Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Шакуров И. Г.
доцент Самарского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук


К вопросу о тенденциях и динамике развития сферы услуг

Сфера услуг, по мере роста значения знаний и информации становится все менее однородной. Радикально изменилась ее структура: занятость возросла практически во всех отраслях сферы услуг, но особенно быстрым этот процесс был в образовании, здравоохранении, информационных, консультационных услугах. Различия между продуктами отдельных секторов с точки зрения движения товарных и денежных потоков становятся все меньшими. Так, услуги в 2004 г. обеспечили 35% внешнеторгового оборота развитых стран, причем 45% пришлось на торговлю информационными услугами. Производство услуг все чаще интегрируется с производством товаров.
США сохранили лидирующую роль в мировой экономике благодаря тому, что сохранив базовые отрасли обрабатывающей промышленности, резко увеличили долю финансовых, инновационных и других высокотехнологичных услуг в ВВП *.
Высокотехнологичные производственные услуги связаны с ремонтом, наладкой, прокатом, модернизацией, обслуживанием и утилизацией высокотехнологичного оборудования. Природа услуг затрудняет их реализацию. В отличие от продвижения товаров, которое делает упор на его осязаемые параметры, продвижение услуг концентрируется на создание имиджа компании как таковой. При этом продвижение производственных услуг зависит от условий их эксплуатации, которые могут быть измерены только после покупки. Государство призвано содействовать улучшению имиджа национальных компаний.
Характерен пример Беларуси, где государственная собственность в сфере общественных услуг остается преобладающей, а цены на продукты питания и важнейшие услуги жестко регулируются. Используя при этом поставки российских энергоресурсов на льготных условиях, Беларусь добилась в 2005 г. снижения инфляции до 8% при высоких темпах экономического роста. Это единственная страна СНГ, где промышленность превзошла показатели 1991 г. и единственная из славянских республик, где рождаемость превышает смертность.
В учетно-статистической практике зарубежных стран выделяются два типа классификации экономических единиц: по отраслям и по секторам. В отрасли эти единицы объединены технико-экономическими характеристиками, производством одного вида или группы однородных продуктов и услуг, основным признаком отрасли принята однотипность затрат, особый процесс производства и выпускаемая продукция.
Большинство стран мира использует международную стандартную отраслевую классификацию (МСОК). Она содержит 10 общих разделов, которым соответствуют основные виды экономической деятельности (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство; горнодобывающая промышленность; обрабатывающая промышленность; электричество, газ и водоснабжение; строительство; оптовая и розничная торговля, включая рестораны и гостиницы; транспорт, складское хозяйство и связь; финансы, страхование, операции с недвижимым имуществом и производственные услуги; коммунальные, социальные и личные услуги; неименованные выше виды деятельности). В России статистика до 2000 г. вела учет хозяйственных единиц только в отраслевом разрезе, считая их основной характеристикой выполнение непосредственно производственных функций, роль отрасли в общественном производстве преувеличивалась, что связано с принятым на основе марксистской методологии четким делением производства на материальную и нематериальную сферу.
На наш взгляд, целесообразно выделить производство услуг в специализированных предприятиях в особый сектор народного хозяйства, как часть сферы услуг, включающей их производство на промышленных, аграрных и строительных предприятиях.
В зарубежной литературе, в частности, в материалах ОЭСР *, сектор услуг отделяется от промышленности (industry). В цензах США * в его состав включается оптовая и розничная торговля, транспорт, коммуникации, коммунальные, финансовые, страховые услуги и управление недвижимостью. На основе сопоставления национальных вариантов разработана детальная классификация товаров и услуг, отделяющая промышленность и индустрию услуг. * На этом базируется статистика международной торговли услугами в ОЭСР. *
В этой связи нельзя согласиться с предложениями об отраслевой организации саморегулируемых организаций *. Такие организации не смогут стать институциональной основой установления правил поведения в секторе услуг, поскольку не соответствуют кластерным принципам организации экономики, не учитывают многоотраслевой характер деятельности предприятий сектора услуг.
Группировка экономических единиц по секторам базируется на критерии единства экономического поведения составляющих их предприятий. Единицей классификации является институционная хозяйственная единица, основными признаками которой является ведение бухгалтерской отчетности, самостоятельность в принятии решений, ведение полного набора счетов, охватывающих все ее экономические и финансовые операции за отчетный период.
Классификация секторов на основе общности экономического поведения хозяйственных единиц, их принципиальных функций, а не по материально-техническим признакам, наиболее соответствует институциональной теории. Подобная классификация отсутствовала в советской экономической статистике. Европейская система интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС) выделяет «Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия». Их принципиальной функцией является производство товаров и нефинансовых рыночных услуг. Если производство товаров всегда признается рыночным производством, то услуги могут носить и нерыночный характер.
До 90-х гг. сфера услуг выделялась не по назначению услуг, а по источнику финансирования. Общественные блага, потребляемые в той или иной мере коллективно, предоставлялись бесплатно, за счет общественных фондов потребления на безальтернативной основе (образование, здравоохранение), либо в виде социальной льготы с частичной оплатой, не покрывавшей себестоимость (жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, отдых в профсоюзных здравницах и турбазах).
Предприятия этой сферы в основном принадлежали государству и контролируемым им профсоюзам, финансировались из бюджета по сметному принципу, независимо от спроса и качества услуг. До сих пор этот принцип преобладает в ЖКХ, здравоохранении, образовании и культуре.
Сектор рыночных услуг, спрос на которые определялся индивидуальными предпочтениями, был ограничен бытовыми услугами. Их рост ограничивали низкие доходы населения, а также прямые административные ограничения зарубежного туризма, свободного распространения информации и т.д. Значительная часть услуг предоставлялась в теневой экономике (репетиторство, медицинские услуги, просмотр видеокассет и т.д.).
Экономика образования, здравоохранения, производственных, информационных и консультационных услуг в советской литературе почти не исследовалась. Экономика услуг практически сводилась к экономике бытового обслуживания. При переходе к постиндустриальной экономике изменяется роль сферы услуг в экономической системе: она становится основной сферой производства ВВП и занятости населения, важнейшим объектом инвестиций и источником экспортных доходов, определяет развитие человеческого капитала. С этим связаны сдвиги в структуре самой сферы услуг.
Сфера услуг становится особым социальным институтом современного общества, поскольку здесь производится не только ВВП, но и новые стандарты поведения людей. Она воздействует на развитие человеческого капитала через увеличение и более рациональное использование свободного времени; улучшение охраны здоровья населения и его образа жизни, повышение доступности и качества непрерывного систематического образования, содействие эффективной занятости во всех регионах и типах поселений, а также повышение качества государственных услуг.
Сфера услуг оказывает решающее влияние на снижение безработицы, особенно в депрессивных регионах, не располагающих экспортными ресурсами. В этой сфере создаются легальные рабочие места для мигрантов, в т.ч. для обучения молодежи из стран СНГ, способной усвоить российскую культуру и, при желании, получить вид на жительство, а в будущем и российское гражданство.
В секторе услуг сохранилось немалое число подотраслей, где действие «эффекта масштаба» достаточно ярко выражено и существенно снижает удельные расходы по мере увеличения объемов производства услуг (ремонт сложной бытовой техники, химчистка и др.). Однако в ряде отраслей локальный и индивидуальный спрос на услуги требует создания сети малых предприятий, которым присущи высокая маневренность, способность оперативно осваивать прогрессивные технологии, низкие накладные расходы, быстрое приспособление к изменяющимся требованиям, простая организационная структура, тесные связи с заказчиком и территориальная близость к потребителям.
Оптимальные размеры производства ряда видов услуг таковы, что национальный рынок не только малых, но и крупных стран оказывается узким для прибыльной постановки дела. Неэффективно создание сверхкрупных предприятий, работающих как на внутренний рынок, так и на экспорт услуг. Появляется необходимость создавать сеть предприятий в ряде стран, использующих одну технологию под одним управлением. Это особенно касается торговли, общественного питания, аудиторских, консультационных и других услуг, где в последние годы произошел ряд слияний и поглощений.
Специфической для сферы услуг формой интернационализации производства стал франчайзинг – особый вид партнерства между крупной и успешной компанией, располагающей уникальной и, как правило, запатентованной технологией, оборудованием, известной торговой маркой (правообладателем) и независимым предпринимателем (правополучателем, оператором), имеющим необходимую квалификацию и средства для аренды помещения и уплаты первоначального взноса. Крупная фирма предоставляет на определенный срок и за заранее обусловленную плату право на продажу своей продукции или предоставление услуг под своей торговой маркой, обеспечивает оператора оборудованием, технологией, поставками товаров или полуфабрикатов, обучает правополучателя, а затем следит, чтобы он строго соблюдал заданную технологию и правила обслуживания.
В начале ХХ1 века в мире действовало несколько миллионов, а в России, где действует универсальная налоговая система, только несколько сот франчайзинговых фирм. В США, где 60% новых предпринимателей закрывают свое дело в течение 5 лет (30% – уже в первый год) из-за низкого качества менеджмента и нехватки капиталов, в системе франчайзинга продолжают вести дело 80–90% фирм.
Следует по-новому определить малый бизнес, который играет в сфере услуг особую роль, выдвигая на первый план качественные (соединение предпринимательского труда и собственности, конкурентные позиции на рынке), а не количественные признаки (численность персонала), проводя при этом различие между фирмой как рыночным субъектом и предприятием как субъектом управления.
При характеристике конкурентных позиций фирмы целесообразно использовать не только данные об ее удельном весе на соответствующем рынке, но и о масштабе привлечения капиталов, не принадлежащих данному бизнесу на договорной основе. При этом концентрация производства определяется не только численностью персонала, но и объемом реализации продукции, зависящим от органического строения капитала и развития аутсорсинга. На этой базе может быть разработана классификация макроэкономических эффектов развития сферы услуг.
Компания сферы услуг представляет собой социальную организацию, ориентированную на запросы клиентов, а не на решение внутрифирменных производственных задач. Это определяет целесообразность развития коллективной организации труда, самоуправления, нефинансового стимулирования и социального планирования на предприятиях сферы услуг, многообразных способов разрешения конфликтов с клиентами и в коллективе.
В этих условиях предприниматель в сфере услуг должен обладать качествами лидера коллектива. С учетом социально-психологического портрета предпринимателя в сфере услуг целесообразно использование систем тестов для оценки предпринимательских качеств, в т.ч. готовности к риску, умения быстро и решительно действовать.
Сектор услуг представляет собой не отрасль и не сферу, а институциональную часть национальной экономики. Согласно системе национальных счетов по отраслям группируются хозяйственные единицы с однородным по технологии и конечному продукту производством. Технология и продукт в ремонтных мастерских, парикмахерских, химчистках и т.д., не говоря уже о транспортных, здравоохранительных и образовательных услугах совершенно различны. Классификация предприятий и видов деятельности по секторам экономики имеет в своей основе другой критерий – тип экономического поведения, функции, выполняемые в экономическом процессе. Такая классификация позволяет анализировать распределение, перераспределение и использование доходов, финансирование инвестиций и его результаты, текущие и капитальные внешнеэкономические операции, выделяя соответствующие счета в системе национального учета.
По принятой в России классификации непроизводственная сфера включает фундаментальную науку, образование, здравоохранение, культуру, финансы и кредит, транспорт и связь по обслуживанию населения, розничную торговлю, общественное питание, а также соответствующие виды жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемые населению вне принадлежности к данным отраслям. Эта часть сектора услуг базируется на социально-бытовой инфраструктуре, которая ускоряет движение материальных благ от производителя к потребителю, создает условия для воспроизводства и развития человеческого капитала, удовлетворения индивидуальных потребностей личности.
В постиндустриальной экономике утрачивает свое значение сам принцип разделения народного хозяйства на производство материальных благ и «непроизводственную» сферу по вещественному характеру их продукта. Так, например, развитие оборонно-промышленного комплекса зависит не только от организации сбыта и послепродажного сопровождения, включая обучение персонала, создание ремонтной базы, оперативное снабжение запчастями и т.д. Как и во многих других случаях, здесь невозможно провести границу «производственной» и «непроизводственной» сферы, все большая часть стоимости создается в секторе услуг.
Темпы развития сектора услуг опережают развитие международной торговли более чем в 1,5 раза. По данным МВФ мировая торговля услугами превышает одну треть от общей стоимости мировой торговли, а в развитых странах приближается к стоимости торговли товарами. Международная торговля услугами или, так называемый невидимый экспорт, включает в себя наряду с традиционными видами услуг, такими как транспорт, связь, страхование товаров, послепродажное обслуживание, реклама, иностранный туризм, и сравнительно новые услуги производственного, научно-технического, информационного, коммерческого и финансово-кредитного характера (инжиниринг, лизинг, консалтинг, разработка и предоставление математического обеспечения ЭВМ, банков данных и информационно-вычислительных услуг). Торговля услугами связана с торговлей товарами и стимулирует расширение вывоза товаров производственного назначения.
В современной экономике услуги становятся наиболее рентабельным видом экспорта. В 2002 г. по данным ВТО США экспортировали услуг на 260 млрд. долл. (17,4% мирового рынка), далее следовали Великобритания (130 млрд. долл., 7,9%), Германия, Франция, Япония, Испания. В последней четверти ХХ в. доля сектора услуг в общем объеме прямых иностранных инвестиций выросла в Японии с 41.8 до 77%, Германии – с 49 до 60%, США – с 34 до 45%, Франции – с 44 до 56%, Канаде – с 20 до 50,7%. * Россия, в отличие от Китая, Ю. Кореи и т.д. не вошла в число 15 крупнейших мировых экспортеров и импортирует услуги. Так, до 2/3 кредитов, полученных Россией от МВФ и других международных финансовых организаций, расходовалось на оплату консультационных и иных услуг, а не нового оборудования и технологий.
По данным ВТО Россия занимала в 2003 г. 17-е, в 2004 г. – 15-е, а в 2005 г. – 13-е место в мире по экспорту товаров, но только 29-е – по экспорту услуг (1% мирового оборота). Доля услуг на внутреннем рынке составляет 55%, а на внешнем – лишь 10%. Потенциал роста экспорта услуг (особенно интеллектуальных) в ближайшие годы составляет 10–15 млрд. долл. Для его реализации необходимо развитое законодательство о защите и регулировании оборота интеллектуальной собственности.
Важную роль в развитии рынка услуг играет электронная торговля. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) в 2005 г. россияне купили в российском интернете различных товаров и услуг на 1 млрд. долл. – на 51% больше, чем в 2004 г. Лидером потребительских продаж в интернете является бытовая техника и электроника – 39%, на 2-м месте – компьютерное оборудование – 14%. Десятую часть (10%) занимают игры, игрушки, товары для детей, подарки. На товары для дома приходится 8% от всех покупок. Столько же – на автозапчасти. Еще 7% занимают книги, газеты, журналы и диски (СД, DVD и т.п.), (см.рис.1).
Весь рынок электронной торговли к 2006 г. оценивается в 4,5 млрд.долл. – на 38% больше, чем в 2004 г. Быстрее всего в Рунете росла торговля различных компаний между собой (сегмент В2В – business-to-business). Согласно оценкам НАУЭТ, его объем в 2005 г. утроился и составил 1,3 млрд. долл. 62% торговых операций (на 806 млн. долл.) совершили компании ТЭКа.
Объем госзакупок в 2005 г. почти не изменился по сравнению с 2004 г. и составил 2.1 млрд. долл. При этом 80% госзакупок-онлайн пришлось на Федеральное агентство по атомной энергии. Покупки в интернете сделали 10 млн. россиян – половина всех пользователей интернета (средняя сумма покупок – более 600 долл). Быстрее всего (с 0,8 до 8 млн. долл.) росла торговля косметикой. Покупателей привлекает более низкая цена покупок (до 30% по сравнению с обычными магазинами) и экономия времени – при условии точного исполнения заказа. Их доставка стала особой отраслью сферы услуг.
Рис.1. Структура покупок россиян в Интернете
Россия при растущем активном сальдо торгового баланса имеет отрицательное сальдо в секторе услуг. Это относится даже к наиболее развитым регионам. Так, Санкт-Петербург импортирует транспортные услуги (около 42% их общего импорта) в связи с фрахтованием иностранных транспортных средств, услуги связи (10%), строительные (более 5%), консультационно-управленческие (5–7%), нематериальные – патенты и лицензии (около 22%), туристско-экскурсионные (6,%%) и т.д.
Следует отметить, что промышленные корпорации все чаще отказываются от непрофильного и потому малорентабельного производства услуг. Так, «Дженерал Электрик» продала дочерние компании по страхованию жизни, жилья, автомобилей и рисков по вкладам в ценные бумаги специализированным финансовым компаниям.
При общем росте занятости в США с 1990 г. было ликвидировано 3,3 млн. рабочих мест в промышленности, в т.ч. 5,2 млн. – непосредственно рабочих. С 1973 г. среднечасовая зарплата рабочих с учетом инфляции сократилась на 89 центов (см. рис.2), в то время как в секторе услуг она выросла. Доля членов профсоюза в общем числе занятых на частных промышленных предприятиях сократилась с 38,9 до 12.9% (см. рис.4.3).
Рис.2. Среднечасовая зарплата производственных рабочих на частных предприятиях США в 1973–2005 гг. (в долл. 1982 г.)
Рис.3. Удельный вес работников частных промышленных предприятий США, состоящих в профсоюзе (%)
Рис.4. Многомерная классификация услуг
Сокращение доли занятых в промышленности имеет место и в России. Это делает особенно актуальным уточнение классификации сектора услуг. В предложенной нами многомерной классификации (см. рис. 4) выделено 4 критерия: статус производителя, статус потребителя, характер реализации услуг и их содержание. Эти группы пересекаются: государственные и муниципальные организации могут оказывать как публичные, так и потребительские, а также производственные услуги, как платные, так и частично или полностью бесплатные услуги различного содержания.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия