Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Крамарев А. Н.
заведующий кафедрой менеджмента на предприятиях массового питания Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


К вопросу о классификации методов государственного регулирования торговли

Трансформация социально-экономической сферы современной России привела к пониманию необходимости смены парадигмы регулирования внутренней торговли. Это, в свою очередь, требует создания современной, целостной, логически выстроенной концеп-ции, комплексной разработки принципиально нового механизма государственного регули-рования отрасли.
Работы, посвященные проблемам и особенностям регулирования торговли в совре-менных условиях, носят единичный характер, в них недостаточно учитываются современ-ные тенденции в развитии торговых систем, специфика регулирования отрасли, не получи-ли должного рассмотрения вопросы систематизации методов регулирования торговли.
На начальном этапе любого исследования большое значение имеет классификация массива изучаемых объектов. Правильно проведенная классификация объектов предопреде-ляет качество и корректность сделанных выводов и внесенных предложений любого иссле-дования.
Рациональная классификация позволяет определить место каждого метода регулирования торговли в системе координации отрасли; раскрыть специфику конкретного метода; сориентировать субъекты регулирования в возможностях применения тех или иных методов во времени и в про-странстве; экономить время и ресурсы по приведению методов в действие; объективно сравнить эффективность их применения; выявить закономерности, влияние государственного регулиро-вания и уровня его развития на стратегию модификации торговли.
В отечественной и зарубежной теории и практике используются различные классификации методов государственного регулирования торговли (МГРТ). К наиболее часто встречающейся клас-сификации относят деление методов на две большие группы: прямые (административные) и косвен-ные (экономические) методы. Имеет место общеизвестная систематизация МГРТ на общие (анализ, синтез и др.), частные (статистические, экономико-аналитические и др.) и специальные (балансовый, нормативный и др.) методы.
Отдельные ученые и специалисты сводят все многообразие методов в два класса: статические (структурные) и динамические (функциональные), которые в свою очередь делят следующим обра-зом. Статические методы или методы предварительного анализа – на методы анализа, пространст-венную структуру, демографическую структуру, национально-конфессиональную структуру, произ-водственную структуру, политическую структуру, социально-экологическую структуру. Динамиче-ские – на методы прямого воздействия (участие в деятельности крупных компаний и естественных монополий, участие через механизм бюджетной политики в разработке приоритетных направлений развития страны, определение государственной политики в области социально-экономического раз-вития, разработка инновационных программ и пр.) и методы косвенного воздействия (разработка за-конодательства страны, установление общих правил поведения хозяйствующих субъектов, разграни-чение полномочий между уровнями власти и пр.). *
Некоторые из специалистов, несколько расширяя классификацию, делят методы на следую-щие основные группы: законодательные, экономические, информационно-ориентирующие, админи-стративные. *Другие объеди-няют МГРТ в четыре группы: правовые нормы; финансово-экономические рычаги; защита прав потребителей; регулирование торговой практики. *
Согласно Закону г. Москвы от 09.12.1998 №29 «О торговой деятельности в городе Москве» к методам государственного регулирования торговой деятельности относятся:
• развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;
• лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном поряд-ке;
• сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общест-венного (массового) питания в установленном порядке;
• реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) от-дельные виды торговой деятельности, установленные Российской Федерацией, и вве-дение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта РФ;
• поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально-значимых видов торговой деятельности;
• финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;
• государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
• разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.
В законопроектах о регулировании внутренней торговли, которые сейчас всесторонне обсуждаются, можно встретить следующее деление МГРТ: *
1) разработка, утверждение и реализация федеральных, межрегиональных и региональных программ развития розничной торговли и общественного питания;
2) формирование государственных информационных ресурсов в сфере розничной торгов-ли, общественного питания;
3) установление Правительством Российской Федерации правил продажи отдельных ви-дов товаров, правил оказания услуг общественного питания;
4) установление особых режимов отдельных видов деятельности в розничной торговле, общественном питании;
5) зонирование (утверждения схем размещения) объектов розничной торговли, общест-венного питания;
6) организация обслуживания отдельных категорий граждан, пользующихся государст-венной социальной поддержкой;
7) поддержка отечественных товаропроизводителей;
8) лицензирование реализации отдельных видов товаров и оказания отдельных видов ус-луг в соответствии с федеральным законодательством;
9) установление федеральными законами требований к безопасности товаров и услуг по-требительского назначения;
10) государственный контроль и надзор в сфере розничной торговли, общественного пи-тания;
11) государственное нормирование, сертификация и стандартизация;
12) иные методы государственного регулирования розничной торговли и общественного питания, которые могут быть установлены только федеральными законами и (или) техниче-скими регламентами.
В настоящее время можно говорить о большой работе, которая проделана отечествен-ными специалистами по исследованию содержания, классификации и развития МГРТ. Ими собран и проанализирован значительный объем информации, обобщен опыт зарубежных ис-следователей. В то же время изложенные в их работах позиции не совпадают и вызывают необходимость в поиске новых аргументов для их подтверждения. Эти не совпадения связаны, прежде всего, с неодинаковыми подходами к пониманию сущности МГРТ. Можно сделать вывод о том, что для многих исследователей характерно размывание границ признака, согласно кото-рому они производят систематизацию МГРТ; нередко имеет место противоречивость крите-риев отнесения конкретного метода к той или иной группе. Кроме того, нет определенности в том, на каком конкретно уровне регулирования следует использовать ту или иную класси-фикацию, к какому конкретно объекту регулирования ее следует применять, не учитываются особенности структуры торговли. Таким образом, несмотря на глубину проведенных науч-ных исследований, весьма актуальной является необходимость дальнейшего научного и методического осмысления процессов классификации МГРТ.
Ключевым моментом в процессе построения классификации МГРТ является опреде-ление признака классификации. По мнению автора, классификация МГРТ должна учиты-вать, прежде всего, 1) уровень в иерархии субъекта регулирования, 2) особенности объек-та регулирования, 3) критерии отнесения методов к той или иной группе.
Регулирование торговли осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях. Кроме того, оно может быть направлено на определенный процесс, совокупность экономических отношений, группу торговых организаций, конкретную организацию, эле-мент организации, отдельно взятого работника торговли или группу. Классификация МГРТ должна учитывать особенности структуры торговли: разнородность, сложность и разветв-ленность торговой сети, состоящей из организаций розничной, оптовой торговли и общест-венного питания, которые в свою очередь делятся по видам, типам, масштабам деятельности, по методу обслуживания покупателей и т.п., а также социально-экономические отношения и процессы, происходящие в сфере торговли.
Методы государственного регулирования торговли требуют различного подхода к орга-низации процесса разработки, применения, различаются по своей направленности, масшта-бам воздействия, стоимости, срокам и пр. Вследствие этого можно выделить большой спектр группировочных признаков. По мнению автора, МГРТ можно классифицировать следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Классификация методов государственного регулирования торговли
Наиболее существенными классификационными критериями МГРТ, на наш взгляд, являются: стадия управленческого процесса; механизм воздействия; характер выполняемых функций.
В соответствии со стадиями управленческого процесса – исследовательской и инструментальной – МГРТ делятся на статические и динамические. Данная классификация дает представление, когда какие методы регулирования следует применять, что позволяет экономить время и средства, что на прямую сказывается на общих количественных и качественных результатах работы отрасли и экономики страны.
С точки зрения механизма воздействия МГРТ, также как и методы управления в целом, можно разделить на экономические, административные, социально-психологические, технические, научные (инновационные), идеологические. Оптимальное сочетание методов регулирования способствует обеспечению динамического единства двух противоположных свойств системы государственного регулирования торговли – увеличению гибкости и укреплению ее устойчивости, т.к. в систему МГРТ входят как жесткие административные, так и гибкие экономические методы.
По характеру выполняемых функций, на наш взгляд, МГРТ можно разделить на разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие, методы поддержки предпринимательства.
Можно отметить тесную взаимосвязь между методами и условность их деления на определенные группы, обладающие теми или иными общими признаками, т.к. одни и те же методы в зависимости от признака классификации могут быть отнесены к различным группам.
Рассматривая вопросы систематизации методов государственного регулирования наиболее целесообразно использовать иерархический метод классификации, когда заданное множество объектов последовательно делят на подчиненные множества, подразделяемые по выбранному признаку на более крупные группы, которые, в свою очередь, распределяют на более мелкие подгруппы – вплоть до конкретного объекта классификации.
Применительно к МГРТ такое деление объектов на группы может быть проведено сначала по признаку субъекта управления (органы федеральной, региональной, местной власти), затем по характеру управленческого воздействия (косвенные, прямые), после этого по подотраслевому признаку (воздействие на организации розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания), дальше по видам деятельности, масштабам конкретных торговых организаций и целевому назначению в пределах своей подотрасли.
При этом надо учитывать, что на классификацию МГРТ влияет вид органа регулирования (правительство, министерство, служба, агентство, комитет и пр.), характер его деятельности (его полномочия), стиль руководства, тип организационной культуры, специфика внешней среды, особенности и месторасположение объектов воздействия.
Предложенная классификация МГРТ способствует целенаправленному воздействию на объекты регулирования, более адресному предоставлению льгот и применению различных санкций, а также более точным и корректным выводам различных направлений исследований торговых организаций.
Методы государственного регулирования торговли в основном реализуются через методы макро- , мезо- или микроэкономического управления. По мнению автора, их можно разделить на организационно-правовые, экономические, социально-психологические, информационно-ориентирующие, идеологические, научно-технические методы, методы защиты прав потребителей.
Организационно-правовые методы включают в себя законодательные и административные методы. Законодательные методы основываются на нормах права, заложенных в ряде нормативных правовых актов, важное место среди которых занимают правовые акты, регламентирующие: организационно-правовые аспекты создания и функционирования хозяйствующих субъектов; общие положения договоров купли-продажи, поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения; устанавливающие правила и ограничения продажи отдельных видов товаров; обеспечивающие равные возможности для добросовестной конкуренции; регулирующие отношения, связанные с применением и использованием технических средств и пр. Административные методы включают в себя нормирование, инструктирование, аттестацию специалистов, применение системы требований и запретов, надзор и контроль за проведением торговых операций, использование различных санкций в случаях нарушения правил торговли.
Экономические методы являются наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного регулирования с интересами торговой отрасли. В их структуру включаются: финансово-кредитное регулирование (в т.ч. инвестирование); ценообразование (регулирование цен и тарифов); налогообложение; бюджетное регулирование; распоряжение государственной собственностью и ресурсами (природными, объектами недвижимости, землей); внешнеэкономическое и валютное регулирование; таможенный контроль. Кроме того, к ним относятся: планирование, прогнозирование, системы материального стимулирования, наказания, амортизационная политика, формирование целевых фондов, предоставление государственных кредитов, дотаций, субсидий.
Социально-психологические МГРТ основываются на морально-этических нормах, знаниях человеческой психологии, социологических закономерностях, традициях ведения бизнеса; они воздействуют на сознание, социальные, моральные интересы людей. К ним относятся групповые, коммуникативные, мобилизационные, седативные методы. Эти методы могут реализовываться через государственную социальную политику, целевые социальные программы, программы подготовки и переподготовки торговых работников и пр.
Информационно-ориентирующие методы направлены на обеспечение всех участников потребительского рынка полной и качественной информацией (конъюнктурной, статистической, прогнозной, научно-технической, о среднеотраслевых показателях), позволяющей им принимать обоснованные решения, выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач. К ним относятся: процедура регистрации участников потребительского рынка; формирование, ведение и актуализация Торгового реестра (Реестра объектов потребительского рынка); обеспечение гласности и равной информированности всех экономических субъектов посредством раскрытия и публикации информации; формирование единого информационного пространства. Полная информация о товарах, услугах, их качестве и ценах является существенным критерием уровня организации регулирования торговли.
Идеологические МГРТ базируются на той философии, которая принята в стране. К ним относятся разработка торговой политики, концепций развития внутренней торговли, пропаганда, агитация. Эти методы могут реализовываться через разработку, принятие и исполнение различных специальных целевых комплексных программ развития торговли, организацию проведения различных профессиональных конкурсов и чемпионатов.
Научно-технические методы включают в себя две составляющие: научные (инновационные) методы (исследования, анализ, синтез, прогноз), которые основаны на применении передовых достижений экономической и управленческой науки в практике государственного регулирования социально-экономических систем, на выработке и реализации инновационной политики и технические (технологические) МГРТ, которые основаны на применении различных современных технических средств и технологий, прогрессивного торгового оборудования, формировании системы государственной экспертизы, а также строгом соблюдении требований техники безопасности.
Методы защиты прав потребителей. Сегодня в связи с построением в стране социально-ориентированной экономики, где потребитель становится ключевой фигурой, эти методы начинают занимать важное место в структуре МГРТ. К ним относятся: формирование системы качества в торговых организациях, система лицензирования отдельных видов деятельности, контроль за безопасностью потребительского рынка, стандартизация и сертификация продукции и услуг.
Конкретные направления, соотношение и масштабы использования различных групп МГРТ определяются характером экономических и социальных проблем в стране в конкретный период времени. Субъект регулирования должен уметь выбрать и применить именно ту группу методов, которая в данных конкретных условиях даст наибольший эффект. Методы государственного регулирования должны быть взаимосвязанными, дополнять друг друга, способствуя тем самым более эффективному воздействию субъектов регулирования на торгово-хозяйственные процессы, торговую сеть, совокупность экономических отношений.
Представленная классификация МГРТ позволяет более обоснованно подходить к выбору наилучших методов регулирования торговли, повышает результативность регулирования, что в свою очередь дает возможность добиться намеченных результатов социально-экономического развития территории, повышает качество торгового обслуживания, эффективность и конкурентоспособность отрасли и экономики страны в целом.
Анализ теоретических и практических разработок в области классификации МГРТ позволяет автору прийти к следующим выводам. Современные условия формирования социально-экономических отношений и процессов, недостаточная сбалансированность отечественного потребительского рынка обуславливают повышенную роль государственных органов, достаточную жесткость и интенсивность регулирующих воздействий на торговлю. По мере развития конкуренции, стабилизации потребительского рынка, самоорганизации и саморегулирования торговли характер регулирующей деятельности, роль и методы регулирования меняются, интенсивность регулирующих воздействий со стороны государства несколько снижается. Важными формами воздействия становятся экономические методы. По мере усложнения системы торговли, внедрения современных технологий обработки информации, торгового бизнеса, расширения отраслевых и межотраслевых связей, вертикальной и горизонтальной интеграции, изменения в предпочтениях покупателей возрастает роль информационно-ориентирующих методов и методов защиты прав потребителей.
В процессе развития теории государственного и муниципального управления, перехода к рыночной экономике спектр МГРТ расширяется, меняется их классификация. Классификация МГРТ становится более структурированной. Это связано, прежде всего, с усложнением современных технологических процессов, внедрением новых информационных систем, появлением новых законодательных норм, новых механизмов защиты прав потребителей, финансовых инструментов, внедрением новых теоретических инновационных разработок в области государственного регулирования.
Эффективное и целенаправленное применение методов государственного регулирования позволит обеспечить: уменьшение регулятивной нагрузки на бизнес (замена прямого регулирования косвенными методами); увеличение возможностей привлечения и объемов инвестиций; создание условий для развития реальной конкуренции в торговле; рациональное размещение торговой сети; создание возможности для использования прогрессивных организационных форм и методов торгового предпринимательства; повышение качества жизни населения через улучшение качества и доступности товаров и услуг; обеспечение систематического обновления и расширения ассортимента товаров и услуг; предоставление возможности получения необходимой информации о рынке товаров и услуг; создание условий для повышения степени правовой защиты субъектов предпринимательства и потребителей; внедрение прозрачных инструментов и процедур хозяйствования.
Таким образом, государственное регулирование торговли, осуществляемое посредством различных экономических и неэкономических методов, должно способствовать координированию социально-экономических процессов в стране и увязке разнообразных, иногда противоречащих друг другу, частных и общественных интересов, что в конечном итоге, должно привести к формированию высокоразвитой экономики и предпринимательской среды.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия