Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЕврАзЭС

С новой философией хозяйственной деятельности и глобализацией экономики вопросы развития малого бизнеса связаны органически.
Ни международная экономическая интеграция, ни совместное предпринимательство как проявления глобализации экономики не в состоянии развиваться (по крайней мере, последовательно развиваться) без стратегических изменений в сфере малого бизнеса.
В развитых и многих развивающихся странах предприятиями этого бизнеса создается до 60% валового внутреннего продукта. В США, например, в конце ХХ в. в данной сфере работало 70% занятого населения, в Японии и Италии - 75%. Без занятого малым предпринимательством среднего класса общества невозможно создать современное рыночное хозяйство, а следовательно, и условия для наименее конфликтного развития международной экономической интеграции и глобализации как рыночных процессов.
Вместе с тем, только международная интеграция и экономическая глобализация, прежде всего, в сферах информатизации и использования новых технологий, обеспечивают реальные перспективы для превращения малого предпринимательства в эффективный сектор национальной и мировой экономики.
В связи с этим возникает задача использовать в этих целях и возможности ВТО.
Малый бизнес наиболее эффективен в отдельных отраслях производства и в сфере научного обслуживания. Практика развитых стран свидетельствует, что он особенно необходим не в торговле и общественном питании, а именно в науке, научном обслуживании и производстве.
В то же время использование систем Интернет, глобальных информационных сетей, возникновение электронного, в том числе международного, бизнеса делают одной из стратегических задач малого предпринимательства а) расширение сферы его международных связей, включая кооперационные, б) последовательный и оперативный перевод его деятельности на международные стандарты и правила, в частности правила ВТО, в отношении использования интеллектуальной собственности.
Что касается утверждения о том, что деятельность среднего класса создает условия для наименее конфликтного развития экономической интеграции и глобализации, то в его пользу говорит анализ факторов, которые позволяют делать эти объективные процессы более адекватными их сущности и, в частности, более успешно разрешать противоречия и в рамках ВТО.
Во-первых, последовательные меры по активизации малого предпринимательства и усилению позиций среднего класса - одно из важнейших средств противодействия монополизации в национальном производстве, сращиванию крупных экономических и государственных структур в олигархические и, как правило, националистические группировки, препятствующие нормальному течению многих процессов в экономике, в том числе интеграционных и глобализационных. Во-вторых, такие проблемы, как увеличение безработицы в связи с усилением рыночной конкуренции, в том числе при вступлении стран в число участников ВТО, неконтролируемая миграция трудоспособного населения (в России определяемая цифрой в несколько миллионов человек, в основном граждан соседних стран) могут успешно разрешаться лишь при активном развитии малого бизнеса. (В США всего за 15 лет, с 1970 по 1985 гг., в сфере малого предпринимательства было создано 35 млн. новых рабочих мест).
В странах - членах Евразийского экономического сообщества доля малого бизнеса в производстве ВВП составляет пока в среднем лишь 10%, им занята относительно небольшая часть трудоспособного населения (в России - примерно 20%). К тому же большинство малых фирм действует в сфере торговли, общественного питания, а не науки и производства.
Вопросам малого бизнеса со стороны правительств уделяется явно недостаточное внимание[1] . Не развита в целях его поддержки система материальных и моральных стимулов. В то же время очень высок уровень бюрократизации и связанной с ней коррупции в деятельности государственных органов. Это способствует сохранению "теневого" бизнеса, доля которого в сфере малого предпринимательства доходит до 50% всего его оборота.
С учетом значения малого бизнеса в современной глобализующейся экономике, прежде всего для ускорения процессов технологической модернизации производства и осуществления электронной коммерции, крайне необходима научная концепция, которая определила бы долговременную стратегию в этой области развития Евразийского экономического сообщества.
К сожалению, такой концепции, а соответственно и обоснованной стратегии пока нет, что затрудняет определение и согласование позиций и в отношении курса на глубокую интеграцию, и в отношении согласованного вступления в ВТО.
Проекты концепций государственной политики развития малого предпринимательства некомплексны. В них в сущности не уделяется внимания интеграционному и глобализационному аспектам такого развития. Вопросы об организации международного сотрудничества субъектов малого предпринимательства, о его роли в ускорении научно-технического прогресса и вступления стран ЕврАзЭС в ВТО и т.п. фактически сведены к вопросу о некотором согласовании современного их национального законодательства о малом предпринимательстве. Соответственно отсутствует и комплексная стратегия развития национальной экономики в целом.
Как показало обсуждение проблемы присоединения к ВТО, проходившее в 2002 году на встрече представителей парламентов и предпринимательских структур государств - членов ЕврАзЭС, стратегия развития производства до 2010 года (прежде всего в РФ) охватывает только государственный сектор экономики. Интересы частного сектора, малых предприятий, домашних хозяйств не учтены. Нет четкой позиции в отношении того, как должны развиваться отдельные отрасли производства с учетом требований ВТО и Международной организации по стандартизации продукции и услуг (ИСО), какими должны быть конкретные отраслевые программы по уменьшению отрицательных последствий присоединения к ВТО (неизбежных при нашей малоконкурентоспособной экономике), программы социальной защиты безработных и переподготовки кадров.
Многими из тех, кто является противниками вступления в ВТО или считает, что в ВТО нужно вступать через 10 лет, "когда будем конкурентоспособны", не понимается стратегическая роль ВТО в ускорении решения проблем технологической перестройки производства, повышения конкурентоспособности. Говорится об 1 млн новых безработных только в РФ, но не говорится о том, что в России сейчас 1 млн рабочих мест вакантны, что безотлагательно нужна стратегическая программа по сокращению безработицы и переподготовке кадров с учетом возможностей и малого бизнеса. Следует подчеркнуть, что уже сегодня необходимо точно знать, что нужно делать в экономике интеграционного сообщества в условиях конкуренции, обостряющейся и изменяющейся при развитии информационного производства.
Концептуальный подход к проблеме малого бизнеса в Евразийском экономическом сообществе предполагает осознание ситуации, при которой прогресс международной региональной интеграции и успешное решение задач по повышению конкурентоспособности экономики стран ЕврАзЭС определяют не только и даже не столько межгосударственные соглашения и создание собственных ТНК и финансово-промышленных групп, сколько именно малые и средние фирмы, ориентированные на национальный и общий (интеграционный) рынки.
На реализацию межгосударственных соглашений существенное влияние оказывают различия и противоречия экономических и политических интересов отдельных государств, соображения престижа, обеспечения суверенности и т.п.
ТНК и международные ФПГ как самостоятельные субъекты международных экономических отношений стремятся выйти за пределы регионального интеграционного пространства. Их интересы далеко не ограничиваются интересами интеграции. Сами масштабы их деятельности ориентируют на более активное участие в развитии глобального совместного предпринимательства, на усиление своих позиций на глобальных рынках (энергетическом, транспортном и др.), на решение задач не только региональной, но и глобальной конкуренции.
Малый бизнес наиболее заинтересован в формировании общего рынка. Углубление региональной интеграции, соответственно, напрямую зависит от интеграционного взаимодействия малых и средних предприятий.
Такое взаимодействие особенно необходимо для создания в каждой стране инновационно-технологических центров, технопарков с участием крупных и малых фирм, для использования в целях развития малых инновационных организаций международного лизинга оборудования, приборов, для развития их международных кооперационных связей и обмена опытом инновационной деятельности.
Вопрос о создании инновационно-технологических и деловых центров для использования потенциала малого бизнеса в области высоких технологий требует специальных решений Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Необходимы международная программа развития малого бизнеса в Сообществе; создание во всех национальных и международных организациях предпринимателей стран ЕврАзЭС специальных групп по этому бизнесу и его международным связям; формирование в ЕврАзЭС международных и национальных кредитных союзов (или бюро) малых и средних фирм. Последние призваны обеспечивать централизацию в привлечении кредитных, в том числе иностранных, ресурсов, эффективную практику их распределения, страхование инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. (Взаимное кредитование в этой сфере, дополняя банковское и льготные займы от фондов поддержки малого бизнеса, в перспективе, по всей вероятности, станет играть основную роль в хозяйственной деятельности представителей среднего класса.).
Должны более целеустремленно использоваться и возможности западноевропейского Фонда поддержки малого бизнеса (ФПМБ), учрежденного Европейским банком реконструкции и развития.
Общая сумма кредитов от ФПМБ (под процентную ставку в 14%), выданных только российским малым фирмам, в начале 2003 года превысила уже 1 млрд. долл.
В Калининграде Европейским союзом создается бизнес-центр для содействия развитию малого бизнеса.
Что касается правового обеспечения таких программ и решений как составной части концепции и стратегии развития малого бизнеса в ЕврАзЭС, то особенно важно, чтобы в бюджетных кодексах стран Сообщества был четко зафиксирован порядок государственного финансирования деятельности малых и средних фирм, включая порядок предоставления бюджетных дотаций соответствующим гарантийным фондам. Государственные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса должны иметь право предоставлять его субъектам кредиты без получения банковских лицензий.
В единообразном упрощении нуждаются законы о налогообложении, правовые основы отношений между кредиторами и заемщиками, внутреннего и международного лизинга, организации конкурсов на получение государственных и муниципальных заказов.
Одними из главных решений являются принятие Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС типового проекта "О поддержке малого бизнеса" и его реализация в национальных законах.
Для знакомства читателей журнала с современным состоянием разработки вопроса о малом предпринимательстве в странах-членах Евразийского экономического сообщества мы публикуем в сокращенном виде один из интересных, на наш взгляд, проектов, посвященных стратегии развития малого и среднего бизнеса.
В данном разделе мы публикуем основные положения и выводы из одобренного Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС Проекта "Основные направления государственного регулирования малого предпринимательства и его правовое обеспечение в рамках Евразийского экономического сообщества" (одобренного Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС 25.03.02).


1 Квазирыночный подход к вопросам стратегии, при котором высокие доходы от экспорта нефти и газа вроде бы позволяют серьезно не задумываться над перспективами инновационной деятельности, условиях и оплате труда ученых и программистов, приводит к массовому "исходу" из национальной экономики не только капиталов, но и высококлассных специалистов. В результате 300 тыс. таких покинувших Родину специалистов оказались только в американской "силиконовой долине" и увеличивают ВВП и национальный доход США, а не России и других стран ЕврАзЭС и СНГ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия