Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Титова В. А.
заведующий кафедрой теории рынка Новосибирского государственного технического университета,
доктор экономических наук, профессор

Лямзин О. Л.
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук

Латуха О. А.
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета

Влияние ВУЗов на состояние инновационной деятельности крупного сибирского города

Инновационная деятельность в России осуществляется преимущественно в крупных городах. Ее развитие зависит от множества факторов. Одним из таких факторов является сосредоточение в крупных городах высших учебных заведений. В настоящей статье нами был проанализирован вопрос текущего и перспективного влияния вузов на состояние инновационной деятельности крупного сибирского города на примере г. Новосибирска.
Как свидетельствует мировой опыт, в начале XXI века инновационный потенциал является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации экономики. Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 70–85% прироста ВВП [1]. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. долл. [3] В этой связи для России, вступившей на путь рыночных реформ, проблема стимулирования инновационной деятельности, повышения роли науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциала является особо актуальной [5].
Крупные города играют важную роль в жизни страны. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, емким рынком, его развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным и научным потенциалом [2].
Новосибирск – крупный научный центр России, город шести академий наук. Подавляющая часть научного потенциала города формировалась исторически в Новосибирском научном центре (ННЦ) СО РАН, главная задача которого состояла в развитии комплексных фундаментальных исследований по ключевым направлениям науки, отборе и подготовке ученых и специалистов из представителей талантливой молодежи обширного Сибирского региона, а также внедрения научных достижений в народное хозяйство страны и, прежде всего, Сибири [4].
Академическая наука в городе представлена 44 учреждениями и организациями ННЦ СО РАН, 8 организаций находятся в ведомственной принадлежности СО РАМН, 10 институтов и 2 конструкторских бюро в ведении СО РАСХН.
За почти полувековую историю развития науки в Новосибирске накоплен значительный научно-технический и инновационный потенциал. ННЦ СО РАН является уникальным учреждением общероссийского масштаба, его деятельность осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники и перечнем критических технологий федерального уровня. Сложившийся за эти годы научно-технический потенциал, возможность расширения наукоемкого производства с применением новейших технологий на базе уже действующих организаций, высокий уровень образования и профессиональная специализация населения создают необходимые предпосылки для развития города Новосибирска как технополиса.
На территории города Новосибирска 34 активных инновационных предприятия, что составляет 6,1% от всех предприятий территории. Наибольшее количество предприятий (15 единиц), занимающихся инновационной деятельностью, находятся в частной собственности, но их доля от всех инновационных предприятий составляет 6,6%. Наибольшая доля инновационных предприятий – 18,2% принадлежит двум иностранным юридическим лицам. На втором месте (14,3%) – два смешанных российских предприятия с федеральной долей собственности. Третье место занимают одиннадцать предприятий федеральной собственности с долей инновационной активности – 10,6%. Помимо этого имеют инновационную активность следующие формы собственности предприятий: совместная частная и иностранная – 7,1%, иная смешанная российская – 6,7%, смешанная российская с долей собственности субъектов федерации – 2,2% и муниципальная – 2,1%.
Производственно-технический потенциал Новосибирска сосредоточен на градообразующих предприятиях основных отраслей города, на малых предприятиях, представляющих собой новые структуры наукоемкого предпринимательства, работающих в основном на результатах деятельности научных учреждений.
Среди факторов, препятствующих инновационной деятельности предприятий Новосибирска в прошедшем году, можно выделить: экономические, производственные и др.
К экономическим факторам относятся: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, а также длительные сроки окупаемости нововведений. К производственным факторам: низкий инновационный потенциал организации, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость организации, недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. К другим факторам относятся: низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги), недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неопределенность сроков инновационного процесса, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги), и неразвитость рынка технологий.
В 2005 г. доля совместных проектов по выполнению исследований высших учебных заведений и инновационных фирм составила 6,4%.
В 2005 г. услуги инновационного характера в Новосибирске оказывали четыре организации (одна муниципальная и три частных) на сумму 277,9 млн. рублей. Среди этих организаций нет высших учебных заведений, в то же время их инновационный потенциал позволяет оказывать услуги подобного рода.
Большинство инновационных предприятий города расценивают высшие учебные заведения как незначительный источник информации об инновационной деятельности. Из основных источников информации они выделяют: научно-исследовательские подразделения, потребителей продукции (работ, услуг), а также выставки, ярмарки, другие рекламные средства.
Затраты на инновационную деятельность в Новосибирске за период с 2000 по 2005 г. увеличились в 2,8 раза. Доля финансирования сектора высшего образования в данном сегменте составляет в среднем 8% в год, из них 71,7% осваивается собственными силами вузов (см. рис.).
Рис. Доля финансирования научно-технических работ, выполненных организациями сектора высшего образования, от общего объема научно-технических работ (%)
Среди работников, выполнявших исследования и разработки в период с 2000 по 2005 г. в Новосибирске только 2,3% представляют сектор высшего образования. Их численность постепенно растет, а по общей численности всех привлеченных к исследованиям и разработкам последние три года намечается тенденция к снижению. Это свидетельствует о том, что инновационная деятельность сектора высшего образования имеет высокий потенциал.
По данным федеральной службы государственной статистики по Новосибирску, в период с 2000 по 2005 г. выполняли научные исследования и разработки 12 высших учебных заведений. Между тем доля вузов, занимающихся научными исследованиями и разработками, неуклонно возрастает.
За исследуемый период численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в высших учебных заведениях, увеличилась как по абсолютным (135 человек), так и по относительным показателям, при снижении общего числа лиц занимающихся научными исследованиями и разработками.
Вклад вузов в инновационный потенциал города достаточно велик и может способствовать развитию инновационной составляющей города.
Во-первых, вуз, осуществляя подготовку кадров, решает сразу две важные задачи: а) восполняет недостаток квалифицированного персонала активных инновационных предприятий, б) активные инновационно мыслящие выпускники повышают инновационный потенциал других предприятий города.
Во-вторых, вуз аккумулирует в себе знания, методики, опыт инновационной деятельности отраслей народного хозяйства. Это позволяет координировать инновационную деятельность города. Недостаток информации о новых технологиях восполняется путем организации курсов повышения квалификации. Вуз может выступать посредником, экспертом или консультантом при кооперировании предприятий и научных организаций, может служить базой для развития инновационной инфраструктуры. На основе инновационного потенциала вуза получает свое развитие и рынок технологий.
По всей видимости, низкий процент совместных проектов по выполнению исследований высших учебных заведений и инновационных фирм обусловлен тем, что нет четких критериев оценки инновационного потенциала вуза при решении вопросов доверия для участия в высокорисковом проекте.
Инновационные предприятия города расценивают вузы как незначительный источник информации об инновационной деятельности, что связано с низкой информированностью предприятий города об инновационных возможностях вуза.
Объемы собственных финансовых средств вуза, вложенных в инновационную деятельность, превышают другие источники финансирования в 2,5 раза.
Инновационная деятельность вуза стала рассматриваться как прибыльная сфера, что обусловило приток исследователей в эту область. Данный факт подтверждает и увеличение доли вузов среди всех научных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками.


Литература
1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2006 – 415 с.
2. Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия /Отв. ред. Е.А. Киселева. – М.: Моск. общ. науч. фонд, 2000. – Вып. 105. – 136 с.
3. Инновационная политика высшего учебного заведения /М.А. Девяткина, Т.А. Мирошникова, Ю.И. Петрова и др.; Под ред. Р.Н. Федосовой. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. – 178 с.
4. Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности: Матер. междунар. науч.-практ. конф. /Под ред. В.М. Чистякова. – Новосибирск: НИИРУ, 2000. – 600 с.
5. Фурсенко А.А. Образование и наука России перед новым выбором /Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Матер. российско-американской науч. конф. «Исследовательские университеты», Москва 4–6 апреля 2004. – М.: Тверской ИнноЦентр, 2005. – 234 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия