Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Зайцева П. И.
аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Особенности межрегиональной конкуренции в России

С середины прошлого века мировая экономика все активнее превращается в единое поле конкурентного взаимодействия, на котором в качестве субъектов конкуренции выступают не только транснациональные компании, но и страны, их объединения и отдельные регионы. На фоне процессов глобализации наблюдается обострение пространственной конкуренции как на межгосударственном, так и межрегиональном уровнях.
Придерживаясь иерархичности понятия региона, межрегиональная конкуренция может быть рассмотрена на нескольких уровнях: как конкуренция между регионами одной страны, как конкуренция регионов одной страны с регионами другой, как конкуренция макрорегионов, то есть объединений ряда стран.
Регион, как субъект конкурентных отношений, стал рассматриваться сравнительно недавно. Первоначально регион представлялся как «поляризованное пространство», воплощающее собой систему взаимосвязей между центром и окружающей средой. Использовался такой термин как «программный регион», то есть регион, как территория, в отношении которой принимаются решения и программы с целью ее преобразования и развития. Данный подход отражен в концепции Ж. Будевиля.
Некоторое осознание экономической субъектности региона в рамках национальной экономики связано с публикациями В.Н. Богачева, рассматривавшего регион как особый субъект хозяйства, имеющего задачи по корректировке решений, принимаемых предприятиями по критерию их индивидуальной прибыли, а также развития региональной инфраструктуры с целью регулирования уровня издержек по всей совокупности предприятий региона. 1
Современный российский регионалист А. Гранберг предлагает рассматривать регион как «квазигосударство» или как «квазикорпорация». 2 Сущность модели региона как «квазифирмы» заключается в применении к региону ряда подходов, характеризующих его поведение как фирму. Так, регион должен не только производить ряд общественных благ, но и формировать нужную среду, привлекать и создавать ресурсы, обеспечивая их эффективное размещение. Данный подход предусматривает глобальную ориентированность региона, поскольку в него заложена идея глобальной конкуренции в необходимости поиска внутренних сил для развития. Концепция региона как «квазигосударства» не противоречит экономической теории федерализма, согласно которой региональные власти ответственны за развитие региона и предоставление общественных благ его жителям.
Впервые наиболее четко в российской регионалистике авторами монографии «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты» была сформулирована концепция региона как самостоятельного субъекта хозяйствования и конкуренции. 3 Согласно данной концепции предлагается рассматривать регион в качестве стратегического игрока, вступающего во взаимодействие с другими регионами по ряду направлений, стремящегося сформировать конкурентоспособную среду, соответствующую целям его долгосрочного развития. Взаимодействие регионов осуществляется по поводу: ограниченных ресурсов, на которые они претендуют; объема потребительского спроса; участия в территориальном разделении труда; влияния на центр и в международных экономических отношениях.
Предпосылки межрегиональной конкуренции в России, в отличие от развитых стран, появились сравнительно недавно. Произошедшие трансформации в российской экономике и политическом устройстве, а также глобализационные процессы повлияли на положение российских регионов и изменили их роль в национальной и мировой экономиках. Российские регионы в новых условиях вынуждены становиться самостоятельными экономическими субъектами, конкурирующими как в национальной, так и в международной экономической среде по широкому кругу позиций. Межрегиональные конкурентные отношения подвержены искажению в результате действия ряда факторов:
– инерционности экономического развития регионов;
– действия мультипликаторов пространственного неравенства;
– различной степени участия во внешнеэкономических отношениях;
– дезинтеграционных процессов на территории страны;
– отсутствия единого экономического пространства и общих экономических интересов внутри ряда регионов;
– нарушений в функционировании институциональной среды;
– отсутствия адекватной реакции на рыночные сигналы со стороны регионов.
Рассмотрим вышеуказанные факторы по порядку.
1. Российские регионы сильно различаются по своему экономическому положению и потенциалу, что не может не сказываться на их конкурентных позициях. Структура экономики и специализация регионов была определена и сформирована в дореформенный период в условиях форсированной индустриализации, не учитывавшей рациональные основы природопользования и местные социально-экономические особенности. Широкое развитие отраслей топливно-сырьевого, энергетического, металлургического, машиностроительного, военно-промышленного комплекса происходило с явным отставанием инфраструктуры и отраслей, производящих товары народного потребления. В переходный период начала 90-х гг. экономика страны не смогла соответствовать новым условиям рынка и оказалась в кризисном состоянии. В отличие от моноотраслевых регионов с доминированием ВПК и устаревающими обрабатывающими производствами регионы с развитой внешнеэкономической деятельностью, с экспортной ориентацией и диверсифицированной структурой экономики успешно адаптировались к рыночным условиям и в настоящее время имеют наиболее сильные конкурентные позиции.
2. Действие мультипликаторов пространственного неравенства таких, как торговля и услуги, усугубляет неравное экономическое положение регионов. Ускоренное развитие сферы услуг и торговли наблюдается в относительно благополучных регионах, так как стимулируется местным платежеспособным спросом и более высокими доходами населения. Увеличение роли сектора услуг характерно для городов, являющихся субъектами федерации: Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов РФ, имеющих города-миллионники.
Для регионов России характерны значительные различия по степени включенности в международные экономические связи. По абсолютным объемам экспорта субъекты РФ различаются в сотни раз. Насчитывается 17 субъектов федерации с объемом экспорта более 1 млрд. долл. В то же время у 33 субъектов РФ годовой объем экспорта составляет менее 100 млн. долл. Примерно у десятка регионов он не превышает 10 млн. долл. 4 Еще более неравномерно по стране размещаются иностранные инвестиции, так основной их объем реализуется в 10−15 регионах. Транзитным потенциалом, способствующим активизации участия регионов в мирохозяйственных отношениях, обладают регионы, находящихся на главных международных коммуникациях − это Ленинградская область, Краснодарский и Приморский края, Сахалин и Ненецкий автономны округ, Забайкалье.
3. Далеко не все регионы способны воспользоваться возможностями и выгодами, возникающими в результате глобализационных процессов, что еще больше усугубляет поляризацию их конкурентных позиций. Наиболее сильно вовлечены в мировые хозяйственные связи крупнейшие города, регионы с благоприятным географическим положением, добывающие востребованные на мировом рынке природные ресурсы и обеспечивающие международные транспортные связи. Именно эти регионы находятся в более выгодных условиях и имеют больше возможностей для повышения своих конкурентных позиций и успешного экономического развития.
4. Развитие конкурентных отношений затрудняется в условиях дезинтеграции экономического пространства России, которая выражается в сокращении межрегионального обмена, формировании региональных рынков, различных по уровню цен на потребительские товары, энергоносители, рабочую силу и недвижимость. Можно найти несколько причин дезинтеграционных процессов − это и стремительный рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию, и различия в степени ориентации регионов на внутренний и внешний рынок.
В силу того, что Россия занимает пространство между европейским, североамериканским и азиатско-тихоокеанским полюсами мировой экономики, прилежащие регионы неизбежно втягиваются в орбиту их влияния и наблюдается все большее совпадение регионального развития с основными направлениями внешнеэкономических связей. Можно сказать, что усиление процессов дезинтеграции происходит по тяготению регионов к отдельным странам и зонам мира. Ряд российских регионов на западе неизбежно втягивается во внешнеэкономические отношения со странами ЕС, восточные регионы России все больше тяготеют к развитию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, южные регионы от Северного Кавказа до Восточной Сибири − к странам СНГ.
5. В силу несовершенства административного деления России ряд субъектов РФ не обладают возможностями для полноценной конкуренции. Так, например, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, входящий в состав Иркутской области, не может самостоятельно функционировать по причине высокой интегрированности с соседним регионом. Тыва и Иркутская область, расположенные рядом, имеют существенные культурные и экономические различия и у них мало оснований для объединения в единую социально-экономическую систему. Административное отнесение к Уралу Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, географически расположенных в Западной Сибири, оценивается как принципиальное изменение облика Западной Сибири и Урала. В настоящее время наблюдаются процессы перераспределения конфигурации регионов, что будет иметь место и в будущем. В частности, в результате возникновения общих экономических интересов ставится вопрос об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
6. Развитие межрегиональной конкуренции осложняется в условиях «переговорного» федерализма, то есть в условиях борьбы региональных и центральных политических элит за экономические ресурсы и власть. В результате этой борьбы возникает перекос в размещении трудовых ресурсов и производственных мощностей. Конкурентные отношения нарушаются также несовершенством межбюджетных отношений, лоббированием региональными властями перераспределения доходов между регионами через федеральный бюджет. Характер финансовой помощи во многих случаях носит неоправданный и субъективный характер вследствие как значительной роли неформальных отношений между центром и регионами, так и несовершенства методики распределения средств из различных фондов. Отсутствуют четкие критерии в отборе регионов, нуждающихся в финансировании.
7. В условиях отсутствия единого экономического пространства, вмешательства властей как федерального, так и регионального уровней, регионы не способны адекватно реагировать на рыночные сигналы. Устранению различных перекосов препятствует негибкость общероссийского рынка труда, связанная с недостаточной подвижностью населения из-за отсутствия общедоступного рынка жилья и существующей неадекватной системы пособий по безработице.
В настоящее время конкурентное взаимодействие регионов влечет их дифференциацию. Диапазон основных показателей экономического и социального развития регионов превышает десятки раз, а в пределах отдельных зон − многократных величин. На тройку лидеров за последние годы приходилось свыше 40% ВВП, а на дюжину аутсайдеров, в основном этнорегионов, в т.ч. АО, ставших субъектами, только 0,5−1,5%. 5. Таким образом, можно говорить, о монопольном положении ряда регионов в России, конкурентные позиции которых позволяют генерировать основную массу рыночных доходов в стране.
Современные концепции рассматривают регион в качестве субъекта конкурентных отношений как на национальном, так и на международном уровнях, а межрегиональную конкуренцию − как совокупность множественных отношений по поводу экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами. Сущность межрегиональной конкуренции заключается в борьбе за привлечение ресурсов и достижение целей, соответствующих его долгосрочному развитию и за место в системе разделения труда.
Сама по себе территориальная децентрализация в России еще не превратила регион в настоящий субъект федерации, с устойчивыми внутренними финансово-экономическими связями, активно конкурирующего и сотрудничающего с другими регионами. В дальнейшем смена принципов региональной политики будет стимулировать регионы к более активной позиции в отношении его развития и повышения конкурентоспособности. В настоящее время только степень включенности региона в мировое экономическое пространство определяет его стремление к повышению конкурентных позиций.
Наиболее конкурентными являются регионы, экономика которых базируется на экспорте сырьевых ресурсов, способные обеспечивать международные транспортные связи и находящиеся в выгодном географическом положении. Велика роль столичной ренты, усиливающей конкурентные преимущества не только Москвы, но и других крупных городов. Они быстрее приспособились к рыночным условиям, в них быстрее формируется рыночная инфраструктура и квалифицированные кадры. Остальные регионы значительно уступают свои конкурентные позиции. Поэтому можно говорить о монопольном положении ряда регионов в экономике России.
Одна из значимых предпосылок, способствующая выравниванию условий конкуренции, заключается в единстве всего экономического пространства России, которое будет способно обеспечить свободное перемещение товаров, факторов производства и капитала. Но формирование единого общероссийского пространства требует как реализации надрегионального интереса, так и налаживания сотрудничества между самими регионами. Распространение интеграционных процессов в рамках всего мирового хозяйства свидетельствует о том, что налаживание сотрудничества между различными странами и внутренними регионами стран является также одним из перспективных инструментов конкурентной борьбы в современных условиях. Поэтому повышение конкурентных позиций значительной части регионов России будет определяться их способностью устанавливать взаимовыгодное деловое сотрудничество в рамках национального территориального формата. Такие попытки предпринимаются в виде регулярного проведения межрегиональных экономических форумов, которые позволяют регионам обмениваться опытом, выявлять и создавать новые возможности для успешной конкуренции и сотрудничества как в рамках национальной, так и международной экономической среды.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия