Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ
Пиль Э. А.
профессор кафедры вычислительных систем и программирования Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор технических наук


Материальные, финансовые и информационные потоки компании

В работах [3, 4] было описаны материальные, финансовые и информационные потоки, которые связывают корпорацию как с другими компаниями и фирмами, так и внутри ее самой. Рассмотрим вкратце эти потоки и их характеристики, а также возможные варианты связей и их изменения при экономическом спаде.
Итак, в любой компании можно выделить следующие виды потоков (ВП): материальные (МТ), финансовые (ФН) и информационные (ИН), т.е. их можно представить в виде совокупности (1),

К материальным потокам относятся потоки, с помощью которых создается как сама продукция, выпускаемая данной корпорацией, так и энергоносители, необходимые для ее выпуска.
Таким образом, к основным материальным и энергетическим потоком можно отнести следующие:
– приборы (ПР);
– узлы (УЗ);
– детали (ДТ);
– полуфабрикаты (ПЛ);
– заготовки (ЗГ);
– режущий инструмент (РИ);
– мерительный инструмент (МИ);
– оснастка (ОС);
– нефть, бензин, масла, СОЖ и др. (НФМ);
– уголь (УГ);
– газ (ГЗ);
– электричество (ЭЛ).
Это можно также представить выражением (2),

К финансовым потокам относятся потоки, связанные соответственно с деньгами и к ним относятся:
– денежные платежи через банковскую систему безналично, как товарный и нетоварный оборот (ДПБ);
– денежные платежи сотрудникам, как безналично, так и налично (ДПС);
– аккредитивы и др. ценные бумаги (ЦБ).
Финансовые потоки можно записать следующей совокупностью (3),

К информационным потокам относятся потоки, связанные со средствами массовой информации (СМИ), электронные сети (проводные и беспроводные), а также при личном общении или случайно (преднамеренно) услышанные. Информация – важнейший ресурс управления. С позиций кибернетики, управление – процесс целенаправленной переработки информации. Информация является как предметом труда, так и продуктом труда в управлении [5]. Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая; ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, значительная часть ее связана с общественным производством.
Экономическая информация (ЭИ) это совокупность сведений, возникающих в процессе производственно-хозяйственной (СПХД), коммерческой (СКД) и финансовой деятельности (СФД) и используемых для осуществления функций организационно-экономического управления этой деятельностью (4),

При этом экономическая информация характеризуется следующими параметрами: большой объем (БО); многократное повторение циклов получения и обработки (МПЦПО); временной регламент процедур обработки информации (ВОИ); значительный удельный вес Телекоммуникационных процедур и логических операций преобразования информации (ЗУВПО); сравнительно несложные расчеты для большинства видов информации (СНРИ) [1], т.е. ее можно представить в виде функции (5),

Необходимую информацию получают различными способами, такими как:
– журналы, газеты, брошюры (периодика) (ЖГБ);
– книги, рекламные проспекты (КРП);
– наружные рекламные щиты (НРП);
– информация, получаемая по сетям в электронном виде (телефонным, кабельным, оптическому волокну) (ИПС);
– информация, получаемая по телевизору (ИПТ);
– информация, получаемая по радио (ИПР);
– информация, получаемая через поставщиков сотовой связи (проводного или спутникового телефона) (ТЕЛ);
– информация, получаемая при личном общение, случайно или преднамеренно подслушанная (ИЛОП).
Таким образом, способы получения информации (СПИ) можно записать следующим выражением (6),

Все перечисленные выше связи можно разбить на следующие три класса: хрупкие, пластические и сверхпластические.
Таким образом, можно дать следующие определения существующим связям любой корпорации.
Хрупкими связями фирмы называются такие связи, которые разрываются даже при небольших изменениях экономического состояния компании в сторону сокращения выпускаемой продукции или сервисных услуг.
То есть, в данном случае происходит полностью закрытие того производства изделий и сервисных услуг, которые можно отнести к второстепенным и не являющиеся основной продукцией. Сюда также можно отнести ту продукцию и сервисные услуги, производство которых в последнее время сокращалось из-за малого на них спроса или планировалось сократить либо закрыть. Таким образом, ухудшение экономического положения, как самой компании, так и экономического положения в целом, способствует к ускорению принятия решений руководством компании либо к ликвидации таких подразделений, либо их переориентацию с учетом изменившейся конъектуры рынка. Следует отметить, что к хрупким связям компании также следует отнести связи с другими компаниями, поставляющими свою продукцию или сервисные услуги, чье экономическое положение оставляло желать лучшего. Следовательно, разрыв связи компании может быть инициирован как самой компанией, так и компанией, с которой существовала данная связь.
Пластические связи фирмы называются такие связи, которые разрываются при значительных изменениях экономического состояния компании в сторону сокращения выпускаемой продукции или сервисных услуг.
Сверхпластические связи компании называются такие связи, которые могут разорваться только с наступлением экономического краха или ликвидации компании.
Вид хрупких связей можно представить рис. 1а.
Рис. 1. Виды связей компании при экономическом спаде
а – хрупкие, б – пластические, в – сверхпластические, где, tн – время начала экономического спада, tк – время конца экономического спада, Ен – состояние экономики
в начале экономического спада, Ек – состояние экономики в конце экономического спада

Из рис. 1 видно, что хрупкие связи разрушаются очень быстро даже при небольших изменениях состояния экономики. Здесь можно ввести следующую величину

При спаде экономики – она, соответственно, имеет отрицательное значение.
Для более точного описания состояния изменившийся экономики лучше воспользоваться величиной относительного изменения в процентах, которую можно будет рассчитать по формуле (7),

сверхпластическое разрушение, рис. 1в. То есть, сверхпластические связи могут разорваться между компаниями только с наступлением экономического краха. Например, сильное землетрясение, цунами или другие природные катаклизмы для небольшого государства могут привести ее экономику к краху.
Здесь можно ввести также следующую величину

На рис. 2 показаны три возможных варианта развития разрывов связей компании. Для расчетов и прогнозирования изменения экономического состояния компании целесообразно, чтобы эти изменения проходили по линейной зависимости, что позволит легко прогнозировать время протекания, основываясь на предыдущих опытах и имея соответствующие статистические данные в виде баз данных.
Рис. 2. Варианты развития разрывов связи

а – линейная, б – степенная, в – полиноминальная

К сверхпластическим связям можно отнести информационные связи, при этом в первую очередь СМИ, исключая Интернет, т.к. малый бизнес может от него отказаться, или даже вообще не использовать, если компания состоит из небольшого количества работников. Сюда также относятся материальные потоки, без которых производство встанет, а также денежные потоки, энергетические потоки и т.д.
Сверхпластические связи можно разделить на два класса: главные и второстепенные. К главным сверхпластическим связям относятся связи, которые существуют до момента юридической ликвидации фирмы. К второстепенным относятся связи уже после юридической ликвидации фирмы. То есть, бывшие сотрудники фирмы, в особенности если их связывали родственные узы, естественно будут общаться между собой и при улучшении экономической ситуации они могут возродить свою фирму для выпуска той же или другой продукции или сервисных услуг снова. Это в первую очередь относится к малому бизнесу, а также и к среднему бизнесу с небольшим количеством сотрудников.
Рис. 3. Виды связей компании

а – малый бизнес, б – средний бизнес, в – большой бизнес
мб – малый бизнес, сб – средний бизнес, бб – большой бизнес

Все остальные связи относятся к категории пластических связей и представляют собой промежуточное состояние между хрупкими и сверхпластическими связями.
В работах [3, 4] автором было показано, что экономику любого государства можно представить в виде оболочек, следовательно связи компаний можно представить в виде рис. 3. Как видно из рис. 3 малый бизнез имеет следующие три вида связей: связь с малым бизнесом, связь с средним и связь с большим бизнесом. При этом количенство связей у малого бизнеса может варьировать от 1 до нескольких десятков. Средний бизнес имеет связи с малым бизнесом, средним бизнесом и с большим бизнесои и количество этих связей может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен. Большой бизнес связан с большим количеством поставщиком различных изделий и услуг, как с малым, средним, так и большим бизнесом соответственно. Количество этих связей может варьирует от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч и более.
Разрушение связей можно интерпретируется как бесконечное растяжение стержня, этот закон используется при неограниченно возрастающих напряжениях [2]. Здесь следует учесть вопрос о влиянии на время разрушения закона ползучести. То есть, при ухудшении экономического состояния компании связи между другими компаниями могут разрываться как сразу, так и постепенно, в зависимости от многих причин, таких как, например, времени протекания спада, интенсивность спада, состояния связей на данный момент времени и многие др. И в наступлении времени tк происходит окончательный разрыв связи.
Таким образом, можно сделать следующий вывод – если компания ведет каждодневную детальную статистику, как состояния самой компании, так и ее связей, а также отслеживает состояние рынка в виде баз данных и имеет хорошую базу знаний, она может прогнозировать приближение кризисной ситуации и предпринять все необходимые меры для сведения к минимуму влияния экономического спада на свое состояние.


Литература
1. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.
2. Качанов Л.М. Основы механики разрушения. Главная редакция физико-математической литературы. – М.: Изд-во Наука,1974. – 312 с.
3. Пиль Э.А. Математическая модель корпорации. РЕМЕ & Co. – СПб., 2006 – 35 с.
4. Пиль Э.А. Виртуальная модель корпорации. Проблемы машиноведения и машиностроения. Межвуз. сб. Вып. 37. – СПб.: СЗТУ. 2007. – С. 296–299
5. Пиль Э.А. Деформация экономических оболочек при воздействии внешних и внутренних сил. // Проблемы современной экономики. – 2007. – №1. – С. 427–429.
6. Пиль Э.А. Варианты развития макроэкономики после влияния внутренних и внешних сил. / РЕМЕ & Co – СПб. – 2005 – 28 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия