Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кузнецова Ю. А.
старший преподаватель кафедры региональной экономики Уфимского государственного авиационного технического университета,
кандидат экономических наук


Оценка качества деятельности государственных учреждений сферы здравоохранения

Проблема качества затрагивает все сферы жизни общества. Особенно остро она касается отраслей непроизводственной сферы. Это обусловлено резко возросшей их ролью в жизни людей.
Сегодня услуги предоставляют как государственные, так и коммерческие структуры. Эффективность деятельности последних очевидна. Они выживают в конкурентной борьбе благодаря наличию финансовых ресурсов, возможности внедрения нового оборудования, привлечения на работу квалифицированных кадров. Несмотря на это, большая часть населения пользуется услугами государственных структур. Речь идет о бюджетных услугах. Оказываемые в большей мере на бесплатной основе (хотя этот факт сегодня можно оспорить), бюджетные организации сфер здравоохранения, образования и др. привлекают малообеспеченные категории населения. Предлагаем оценить качество медицинских услуг, оказываемых в бюджетных учреждениях системы здравоохранения.
Эта проблема относительно новая, хотя в конце 1960-х гг. она обсуждалась в связи с разработкой основ законодательства о здравоохранении и проблем медицинской деонтологии. До сих пор не выработано единого и всеобъемлющего определения понятия «качество медицинской помощи». Без этого невозможно в полной мере использовать положения Закона «О медицинском страховании граждан». * Это обусловлено тем, что в Законе в обязанности медицинских учреждений входит соблюдение «…сроков, объемов и качества предоставления медицинской помощи», *а такое условие требует четкого понимания сущности рассматриваемого понятия.
На наш взгляд, качество медицинской помощи – это степень превосходства одного медицинского учреждения перед другим в аналогичной сфере деятельности, проявляющееся в предоставлении пациенту таких услуг, которые отвечают принципам доступности, ясности, всесторонности, оперативности, высокотехнологичности, безопасности и человечности, ведущее к восстановлению такого состояния человека, при котором он способен полноценно выполнять все функции.
Эти принципы должны быть положены в основу создания модели качества медицинской помощи. Разработка модели качества бюджетных услуг в области здравоохранения требует определения методологии, методики и технологии, основанных на единых критериях и показателях.
Первым этапом при разработке системы качества услуг в здравоохранении региона должно стать выделение услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 16.06.2001 №269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав», медицинская услуга – это «мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость». *
Из данного определения логично предположить, что модель качества медицинской помощи в регионе должна формироваться по трем направлениям: профилактика заболеваний, диагностика заболеваний, лечение заболеваний. К этому следует добавить такую составляющую, как реабилитация пациента. *
Однако для формирования модели этого недостаточно, поскольку медицинская услуга обладает рядом особенностей. В частности, она подразделяется на простую, сложную и комплексную услуги.
После определения объекта системы оценки, вторым этапом является непосредственное выделение ее элементов. Некоторые авторы, в частности, Лисицын Ю.П., Полунина Н.В., при формировании системы оценки качества выделяют такие элементы, как услуги, предметы медицинского назначения, медицинская информация, специалисты, медицинские учреждения. *На наш взгляд, это неправильно, поскольку медицинская услуга не может существовать отдельно от специалистов, учреждений и других элементов. Ведь одной из характеристик услуги является их неоделимость от источника. Правильнее было бы во главу угла поставить именно медицинскую услугу как комплекс, который объединяет все эти элементы. Таким образом, с учетом ранее определенного подхода, для формирования системы оценки качества услуг здравохранения региона, примем следующую классификацию элементов медицинской услуги:
1. элементы ресурсной составляющей:
1.1 материально-техническая база учреждений здравоохранения региона;
1.2 медицинская информация;
1.3 качество специалистов
2. элементы процессной составляющей:
2.1 качество медицинских учреждений;
2.2 качество процесса оказания медицинской услуги;
2.3 методики оказания медицинской услуги
3. элементы результирующей составляющей:
3.1 эффективность оказания медицинских услуг;
3.2 результативность оказания медицинских услуг.
Нам представляется, что данная система в целом и представляет собой собственно медицинскую услугу.
Третьим этапом формирования системы качества медицинских услуг региона явлется формирование целевых показателей системы, а также методологии оценки. Методология оценки качества базируется на формировании ряда показателей и критериев по каждому элементу системы по направлениям медицинской деятельности, а также использовании статистических методов. Критерии качества медицинских услуг отражают признак качества по каждому элементу системы. Показатели же оценки качества отображают его фактический уровень.
Основными принципами, используемыми при формировании критериев элементов качества является замкнутость, взаимодополняемость и их взаимовляние. Использование этих принципов обуславливается тем, что выбывание любого критерия элемента из системы приведет к ее деформации и потере функциональной способности.
При формировании показателей оценки уровня качества необходимо учитывать стремление системы к некоему целевому показателю по выбранному критерию. Представляется, что определение состояние качества медицинских услуг можно косвенно отождествить с определением уровня здоровья населения региона. К настоящему времени предложено много показателей состояния здоровья населения. Отдельнова К.А. полагает, что при оценке состояния здоровья населения невозможно учитывать только медико-статистические показатели, а важно применять и демографические. При этом она использует такие группы для оценки, как: медико-демографические показатели; показатели заболеваемости и распространенности болезней, показатели инвалидности и инвалидизации, показатели физического развития населения. Вместе с тем, невозможно не учесть социальную сущность здоровья, то есть условия и образ жизни человека.
В начале 1980-х годов сотрудники Всемирной организации здравоохранения во главе с Малером Х. пытались конкретизировать критерии и показатели здоровья. В своих исследованиях они остановились на следующих: 1. процент валового национального продукта, идущего на здравоохранение; 2. доступность первичной медико-санитарной помощи; 3. охват населения безопасным водоснабжением; 4. процент лиц, подвергнутых иммунизации против инфекционных болезней; 5. состояние питания детей; 6. процент родившихся с низкой массой тела (менее 250 г); 7. уровни детской смертности и средней продолжительности предстоящей жизни и т.д. *
Как видно, за состояние качества большинства показателей отвечают органы государственной власти и управления. Таким образом, в формировании здоровья первостепенное значение имеют все государственные институты, в том числе, и система здравоохранения региона. Однако важно отметить, что при оценке качества здоровья, а также качества деятельности учреждений здравоохранения, необходимо учитывать многие внешние факторы, оказывающие влияние на результирующий показатель.
В настоящее время, одним из самых распространенных показателей, используемых для оценки качества деятельности системы здравоохранения региона, является показатель ожидаемой продолжительности жизни. Повсеместное применение этого показателя обусловлено возможностью его использования для анализа показателя в динамике и сравнения по разным регионам. По словам Лисинына Ю.П., величина показателя, кроме того, «…дает косвенную оценку уровню организации медицинской помощи населению в стране, степени медицинской грамотности населения, существующей социально-экономической ситуации…». * Основным недостатком использования этого показателя является большой временной лаг между проведением мероприятий по повышению качества медицинских услуг и улучшением результирующего показателя.
Исходя из этих положений, на наш взгляд, целевой функцией системы качества услуг здравоохранения региона должен стать критерий «улучшения демографической ситуации региона за счет естественной составляющей». Несмотря на то, что его недостатком также является большой временной лаг, тем не менее, выбор его обусловлен тем, что он является более универсальным, по сравнению с применяемыми сегодня. Это объясняется тем, что улучшение демографической ситуциации в регионе априори включает такие элементы, как увеличение показателей рождаемости (то есть используемый показатель снижения младенческой смертности), а также снижение показателей смертности (то есть увеличение ожидаемой продолжительности жизни).
В свою очередь, улучшение демографической обстановки отражает и повышение качества жизни населения региона.
Кроме того, следует принять во внимание то, что на пути к его достижению, для внесения оперативных корректировок в управляющее воздействие, необходимо определение уровня промежуточных значений. На наш взгляд, это возможно достичь использованием такого вида показателей, как опережающий или параллельный показатель качества. Представляется, что в качестве опережающего критерия, определяющего повышение качества услуг здравоохранения на небольшом временном отрезке, необходимо использовать критерий «снижения заболеваемости населения региона по группам болезней». Его выбор обусловлен следующими предпосылками.
Во-первых, знание о заболеваемости населения региона по тем или иным классам болезней необходимо для планирования медицинской помощи и деятельности всех служб системы здравоохранения. Заболеваемость позволяет выявить реальную картину уровня здоровья населения, выявить проблемные моменты и сформировать на основе анализа систему мер по их улучшению.
Во-вторых, уровень заболеваемости населения во многом зависит именно от деятельности медицинского персонала. Важнейшая задача системы здравоохранения – умение поставить правильный диагноз и вовремя ликвидировать возникшее неблагоприятное состояние человека. А это, в свою очередь, напрямую зависит от профессионально-квалификационных качеств врачей, то есть качества такого элемента как «сотрудники».
В-третьих, при изучении заболеваемости большое внимание уделяется рассмотрению научно-технического фактора. Чем лучше используемое оборудование, тем на более ранней стадии возможно предупредить развитие заболевания. Однако, важно учесть такой момент, что достижения прогресса увеличивают показатели заболеваемости, поскольку при помощи новейшего оборудования позволяют ставить диагнозы, которые ранее не могли быть установлены.
В-четвертых, показатель уровня заболеваемости можно получить в любой момент времени на основе изучения информации по статистическим талонам уточненных диагнозов.
При выделении данного критерия в качестве опережающего нужно, однако, иметь ввиду отличия таких двух показателей, как заболеваемость и распространенность. Заболеваемость – это «совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний». *Распространенность же – это «общая заболеваемость или болезненность, то есть совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, впервые выявленных как в данном году, так и в предыдущие годы, но по поводу которых больной вновь обратился в данном году…». *
Предложенный опережающий критерий в большей мере отражает ресурсную и процессную составляющие качества медицинской услуги.
Таким образом, графическая модель оценки качества услуг здравоохранения региона выглядит следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1. Модель оценки качества услуг сферы здравоохранения региона

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия