Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Никифоров В. В.
аспирант кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права

Социально-рыночное хозяйство и поиск пути развития России

В 2007 г. исполнилось 15 лет с начала экономических и социальных реформ в нашей стране. Оглядываясь на пройденное, признавая ошибки и отмечая достижения, мы видим, что сделано, а что сделать не удалось. И сегодня нет окончательного ответа на вопрос о том, какую систему мы строим. За этот период стране удалось принципиально отойти от административно-командной системы и начать движение в сторону рыночной. Но рынка в чистом виде не бывает; это – гипотетическая система. На практике то или иное государство использует определенную экономическую модель. Что за модель создана у нас? Она конечна или промежуточна? Она нас устраивает или мы стремимся к более эффективной модели?
Конечно, трудно найти человека, полностью довольного своей жизнью, тем, как идут дела в экономике страны, города, села, как работает промышленность, сельское хозяйство, медицина, образование и т.д. Такова уж сущность человека – стремиться к лучшему и критиковать уже достигнутое! Может, стоит стремиться к удовлетворению хотя бы основных запросов людей? А может, следует попытаться их «правильно» сформулировать и научиться объяснять?
Как правило, человека больше всего волнует то, с чем он непосредственно сталкивается: медицина, образование, транспорт, т.е. все, что относится к социальной сфере. Конечно, чем выше интеллектуальный уровень и материальное благополучие человека, тем больше он будет интересоваться проблемами безопасности, ролью его страны в мировом сообществе, глобальными проблемами человечества. Что же касается государства, то оно должно строить политику так, чтобы максимально удовлетворять потребности граждан. Но каждое ли государство на это способно? Какие условия здесь должны быть созданы?
Считаем, что в основе решения этой проблемы должно лежать определение модели хозяйственной системы для той или иной страны в исследуемый промежуток времени. Наиболее адекватной тем проблемам, о которых мы начали говорить, является, на наш взгляд, система, которая получила название «социально-рыночная экономика». Пионерами в области ее формирования можно считать немецких экономистов и государственных деятелей (прежде всего Л. Эрхарда, который долгое время руководил экономическим блоком Правительства Германии, а затем, в 60-х гг. ХХ века, и самим Правительством). 1
В социально-рыночной экономике следует «разделить» задачи, выполняемые человеком и правительством. Человек обязан научиться сам отвечать за себя и свою семью. Он должен самостоятельно выбрать для себя из доступных ему вариантов систему образования, медицинского обслуживания, защищать себя от возможности наступления недееспособности и многое др. Для этого определенную часть доходов (иногда довольно значительную) приходится отчислять в различные фонды социального страхования, причем не только работник, но и его работодатели делают такие отчисления. Но в том случае, когда усилий человека для решения тех или иных проблем не хватает, возникает необходимость в помощи государства. В этом, как нам представляется, и заключается определенный компромисс между человеком, с его интересами и возможностями, и государством, что, в конечном итоге, порождает эффективную систему хозяйства. При этом никуда не исчезают рыночные принципы, с их стремлением к прибыли и экономическому неравенству. Рыночная система, по-прежнему, характеризуется большим набором недостатков, но они нивелируются социальной направленностью в политике государства и набором определенных инструментов. 2 Укажем их.
Прежде всего, это собственность. В данном случае требуется разумное сочетание государственной и частной собственности. Эта «разумность» определяется не процентным соотношением долей (хотя это тоже важно), а тем, какие функции на различные виды собственности возлагаются и как они осуществляются.
Второе – конкуренция. О положительной роли конкуренции нам известно. Но всегда ли она несет только благо? Наверное, нет. Например, может ли молодой человек, только что закончивший колледж, или даже университет, найти достойную работу, где сможет применить полученные знания? Далеко не всегда. Над ним порой одерживает верх работник с худшим образованием, но имеющий опыт работы и доказавший лояльность своему работодателю. И причина здесь – конкуренция.
Третье – ценообразование. При всей свободе, которая декларируется рынком, ценообразование не может быть подлинно свободным, особенно – если речь идет о социально значимой продукции, о товарах и услугах, обеспечивающих безопасность личности и государства.
Это перечисление можно довольно долго продолжать. Вывод заключается в том, что в социально-рыночном хозяйстве должна сохраняться высокая степень государственного регулирования экономики. При этом задача государственного регулирования сводится к определению форм согласованного действия многочисленных субъектов хозяйствования и обеспечению их интересов на всех социально-экономических уровнях.
Известно, что при плановых методах хозяйствования такое согласование осуществляется с помощью контрольных цифр (объема), директивных заданий, лимитов, экономических нормативов. В рыночном хозяйстве экономические субъекты самостоятельно несут ответственность за результаты своей деятельности. В результате рынок направляет деятельность непосредственных производителей, а государство выполняет регулирующие функции для рыночных отношений. Поэтому в социально-рыночной системе хозяйства государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъектов. 3
Если говорить о наиболее развитых странах, тех, которые используют на практике социально-рыночную экономику, мы видим тенденцию поиска эффективного соединения плановых и рыночных начал (например, в той же Германии, или в других «старых» странах Евросоюза). Причем, как правило, это соотношение достигается за счет усиления государственного вмешательства, а значит, отрицания безграничной свободы рыночных отношений.
Важнейшим инструментом, на наш взгляд, здесь выступает государственный сектор. С одной стороны, это – часть национального хозяйства, выступающая в виде государственной собственности на имущество, со своей сетью предприятий; с другой это – государственная собственность на финансовые ресурсы, поступающие в виде налогов и различных платежей (включая и социальные). Наличие государственного сектора обычно связывается с экономическими задачами, которые средствами рыночного саморегулирования решаться не могут. К числу таких задач относится создание социальных и экономических благ, которые частный сектор не производит, либо не может производить с минимальными затратами. 4 Такие блага получили название «общественных благ». К данным благам относят энергетику, связь, транспорт, коммунальные услуги, оборону, культуру, экологию, обеспечение социальной стабильности, занятости, правопорядка и т.д. Ресурсы, необходимые для производства общих благ, лимитируются величиной ВВП.
Государственный сектор, по своей природе, имеет два базовых, изначально противоречивых, положения. С одной стороны, функционирование государственного сектора основывается на возмездности, эквивалентности обменных процессов, использовании рыночных отношений, с другой – на использовании административных методов регулирования, внерыночных механизмов распределения ресурсов, безвозмездных форм выделения основных фондов государственным и муниципальным предприятиям. Такая двойственность экономической природы государственного сектора нередко порождает неэффективность использования ресурсов, ведет к снижению результативности. Для преодоления этих негативных последствий возникает необходимость в создании специального механизма, обеспечивающего эффективное использование ресурсов в процессе производства общих благ и распределения создаваемых госсектором доходов в соответствии с реальными правами и функциями всех субъектов в данном секторе экономики (государственные органы, трудовые коллективы, руководство предприятий).
Основные направления государственного регулирующего воздействия, используемые в странах с социально-рыночным хозяйством, успешно могут применяться и в российской экономике, по следующим направлениям.
1. Поддержание конкурентоспособности отдельных секторов. Оно достигается за счет прямого государственного регулирования, основанного на ресурсном обеспечении, и, как правило, используется:
- в секторах, занимающихся решением крупномасштабных стратегических задач, к числу которых относятся фундаментальная наука, оборона, образование;
- в секторах, вложения частных инвестиций в которые связаны с большим риском. В результате долгосрочные дорогостоящие проекты без вмешательства государства неосуществимы, или трудно осуществимы. К числу таких секторов относятся аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли;
- в секторах, поддержание которых рыночными методами дает «осечку», в то же время, их развитие дает положительные экстерналии (например, в сфере экологии).
2. Общая координация экономических процессов. Эта функция заключается в общем государственном регулировании и стимулировании развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. В этой связи особое внимание уделяется разработке и реализации долгосрочной экономической стратегии, которая включает такие направления, как структурные преобразования, природоохранные меры, энергетическое и научно-техническое развитие.
3. Социальная стратегия государства. Социальная стратегия включает политику доходов, цен, занятости, развитие социальной защиты, социальных гарантий и другие. Основная цель государственного регулирующего воздействия – смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов и достижение общего консенсуса, с одной стороны, и стимулирование экономической активности различных слоев и групп населения, – с другой.
4. Регулирование качественных особенностей экономического развития. Наряду со стимулированием конкурентной среды, усилия государств направляются на улучшение качественных особенностей экономического развития, включая улучшение качества жизни. В этом направлении принимаются меры по созданию стимулов всестороннего развития работников, установлению контроля качества и безопасности потребительских товаров и защите прав потребителя, обеспечению надлежащих условий труда и его охраны. 5
Практическая реализация этих направлений позволит осуществить доступ большего количества людей к экономическим ресурсам и, тем самым, движение к социально-рыночному хозяйству.
Применительно к нашей стране, функция государства при формировании новой хозяйственной системы социального типа связана с процессом трансформации модели хозяйствования в планово-рыночную. Это предполагает создание множества разнообразных элементов, таких, как укрепление законодательной и нормативной базы, изменение регулирующей роли государства и консолидация государственной власти; реструктуризация предприятий и формирование эффективного собственника; создание новой финансово-кредитной системы и каналов для инвестиций; построение разветвленной хозяйственной инфраструктуры; развитие деловых и культурных отношений и укрепление доверия между хозяйственными агентами; реформирование трудовых отношений и создание действенной системы социальной защиты населения; совершенствование российского федерализма и взаимоотношений между центром и регионами.
Следует отметить, что такие изменения, особенно для России, предполагают формирование стройной, эффективной и прозрачной системы государственного регулирования, которая бы соответствовала не только тактическим, но и стратегическим задачам и условиям развития экономики и социальной сферы. Реализация этих условий требует преодоления упрощенного представления об объекте и субъекте управления и изменения характера информационной базы, необходимой для проведения многоуровневого комплексного анализа действующей хозяйственной системы.
При определении практических шагов в целях реализации указанных задач следует учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, в нашей стране за короткое время проведены радикальные преобразования колоссального масштаба и сложности, требующие особенно четкого регулирующего и направляющего начала.
Во-вторых, необходимо точно определить, какую хозяйственную систему мы строим в России и какие задачи она будет выполнять. Еще раз сформулируем нашу позицию. Считаем, что для сегодняшней России наиболее адекватна социально-рыночная система. В этой связи необходимо определить главные цели социально-экономической политики и стратегии, располагая и ранжируя их в пространстве и времени, с ориентацией экономических преобразований на достаточно универсальные показатели: достижение более высокой результативности национального хозяйства, рост благосостояния населения, повышение качества жизни и др. Государственное регулирование представляет собой часть общей социально-экономической политики, которая направлена не на достижение абстрактного благополучия, а на улучшение параметров жизни общества и человека.
В-третьих, необходимы отработанные механизмы постоянного соответствия содержания экономических преобразований интересам общества. Только посредством этого можно обеспечить включение в число активных участников реформ не только представителей политической и экономической элиты, но и простых граждан.
В-четвертых, государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных межстрановых акциях, направленных на поддержание равновесия в мировом пространстве. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые проблемы глобального характера в будущем все более явно будут отражаться на жизни каждой страны и каждого человека. 6
Принимая во внимание четыре вышеназванных обстоятельства, мы можем понять, что государственное регулирование есть явление нормативное, т.е. количественно определенное. Оно базируется на анализе социально-экономической ситуации и максимально конкретной постановке задач. Эти задачи должны быть четко сформулированными, количественно определенными и аргументированными. Иными словами, их рациональность может быть проверена с использованием научных методов исследования и сравнения с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Следующим шагом построения социально-рыночного хозяйства станет разработка методов преобразования реальной экономической ситуации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия