Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Семенова Т. Ю.
доцент кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Оценка эффективности региональных целевых программ и проектов

В управленческих процессах под эффективностью обычно понимают результативность каких-либо действий. Эффективность связана с сопоставлением в той или иной форме результатов и затрат, необходимых для их достижения. Определение эффективности какой-либо системы предполагает выполнение следующих операций: измерение получаемых результатов системы; оценка результатов; измерение затрат, необходимых для получения данных результатов; оценка затрат; сопоставление результатов и затрат – расчет эффективности.
Владельцы и менеджмент кредитных учреждений, к которым обращаются организации для получения необходимых средств, а также руководители предприятий (заемщики), реализующие проект, в большинстве случаев заинтересованы, прежде всего, в максимизации прибыли и расширении своей доли на рынке товаров (работ и услуг). В достижении этой цели инвесторы и предприятия, реализующие проект, идут на определенный риск. При этом безопасность и срок возврата капиталовложений для инвесторов являются далеко не последними критериями, на основе которых принимаются инвестиционные решения.
В случае участия государства в инвестиционном процессе в качестве инвестора федеральные и региональные органы власти, призванные регулировать социально-экономические процессы соответственно в стране и в регионе, исходят из интересов всей территории. Посредством поддержки высокоэффективных коммерческих проектов, распределения финансовых потоков и централизованных кредитных ресурсов через субсидии, налоговые льготы и прочее органы власти субъектов федерации могут осуществлять регулирование развития отдельных отраслей, секторов экономики, территориальных образований. В этом процессе государственные инвестиции являются важнейшим элементом региональной социально-экономической политики.
Средства федерального, регионального, муниципального бюджетов выступают также в роли катализатора увеличения активности частных инвесторов. В свою очередь, активное инвестиционное развитие множества хозяйствующих субъектов способствует укреплению экономики регионов и страны в целом. Это связано с поступлением налогов в бюджеты различных уровней, с повышением конкурентоспособности российских предприятий и производимой ими продукции на отечественных и международных рынках.
Оценку эффективности региональных целевых программ и проектов необходимо использовать для выработки структуры бюджетных расходов на реализацию региональной социально-экономической политики. Наличие критериев оценки эффективности региональных программ и проектов помогает рационально и контролируемо осуществлять реализацию принятых к финансированию региональных целевых программ, позволяя более эффективно расходовать имеющиеся ресурсы, а также аргументировать правильность принимаемых управленческих решений.
Оценка эффективности целесообразна при системном подходе, когда показатели ожидаемой эффективности региональных целевых программ и проектов достоверны и проверяемы, когда на основе этих показателей и с учетом их сопоставления определяются приоритеты расходования бюджетных средств и в дальнейшем осуществляется постоянный мониторинг достижения заявленных целей и результатов.
Во всем мире принято, что практически любой инвестиционный проект при всех его положительных характеристиках и значимости для общества должен содержать экономический или социальный эффект (или то и другое вместе) и тем самым обеспечивать возмещение вложенных средств. Для государства при его участии в инвестиционном процессе, наряду с чисто экономическими целями, интерес представляют вопросы создания дополнительных рабочих мест, экологически чистых производств, достижения дополнительного социального эффекта. Поэтому в этом случае выбор лучшего инвестиционного проекта и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта осуществляется по наибольшему значению показателя общественной эффективности, в то время как коммерческая эффективность проекта базируется на определенной норме доходности, удовлетворяющей как проект в целом, так и отдельных его участников с учетом вкладов каждого из них.
Часто цели государства и других инвесторов – участников проекта не совпадают, что предполагает нахождение компромисса между интересами государства и предпринимателей. Различие в целях и интересах участников проекта предопределяет появление различных критериев оценки инвестиционных проектов.
Инновационные программы и проекты по своей сути являются инвестиционными, так как их невозможно осуществить без привлечения инвестиций. Эффективность инвестиционных программ (в частности, региональных целевых) рассчитывается на основе показателей эффективности проектов, входящих в программы.
Целесообразность объединения нескольких проектов в программу обуславливается следующими обстоятельствами:
– наличие единого органа управления реализацией программы, что позволяет координировать действия участников программы и оперативно перераспределять имеющиеся ресурсы между различными проектами;
– упрощение схемы финансирования (использование возможности получения небольшого числа крупных кредитов вместо получения небольших кредитов под реализацию каждого из проектов программы в отдельности);
– снижение цены внешнего финансирования, например, за счет получения займов под меньший процент в случае, когда программа получает государственную поддержку и под нее предоставляются государственные (региональные или федеральные) гарантии (по отдельному проекту получить такие гарантии сложнее);
– возможность получения налоговых, таможенных и т.п. льгот для участников программы (это значительно реальнее, чем получение адресных льгот конкретным участникам какого-либо проекта) [8].
При правильном формировании инвестиционной программы ее эффект обычно больше, чем сумма эффектов включенных в нее проектов. Такого рода синергетические эффекты возникают при включении в программу взаимовлияющих проектов за счет их совместного действия (например, благодаря разделению труда, совместному использованию ресурсов). Как правило, все проекты программы имеют некоторую общую цель, единый общий организационно-экономический механизм реализации, а отбор проектов в программу производится по единым критериям.
На рисунке представлена структура видов эффективности региональных инновационных программ. Эффективность должна определяться по результативности на всех стадиях воспроизводственного цикла – исследования, проектирования, производства, реализации, эксплуатации, утилизации.
Эффективность региональных инновационных программ имеет системный характер, предполагает наличие связей между видами эффективности не только по вертикали, но и по горизонтали – когда, например, экологическая эффективность сопровождается социальными последствиями в развитии науки и техники, в изменении экономической обстановки.
Абсолютная эффективность предполагает сравнение результатов, полученных в анализируемом периоде, с затратами на их достижение. Сравнительная эффективность связана с сопоставлением результатов, полученных в отчетном и базисном периодах, либо при реализации альтернативных вариантов программы, либо полученных различными субъектами и т.д. Сравнительная эффективность применяется также для выбора наилучшего из возможных плановых и проектных вариантов решения программных задач [6, с.15]
Базой для оценки инвестиционных программ и проектов являются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [5]. Они соединили в себе международный опыт разработки инвестиционных проектов и отечественную практику и содержат систему показателей, критериев и методов оценки экономической эффективности проектов. Их целесообразно использовать не только в процессе разработки, но и экспертизы на различных уровнях принятия решений. В то же время для оценки инновационных программ необходима также оценка перспективности и конкурентоспособности продукции, создаваемой в процессе реализации программ и проектов. Это требование обозначено, однако методические рекомендации по его обеспечению не созданы.
При оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост в сравнении с аналогом. Выполнение этого требования означает, что при технико-экономическом обосновании выбора наилучшего варианта инноваций следует исходить как из теории сравнительной оценки эффективности, так и из теории абсолютной эффективности. Базируясь на сравнительной эффективности, отбирают наилучший вариант из числа возможных, а затем производят расчет оценочных показателей абсолютной эффективности инноваций. Методические рекомендации ориентируют преимущественно на абсолютную эффективность инвестиций. Сравнение различных вариантов в Методических рекомендациях не раскрыто. Между тем, сравнительная оценка эффективности инноваций необходима не только для отбора наилучшего варианта из числа возможных, но и для определения его влияния на экономические показатели.
Рис. Структура видов эффективности региональных инновационных программ
К совокупности показателей и критериев предъявляется ряд требований. Формируемая на их базе оценочная система должна адекватно судить о степени достижения цели, быть удобной для практического использования, следовательно, не слишком громоздкой. Желательно (но не обязательно), чтобы показатели и критерии, используемые при формировании оценочной системы, были измеримыми, то есть должна существовать возможность количественной оценки по каждому критерию. В тех случаях, когда критерии и показатели не могут быть измерены объективно, прибегают к использованию вербально-числовых шкал.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объемов предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. При обосновании инвестиционных программ и проектов необходимо рассчитывать различные виды эффективности. Это обусловлено во многом тем, что наличие нескольких участников инвестиционного процесса предопределяет несовпадение их интересов, разное отношение к приоритетности различных вариантов проекта. Отсюда вытекает необходимость оценки эффективности проекта в целом и эффективности участия в проекте с позиции каждого участника (государства, фирм, банков и т.д.).
Основой оценки эффективности региональных программ (проектов) являются следующие принципы, применяемые независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или территориальных особенностей:
– рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного периода) – от разработки до выполнения;
– сопоставимость условий сравнения различных программ (вариантов программы);
– принцип положительности и максимума эффекта (эффект от реализации программы должен быть положительным, предпочтение отдается программам с наибольшим значением эффекта);
– учет фактора времени – должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров программы и ее экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и (или) результатов;
– сопоставление ситуаций не «до программы» и «после программы», а «без программы» и «с программой»;
– оценка всех наиболее существенных последствий программы. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести; в других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
– учет наличия разных участников программы (несовпадение их интересов, разных оценок стоимости капитала, выражающихся в различных значениях нормы дисконта);
– многоэтапность оценки;
– учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы социальных и экономических институтов;
– учет влияния инфляции;
– оценка влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию программы.
Последовательность расчетов эффективности инвестиционного проекта предполагает, что, как правило, вначале путем экспертных оценок определяется общественная значимость проекта, далее оценка проводится в два этапа. На первом этапе дается оценка общественной и коммерческой эффективности.
Это связано с тем, что о «привлекательности» проекта можно судить по показателям общественной и коммерческой эффективности проекта в целом. Какому из этих показателей отдать предпочтение, зависит от общественной значимости проекта. Крупномасштабные региональные программы и проекты можно отнести к общественно значимым.
При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты к реализации не рекомендуются и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая (финансовая) эффективность. Ее показатели на сегодняшний день являются самыми используемыми и понятными для всех участников инвестиционного процесса, в том числе и для государства, так как служат основой для оценки доходов инвестора по проекту.
Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность. Здесь также возможны два случая. Если коммерческий эффект положителен, то проект остается для дальнейшего рассмотрения на втором этапе. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность проекта до приемлемого уровня. Если же проект остается коммерчески неэффективным при всех рассмотренных мерах государственной поддержки, то он должен быть отклонен как нецелесообразный.
На втором этапе оценка эффективности производится для каждого участника проекта при определенном организационно-экономическом механизме его реализации. Одновременно проверяется и финансовая реализуемость проекта. Сравнительная оценка проектов и формирование инвестиционных программ из имеющейся совокупности проектов носит многокритериальный характер.
Показатели общественной (социально-экономической) эффективности региональных инвестиционных проектов отражают их эффективность с точки зрения интересов территории в целом. В состав показателей социально-экономической эффективности включают следующие показатели, имеющие стоимостную оценку:
– конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках произведенной продукции); сюда относят и выручку от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, ноу-хау, программного обеспечения и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
– социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия результатов инвестиционных проектов на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
– прямые финансовые результаты.
Под социальным эффектом проекта понимается величина, складывающаяся из выплачиваемой заработной платы и поступлений в социальные фонды, образующиеся в результате реализации проекта. Кроме этого, при расчете социального эффекта учитывается экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам, если бы не были сохранены существующие рабочие места на предприятии, реализующем проект, и не были бы созданы новые. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, обычно рассматриваются как дополнительные показатели социально-экономической эффективности. В частности, сюда можно отнести: эффекты длительного воздействия на состояние людей и качество жизни – совершенствование экологической обстановки, здравоохранения, прогрессивность технологии, продление срока профессиональной жизни людей; экономию времени, связанную с улучшением инфраструктуры, систем связи и др.
Следует отметить, что Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов не в полной мере учитывают особенности инноваций. Оценка эффективности инновационных программ и проектов сопряжена со следующими особенностями.
1) В создании и использовании инноваций, как правило, задействован более широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом. В инновационном процессе участвуют инвесторы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные организации, заводы-изготовители новой продукции и ее потребители. В осуществлении инвестиционного проекта заинтересованы финансирующие его инвесторы и предприятия, занимающиеся реализацией проекта.
2) Период, в пределах которого осуществляются единовременные затраты и обеспечиваются доходы, обусловленные созданием (научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами), производством и эксплуатацией нововведений, во многих случаях занимает больший промежуток времени, чем соответствующий период реализации (создания и эксплуатации) инвестиционного проекта.
3) Реализация инноваций имеет конечной целью достижение лучших результатов в сравнении с аналогом.
4) Цена на принципиально новую продукцию должна найти признание у потребителя, в то время как цена на продукцию, выпуск которой предусмотрен инвестиционным проектом, уже получила свое подтверждение на рынке. Достижение конечного результата инновационного процесса связано с более высокими рисками по сравнению с осуществлением инвестиционного проекта.
При формировании инвестиционного портфеля для решения задачи выбора инвестиционных проектов чаще всего используют следующие подходы:
1) метод выбора по правилу Парето, когда наилучшим считается тот объект инвестиций, для которого нет ни одного объекта по критериальным показателям хуже указанного, а хотя бы по одному показателю лучше;
2) правило выбора по Борда. Согласно этому правилу, варианты (объекты инвестиций) ранжируются по значениям каждого показателя в порядке убывания с присвоением им соответствующего значения ранга, а затем подсчитывается суммарный ранг для каждого объекта инвестиций. Наилучшим считается объект с максимальным значением суммарного ранга;
3) методы линейного программирования – наиболее сложная группа методов, с помощью которых решается задача максимизации доходности портфеля при заданных ограничениях. Например, речь может идти о максимизации суммарного чистого дисконтированного дохода:
При этом объем инвестиций по проектам, включенным в инвестиционный портфель, не должен превышать общий объем выделенных средств, а максимальный срок окупаемости по проектам, включенным в инвестиционный портфель, не должен быть больше установленного ограничения.
При оказании федеральной, региональной, местной финансовой поддержки необходимо учитывать бюджетный эффект. Бюджетный эффект определяется как разность между доходами соответствующего бюджета и его расходами, связанными с осуществлением данного инвестиционного проекта.
Под расходами бюджета при этом понимаются: средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта; средства, необходимые для подготовки и проработки различных вариантов программы развития региона; кредиты региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета; прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители; выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта; выплаты по государственным ценным бумагам; региональные гарантии инвестиционных рисков российским и иностранным участникам; средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций.
Под доходами бюджета понимаются: все налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи в бюджет с предприятий – участников в части, относящейся к осуществлению проекта; увеличение (уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта; поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом; эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта; дивиденды по принадлежащим региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта; штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование ресурсов и др.
Следует подчеркнуть, что в теории [3; 7; 9] и на практике универсальных, подходящих для любой ситуации, методов и моделей оценки и выбора инвестиционных проектов не существует. Потенциальный инвестор и разработчики должны уметь выбрать соответствующий метод или модель с учетом конкретных условий реализации проекта, затрат времени и средств, масштаба инвестиционного проекта, его стратегических характеристик.
Оценка эффективности региональных целевых программ в таких областях, как фундаментальные исследования, а также социальная политика, направленная на решение стратегических целей и задач, связанных с длительным сроком получения результата, вызывает серьезные сложности. Необходимо находить компромисс между потерями от неточности расчетов и затратами на их совершенствование.
Финансово-экономический анализ инвестиционных проектов можно проводить разными методами. Они основаны преимущественно на сравнении экономической эффективности инвестиций в различные проекты. Вместе с тем, применяя разные методы расчета, прежде всего, интересуются уровнем дохода, который обеспечат инвестиции, и нормой прибыли, которую они принесут. Это относится и к государству, так как высокоэффективный, прибыльный проект быстро дает отдачу и появляется возможность использовать полученные деньги для дальнейшего роста, в то время как вложение в погибающую отрасль может не дать обратного потока денежных средств.
В работах [1; 2] изложен широкий спектр критериев и методов оценки экономической эффективности программ и проектов. К основным показателям экономической эффективности инвестиционных проектов следует отнести: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок (период) окупаемости инвестиций.
Важнейшей функцией инвестиций в основной капитал является обеспечение конкурентоспособности производимых на основе этих инвестиций товаров и услуг в течение их жизненного цикла, без чего не могут быть достигнуты окупаемость инвестиций и экономическое развитие.
Для отнесения программ и проектов к инновационным существуют, по меньшей мере, два основания. Во-первых, их содержание: объектом служит базисная или улучшающая инновация, освоение и (или) распространение нового поколения техники, принципиально новой технологии. Во-вторых, инновационный проект, в отличие от инвестиционного, более тесно связан с реализацией новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований, с проведением НИОКР [4]. Понятие инновационного проекта шире, чем научно-технического проекта, охватывающего в основном НИОКР.
Реализация инноваций осуществляется с помощью инвестиций. В число инновационных затрат закладываются средства для: проведения НИОКР; приобретения лицензий, ноу-хау, испытаний и доработки технологии, подготовки необходимой проектной документации; приобретения комплекта оборудования для изготовления инновационного продукта, в некоторых случаях – модернизации существующего оборудования; создания необходимой инфраструктуры; проведения маркетинговых исследований, освоения рынка, создания в необходимых случаях сети пунктов продаж и технического обслуживания инновационных продуктов; подготовки персонала и др.
Специфика инновационных проектов, в результате которых появляется новая продукция (технология, услуга), определяется: высокой степенью неопределенности при получении конечного результата; особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате реализации; неопределенным характером спроса на эту продукцию.
Инвестиционные проекты, основанные на использовании инноваций, должны отбираться с особой тщательностью в силу того, что требуют, как правило, повышенных капиталовложений, которые, в свою очередь, могут финансироваться из взятых для этого рискованных для заемщика кредитов. При этом мера ответственности при подготовке предложений по инновационным проектам выше, чем в обычных ситуациях.
Важным вопросом является актуальность объекта для коммерциализации. Это связано с тем, что часто возникают трудности при определении того, что же в конечном итоге будет предлагаться на рынок. Практика показывает, что только 40% инновационных проектов имеют удовлетворительное описание объекта для коммерциализации. Отсутствие четкости в определении объекта коммерциализации приводит к необоснованности запрашиваемых сумм и к неверной оценке выводов по результатам финансово-экономических расчетов. Как правило, только 15% инновационных проектов проходят финансовую оценку, при которой просматривается принципиальная возможность возврата средств за счет доходов от рыночной реализации результатов инновационных проектов [3, с.38].
Инновационные программы и проекты тесным образом связаны с обеспечением полезности и конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Непосредственным следствием повышения конкурентоспособности продукции является увеличение объема ее продаж, доли рынка.
Конкурентоспособность продукции определяется ее соответствием потребностям общества и рыночных групп потребления. При экспертном рассмотрении проекта проводят сравнение продукции, предполагаемой по проекту, с аналогом, который имеется на рынке или его появление прогнозируется. При отсутствии аналога рассматривается группа товаров (услуг), которые содержат одну или несколько заявленных функций (сравнение с несколькими аналогами). При наличии у инновационного продукта или услуги новых потребительских функций, не имеющих аналогов, потребительская ценность может считаться максимальной. Конкурентоспособность продукта зависит не только от функциональной пригодности, но и от степени удовлетворения потребителя всем комплексом свойств продукта, условий его поставки и использования.
Согласно теории потребительского поведения, из всего многообразия продукции, представленной на рынке, предназначенной для удовлетворения одной потребности, но отличающейся набором полезных свойств и ценой, потребитель отдаст предпочтение той, которая обеспечивает наибольшую отдачу свойств на единицу затрат. В связи с этим конкурентоспособность продукции может быть рассчитана как отношение показателя, характеризующего качество продукции, и показателя, определяющего уровень затрат потребителя за весь период ее эксплуатации, с учетом необходимых затрат на ликвидацию.
Большинство коммерческих финансовых организаций и банков не осуществляют вложения в исследования и инновации, рассматривая наличие этого условия в проекте как «стоп-фактор». В основном финансирование этой сферы идет из бюджетных источников, из средств венчурных и специальных фондов. Вероятность получения средств из коммерческих источников возрастает со степенью готовности инновации к внедрению.
Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание высокую долю неопределенности. Тем не менее анализ инновационных рисков и их систематизация уже могут дать инструменты к управлению рисками. Оценивать риски можно, используя логические шкалы или систему баллов. Большинство методик по оценке рисков строятся именно по балльной системе: эксперт проставляет определенное количество баллов по каждой из групп риска или по каждому риску в отдельной группе, затем риски взвешиваются, и выводится общая оценка риска проекта. Оценку риска проекта необходимо отражать в расчетах по проекту: показатели проекта должны быть рассчитаны с учетом поправки на риск. Эффективность инновационной деятельности должна компенсировать высокий риск процесса реализации этой деятельности. Управление инновационными рисками предполагает совокупность практических мер, позволяющих идентифицировать и оценить риски, снизить неопределенность результатов инноваций, повысить полезность их реализации, снизить цену достижения инновационных целей.
На практике программы и проекты оценивают с разных точек зрения. Тем не менее, превалирует экономический подход, с позиций которого рассматриваются вопросы эффективности проектов. Это ведет к недоучету значения других видов эффективности.
В настоящее время многие виды российской продукции и услуг не обладают конкурентоспособностью не только на мировом рынке, но и на ряде сегментов внутреннего рынка, на которых доминируют зарубежные страны. Важным фактором конкурентоспособности является инновационно-технологический уровень продукции, определяющий ее новизну. Однако, при выборе инновационных проектов для финансирования (в том числе инновационной направленности) сегодня как на федеральном, региональном уровнях, так и в предпринимательской среде предпочтение отдается, прежде всего, проектам с наибольшей экономической эффективностью. В этой ситуации значительная часть инвестиционных проектов воспроизводит устаревший технологический уровень. Оценка технологического уровня проектов в большинстве бизнес-планов отсутствует.
Представляется, что в период перехода экономики на инновационный путь развития на региональном уровне (как и на федеральном) должны быть пересмотрены критерии отбора проектов и программ; необходимо проводить оценку технологической эффективности. При их экспертизе необходимо использовать системный и комплексный подходы, реализуемые посредством комплексной экспертизы.


Литература
1. Васильев И.А. Анализ эффективности инвестиционных проектов. – М.: ВЕДИ, 2001. – 208 с.
2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р, Смоляк С.А. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Дело, 1998. – 248 с.
3. Волков В.И. Методология комплексной экспертизы инвестиционных программ и проектов. Ч. 2. – М.: РИНКЦЭ, 2004. – 200 с.
4. Инновационно-технологическая экспертиза инвестиционных проектов и программ /Под ред. Ю.В. Яковца. – М.: МФК, 2002. – 91 с.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание – М.: Экономика, 2000. – 421 с.
6. Методические рекомендации по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области. – СПб: «Вести», 2006. – 40 с.
7. Основы инновационного менеджмента: теория и практика /Под ред. Н.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000. – 450 с.
8. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.
6. Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов: Учеб. пособие. – М.: Финстатинформ, 2001. – 131 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия