Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Кокуева Я. А.
аспирант факультета экономики и управления народным хозяйством Сургутского государственного университета

Методика отбора малых инновационных предприятий для получения инвестиционных льгот

Интенсивный рост экономики России возможен только при переходе на инновационный путь развития, который позволит получить конкурентные преимущества на мировом рынке. Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать наукоемкую продукцию и услуги. Но развитие малого инновационного предпринимательства на начальном этапе невозможно без государственной поддержки. Механизмы этой поддержки не являются проработанными и систематизированными как на региональном, так и на федеральном уровне.
Инновационные проекты отличаются сложностью и специфичностью, поэтому для привлечения инвестиций должна быть разработана комплексная методика по отбору малых инновационных предприятий. В результате будет обеспечено эффективное использование бюджетных средств и снижение рисков при вложении средств инвесторов.
Предлагаемая ниже методика включает следующие этапы:
1) предварительная оценка инновации;
2) оценка финансового состояния малого инновационного предприятия;
3) оценка качества управления предприятием;
4) оценка уровня развития инновационного предприятия;
5) оценка рынком инновационного продукта;
6) оценка конкурентных преимуществ инновации.
На первом этапе оценки экспертами определяется тип инновационного продукта и отрасль, к которой инновация относится. Предлагает ли малое инновационное предприятие новый продукт, услугу, материал, комплектующее изделие и т.п. или речь идет о создании новой технологии, тем самым относим инновацию к продуктовому или технологическому сегменту рынка. Определяется сфера приложения инновации – биотехнология, фармакология, приборостроение, телекоммуникация, нанотехнология и т.п.
Необходимо ознакомиться с публикациями по данной теме, авторскими свидетельствами, результатами научных исследований, патентами, которые явились фундаментом при создании данной инновации, подтверждающие ее новизну, специфику, актуальность. Выявить наличие прототипов, аналогов и их сравнительные характеристики. Важным элементом этого этапа является рассмотрение социальных, экологических и других возможных последствий внедрения инновации предприятием.
После проведения первого этапа экспертами делается заключение об актуальности и новизне инновационного проекта, о соответствии инновационного проекта целям и стратегии потенциальных инвесторов. Если инновационный проект не отвечает данным требованиям, то его дальнейшее рассмотрение прекращается.
На следующем этапе проводится оценка инновационной способности самого малого инновационного предприятия. Для чего проводится анализ финансового состояния организации, оценивается качество управления организацией и уровень его развития.
Особенность анализа финансового состояния малого предприятия заключается в том, чтобы годовая отчетность состояла только из первых двух форм: баланса и отчета о прибылях и убытках. Анализ финансового состояния инновационного предприятия начинается с анализа состава и структуры активов и пассивов. Финансовое положение инновационного предприятия в части платежеспособности характеризуют коэффициенты ликвидности. Но в отличие от крупных предприятий показатели малого бизнеса имеют различия. Так, значение показателей ликвидности значительно меньше, а оборачиваемости – больше, поскольку для малого предприятия характерен высокий уровень не только производительности труда, но и высокий уровень кредиторской задолженности при низком уровне дебиторской задолженности. При анализе финансового состояния инновационного предприятия оценивается и его финансовая устойчивость. Коэффициенты финансовой устойчивости показывают степень финансовой независимости от кредиторов и инвесторов. С помощью оценки деловой активности определяется эффективность текущей основной деятельности инновационного предприятия. Коэффициенты деловой активности характеризуют оборачиваемость капиталов. Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса [1].
После второго этапа экспертами делается заключение, которое позволяет охарактеризовать финансовое состояние инновационного предприятия как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное. Если по результатам экспертизы финансового состояния организации дается неудовлетворительное заключение, то дальнейшее рассмотрение проекта прекращается. Критерии удовлетворительного или хорошего финансового состояния предприятия позволяют перейти к следующему этапу анализа.
Для определения качества управления и уровня развития организации проводится полевое исследование, а также анализируются дополнительно предоставленные в распоряжение экспертов документы: дипломы, награды выставок, доклады о проведенных работах, характеризующих потенциал работников, их публикации и проч. Оценка менеджмента компании имеет своей целью определить эффективность управления деятельностью компании для успешной реализации инновационного проекта. Хотя анализ качества управления предприятия в значительной мере и опирается на качественные суждения, игнорировать эти данные было бы неверно. Высшее управление предприятия оказывает существенное влияние на его кредитоспособность. Для анализа качества управления применяются главным образом косвенные индикаторы [2].
Определение уровня развития организации осуществляется в соответствии с наличием определенных критериев: формирование миссии компании, цели организации, организация стратегического и оперативного управления, системы контроля и мотивации. В соответствии с этими критериями эксперты относят предприятие к одному из пяти уровней развития.
Заключение экспертов об инновационной способности организации предлагается осуществлять в соответствии с табл. 1.
Таблица 1 Показатели оценки инновационной способности предприятия

После оценки инновационной способности предприятия проводится анализ новизны самого продукта, услуги или технологии, который включает оценку востребованности инновации рынком и оценку конкурентных преимуществ нового проекта.
Оценка востребованности рынком инновационного продукта (услуги, технологии) осуществляется экспертами. Анализу подвергаются материалы и документы (в первую очередь, технико-экономическое обоснование, результаты проведенных маркетинговых исследований). Эта оценка позволяет понять, есть ли у проекта реальный шанс на успех, соответствует ли продукт, услуга, технология определенным потребностям рынка. Далее необходимо оценить механизмы, которые транслируют новую технологическую возможность на рынок. Знание рынка, на котором предприятие собирается внедрять свою разработку, способность организовать рыночные взаимодействия и применить инструментарий маркетинга являются важными факторами на пути коммерциализации технологий.
Оценка востребованности проекта осуществляется по четырем аспектам:
– маркетинговые характеристики проекта;
– структура финансирования проекта;
– финансовые показатели проекта;
– риски проекта.
Маркетинговые характеристики проекта должны дать оценку рыночного потенциала предлагаемой инновации, которая складывается из:
– оценки емкости рынка, т.е. максимально возможного размера рынка для конкретного продукта/технологии, его доступности и спроса;
– оценки потребителей (в т.ч. наличие постоянных покупателей, клиентских отношений и т.п.);
– оценки конкурентов (в т.ч. наличие различных соглашений о конкуренции и т.п.);
– оценки деловой репутации;
– наличия товарных знаков, знаков обслуживания, брэндов и т.п.
Далее рассматривается структура финансирования предлагаемого проекта: общая потребность, доля собственных средств, доля субвенции, субсидии, другие источники финансирования проекта. После рассмотрения структуры финансирования проекта экспертами делается заключение о полном или частичном финансировании предлагаемого инновационного проекта.
Следующим пунктом рассматриваются основные финансовые показатели инновационного проекта: ставка дисконтирования, период окупаемости, дисконтированный период окупаемости, чистый приведенный доход, индекс прибыльности, внутренняя норма рентабельности, средняя норма рентабельности.
Не менее важным этапом при оценке востребованности инновации рынком является процесс изучения возможных рисков при осуществлении инновационного проекта. Это риски связанны с технологией, производством, реализацией, инвестициями, внешними факторами. Экспертами приветствуется наличие плана действий инновационного предприятия по минимизации рисков.
Затем делается заключение о том, что инновационный продукт, услуга, технология имеет высокую/низкую рыночную востребованность. Для каждой отрасли будет свой набор параметров, по которым возможно судить о востребованности рынком данного проекта. Общими характеристиками для этого будет:
– прогнозируемый темп роста рынка выше, чем по отрасли;
– внутренняя норма рентабельности выше, чем ставка дисконтирования;
– период окупаемости не больше, чем у подобных проектов по отрасли.
В случае если инновационный продукт (услуга, технология) имеет низкую востребованность, то он отклоняется.
На шестом этапе эксперты должны выявить глубину вносимых изменений в систему (аналог, прототип), какими конкурентными преимуществами будет обладать продукт/услуга/технология относительно существующих аналогов, прототипов[3].
Если предлагаемая инновация представляет собой регенерирование первоначальных свойств системы (аналога, прототипа) или изменение ее количественных свойств, то данный инновационный продукт отклоняется. Продукт имеет слабую степень инновационности, если он предполагает перегруппировку составных частей существующей системы (аналога, прототипа) с целью улучшения ее функционирования, адаптивные изменения элементов системы с целью приспособления их друг к другу или новый вариант простого качественного улучшения полезных свойств системы (аналога, прототипа). Высокая степень инновационности предлагаемого продукта представляет собой либо новый вид, либо качественное изменение первоначальных свойств. Проведенная оценка позволяет отсечь неподходящие варианты и выделить 4 типа малых инновационных предприятий, которым может быть предоставлена поддержка региональных органов власти. Заключение экспертов позволяет внесенные на рассмотрение инновационные проекты дифференцировать и предоставить каждому типу инновационных предприятий свой перечень мероприятий. К первому типу предприятий относятся малые инновационные предприятия с высокой инновационной способностью, а предлагаемые ими продукт/услуга/технология обладают высокой степенью инновационности. Ко второму типу предприятий относятся недавно созданные, недостаточно устойчивые малые предприятия с низкой инновационной способностью, но предлагаемые ими продукт/услуга/технология обладают сильной степенью инновационности. К третьему типу предприятий относятся развитые малые инновационные предприятия с высокой инновационной способностью, а предлагаемые ими продукт/услуга/технология обладают низкой степенью инновационности, но востребованы на рынке. К четвертому типу предприятий относятся недавно созданные, неустойчивые малые инновационные предприятия с низкой инновационной способностью, а предлагаемые ими продукт/услуга/технология обладают слабой степенью инновационности, но востребованы на рынке.
Первому и третьему типу предприятий региональные органы власти могут предоставить налоговый и/или инвестиционный налоговый кредит, компенсацию процентной ставки, лизинг. Второму и четвертому типу предприятий региональные органы власти могут предоставить субвенцию, субсидию, гарантирование части залога, лизинг. Малым предприятиям с низкой инновационной способностью могут быть предоставлены дополнительные льготы при условии, что предлагаемые им инновационные продукты, услуга или технология актуальны для современного развития региона.


Литература
1. Справочник финансиста в формулах и примерах / А.Л. Зорин и др. – М., 2007.
2. Белолипецкий В.Г. Анализ и диагностика финансов корпорации: Курс лекций для магистров. – М: МГУ, 2004.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 1989.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия