Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Семенова А. В.
старший преподаватель кафедры менеджмента Северо-Западного технического университета (г. Санкт-Петербург)

Обеспечение конкурентоспособности сферы услуг в условиях рыночной экономики

Непосредственная цель деятельности любого хозяйствующего субъекта сферы услуг в условиях трансформации экономики сводится к достижению определенных финансовых результатов на рынке, в том числе и в конкурентной борьбе, базирующейся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий хозяйствующего субъекта.
Обычно под конкурентоспособностью товара и услуги понимают определенный интегральный показатель, отражающий их отличие от товаров и услуг конкурентов и, соответственно, определяющий их привлекательность с точки зре­ния потребителя. При этом основная задача заключается в способе определения метода воздействия на составляющие элементы такого показателя. Вместе с тем следует отметить, что конкурентоспособность сферы услуг базируется на конкурентоспособности товаров и услуг, про­изводимых и предоставляемых в рамках отраслей сферы услуг. Это та базовая категория, которая является основной для обеспечения конкурентоспособности сферы услуг [1].
На практике уровень конкурентоспособности товара и услуги определяют:
– технический уровень товара и услуги – характеризует техническое совершенство по сравнению с базовым аналогом, в том числе использование технологий последних научно-технических достижений в данной области;
– уровень качества товара и услуги – соответствие товара и услуги требованиям международных стандартов, техническим регламентам и специфическим требованиям потребителя;
– уровень затрат потребителя на приобретение товара и услуги – цена продажи: условия поставки, способы расчета с покупателями, льготы, таможенные условия;
– уровень затрат потребителя на потребление (эксплуатацию, применение или использование товара и услуги).
Исходя из анализа рынка и проведенных исследований, можно утверждать, что при первоначальной, приблизительной оценке конкурентоспособности товара и услуги достаточно принять во внимание сле­дующие три основных фактора: назначение, уровень качества и цену.
При этом указанные факторы конкурентоспособности товара и услуги необходимо рассматривать в совокупности. Безусловно, что многофункциональное назначение, высокий уровень качества и низкая цена выступают как привлекательная характеристика товара (услуги) и обусловливают высокую конкурентоспособность. Отметим, что в том случае, если фактор «назначение» у конкурирующих моделей (марок, артикулов) товара и видов (типов) услуг совпадает, то основным правилом в концепции обеспечения конкурентоспособности товара и услуги становится следующее: высокий уровень качества при достаточно низкой цене.
Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов сферы услуг определяется: наличием производственно-финансовых ресурсов, достаточных для обновления товара и услуги; возможностью диверсификации; имиджем хозяйствующего субъекта на рынке и его маркетинговыми возможностями; мобильностью системы управления хозяйствующим субъектом; эффективностью организационной структуры; продолжительностью жизненного цикла товара и услуги; количеством вновь освоенных товаров и услуг [2].
Отметим, что проблемы конкурентоспособности сферы услуг в условиях, когда хозяйствующие субъекты получают возможность самостоятельного решения целого ряда экономических вопросов, становятся особенно актуальными. Известно, что сфера услуг как система представляет собой совокупность отраслей (хозяйствующих субъектов), определен­ным образом рассредоточенных и сконцентрированных в рамках территорий, регионов, городов, наделенных определенными материальными ресурсами и организованных во взаимодействующие звенья для достижения социально-экономических целей. При этом конкурентоспособность сферы услуг определяется уровнем организационной и государственной поддержки, зависит от возможностей экономики в целом и эффективного использования ряда условий. Во-первых, это обеспечение сферы услуг факторными ресурсами конкурентоспособности и эффективность их использования. Во-вторых, наличие взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслей и инфраструктуры, ведущее к новым комбинациям ресурсов. В-третьих, кредитно-финансовая и инвестиционная политика (% за кредиты, направленность инвестиций на проекты по выпуску и предоставлению конкурентоспособных товаров и услуг), сбалансированная протекционистская политика для региональ­ном уровне (налоговые льготы, бесплатное пользование землей), а также другие формы стимулирования повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг (учреждение премий и проведение ежегодных конкурсов на соискание этих премий; создание отраслевых отделений проблем качества; организация системы подготовки кадров, специалистов высокой квалификации с получением международных сертификатов) [3].
Безусловно, важным фактором обеспечения уровня конкурентоспособности сферы услуг является конкурентная среда, которая часто отождествляется с ее маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товара или услуги. При этом конкурентная среда в условиях различных моделей конкуренции формируется в результате воздействия на рынок товаров и услуг множества разнородных факторов, характеризующихся определенной сферой действия, временным периодом и интенсивностью их действия.
Конкурентные преимущества – это те дополнительные характеристики, которые создают для определенного хозяйствующего субъекта явное превосходство над своими прямыми конкурентами. Различают как внешние конкурентные преимущества, которые основываются на отличительных для покупателя параметрах (качестве) товара, так и внутренние конкурентные преимущества – как превосходство в отношении издержек производства, позволяющих добиться меньшей себестоимости, обрести возможность снижения продажной цены, навязанной рынком и конкуренцией.
В общем виде политика обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) как линия поведения, которой должен придерживаться хозяйствующий субъект сферы услуг в определенных экономических ситуациях при одновременном достижении своих собственных локальных целей, должна проводиться в соответствии с требованиями социально-экономического развития при соблюдении норм общечеловеческой морали и культуры, а также требованиями экологической безопасности, эргономики и эстетики. При этом разработка комплекса мероприятий обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) основывается на следующих предложенных автором принципах: точности назначения; функциональной эффективности и безопасности; адекватности, достаточности, оптимальности, экономичности, прогрессивности [1].
Исходя из этих принципов, комплекс мероприятий обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) можно охарактеризовать как совокупность правил обеспечения максимального удовлетворения потребности в товарах надлежащего качества с использованием минимума средств, позволяющих гарантировать конкурентные преимущества этих товаров (услуг) по сравнению с такого же рода товарами (услугами) хозяйствующих субъектов-конкурентов в сфере услуг. Безусловно, что в сфере услуг движущей силой обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) выступает потребитель (индивидуум). Именно он представляет собой главный интеллектуальный ресурс и определяет признание хозяйствующего субъекта. Принимая во внимание человеческий фактор, можно на одну треть преуспеть в обеспечении качества конкурентоспособности товара (услуги) без дополнительных затрат на совершенствование организации производства и основных технологических процессов. Вместе с тем, определяя влияние качества жизни человека в социальном смысле на обеспечение конкурентоспособности товара (услуги), необходимо учитывать конкретное поведение потребителей на рынке. Центральным моментом, который необходим для выполнения соответствующих социальных норм и нормативов поведения населения (потребителей) на рынке, призваны стать государственные социальные стандарты. При этом они должны обеспечивать достойное существование и жизнедеятельность человека как творческой личности, как производителя всех материальных и духовных благ.
Вместе с тем, по мнению автора, для обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) хозяйствующему субъекту необходим выбор приоритетов и разработка стратегии, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные стороны потенциальных возможностей в деятельности хозяйствующего субъекта в сфере услуг. На наш взгляд, выбор стратегии конкуренции включает ряд процедур: оценку преимуществ стратегии и ее рисков; анализ соответствия рыночных условий, требуемых для реализации стратегии, реальной ситуации на рынке; анализ соответствия особенностей организации производства товара (предоставления услуги) и процесса управления хозяйствующим субъектом предъявляемым требованиям.
Гибкость стратегии конкуренции предъявляет большие требования к организационной структуре хозяйствующих субъектов, которая должна быть адаптивной. При этом организационные формы необходимо постоянно приводить в соответствие с меняющейся ситуацией на рынке товаров и услуг. Организационные структуры управления хозяйствующим субъектом сферы услуг должны обеспечивать маневренность, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, ощутимым успехом у потребителя новой модели (марки) товара или вида услуг [3].
При разработке стратегии хозяйствующего субъекта сферы услуг, обеспечивающей его долговременный успех, в настоящее время, как правило, применяют один из двух подходов для выявления и использования конкурентных преимуществ — ориентацию на рынок или ориентацию на ресурсы. По мнению автора, долговременный успех при ориентации на рынок связан со структурой отрасли сферы услуг, в которой находится хозяйствующий субъект, и зависит от избранной принципиальной стратегии для данной сферы хозяйствования. Однако при такой ориентации упускается из виду ряд значимых факторов: ресурсосбережение; организационная структура хозяйствующего субъекта; социальные факторы управления; поведение персонала. В итоге не уделяется должного внимания рассмотрению и учету влияния организационных, психологических и социальных аспектов долгосрочного поведения хозяйствующего субъекта.
Ресурсная ориентация должна основываться на разнообразии ресурсов, которые хозяйствующий субъект способен выбрать, исходя из своих возможностей. При этом тот хозяйствующий субъект сферы услуг, который делает выбор и комбинирует ресурсы, эффективнее, оригинальнее, быстрее конкурентов и гарантирует рыночный успех. Другими словами, более профессиональное использование дефицитных и специфических ресурсов, присутствие элемента комбинирования и наличие оценки реальных возможностей гарантирует хозяйствующему субъекту сферы услуг рыночный успех. Вместе с тем при ресурсном подходе следует учитывать, что конкуренты могут воспроизвести самые эффективные комбинации ресурсов, что ставит под сомнение те стратегические преимущества, которые не могут быть удержаны длительное время. Поэтому, разрабатывая стратегию хозяйствующего субъекта сферы услуг, необходимо ответить на множество вопросов, среди которых:
– какие основные организационно-экономические преимущества имеет хозяйствующий субъект сферы услуг?
– как на базе всего комплекса имеющихся ресурсов создать новые их комбинации для использования в будущем?
– в каких масштабах освоение новой стратегии повлечет изменение производства товара (способа предоставления или вида услуги)?
– какие новые материальные и интеллектуальные достижения потребуются хозяйствующему субъекту для обеспечения конкурентоспособности?
– как создавать новые преимущества, используя оригинальные решения, несовершенство рынка и связи с партнерами?
– какие организационные и правовые изменения предстоят хозяйствующему субъекту для создания новых конкурентных преимуществ в сфере услуг?
При этом наилучших результатов, на наш взгляд, можно достичь, сочетая ресурсную ориентацию с элементами рыночной в зависимости от конкретной ситуации. Посредством проведения структуризации и использования методологических направлений обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) при помощи аппарата причинно-следственных связей можно систематизировать весь процесс обеспечения конкурентоспособности, который может быть представлен как многоконтурный взаимосвязанный алгоритм. Автор считает возможным предложить укрупненную структуру этого алгоритма в виде последовательных этапов по обеспечению конкурентоспособности сферы услуг с детализацией конкретных задач на каждом этапе (табл. 1).
При этом цикличный характер данной интерпре­тации алгоритма позволит принять его в качестве исходной модели для дальнейших исследований и разработок в цикле обеспечения конкурентоспособности товара (услуги). Таким образом, разработанный общий алгоритм процесса обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) в рамках много­уровневой системы и представленный в виде функциональной схемы обеспече­ния конкурентоспособности сферы услуг является практическим выражением процессов, обоснованных в теории конкурентоспособности, в соответствии с концеп­цией и политикой конкурентоспособности товара (услуги).
Вместе с тем перечень типовых этапов приведенной модели и их содержание можно считать методо­логической основой для определения типовых задач и функций обеспечения конкурентоспособности сферы услуг и создания с их учетом наиболее рациональ­ных организационных форм управления конкурентоспособностью с разной степенью интеграции функций в системе управления конкурентоспособностью сферы услуг.
Таким образом, в рамках развития конкурентной политики в период трансформации российской экономики с целью достижения оптимальности и своевременности этапов процесса обеспечения конкурентоспособности сферы услуг необходимо: содействие в организации единой системы планирования этого процесса, основывающейся на координации всех его элементов; оценка расхождения оперативных планов со стратегическими, а также отклонений от плана на достижение по­ставленных целей; информационное обеспечение стратегического планирования; анализ слабых и сильных сторон процесса обеспечения конкурентоспо­собности сферы услуг; уточнение в связи с изменениями во внешней и внутренней среде стратегических целей процесса обеспечения конкурентоспособности и обеспечение условий их своевременного достижения.


Литература
1. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Яковлев А.А., Седова Е.И., Задирако И.Н., Глисин Ф.Ф. Задачи и методология исследования товарных рынков в современных условиях //Вопросы статистики. – 2005. – №3.
3. Kinnell M., MacDougal J. Marketing in the Not-for-Profit Sector. – Butter-worth Heinemann, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия