Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Накипова Г. Н.
профессор кафедры маркетинга и логистики
Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза,
доктор экономических наук


Концентрация и укрупнение как фактор повышения эффективности предпринимательских структур в агропродовольственной сфере Казахстана

Реализация стратегических целей устойчивого социально-экономического развития Казахстана предполагает активную государственную поддержку создания крупных интегрированных производственно-коммерческих комплексов, которые в условиях глобализации смогут успешно конкурировать с иностранными корпорациями. Решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть достигнуто только путем глубокой модернизации производства. В продовольственной сфере обеспечение конкурентоспособности по отношению к транснациональным продовольственным корпорациям потребует существенного повышения всех показателей эффективности, начиная с повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур и продуктивности в животноводстве и заканчивая умением проводить результативные рекламные кампании для продвижения казахстанских продовольственных товаров на международные рынки.
Для обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на международных рынках целесообразно уделить особое внимание формированию межотраслевых продовольственных комплексов. Почему именно крупные межотраслевые продовольственные комплексы должны получить приоритетное развитие? Ответ на этот вопрос можно обосновать путем сопоставления реальных возможностей представителей малого, низкотоварного агробизнеса, средних производственно-коммерческих агроструктур и крупномасштабного бизнеса, охватывающего в рамках межотраслевой интеграции производство сельскохозяйственного сырья, его переработку и реализацию конечной продукции.
Мелкие фермерские хозяйства, небольшие предприятия по производству продуктов питания, мелкие розничные торговцы продовольственными товарами в основном ориентированы на обслуживание локальных продовольственных рынков. По мнению отечественных аграриев, эти хозяйства «до настоящего времени еще не доказали свою эффективность» *. Для этой категории товаропроизводителей и реализаторов готовой продукции через розничную сеть достаточно трудно организовать выход на продовольственные рынки сопредельных стран (исключение составляет приграничная торговля на двусторонней основе). Кроме того, как показывает опыт высокоразвитых стран, даже в условиях интенсивного агробизнеса мелкие фермеры и небольшие перерабатывающие предприятия фокусируют свою деятельность на удовлетворение нужд локальных продовольственных рынков. Естественно, имеются исключения, когда отдельные мелкие производители уникальных по качеству продуктов питания ориентируются на клиентуру в разных странах. Однако такие редкие исключения не нарушают общей тенденции локализации мелкого агробизнеса в рамках местных или внутрирегиональных продовольственных рынков.
Средние по масштабу производства предприятия агробизнеса, как правило, не ограничиваются обслуживанием локальных продовольственных рынков. Типичным полем деятельности таких предприятий является национальный рынок. Многие средние предприниматели активно развивают сбытовую сеть в нескольких регионах или в масштабах всей страны. В то же время, только ограниченное число представителей среднего агробизнеса пытаются участвовать во внешнеэкономической деятельности. Это связано с целым комплексом причин и факторов. Во-первых, внешнеэкономическая деятельность требует вложения дополнительного капитала в создание соответствующих подразделений, включая службы международного маркетинга, лабораторий по тестированию качественных характеристик продуктов питания для обеспечения их соответствия международным стандартам. Во-вторых, возникают трудности с комплектацией экспортоориентированных подразделений квалифицированными кадрами. Такая ситуация особенно типична для казахстанских предприятий агробизнеса, так как раньше специалистов такого профиля практически не готовили, а в настоящее время выпускники, получившие образование по международному бизнесу, предпочитают трудоустраиваться в иностранных фирмах или крупных отечественных корпорациях. В-третьих, для средних бизнесменов экспорт продовольственных товаров остается более рискованным, чем реализация продуктов питания на национальном продовольственном рынке. Можно перечислить еще немало дополнительных объективных и субъективных факторов, которые ограничивают, а иногда даже блокируют выход средних предприятий агробизнеса на внешние рынки. Однако уже приведенные основные факторы служат убедительным доказательством предельной ограниченности возможностей среднего отечественного агробизнеса на равных конкурировать с многоопытными иностранными производителями продуктов питания.
Крупный интегрированный агробизнес обладает объективными преимуществами по отношению к мелкому и среднему бизнесу при организации полноценных подразделений, обеспечивающих успешное решение всех задач, связанных с продвижением казахстанских продовольственных товаров на мировой продовольственный рынок. Более того, для крупных межотраслевых продовольственных комплексов с полным циклом производственной и коммерческой деятельности вполне доступны различные формы экспансии агробизнеса Казахстана. Выход на внешние рынки следует начинать с их освоением в сопредельных странах. Затем, по мере укрепления конкурентных преимуществ, в страны с развитой рыночной экономикой вплоть до организации сети розничной фирменной торговли, а также предприятий общественного питания, в том числе с казахской национальной кухней.
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что решающее значение в глобальной конкурентной борьбе следует отвести организации крупных интегрированных продовольственных комплексов с различными вариантами отраслевого состава, организационной структуры и стратегического управления. При этом следует особо подчеркнуть, что малые и средние предприятия агробизнеса могут активно взаимодействовать с крупномасштабными межотраслевыми структурами. Такое взаимодействие может включать широкий спектр крупно-, средне- и долгосрочных контрактов на поставку малыми и средними агропредприятиями различных видов сельхозсырья, полуфабрикатов, оказание специализированных услуг и проведение отдельных видов сельскохозяйственных работ. Плодотворность сотрудничества малого, среднего и крупного агробизнеса подтверждается многолетним опытом развитых стран.
В качестве иллюстрации успешного взаимодействия разномасштабных предприятий агробизнеса приведем конкретный пример одного из мировых лидеров на продовольственном рынке. Транснациональная корпорация «Юнилевер» (Unilever), осуществляющая полный цикл агропромышленного производства в глобальном масштабе, включает более 250 крупных производственных и коммерческих предприятий, которые тесно связаны с несколькими тысячами субподрядных малых и средних фирм в более чем ста странах. В зависимости от природно-климатических, экономико-географических, социально-политических и других факторов определяется специализация, объемы производственно-коммерческой деятельности и многие другие характеристики агробизнеса конкретных подразделений корпорации и ее интегрированных субподрядных малых и средних структур. В соответствии с агропочвенным потенциалом и климатической зоной базовые подразделения «Юнилевер» занимаются интенсивным земледелием и выращивают самые разнообразные сельхозкультуры. Инжиниринговые подразделения этой корпорации занимаются реализацией инвестиционных проектов по мелиорации земель в 28 латиноамериканских и африканских странах. В 42 странах вблизи крупных городов функционируют принадлежащие «Юнилевер» или субподрядным фирмам крупные животноводческие комплексы, мясокомбинаты, молокозаводы и другие перерабатывающие предприятия, ориентированные на производство продовольственных товаров для обслуживания потребностей продовольственных рынков густонаселенных регионов. В то же время в регионах, удаленных от крупных продовольственных рынков, располагаются подразделения «Юнилевер», ориентированные на производство различных видов консервированной продукции, которая выдерживает длительные сроки хранения, транспортировки и постепенной реализации. В целом корпорация демонстрирует высокую устойчивость производственно-коммерческой деятельности, благодаря гибкой организационной структуре, объединяющей малые, средние и крупные предприятия в рамках широко диверсифицированного агробизнеса.
Приведенный пример убедительно показывает, что точка зрения о низкой эффективности крупных организационных структур в АПК, широко распространенная в первые годы рыночных преобразований в Казахстане, явно расходится с объективными тенденциями развития современного рыночного хозяйства. Крупные продовольственные комплексы, создаваемые на принципах жесткой централизации в рамках командно-административной системы, не могли стать конкурентоспособными в условиях рыночной экономики. Однако такие комплексы можно было подвергнуть глубокой модернизации вместо разукрупнения, которое привело к резкому сокращению производства, снижению его рентабельности, а в отдельных случаях к банкротству и прекращению производства. Вместе с тем, некорректно противопоставлять малый, средний и крупный агробизнес. Из мировой практики известно, что локальные продовольственные рынки в основном снабжаются местными производителями продуктов питания. Следовательно, крупные и мелкие агропредприятия взаимодополняют друг друга на локальных и региональных продовольственных рынках. Для выхода на международный рынок продуктов питания и ведения конкурентной борьбы с транснациональными продовольственными корпорациями можно утверждать, что Казахстан нуждается в формировании крупномасштабных агрокорпораций. Еще более перспективными являются широко диверсифицированные формы организации агробизнеса с подключением в рамках интеграции специализированных средних агрокомпаний и узкоспециализированных предприятий малого агробизнеса. Об этом свидетельствуют исследования К. Митчелла, П.Р. Солодкова, Л.О. Казанцева * и других специалистов по стратегическому управлению.
Таким образом, решение задачи по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран в сфере производства продовольственных товаров связано в первую очередь с государственной поддержкой формирования казахстанских крупномасштабных агрокорпораций, которые будут на равных конкурировать с транснациональными продовольственными корпорациями. Это не означает, что малые и средние предприятия аграрной сферы должны оставаться без государственной поддержки. Однако целевые ориентиры в отношении крупномасштабного агробизнеса и менее концентрированных агроструктур будут существенно отличаться.
С позиций факторно-целевого управления государственная поддержка малого агробизнеса в основном ориентирована на реализацию социальных целей, а именно: снижение уровня безработицы, в особенности в сельской местности, повышение устойчивости фермерских хозяйств, повышение уровня жизни населения за счет снижения темпов роста цен на продукты питания и т.д. Бюджетные средства, направляемые на поддержку малого агробизнеса, не подлежат возврату и являются прямыми расходами государства. В отношении среднего агробизнеса государство может сочетать прямое бюджетное финансирование поддержки данных агроструктур с выделением льготных кредитов, которые подлежат возврату. Ситуация с крупным агробизнесом более сложная. С одной стороны, высококонцентрированное производство по своей сущности является достаточно рентабельным для самофинансирования или привлечения кредитов. С другой стороны, крупный агробизнес подвержен серьезным коммерческим рискам, связанным с необходимостью реализации больших объемов продовольственных товаров под одним фирменным брендом. Достаточно возникновения незначительного повышения предложения над спросом на продовольственном рынке, и возможности функционирования на полную мощность значительно сокращаются. Следовательно, крупные агропредприятия нуждаются в диверсификации рынков сбыта, предполагающей экспансию на национальные рынки других стран. Реализация стратегических целей крупного агробизнеса по наращиванию экспорта продуктов питания с высокой добавленной стоимостью предполагает активную и постоянную государственную поддержку. Еще более мощная поддержка государства необходима для создания производственных подразделений казахстанского крупного агробизнеса на территории сопредельных стран, а затем в высокоразвитых странах.
Для крупного интегрированного агробизнеса очень важно, чтобы государство проводило последовательную работу по улучшению экологических характеристик, по снижению загрязнения почвы, воды и воздуха вредными выбросами промышленных предприятий. Производство экологически чистой продовольственной продукции невозможно в регионах, в которых негативное воздействие вредных выбросов превышает предельно допустимые нормы. В Казахстане имеется немало регионов с высоким загрязнением почвы и воды высокотоксичными отходами промышленного производства, включая тяжелые металлы. Производство экологически чистой продовольственной продукции практически невозможно при присутствии в почве даже небольших количеств тяжелых металлов. Необходимо учитывать, что содержание в готовых продуктах питания тяжелых металлов недопустимо и делает невозможным экспорт таких продуктов в высокоразвитые страны. Небольшие отклонения от установленных стандартов могут быть использованы как предлог для полного запрета ввоза продовольственных товаров конкретной компании или даже запрета на импорт продуктов питания из данной страны. Поэтому крупные продовольственные компании и корпорации заинтересованы в том, чтобы государство проводило комплексный экологический аудит с целью обеспечения экологической чистоты продуктов питания. В этой связи особое внимание уделяется работе по внедрению в производство системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами. В настоящее время 31 предприятие ввело такую систему, а 73 находятся на стадии внедрения. Кроме того, 74 отечественных стандарта качества гармонизированы с международными *.
Проблема экологической безопасности продовольственного комплекса страны тесно связана с совершенствованием функционирования санитарно-эпидемиологических служб Казахстана. Анализ деятельности государственных санитарно-эпидемиологических служб показывает, что имеются многочисленные примеры грубых отклонений от санитарных стандартов и нормативов. По данным Республиканского научно-исследовательского института защиты растений, у нас свыше 150 вредных насекомых, 70 болезней и 120 видов сорняков, которые значительно снижают продуктивность полей [там же, с. 65].
Крупный агробизнес имеет значительные преимущества по отношению к мелким предприятиям в большинстве отраслей и подотраслей продовольственной сферы. Мелкие предприниматели нередко используют устаревшее или даже полукустарное оборудование. Многие представители малого агробизнеса не в состоянии приобрести современные приборы, позволяющие отслеживать качественные характеристики изготовляемых продовольственных товаров. На малых предприятиях не всегда соблюдаются оптимальные режимы переработки первичного сельхозсырья, а также условия транспортировки и складирования готовой продукции. В результате продукты питания в отдельных товарных партиях сильно отличаются по качеству, пищевкусовым свойствам, что совершенно недопустимо для экспортных поставок.
Ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания является объективной необходимостью в условиях глобализации и вступления Казахстана в ВТО. Так, в Казахстане в 2004 году был принят Закон «О техническом регулировании», пришедший на смену законам «О стандартизации» и «О сертификации». Сегодня государство оговаривает вопросы безопасности в нормативно-правовых актах, а производитель вправе выбрать стандарты, обеспечивающие выполнение требований по безопасности *. В этой ситуации будут отчетливо проявляться конкурентные преимущества крупномасштабного агробизнеса. По нашему мнению, к основным факторам конкурентоспособности крупного агробизнеса можно отнести:
– использование современного оборудования, включая полный набор приборов контроля качества на всех этапах производства;
–комплектацию производственных подразделений высококвалифицированными кадрами, включая специалистов по эколого-биологическим и санитарно-эпидемиологическим профилям, а также менеджеров по комплексному (тотальному) управлению качеством (TQC);
– обеспечение надежного функционирования вспомогательных и инфраструктурных подразделений, обслуживающих основное производство;
– получение дополнительного синергетического эффекта от синхронного функционирования всех подсистем межотраслевого продовольственного комплекса в режиме полной или близкой к установленной мощности загрузки производственных подразделений;
– организация устойчивых систем оперативного управления с применением современных средств связи и телекоммуникационного оборудования.
Перечисленные конкурентные преимущества крупного агробизнеса повышают привлекательность развития интегрированных межотраслевых продовольственных комплексов для государства. Действительно, реализация стратегии «Казахстан–2030» прямо связана с поэтапным преобразованием продовольственной сферы, означающим переход от низкопродуктивной экстенсивной и высокозатратной модели к высокопроизводительной, интенсивной модели функционирования данной отрасли, которая позволит обеспечить реальную конкурентоспособность на мировых рынках не только сельхозсырья, но и казахстанских продовольственных товаров. Следовательно, государственная поддержка ускоренного формирования современных крупномасштабных межотраслевых продовольственных комплексов непосредственно связана с построением высокоиндустриального общества и решением задач по формированию социальной рыночной экономики. Необходимость формирования крупномасштабных межотраслевых комплексов обоснована в Послании Президента страны народу Казахстана. Глава государства поставил задачу «приступить к организации крупнотоварных производств в растениеводстве и животноводстве, ориентированных на экспорт и удовлетворение крупных внутренних государственных нужд» *. Кроме того, создание крупного конкурентоспособного агробизнеса поможет государству решить большое число задач устойчивого социально-экономического развития.
Из экономической литературы известно, что для устойчивого развития в условиях рыночного хозяйства государство должно решить три приоритетных проблемы, а именно:
– снижение уровня безработицы;
– снижение уровня инфляции;
– обеспечение неуклонного роста ВВП.
Все эти коренные проблемы четко корреспондируются с развитием крупного агробизнеса в форме межотраслевых продовольственных комплексов. Начнем с борьбы с безработицей. Проблема безработицы в Казахстане в основном связана с аграрным сектором, с избыточностью трудовых ресурсов в сельской местности. Мелкий и средний казахстанский агробизнес не может создать достаточное количество новых рабочих мест. В то же время аграрный потенциал Казахстана используется малоэффективно, даже на внутреннем рынке высока доля импортируемых продуктов питания, в том числе мясной и молочной продукции из России, Украины, Молдовы, Кыргызстана и многих других стран. Так, в 2000 г. в среднем по республике удельный вес импорта мяса составлял 3,6%, молока и молочных продуктов – 12,9%, растительного масла – 56,2% *. Формирование крупных межотраслевых продовольственных комплексов – реальный путь создания большого количества новых рабочих мест, в первую очередь в сельской местности.
Позитивное влияние ускоренного развития крупного агробизнеса на снижение уровня инфляции совершенно очевидно. Высокая производительность труда, эффективная организация всей производственно-коммерческой деятельности обеспечат насыщение внутреннего рынка высококачественными продуктами питания. Сложившаяся ситуация на рынке неизбежно приведет к сдерживанию роста цен на продовольственные товары. Как показывают социологические обследования, в бюджете большинства городских жителей со средними доходами затраты на питание составляют от одной трети до половины всех расходов. Следовательно, сдерживание цен на продовольствие будет оказывать значительное влияние на снижение общего уровня инфляции. Опасения монополизации отдельных продовольственных рынков должны быть нейтрализованы адекватными мерами со стороны государственных органов, отвечающих за проведение действенной антимонопольной политики и развитие свободной конкуренции. Кроме того, вступление Казахстана в ВТО также будет содействовать усилению конкуренции на внутреннем продовольственном рынке. Поэтому можно утверждать, что деятельность крупного агробизнеса не приведет к резкому усилению монополизации национального продовольственного рынка.
Ускоренное развитие продовольственной сферы Казахстана на базе формирования крупных межотраслевых продовольственных комплексов может внести существенный вклад в обеспечение устойчиво высоких темпов роста ВВП. В настоящее время основной вклад в расширенное воспроизводство национальной экономики вносят отрасли добывающей промышленности, финансовый сектор и строительный комплекс страны. В то же время потенциальные возможности ускоренного развития продовольственного комплекса явно недоиспользуются. Поэтому глубокая модернизация продовольственной сферы путем формирования крупномасштабных диверсифицированных структур агробизнеса может внести реальный вклад в обеспечение устойчиво высоких темпов роста ВВП. Важно отметить, что ускоренное социально-экономическое развитие Казахстана уже в ближайшие годы приведет к существенному повышению внутреннего спроса на высококачественные продовольственные товары, что также будет способствовать увеличению вклада продовольственного комплекса в рост ВВП. Поэтапный переход от экспорта сельскохозяйственного сырья к преимущественному вывозу на внешние рынки продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью будет способствовать опережающему росту доходов от экспорта продовольствия по сравнению с увеличением физических объемов экспортируемого продовольствия. В целом формирование межотраслевых продовольственных комплексов будет способствовать развитию конкурентоспособной продовольственной сферы и решению макроэкономических задач устойчивого социально-экономического развития Казахстана на стратегическую перспективу.


Литература
1. Есполов Т.И. Эффективность агропродовольственного комплекса Казахстана. – Алматы, 2002. – 448 с.
2. Mitchell K. Competitive Advantage of Integrated Food-Producing Structures. – Sydney: Pearson Publishing House, 2007. – P. 69–72.
3. Солодков П.Р. Стратегическое управление интегрированными продовольственными комплексами в условиях глобализации: Матер. науч.-практ. конф. – Ростов: Изд-во РАУ, 2006. – С. 112–115.
4. Казанцев Л.О. Крупные организационные структуры в агробизнесе: механизмы формирования и устойчивого развития. – Москва: Бизнес-Пресс, 2005. – С. 57–61.
5. Есполов Т.И., Керимова У.К., Нигай Б.Н. Менеджмент в аграрном секторе Республики Казахстан. – Алматы, 2006. – 296 с.
6. Панорама – 2007. – №14. – С. 12.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия