Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ульянова О. Ю.
доцент,
докторант кафедры экономической теории Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Эволюционно-технологическая основа региональной жилищной политики

Для каждой стадии общественной эволюции разрабатывается адекватная концепция развития региональных жилищных систем, которая основывается на системно-эволюционных закономерностях и учитывает векторную направленность ее развития, специфику уровня культурного и институционального потенциалов. Эта концепция определяет место и роль жилищной системы в регионе, формы и методы ее регулирования.
Регулирование социально-экономического развития региона должно обеспечивать выбор и осуществление преимущественно оптимальных решений, так как цена ущерба от принятия необоснованных решений многократно возрастает и влияет в конечном итоге на условия и качество жизни общества. Время требует новых научно обоснованных решений, решительного изменения вчерашней логики поведения людей. Жилищная система – это концентрация интересов частных и общественных, снижение конфликтов между которыми должно стать прежде всего задачей регионов. «Философия нового века – это системное развитие региона на демократической и современной научно-технической основе в интересах человека» [1].
По мнению А. Гранберга [3, с. 12–13], для страны важен не только общий экономический рост, но важно и то, как этот рост осуществляется в отдельных регионах. Регионы имеют различия в проблемах и институциональных условиях, как экономических, так и социальных. Предпочтительнее национальная модель, при которой в стране общий рост является результатом симметричного развития всех регионов. «Если качественный рост можно представить в виде линейного процесса, то этого нельзя сказать о социально-экономическом развитии. В перспективе модель развития изменится, как и его показатели. Они будут в большей степени учитывать качество человеческого капитала, состояние окружающей среды, доступность культурных и природных благ, плотность городского населения и другие факторы» [4], которые имманентны современным тенденциям постиндустриального общества. Безусловно, регионы имеют различия в темпах развития, однако снижается асимметричность между регионами и во всех из них растет уровень жизни. Экономическая политика должна быть ориентирована на то, чтобы «поднимать» отстающие регионы, не ущемляя интересов регионов-лидеров.
Стратегической целью современного гражданского общества является повышение качества жизни населения, на реализацию которой должна быть направлена деятельность системы государственного, регионального и муниципального управления. Качество жизни является логическим развитием общей категории качества, которая позволяет наиболее полно оценить социально-экономическое развитие региона.
Концепция развития региональных подсистем должна быть гибкой, открытой к «диалогу человека с природой, жилищной системы с человеком», поэтому она должна быть своего рода «синергетическим эсперанто», обеспечивающим этот диалог. Синергетический подход к проблеме развития региональной жилищной системы обеспечивает стратегию управления «из будущего (1) и дает научное обоснование выбранному сценарию развития жилищной системы.
Все концепции реализуются и заканчиваются с успехом только тогда, когда они начинаются и заканчиваются интересами человека, нравственным возвышением личности. Жилищная политика предполагает ориентацию на инвестиционно-инновационное развитие региона, отражающее повышение качества жизни населения. «Рациональная стратегия экономического управления является функцией экономических, институциональных и культурных параметров системы» [8].
Основополагающей задачей развития жилищной системы должна стать культурная составляющая. Культурный ресурс решающим образом определяет уровень и перспективы развития общества, является главной составляющей стратегического потенциала инновационного развития любой системы.
Рост интереса к проблемам инновационного развития региональных жилищных систем способствует устранению сложившихся по разным причинам диспропорций в уровне их экономического и социального развития на основе более широкого распространения эффективных методов управления. Для этого использовались различные методы прямого государственного вмешательства и косвенного регулирования, призванные активизировать имеющийся в регионах научно-технический потенциал, человеческий капитал и предпринимательскую инициативу. Важный вклад в решение этих задач внесло создание научных (инновационных) парков и инкубаторов малого бизнеса, использование кластерной стратегии, развитие предпринимательских сетей и широкое вовлечение региональных предприятий, учебных заведений и исследовательских организаций в национальные и международные инновационные программы.
Реализуемая на практике инновационная и жилищная политика определяется конкретными социальными, экологическими, экономическими и культурными условиями. Каждый регион подходит к решению задач с учетом особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей.
Региональная жилищная политика направлена на регулирование отношений, возникающих в результате обеспечения населения определенными благами. В основу жилищной политики должен быть заложен принцип социальной справедливости, что означает для человека возможность выбора жилищных условий (владение или наем), что снижает остроту социальных конфликтов.
Тем не менее принято выделять в качестве наиболее распространенных подходов к трактовке понятия «социальная справедливость» эгалитарный, утилитарный, либеральный и рыночный подходы, которые сформировались в ходе эволюции представлений о справедливости и равенстве.
Практическая реализация при распределении благ на основе любого из этих принципов справедливости сопряжена со значительными трудностями и может способствовать возникновению серьезных проблем как экономического, так и социального характера. В ходе общественной эволюции меняется представление о социальной справедливости. В различных регионах используется соответствующий подход к социальной справедливости в жилищной политике. Так, например, для «столичных» регионов характерно применение либерального и рыночного подходов, для периферийных – эгалитарного. Модель региональной экономики определяет социальный уклад жизни населения и сама определяется им в результате длительного развития в условиях реального состояния региона на том или ином этапе.
Региональная экономика разрабатывает концепции активизации социальных, экологических и экономических процессов и методы воздействия на процессы регионального развития. Программы развития жилищной системы региона должны корректироваться в зависимости от изменений состояния ее внешней и внутренней среды, корреспондировать с поставленной стратегической задачей и быть адекватными тенденциям и стадиям общественно-технического развития.
Важным условием развития жилищной системы региона является координация жилищной политики с политикой расселения, повышение доли смешанной и малоэтажной застройки. При регулирующей роли государства новая жилищная политика в большей степени должна принимать рыночные очертания, т. е. ориентироваться на создание социально однородных заселенных районов. В некоторой степени это «законсервирует» сегментацию, сложившуюся на рынке жилой недвижимости, и одновременно частично компенсирует затраты муниципальных жилищных компаний. Почему в равных условиях люди одного социального круга, уровня образования, языка, одной культуры чаще всего оказываются соседями? Т. Шеллинг [2] предложил простое и интуитивное объяснение: люди испытывают дополнительные удобства и комфорт оттого, что в повседневной жизни сталкиваются с похожими на них людьми, и потому постепенно перебираются жить в те районы, где относительно выше доля таких людей. Приспособление происходит, конечно, не в одночасье, а эволюционным путем и в долгосрочной перспективе, но в результате именно данный процесс определяет цены на жилую недвижимость и формирует локальную социокультурную среду в мегаполисах.
При изменении политики в этом направлении и перед жилищной системой существует проблема стратегического выбора: сохранить в максимальной степени традиционную роль социальной жилой недвижимости или разделить ее на две части, арендную и социально ориентированную. Содержанием новой региональной политики субсидирования и стратегия местных муниципальных властей по взаимодействию с требованиями рынка в долгосрочной перспективе должно стать решение социальных задач, стоящих перед регионом. Жилищная политика социально однородной застройки, соответствующей сложившейся социальной стратификации, позволяет рационально организовать и разместить другие элементы социальной инфраструктуры.
Следует отметить, что соотношение государственного и регионального аспектов в значительной мере определяет экономическое развитие страны, четкость взаимоотношений между центром, регионами и местными органами власти. Критерием разграничения функций управления экономикой на государственном и региональном уровнях является соблюдение принципов самоуправления в предоставлении самостоятельности управления местным хозяйством и регулирующей роли государства в управлении экономикой страны. «Доминирование императива «снизу – вверх» – императив и признак новой региональной политики» [9].
Важной задачей местных органов власти является развитие элементов социальной инфраструктуры, создающих социотехнические основы обеспечения целостности региональной экономики. Социальная инфраструктура постепенно трансформируется в единую для всех предприятий региональную систему, поэтому развитие ее элементов должно быть комплексным, системным, и функционирование их могут координировать местные органы власти.
Местные органы управления должны принимать активное участие в реализации инвестиционно-инновационных жилищных программ на их территории, так как на этой основе закладывается будущий фундамент пропорционального и эффективного народнохозяйственного комплекса региона. При этом многие территориально-отраслевые проблемы, включая и экологические, следует решать еще на стадии проектирования. Таким образом, «здоровые институты, возникающие в результате проведения структурных реформ и совершенствования рыночной структуры, не заменяют эффективную политику или продуманную стратегию развития, а дополняют их» [4]. В экономике должны существовать элементарные институты, направленные на стимулирование и поощрение инновационного роста. «Пока неэффективны институты, обеспечивающие правопорядок, пока решения власти продолжают пугать или изумлять предпринимателей, пока недофинансированным остается развитие человека, неэффективными будут и прямое государственное вмешательство в экономику (и прежде всего госинвестиции)» [5].
В соответствии с тенденциями развития современного общества должна быть заложена новая парадигма региональной политики, а именно переход «…от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой на собственные силы. Концепция исходит из необходимости жить по средствам и их приумножать» [6] и соответствия качества жизни населения требованиям и тенденциям общественного развития.
При реализации жилищной политики необходимо учитывать, что проекты трансплантации современных западных форм улучшения жилищных условий в культурную среду других экономик терпят неудачу. Попытки ускорить культурное развитие за счет заимствования ценностей из наиболее эффективных систем не раз приводили к их отторжению или перерождению в иной, менее развитой экономической среде. Затраты на внедрение культурных ценностей и трансплантацию их в нормы окупаются, способствуя постепенному совершенствованию экономической культуры и принятию работоспособных законов.
Приобретение жилой недвижимости предполагает накопление сбережений в течение длительного периода, что требует от покупателей высокой экономической культуры. Выселение неплатежеспособного должника из купленной в кредит квартиры в условиях неразвитой системы социального обеспечения, несформировавшегося рынка дешевой жилой недвижимости и ограниченной мобильности трудовых ресурсов создает угрозу для жизни. Поэтому данная форма приобретения жилой недвижимости не воспринимается обществом [7]. Низкий уровень экономической культуры и слабые институты порождают недоверие между экономическими субъектами, что, в свою очередь, ограничивает массовый спрос на жилую недвижимость.
В то же время нежелание заимствовать под рыночный процент и низкая склонность к долгосрочным сбережениям лишь отчасти коренятся в недостаточной экономической культуре, неумении оценить экономическую эффективность. Другая причина – высокая степень неопределенности, недоверие к финансовым учреждениям. Это препятствует развитию не только рынка жилой недвижимости, но и экономики в целом. Рациональная региональная «экономическая политика не может быть универсальной, поскольку должна соответствовать уровню экономического и социального развития» региона [8]. Эффективность современной рыночной экономики обусловлена многообразием механизмов, обеспечивающих взаимодействие всех звеньев цепочки «наука – производство – рынок – общество».
Для формирования инновационного потенциала жилищной сферы необходимо развитие венчурного предпринимательства, в рамках которого актуализируется вопрос не только строительства, но и экономичного обслуживания построенного жилого здания с учетом экологической оставляющей, что позволит снизить социальные и экстернальные издержки. Стратегия строительства «экодомов» внесет заметный вклад в инновационное развитие региональной жилищной системы и венчурное предпринимательство, одновременно снизив нагрузку на природную среду за счет применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, что позитивно скажется на развитии других элементов региональной социальной инфраструктуры. Некоторая часть существующей жилой недвижимости допускает возможность реконструкции в плане приближения к экологическим параметрам жилищных условий. Определенная часть жилой недвижимости постоянно выводится из обслуживания из-за физического и морального износа. Так, например, пятиэтажные жилые здания можно заменить на малоэтажные, соответствующие экологическим требованиям. Однако для признания инноваций в социуме необходимо сформировать соответствующее экологическое сознание, чтобы культурная легитимация прошла более успешно и быстро.
Для достижения целей и задач реализации жилищной политики региона, в основе которой лежит инновационная постиндустриальная составляющая, актуальность «развития горизонтальной интеграции экономического и социального пространства страны» [9] возрастает. Речь идет о межрегиональном частно-государственном партнерстве при реализации проектов, представляющих особый и общий интерес. Инструмент рыночной межрегиональной кооперации может оказаться существенным дополнением к принятым централизованным схемам сокращения разрывов в уровнях развития регионов. Таким образом, реализация жилищной политики осуществляется в соответствии с тенденциями постиндустриализации региона и страны в целом.


Литература
1.Россия: стратегия прорыва. Синергетические идеи развития /В.И. Атопов, А.В. Антюфеев, Н.М. Галиярова, В.Н. Кабанов; науч. ред. В.И. Атопов. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. – 520 с.
2.Белянин А. Томас Шеллинг, Роберт Ауман и теория интерактивных взаимодействий //Вопр. экономики. – 2006. – № 1. – С. 4–21.
3.Гранберг А.Г. Стратегия территориального развития России и проблемы темпов экономического роста //Стратегическое управление: регион, город, предприятие: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: 10–12 октября 2002 г. – Н. Новгород: НИМБ, 2002. – С. 12–13.
4.Колодко Г. Глобализация и сближение уровней экономического развития: от спада к росту в странах с переходной экономикой //Вопр. экономики. – 2000. – № 10. – С. 4–26.
5.Мау В. Экономическая политика в 2004 г.: поиск модели консолидации роста //Вопр. экономики. – 2005. – № 1. – С. 4–27.
6.Позняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) //Вопр. экономики. – 2000. – № 10. – С. 74–91.
7.Полтерович В., Старков О., Черных Е. Строительное общество: ипотечный институт для России //Вопр. экономики. – 2005. – № 1. – С. 63–86.
8.Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики //Вопр. экономики. – 2006. – № 7. –
С. 4–23.
9.Швецов А. Либерализация государственной региональной политики //Вопр. экономики. – 2006. – № 7. –
С. 73–83.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия