Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Семеновская Р. Г.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Прогнозирование развития предпринимательства в сфере сервиса в российских условиях на основе прогнозирования спроса на услуги

На современном этапе становления постиндустриального общества одной из основных тенденций развития экономики выдвигается опережающее развитие сферы сервиса. Важная роль в ее развитии отводится предпринимательству, способному по своей сущности гибко реагировать на потребности и спрос рынка услуг, лучше и скорее насыщать его услугами высокого качества.
Гибкость, адаптивность и ресурсная маневренность предприятий сервиса позволяет успешно решать широкий круг задач: быстро реагировать на изменение спроса, в короткие сроки осуществлять корректировку ассортиментного ряда, оперативно решать ресурсные проблемы.
Научная подготовка и ориентация сервисных предпринимателей в настоящее время ведется не на конкретные решения в этой области, а на широкое понимание проблем и их взаимной связи. Их высокая профессиональная мобильность позволяет, увидев новые возможности, быстро их понять и широко использовать.
Для решения поставленных задач требуется применение научного подхода к системе управления, в том числе планирования и прогнозирования развития предпринимательства.
Слово «прогноз» в переводе с греческого языка означает «предвидение», «предсказание». В общем виде прогноз определяется как научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний (либо одновременно и о том, и другом) *.
Прогнозирование представляет собой систему научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития, становления, распространения чего-либо (процесса, отношений, науки, отрасли и т.п.) на основании тщательно отобранных фактов. Согласно общей схеме прогнозирования для получения прогноза какого-либо параметра необходимо иметь в распоряжении некоторый метод или методы. Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных (прошлых) данных, информации о состоянии объекта прогнозирования в настоящий момент и о внешней среде вывести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта. В настоящее время насчитывается более 200 разных методов прогнозирования, однако на практике используется около 20.
Многочисленные методы прогнозирования могут классифицироваться по разным признакам: по способам получения и обработки информации, по общему принципу действия, по степени формализации, по назначению прогнозирования и т.п. Существуют различные приемы и методы прогнозирования: имитационные, аналоговые, методы экстраполяции, нормативные или рационализированные прогнозные расчеты, методы статистического моделирования, прогнозирование по коэффициентам эластичности и т.д.
В современных условиях информационного общества для государства и общества в целом становится настоятельно необходимым научно обоснованное предвидение будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития.
Между тем Россия является единственным государством, которое в отличие от развитых стран, начинающих планирование своего социально-экономического развития с определения социально-экономических приоритетов и целеполагания, использует на практике только краткосрочное прогнозирование на основе методов экстраполяции и отдельные элементы нормативного планирования, основывающегося на установках МВФ.
В этой связи необходимо внести кардинальные изменения в технологию формирования плана социально-экономического развития страны. На федеральном уровне должен разрабатываться индикативный план стратегического характера или просто стратегический план, в рамках которого формулируются важнейшие стратегические цели развития российской экономики и общества в целом, реализация которых на практике позволит осуществить прорыв во всей экономической системе.
Основной функцией планирования социально-экономического развития страны является обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития национальной экономики.
Считается, что вмешательство государства направляет рыночную экономику в «социальную рыночную экономику». Однако какие области экономики – неясно, также неясно, каковы границы этого вмешательства. Можно сказать, что области и границы вмешательства государства в высокоразвитых странах определяются уровнем экономического и политического развития соответствующих стран. *
Наибольший интерес для России представляет индикативное планирование, являющееся совокупностью процедур согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников на основе многоступенчатой итерации. * По своему содержанию этот процесс схож с процессом консультирования, в котором основными функциями являются информирование, ориентация и стимулирование. В отличие от директивного планирования индикативное планирование представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов.
Обратимся к опыту Франции. Французские экономисты рассматривают индикативное планирование в качестве механизма координации действий и интересов государства и других субъектов экономики
Разработка индикативного плана осуществляется в три основных этапа (см. рис. 1).
Рис. 1. Процесс формирования индикативного плана
Планы разрабатываются, как правило, на пять лет, и в них содержатся общие ориентиры желаемого социально-экономического развития. Показатели плана не обязательны, а выступают главным образом в качестве индикаторов, то есть носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.
Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются тенденций экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности национальной экономики, инфляции и конкуренции. В методолого-инструментальном отношении французская система индикативного планирования базируется на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования, а также на реализации статической концепции национальных счетов. Определенному уровню агрегирования плановых показателей соответствует определенная степень детализации национальных счетов. Таким образом, процесс разработки индикативного плана во Франции представляет собой последовательную серию все более уточняющихся цифровых прогнозов состояния экономики на конец планируемого периода. Эти прогнозы следуют один за другим по мере прохождения отдельных этапов работы над планом и проведения необходимых консультаций.
Для разработки индикативного плана используется комплекс экономико-математических моделей, непосредственно связанных с системой национальных счетов.
Индикативный план имеет статус целевой государственной программы, которая обеспечивается системой различного рода финансовых преференций.
Аналогичным образом трактуется стратегическая ориентация индикативного планирования американскими специалистами, которые рассматривают индикативное планирование как поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей, предполагая, таким образом, согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики.
В этой связи индикативное планирование можно рассматривать как важнейший элемент государственного регулирования экономики. «Хозяйственники нуждаются в точных ориентирах, подсказывающих, в каком направлении надо двигаться, чтобы увеличить конкурентоспособность предприятий и народного хозяйства в целом» *
Стратегический анализ развития российской экономики в данное время проводится в два этапа, во-первых, ретроспективный анализ и оценка текущего состояния национальной экономики, во-вторых, разработка прогнозов развития национальной экономики.
Более эффективно, с точки зрения новаторской стратегии, планирование «наоборот»: от желаемого состояния «назад», в то в котором находится объект сейчас.
В век «ориентированного на потребителя» маркетингового подхода к организации бизнеса наиболее интересным становится метод планирования, учитывающий прогнозируемый спрос на товары и услуги.
Спрос – это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени, это конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами. Состав и уровень спроса зависят от многих факторов, как экономических (уровень производства, денежные доходы отдельных групп населения, цены), так и естественных (демографический состав населения, размер и состав семей, привычки, традиции, уровень культуры, природно-климатические условия). Экономические факторы наиболее мобильны, особенно распределение населения по уровню доходов, естественные факторы (за исключением демографического состава населения) меняются сравнительно медленно и в течение небольшого периода (до 3–5 лет) не оказывают влияния на спрос. Поэтому в текущих и перспективных прогнозах спроса все естественные факторы учитываются обобщенно, через фактор времени.
Спрос и предложение встречаются на рынке. Там и выясняется, насколько реальны планы хозяйствующих субъектов. Если предложение находит достаточный спрос, то продавец продает товары по выгодным ценам и имеет прибыль; в противном случае — по плохим ценам и имеет убыток.
Для эффективного планирования и координации деятельности по оказанию услуг необходимы точные прогнозы спроса. Они дают возможность сервисным предпринимателям распределять все виды ресурсов. Прогнозы снижают вероятность простоев оборудования и персонала, позволяют предотвращать возникновение в случае напряженного спроса «узких мест», которые приводят к потере потребителей, а, следовательно, и доходов. Прогнозирование повышает эффективность сервисных организаций, позволяя им своевременно изменять загрузку мощностей и вовлекать в работу оптимальный объем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Прогнозирование в сфере сервиса имеет особое значение в связи с несохраняемостью услуг, т.е. невозможностью создания «буферных» запасов, которые уравновешивали бы имеющиеся возможности организации в оказании услуг и изменяющийся спрос на эти услуги. *
Задача прогнозирования спроса на услуги — предсказание пространственных (где), ассортиментных (каких и сколько), а также временных (когда и как долго) параметров спроса. При этом особое значение имеет характер спроса (потенциальный или сформировавшийся, скрытый спрос или ажиотажный), влияющий на его формирование.
Для управления спросом каждому предприятию, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса. Эти факторы называют детерминантами спроса.
Классификация факторов спроса позволяет не только выделить те, которые способствуют его формированию, но и ранжировать их по степени наибольшего влияния на результативный показатель (таб. 1) *
Таблица 1 Влияние факторов на изменение величины и характера спроса*
*Величина влияния определяется для каждого конкретного продукта или услуги индивидуально.
На основе этих факторов составляется экономико-статистическая модель, в которой будет заложена функциональная зависимость степени их влияния на величину спроса.
Успех прогнозирования в значительной степени определяется подходом к нему. Управляемые переменные, целевая функция и набор ограничений помогают описать решаемую задачу. Знание структуры этих переменных и их функции зачастую дают возможность выбрать наилучший вариант решения задачи.
С учетом вышесказанного представляется, что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги имеет немаловажное значение в создании конкурентоспособной экономики.
Для России наиболее приемлемой формой индикативного планирования можно считать стратегическую (или структурно-стратегическую). Эта форма предполагает разработку на федеральном уровне индикативного плана стратегического характера, имеющего ряд особенностей, в частности, возможность совмещения параметров плана с целями и задачами хозяйствующих субъектов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия