Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Яцентюк В. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Управление эффективностью экономического развития предприятия промышленной сферы

Промышленное производство России в настоящее время находится на стадии выхода из кризиса и даже определенного подъема. В то же время, имеющиеся темпы роста экономического развития необходимо наращивать. Действующие в настоящее время факторы, способные обеспечить относительно высокий темп роста экономики, объясняются благоприятными, но кратковременными условиями мировой политической и экономической конъюнктуры, зависимость от которых является существенным фактором риска для экономики. Решение проблемы обеспечения устойчивого экономического роста возможно только путем опережающего развития отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью производства.
Переориентация экономики на обрабатывающие отрасли, характеризующиеся постоянным усложнением процессов, безусловно, вызовет усложнения управления, как в организационном, так и в методологическом смысле. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, актуальным способом обеспечения устойчивого роста экономики является эффективное распределение ресурсов на стратегическом (инвестиционном) и тактическом (операционном) уровне управления, эффективное управление затратами и процессами предприятия. Поэтому закономерен интерес производственных предприятий к внедрению систем управленческого учета и бюджетирования, систем управления качеством, автоматизации процессов управления на основе корпоративных информационных систем класса ERP. В сложившихся условиях необходимости реформирования методов управления промышленностью и отсутствия развитой и последовательной методологической базы в области управления эффективностью проблема разработки подходов к построению систем управления эффективностью предприятий становится весьма актуальной.
Для определения комплексного подхода к управлению необходимо рассмотреть основные классификационные, функциональные и структурные параметры систем управления эффективностью.
Поскольку по признаку целевой направленности система управления эффективностью предприятия является экономической системой, конкретизацию ее основной функции можно сформулировать на основе экономических показателей. В современной экономической и финансовой теории в качестве показателя, наиболее полно и комплексно отражающего эффективность деятельности предприятия, выбран показатель стоимости предприятия, под которой, для целей управления понимают стоимость дисконтированного денежного потока предприятия. [2]. Данный показатель является основным для оценки эффективности, он является стратегическим показателем, отражает долгосрочные последствия принимаемых решений, фактические объемы и сроки возникновения денежных потоков, учитывает риски, связанные с принятием управленческих решений, отражает экономические цели владельцев капитала, принимающих стратегические решения.
Остановимся на инструментальных характеристиках комплексной системы управления эффективностью предприятия. Несмотря на то, что, максимизация эффективности деятельности является целью, внутренне присущей любой организационной системе управления, можно отметить, что система управления может обеспечивать достижение глобальной цели максимизации эффективности деятельности предприятия с различной степенью внутренней эффективности. Способность системы управления обеспечивать достижения целей по эффективности предприятия определяется наличием определенного набора инструментов, которые обеспечивают полноту цикла управления эффективностью.
Среди инструментов управления можно выделить основные, определяющие ее комплексность, т.е. обеспечивающие полноту цикла управления организацией или ее отдельным процессом. К ним относится комплексное представление объекта управления (управляемая система бизнес-процессов), система показателей эффективности деятельности, система сбора, обработки и интерпретации управленческой информации, система поддержки принятия решений;
Остановимся более подробно на отдельных элементах системы управления эффективностью.
Комплексное представление объекта управления: данный элемент представляет собой модель управляемой подсистемы организации, отражающую ее ключевые статические, динамические и инфраструктурные аспекты объекта управления. При этом статическое представление объекта управления обеспечивается структурной моделью объекта управления, под которой понимается модель системы, отражающая только иерархическое строение системы, не учитывающая множества свойств (состояний) ее элементов.
Динамическое представление объекта управления отражает движение объекта управления, под которым понимается процесс последовательного изменения системы. При этом под процессом в организационных системах понимают устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (внешнего или внутреннего). Устойчивость и целенаправленность процессов в организационных системах достигается путем регламентации процессов.
Инфраструктурное (субстратное) представление объекта управления реализуется на основе концепции ресурсов предприятия, под которыми понимаются элементы процесса (информация, финансы, персонал, оборудование и т.д.), необходимые для выполнения бизнес-процесса, но непосредственно не перерабатываемые в процессе.
Система показателей эффективности. Показатели эффективности организации – это параметры организации и отдельных ее бизнес-процессов, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, затратами и являющиеся значимыми с точки зрения достижения целей и задач компании показателей деятельности. Как следует из определения, система показателей эффективности должна быть ориентирована на экономические показатели, среди которых, как было показано выше, наиболее адекватными являются ориентированные на стоимость организации/процесса.
Наличие ключевых показателей деятельности (Key Performance Indicators, KPI) обеспечивает целеполагание в системе управления эффективностью, обеспечивают связь стратегии организации с операционной деятельностью. Как правило, данный признак реализуется в виде иерархической системы показателей эффективности деятельности организации, отражающей последовательность и иерархию формирования общего результата организации, т.е. соответствующей комплексному представлению об объекте управления.
В качестве ключевых показателей деятельности могут выступать количественные и качественные факторы. Под количественными факторами понимаются критерии, которые можно выразить в численных показателях, таких как оценочная альтернативная стоимость прямых материальных затрат, прямых трудозатрат и накладных расходов. Качественные факторы – факторы, влияющие на решение, которые невозможно выразить количественно. Следующий элемент системы управления эффективностью – система сбора, обработки и интерпретации управленческой информации
Процесс управления, как процесс выработки управляющих воздействий, относится к информационным процессам, в которых система сбора и обработки информации играет ключевую роль. Система сбора и обработки управленческой информации должна обеспечивать планирование и регистрацию фактического уровня достижения (учет) показателей эффективности и обеспечивать возможность декомпозиции ключевых показателей на более частные показатели и информационные массивы. Система должна обеспечивать информационный аспект процесса управления, который структурно можно представить как совокупность процессов сбора, приема, восприятия информации; передачи информации между отдельными подсистемами и внешней средой; хранения информации, переработки, анализа, отбора информации, создание новой информации.
Система поддержки процесса принятия решений – следующий элемент системы управления эффективностью. На промышленных предприятиях система сбора и интерпретации управленческой информации реализуется в виде системы планирования и учета финансово-хозяйственной деятельности.
Производственное предприятие, являясь сложной экономической системой, для эффективного функционирования в условиях изменяющейся внешней среды нуждается в механизмах, обеспечивающих реакцию на факторы, определяющие ее эффективность и жизнеспособность.
Основным механизмом обратной связи экономической системы является модель принятия управленческих решений в виде стандартизованных критериальных правил принятия решений на основе системы показателей эффективности. Модель принятия решений представляет собой формальную схему выбора альтернатив, которая может включать в себя количественный анализ.
Реализация инструментальных характеристик систем комплексного управления эффективностью предприятия возможна на основе различных структурных решений конкретной системы управления, зависящих от поставленных тех или иных промежуточных целей, направленных на максимизацию эффективности деятельности.
Операционные системы комплексного управления эффективностью предприятия возникли в результате обобщения практического опыта в управлении и совершенствовании организации производства. На определенной стадии развития, системы управления качеством преодолели ограниченность понятия качества как характеристики результатов процессов и превратились в системы общего управления процессами предприятия и их эффективностью. Общий вид операционной системы комплексного управления эффективностью предприятия представлен на рисунке.
Ключевым моментом, определяющим принадлежность системы к классу операционных, является лежащий в основе ее построения процессный подход к управлению. Его обобщенная характеристика может быть сведена к следующим принципам управления: сокращение зависимости процессов от функциональной иерархии (горизонтализация процессов), ориентация руководителей на способы достижения результата в рамках бизнес-процессов, максимальное использование потенциала людских ресурсов на всех уровнях организации, делегирование полномочий в рамках процесса, ориентация сотрудников подразделений (процессов) на конечный результат.
Наиболее развитым выражением операционных систем комплексного управления эффективностью предприятия является концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). В структурном смысле операционная система управления характеризуется следующими признаками: наличие как минимум 2 уровней иерархии системы управления ( высшее руководство – ответственно за стратегическое управление и целепологание; хозяин процесса – ответственен за эффективность процесса.). Все этапы цикла PDCA должны быть регламентированы.
При проведении анализа используются 4 основных потока информации. Это показатели процесса, показатели продукта, показатели удовлетворенности потребителя, результаты аудита процессов.
Ориентация систем данного класса на процессный подход, их эмпирическое происхождение и отсутствие четкой теоретической базы данных систем является причиной недостаточной проработки в данных системах вопросов экономической оценки деятельности предприятия Экономический блок данных систем ограничен фиксацией затратной части в рамках ограниченной классификации затрат, связанных с качеством. Частный характер экономической модели операционных систем управления эффективностью не обеспечивает достижения цели комплексного управления эффективностью предприятия. Обобщая информацию о финансово-экономических моделях операционных систем можно сформулировать в данном аспекте ряд существенных недостатков, отражающих неполноту экономического контура управления, присущего данным системам:
– отсутствие последовательный и в достаточной степени стандартизованный подход к определению затрат, связанных с качеством.
– типичные экономические показатели носят локальный внутрисистемный характер. Отсутствует информация для планирования и оценки экономического эффекта решений в области качества;
– показатели не интегрированы в единую систему, охватывающую деятельность всего предприятия.
– экономические модели управления носят статический характер или неполный динамический характер, что выражается в отсутствии в системе четкой модели управления экономическим результатом деятельности.
Реализация указанных инструментальных характеристик систем управления эффективностью возможна на основе различных структурных решений конкретной системы управления, зависящих от поставленных тех или иных промежуточных целей, направленных на максимизацию эффективности деятельности. Рассмотренные разработки способствуют решению этих задач.


Литература
1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд., стереотип. /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 576 с.
2. Крушвиц Л., Шефер Д. и др. Финансирование и инвестиции. – СПб.: Изд-во Питер, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия