Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Ларькин В. С.
аспирант Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского

Система менеджмента качества как инструмент реализации национального проекта «Доступное жилье»

Строительному комплексу в экономике принадлежит важная роль. Этот сектор экономики, является одним из индикаторов экономического благополучия государства и его граждан. Высокое качество возведения современных зданий и сооружений является основой научно-технического и экономического прогресса, способствующего повышению жизненного уровня.
Национальные проекты могут стать важным инструментом экономического развития, учитывая тот факт, что объем целевых финансовых ресурсов на государственную закупку промышленной продукции в 2006–2007 гг., составит более 100 млрд. рублей − примерно четверть от общего бюджета проектов [1].
Одним из наиболее масштабных национальных проектов является «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект предусматривает удвоение объемов строительства жилья с 40 до 80 млн. кв. м в год за период 2006–2010 гг. Соответственно удваивается потребность в стройматериалах, строительных машинах и механизмах. Принципиальное отличие национального проекта «Доступное жилье» от других проектов состоит в том, что его влияние на развитие отечественной промышленности существенно выше [1]. Связано это с особеностими строительства:
– в отличие от промышленного производства в строительстве продукция неподвижна и используется только там, где она создана, а перемещаются кадры строителей и орудия труда;
– процесс изготовления продукции строительства занимает продолжительный период времени;
– строительное производство связано со многими отраслями народного хозяйства.
Специфической особенностью строительного производства является существенное влияние на технологию, организацию и продолжительность возведения объектов природно-климатических условий. Эти факторы определяет характер строительных производственных систем и требования к формированию структуры управления качеством строительного производства.
Уровень качества строительной продукции во многом определяется системой менеджмента качества (СМК). В организациях строительного комплекса управление качеством осуществляется недостаточно эффективно, функционируют лишь отдельные элементы системы, не связанные едиными требованиями, нормативами; отсутствует набор пооперационных регламентов, которые соответствовали бы требованиям международных стандартов ISO серии 9000. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Доступное жилье» является внедрение систем менеджмента качества строительного производства. О необходимости внедрения таких систем в строительное производство говорится много, но внедрение идет медленно. Так, внедрением менеджмента качества на соответствие СМК международному стандарту качества серии ISO 9000 могут гордиться в основном строительные организации Москвы и Санкт-Петербурга.
Можно понять аргумент руководителей строительных компаний, что сертификат ISO, равно как и большинство других сертификатов, нужен только тем компаниям строительной отрасли, которые намереваются работать с зарубежными партнерами и клиентами. Тем же, кто не занимается экспортом, не следует тратить время и деньги на сертификацию. Отсутствие необходимости в прохождении сертификации некоторых компаний можно объяснить региональным характером их деятельности. Так, строительные организации г. Пензы не обеспокоены конкуренцией со стороны зарубежных стран и в приобретении сертификата ISO не видят необходимости. Имеется еще ряд аргументов не в пользу сертификации. С нашей точки зрения, соблюдение требований стандартов ISO 9000 или соответствующих им, не гарантирует компании занятие лидирующих позиций в области качества. Само наличие сертификации еще не гарантирует качества продукции. В данном случае речь идет не о самом сертификате, а о внедрении в строительные организации системы менеджмента качества. Если руководители компаний не видит необходимости проводить сертификационный аудит на соответствие СМК международному стандарту качества серии ISO 9000, то это их право, но никто из них ни имеет никаких аргументов против внедрения СМК на их предприятиях.
СМК необходима в строительных организациях и с этим согласны все заинтересованные столроны. Что же мешает эффективно использовать СМК в строительном комплексе?
Система строительного комплекса является сложной, вероятностной, условно замкнутой, вещественно информационной, постоянно развивающейся и практически на всех уровнях является открытой. Даже на уровне отрасли система «капитальное строительство» является открытой, так как при возведении объектов используются услуги многочисленных заказчиков, поставщиков, органов снабжения строек площадками под застройку, технической документацией, материалами, транспортом и т.д.
Сложная структура внешних и внутренних связей, вероятностный характер взаимодействия, многочисленность и разобщенность объектов и исполнителей порождают неопределенности в практической деятельности организации, что негативно отражается на повышении нормативного уровня качества.
Для построения "нужной" системы, которая соответствовала бы стандарту, приходится менять сложившиеся годами процессы и отношения, оптимизировать и пересматривать многие положения. Для проведения такой работуы необходимы серьезные преобразования в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, а нередко и в смене номенклатуры создаваемой продукции.
Сегодня строительные компании в большинстве своем занимаются практически всем спектром развития недвижимости – от заключения договоров с муниципальной властью до частной продажи квартир. Значительно удобнее эту большую систему раздробить на несколько условно-замкнутых подсистем для эффективного контроля качества продукции (см. рис. 1).
Рис. 1. Обеспечение уровня качества на каждом этапе продукции стройиндустрии
На рис.1 изображены процессы жизненного цикла продукции: потребности, проектирование, производство, реализация. На каждом этапе к каждому отдельному процессу должны быть предъявлены определенные требования. Это контроль качества, анализ причин возникновение дефектов и их исправление. В зависимости от конкретной ситуации требования могут быть изменены: это могут быть требования стандарта или другого нормативного документа, которому должна соответствовать система менеджмента качества.
Существует и проблема методическая. Она состоит в том, что только стандарты ISO серии 9000 и их производные (QS9000, AS9000, TL9000 и т.п.) ясно и четко определяют систему качества. Но данные стандарты не адекватны сложившейся в России ситуации.
В настоящее время почти все внешние и некоторые отечественные потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ISO 9001 или ISO 9002. Это является мотивом для начала работ по стандартизации качества. Но безоглядное внедрение стандартов на системы качества может привести к неэффективным затратам и необоснованному разочарованию в стандартах ISO серии 9000.
Другой причиной недостаточного распространения в России систем менеджмента качества является низкий уровень квалификации руководителей. Ответственность за разработку долгосрочного плана по качеству несет руководитель высшего звена, он же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает решения по корректировке действий. Более правильно, чтобы каждый специалист на своем рабочем месте нес ответственность за качество проделанной работы. Должен действовать принцип: «исполнитель следующей операции – твой потребитель».
Для Пензенской области вопросы, связанные с качеством строительства, должны стоять на одном из первых мест. В частности, был проведен опрос жителей региона и на вопрос о том, какой из национальных проектов наиболее результативен, ответы распределились неравномерно. Для сравнения были взяты данные и по Ленинградской области [4] (см. рис. 2).
Рис. 2. Результаты опросов по реализации 4-х национальных проектов
Диаграмма показывает, что жители Пензенской области из всех приоритетных национальных проектов более всего недовольны проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Что именно не нравится жителям города: количество или качество? Представим статистику инвестиционной деятельности по Пензенской области [5].
Объем строительных работ в 2006 году составил по Пензенской области 9542,0 млн. руб., или 111,0% к 2005 г. (в сопоставимой оценке). Крупными и средними организациями выполнено работ на 3293,0 млн. руб. (105,7% к 2005 г.), или 34,5% от общего объема работ по области. За счет всех источников финансирования предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено жилых домов общей площадью 404,5 тыс. м2, что на 27,9% больше, чем в 2005 г.
По России темп ввода жилья за январь – ноябрь 2006 г. к уровню января – ноября 2005 г. составил 115,2 %.
Эти цифры показывают положительную динамику. По темпам ввода жилья Пензенская область опережает большинство областей. Однако, сопоставив данные статистики с проведенным выше опросом, можно предположить, что строится не совсем то, что нужно населению − готовая продукция низкого качества.
Строительная отрасль постепенно приобретает все более глобальный характер. В отрасли ожесточается конкуренция, реализуемые строительные проекты становятся более масштабными и сложными, а потребители – более требовательными. Строительный рынок перенасыщен небольшими фирмами, готовыми взяться за любой субподряд, если это касается отделочных, каменных, кровельных и других работ, не требующей применения сложной и дорогой техники, а также различных согласований. Оставаться на плаву в таких условиях становится все сложнее. Таким организациям приходится искать новые резервы, продумывать хитрые комбинации для того, чтобы удержать заказчика. Одни находят эти резервы в дешевой, но не всегда добросовестной и квалифицированной рабочей силе из стран ближнего зарубежья, другие делают ставку на собственные силы, постоянно оттачивая свое мастерство и повышая квалификацию, а также осваивая новые виды работ и технологий.
В создавшихся условиях первостепенное значение для достижения успеха приобретает качество строительства. Качество – в центре рынка, в центре требований потребителей, в центре факторов стабильного экономического развития. Не учитывать эти тенденции для России – значит пренебречь достижениями мировой практики, значит – не быть заинтересованным в выходе и закреплении на мировом рынке. В нормативных документах и научно-технических разработках определено, что стандартизация относится к сфере государственного управления, без которого не может существовать промышленность, строительство, оборона и вся инфраструктура страны [2].
Повышенное внимание к требованиям потребителей расширяет область распространения стандарта, который охватывает все проблемы, относящиеся к потребителям. Если до недавнего времени системы качества были направлены только на обеспечение качества продукции, то теперь во многих случаях они распространяются на решение таких проблем, которые связаны с безопасностью, защитой окружающей среды, общественными отношениями, внутриотраслевыми связями и т.п. [3].
Совершенствование деятельности отечественного строительного комплекса связано с развитием международного обмена и международной торговли. Именно качество является ключом к продвижению продукции на международный рынок. При этом методы испытаний продукции, сырья и материалов играют ведущую роль защитника, как производителя, так и потребителя.
Для успешной реализации национального проекта «Доступное жилье», особое внимание следует уделять СМК на предприятии. В строительстве качество должно внедряться и применяться в повседневной практической работе как отдельными специалистами – проектировщиками, архитекторами, инженерами-строителями, так и органами законодательной власти, подрядчиками и компаниями, затрачивающими ежегодно миллиардные суммы на строительство и связанные с ними услуги.


Литература
1. Шаккум М. Национальные проекты и российская промышленность // www.regions.ru/news/2058599/.
2. Окрепелов В.В. Управление качеством. – СПб.: Наука, 2000.
3. Разработка и сертификация систем качества в России. Стратегии, проблемы, рынок услуг. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
4. Официальное представительство Ленинградской области // www.lenobl.ru
5. Официальный портал Правительства Пензенской области // www.penza.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия