Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Комольцев Ю. А.
аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Перспективы слияний и поглощений при присоединении России к ВТО

Присоединение России к ВТО повлияет на процессы слияния и поглощения, поскольку нормы и правила этой международной экономической организации регулируют прямые иностранные инвестиции (далее ПИИ), одной из трех форм которых они являются. 1
Под ПИИ обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые обеспечивают инвестору право собственности или право непосредственного распоряжения заграничной компанией 2 во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции выступают в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству − не менее 10%, в странах Европейского Союза от 20 до 25%%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии − 50%. 3
В России, согласно ст. 2 Федерального Закона № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», дается расширительное толкование этого понятия: «прямая иностранная инвестиция − приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации …». Представленное в данном Законе понимание ПИИ, вводящее в дополнение к общепринятому критерию – (контроль над предприятием) и ряд других положений, размывает данную категорию и, как представляется, при намечающимся в 2007 – 2008 гг. внесение поправок в данный закон 4, должно быть сужено до права контроля.
Как отмечается в литературе, 5 для прямых инвестиций характерно:
– возможность быстрого ухода с рынка;
– большая степень риска, чем при портфельных инвестициях;
– более большой срок капиталовложений, которые более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Еще одним аргументом является возрастание как доли ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций в Россию, так и доли слияний и поглощений в общей стоимости ПИИ. По данным аналитиков Dealogic за 2006 г. российский рынок M & A вырос на 77% с объемом почти 106 млрд. долл. (всего было совершено 1245 сделок). Среди развивающихся рынков в России он стал самым крупным, заняв в мире 9-ое место. Две трети сделок M & A в Восточной Европе совершалось с российскими компаниями. 6 Согласно прогнозам экспертов Mergers.ru по итогам 2007 года объем сделок по слияниям и поглощениям с участием российских компаний может превысить 100 млрд. долл. 7, при этом за первое полугодие объем операций увеличился в 2,2 раза, против первого полугодия 2006 г., достигнув 55,3 млрд. долл.– 626 сделок (по данным Dealogic − 58,8 млрд. долл.). 8 Показатели исследуемого рынка почти достигли общего объема иностранных инвестиций в Россию, составивших в первом полугодии 2007 г. около 60 млрд. долл. Аналогичная тенденция наблюдается и в мировой экономике, в которой, начиная с 1990-х гг., доля межфирменных слияний и поглощений в ПИИ неизменно увеличивается, что иллюстрируют данные табл. 1.
Таблица 1 Мировой рынок слияний и поглощений в конце ХХ – начале ХХI-го века
Составлено по: Ливинцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран): Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. –С. 27.

Слияния и поглощения, являясь одним из конкретных проявлений либерализации и глобализации мировой экономики в инвестиционной сфере, регулируется в рамках ВТО тремя основными соглашениями — ТРИМС, ТРИПС и ГАТС, а также двумя Кодексами ГАТТ, разработанными еще до создания ВТО. Это принятые на Токийском раунде ГАТТ (1973 – 1978 гг.) Кодекс о правительственных закупках, вступивший в силу в 1980 г., и Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах, вступивший в силу в 1995 г. после его обсуждения на Уругвайском раунде ГААТ.
Эти документы с момента образования ВТО в 1995 г. положили начало качественно новому этапу в регулировании иностранных инвестиций на международном уровне. До середины 90-х гг. основное внимание уделялось проблемам взаимоотношений между ТНК и принимающими странами, распространению национального режима как недискриминационного, предоставляющего зарубежным инвесторам равные с национальными предпринимателями права.
Действующие документы определяют права и обязанности правительств в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиции на территории принимающих стран. В отличие от них большинство соглашений, подписанных в рамках ГАТТ до создания ВТО, имеют отношение только к обязательствам правительств в отношении зарубежных товаров.
Инвестиционные вопросы в ВТО рассматриваются Рабочей группой по торговле и инвестициям, созданной по решению Министерской конференции ВТО в декабре 1996 г. (Сингапур) с целью анализа взаимосвязи между торговлей и инвестициями. 9
Соглашение по торговым аспектам инвестиций ТРИМС (Аgrеетепt оп Тrade-Related Investment Mesures — TRIMs) было подписано в ходе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ в 1994 г. и вступило в силу с 1 января 1995 г. Его основная цель — прогрессивная либерализация мировой торговли и стимулирование международных инвестиций для содействия экономическому росту развивающихся стран-участниц. ТРИМС учитывает специфику торговли, развития и финансовых потребностей развивающихся стран и наименее развитых. Главная идея этого Соглашения связана с уменьшением возможного ограничительного эффекта инвестиций в области торговли 10. Чтобы избежать этого, страны-участницы не должны применять мер, связанных с торговыми аспектами инвестиций, которые несовместимы со ст. III и XI Соглашения ГАТТ-94. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. Развивающиеся страны, исходя из состояния платежного баланса, могут временно отступать от положений ст. II в объеме, определенном ст. XVIII ГАТТ-94.
Важным обстоятельством является тот факт, что в ТРИМС не содержится определения инвестиций. В Преамбуле к Соглашению сказано лишь об ограничительном эффекте инвестиционных мер на торговлю. В Приложении приведен Иллюстративный список применяемых мер, используемых в административной практике, что и дает инвестору экономические преимущества. Эти меры нарушают положения ст. 111:4 (Национальный режим) и ст. XI: 1 (Общие правила количественных ограничений по ГАТТ-94). Следует учесть, что нормы Соглашения относятся к инвестиционным мерам, связанным с торговлей товарами, и не распространяются на торговлю услугами, что прописано в Руководстве по Торговой политике.
Реализация ТРИМС может сказаться на динамике ПИИ в мире как позитивно, так и негативно. Так, без требования использовать местные компоненты, как условия допуска зарубежных инвесторов, возможно сокращение инвестиций в местное производство принимающей страны. Кроме того, приток инвестиций может сократиться из-за неуверенности зарубежных инвесторов в отношении применения ограничений, не подпадающих под ТРИМС. Соглашение в то же время стимулирует ПЗИ в экспорто-ориентированные производства принимающей страны.
В целом значение ТРИМС заключается в определении инвестиционных мер, связанных с торговлей и их несовместимости с обязательствами стран — участниц ВТО, а также прекращение их использования в течение установленного срока. Ранее эти меры широко применялись в мировой практике, что нарушало ст. III ГАТТ (Национальный режим) и ст. XI ГАТТ (Общие правила в отношении количественных ограничений). Отдельные меры, связанные с использованием местных компонентов, сбалансированностью экспорта и импорта и пр., противоречили правилам ГАТТ, поэтому принятое Соглашение по торговым аспектам инвестиций позволило решить эту проблему.
Генеральное соглашение по торговле услугами − ГАТС (Gепегаl Аgrеетent оп Тrаdе in Sеrvices — GATS) стало первым в области регулирования торговли и инвестиций в сфере услуг. Оно направлено на снижение или ликвидацию правительственных мер, защищающих национальных поставщиков услуг и дискриминирующих зарубежные компании. ГАТС определяет правовые рамки введения барьеров в области торговли и инвестиций, связанных с услугами, что предполагает особые обязательства по ограничению использования этих барьеров и определяет необходимость дальнейшей либерализации мировых рынков услуг.
В отличие от других соглашений ВТО, ГАТС содержит больше положений, относящихся к инвестиционному регулированию сферы услуг и защиту инвесторов.
Соглашение определяет, во-первых, рамки общих обязательств по РНБ и прозрачности сферы услуг для всех стран; во-вторых, включает национальные обязательства по доступу на рынки и применению национального режима в отдельных сферах или секторах услуг, составляющих предмет дальнейших переговоров по либерализации; в-третьих, содержит приложения, касающиеся секторов услуг (финансовых услуг, телекоммуникаций, воздушных перевозок) или особых (горизонтальных) обязательств (исключения из РНБ, миграция поставщиков услуг).
В отличие от ТРИМС и ТРИПС, Соглашение по торговле услугами позволяет странам сохранить действующие меры, не соответствующие его нормам, а также вводить новые дискриминационные ограничения в отраслях, не относящихся к прерогативе национального регулирования, или в отраслях, составляющих исключение из РНБ. ГАТС также допускает, что зарубежный поставщик услуг, из страны-участницы группировки, может рассчитывать на преференциальный режим в другой стране-участнице.
Соглашение предполагает общие исключения, включая защиту общественной морали и здоровья населения, защиту животных, меры прямого налогообложения и межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения, а также защитные оговорки, аналогичные оговоркам в торговле товарами (ГАТТ).
ГАТС не содержит норм, непосредственно связанных с производственной деятельностью компаний и процедурой отбора инвестиционных проектов, находящихся в компетенции национальных правительств. Вместе с тем ст. ХУ1:2 Соглашения определяет меры, ограничивающие общую стоимость активов в форме квотирования или требования оценки экономических потребностей. Несоответствующие меры отбора инвестиционных проектов могут сохраняться в отдельных секторах, определенных обязательствами стран. Эти меры относятся к сфере режима наибольшего благоприятствования.
Требования к деятельности компаний косвенно определены в ст. ХУ1:2 (Доступ на рынок). Речь идет о мерах, требующих особых форм организации юридических лиц, совместных предприятий, партнешипов (полное товарищество), посредством которых поставщик услуг может оказывать услуги. Несоответствующие меры могут в определенных отраслях сохраняться на условиях, указанных национальными правилами. ГАТС также предусматривает защитные меры (ст. Х:1), применяемые для равновесия платежного баланса.
ГАТС содержит правила установления происхождения юридического лица. Поставка услуг определяется с учетом происхождения компании, ее собственности или права контроля. Компания считается иностранной, если более 50% ее собственности принадлежит зарубежным собственникам или находится под контролем другой страны, представители которой имеют большинство в совете директоров.
ГАТС присущи и некоторые недостатки. В отличие от многих международных инвестиционных соглашений в ней содержатся сравнительно слабые положения, касающиеся зашиты иностранных капиталовложений. Статья XI определяет порядок платежей и перевода средств, который не связывает страны-участницы взаимными обязательствами. Имеется лишь рекомендация национальным правительствам не ограничивать международные переводы и платежи по текущим операциям в отраслях, подлежащих особым обязательствам. Ограничения платежей возможны при хроническом дефиците платежного баланса и серьезных внешних финансовых затруднениях, требующих введения ограничений на зарубежные инвестиции. Такие ограничения подлежат многостороннему регулированию на недискриминационной и временной основе.
Соглашение не содержит норм, определяющих порядок экспроприации и компенсации, что служит одной из отличительных черт двусторонних и региональных инвестиционных соглашений.
В рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам подписаны два соглашения, связанные с зарубежными капиталовложениями. Это Соглашение по правительственным закупкам/заказам и Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам.
Система правительственных закупок/заказов предусматривает предоставление преференций фирмам, с которыми подписываются контракты, включая дифференциацию цен, скрытые процедуры преференциальных закупок, налоговые льготы. Эта система служит одной из форм по защите национальных производителей от внешней конкуренции.
В соответствии с Кодексом о правительственных закупках, принятым на Токийском раунде ГАТТ и вступившим в силу в 1980 г., такие контракты заключаются с компаниями, предложившими наименьшую цену в рамках тендера или имеющими самые выгодные предложения в рамках открытых торгов. Предметом Соглашения является ограниченное количество товаров и услуг, определенных каждой страной-участницей. В целом Соглашение связано с инвестиционным регулированием, так как определяет условия допуска зарубежных инвесторов, имеющих собственность на территории принимающей страны, к преференциальной системе правительственных закупок/заказов. Оно относится к группе непакетных соглашений ВТО, имеющих необязательный характер для стран-участниц, а также к соглашениям, не обязательным для вновь вступающих государств. Вместе с тем, как показала практика второй половины 90-х гг., эксперты ВТО требуют подписания Соглашения в качестве одного из условий присоединения к организации, в том числе такое требование предъявляется к РФ.
Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах касается субсидирования национальных производителей, продающих товары как на внутреннем, так и на мировом рынках. Одним из дискриминационных эффектов субсидирования является дотация национальным производителям товаров, предназначенных для сбыта внутри страны. Предоставление льгот инвесторам имеет непосредственное отношение к средствам инвестиционной политики. Как правило, компания согласна следовать требованиям принимающей страны в обмен на инвестиционные льготы, которые служат формой субсидирования и предоставляются во многих странах. Фактически эти льготы входят как в сферу Соглашения по субсидиям и компенсационным пошлинам ГАТТ, так и в сферу ТРИМС.
Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах был принят на Токийском раунде ГАТТ (1973—1978 гг.), но в силу ограниченного числа участников вновь рассматривался на Уругвайском раунде. В настоящее время действует Соглашение, вступившее в силу с 1995 г. В отличие от Токийского кодекса действующее Соглашение носит многосторонний характер. Исключениями могут пользоваться развивающиеся страны, где среднедушевые доходы составляют менее 1000 долл, — им разрешается субсидирование национального экспорта. Для развивающихся стран переходный период установлен 8 лет, а для менее развитых — 10 лет. За это время они обязаны сохранить размер субсидирования и прогрессивно отменять его. Эти государства освобождены от обязательства не субсидировать товары, предназначенные для реализации на внутренних рынках. Это разрешение действует 5 лет для развивающихся стран и 8 лет — для наименее развитых. В отличие от Соглашения по правительственным закупкам/заказам Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах носит обязательный характер для всех стран ВТО и входит в число соглашений ГАТТ.
Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности ТРИПС (Аgrеетепt оп Тrade-Related Intellectual Property Rights — TRIPs), подписанное в рамках Уругвайского раунда переговоров ГАТТ и вступившее в силу в январе 1995 г. Оно содержит механизм защиты прав интеллектуальной собственности — патентов, торговых марок, авторских прав и др. Этот круг вопросов часто определяется двусторонними инвестиционными соглашениями. Основные цели ТРИПС связаны с защитой прав интеллектуальной собственности на основе содействия технологическим инновациям, передаче технологий, предоставлению взаимных преимуществ производителям и потребителям технологий, росту экономического и социального благосостояния стран.
ТРИПС не содержит норм, непосредственно относящихся к инвестициям, однако само существование Соглашения содействует защите зарубежных инвестиций, связанных с производством и торговлей наукоемкими товарами и услугами.
Эффект соглашения ТРИПС на капиталопотоки носит разнонаправленный характер и ведет как к увеличению объема инвестиций, так и к его сокращению в зависимости от складывающихся факторов.
В соответствии с Соглашением развитые страны ВТО обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами ТРИПС в течение года вступления, а развивающиеся страны − в течение пяти лет.
Можно сделать вывод, что нормы и правила ТРИМС, ГАТС, ТРИПС и ГАТТ являются весьма общими соглашениями с расплывчатыми формулировками, поскольку они принимались на основе стремления учесть интересы всех участников соглашений. Не случайно, что эти соглашения часто критикуются в научной литературе как не согласованные по определению инвестиций 11 и имеющие существенные недостатки 12. В рамках ВТО для их устранения разрабатывается Многостороннее инвестиционное соглашение (или МАИ – Maltilateral Agreement on Investment) 13. Некоторые страны продолжили практику заключения двусторонних инвестиционных соглашений, которых к концу 1999 г. насчитывалось 1857 14, а к концу 2003г. − уже более 2100. 15
Поскольку в мировом потоке ПИИ все заметнее становится роль новых игроков – НИС второй волны, прежние лидеры ПИИ намечают принятие мер по ограничению проникновения иностранных предприятий через механизм слияний и поглощений на их национальные рынки. В частности, комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон предложил разработать единые для ЕС правила приобретения иностранцами стратегических предприятий на основе выпуска в обращение единой «европейской золотой акции», правила эмиссии которой должна разработать Еврокомиссия. 16
Аналогичные меры предлагаются ввести в США, а в последнее время даже Китай – один из ведущих реципиентов ПИИ. Он предполагает принять закон о защите компаний от поглощения иностранцами, основная идея которого – проверка иностранных покупателей местных компаний китайскими органами власти. 17
Отмеченные обстоятельства позволяют ответить на вопрос: какое влияние оказывает членство в ВТО на процессы слияния и поглощения компаний? Можно согласиться с выводом В.Иваненко, что если такое влияние и есть, то оно для России будет слабо положительно. 18 Эта позиция находится в русле общей оценки последствий присоединения России к ВТО, согласно которой фатальных негативных последствий оно не принесет. 19
Действительно, для слияния и поглощения компаний имеются вполне объективные экономические основания. Нормативы ВТО, имеющие в значительной степени юридический, а иногда и политический характер, могут лишь до некоторой степени замедлить или ускорить происходящие процессы. Об говорит и современная российская практика: в России ПИИ растут высокими темпами несмотря на то, что вопрос о членстве страны в ВТО пока окончательно не решен.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия