development Indicators for Sweden. – Stockholm, 2001.
10.Морозов И.А. Тенденции развития Северо-Запада России. – М.: Хорион, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия